Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Окружающий мир. 2 класс. "Справочники, словари, энциклопедии".
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)
Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Окружающий мир. 2 класс. "Справочники, словари, энциклопедии".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fg_2_kl_okr_mir.docx | 235.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Окружающий мир. 2 класс. УМК «Планета знаний».
Подготовила: учитель начальных классов Белоцерковская М.Н.
Тема: Справочники, словари, энциклопедии
Цель: познакомиться с понятиями «информация», «справочник», словарь», «энциклопедия», назначением различных справочников, научить пользоваться справочной литературой.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать понятия «информация», «справочник», «словарь», «энциклопедия»;
- уметь пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями;
- уметь составлять свой справочник.
Метапредметные:
- уметь пересказывать прочитанный текст;
- уметь находить ответы на вопросы,
- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнера по совместной деятельности.
Личностные:
- формирование познавательного интереса,
- формирование позитивной самооценки.
Познавательные:
-понимать значение справочников, словарей, энциклопедий;
пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации.
Коммуникативные:
-сотрудничать с одноклассниками при выполнении игровых заданий;
-осуществлять взаимопроверку при выполнении игровых заданий;
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Оборудование и наглядные пособия: учебник «Окружающий мир. класс», презентация, карточки для работы в группе, в паре, заготовки для изготовления справочника.
Ход урока
- Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
Девиз урока (Слайд.)
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Только тот, кто много знает,
В жизни что-то достигает!
- Актуализация опорных знаний.
1. Прослушивание стихотворения А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…» на фоне фото осенней природы. (Слайд.)
- Какие приметы и явления осени упоминаются в стихотворении? –
- Какие пословицы об осени вы знаете?
- Как вы понимаете пословицу «Осень – погод восемь»?
- Минутка синоптика. Комментированное управление. Заполнение дневника наблюдений.
- Диалог учащихся на тему «Изменения в неживой природе».
- Работа на карточках по теме «Живая природа осенью». Задание: закончи предложения.
- взаимопроверка – по эталону. (Слайды.)
5. Подведение к теме через проблемный вопрос.
В задании вам пришлось столкнуться с незнакомым понятием «миграция». Кто догадался, что это? А как поступить, чтобы выяснить значение незнакомого слова?
*. Миграция, постоянные маршруты перелётных птиц - ??? – проблемный вопрос. + научные сведения + помощь в спец. литературе.
– Какая книга нам поможет выяснить, что такое миграция птиц? (толковый словарь – по алфавиту – с.218) Работа с толковым словарём в учебнике.
- А если мы хотим побольше узнать о миграции птиц, то к какой книге нужно обратиться? (энциклопедии). Рассматривание в энциклопедии материала о миграции птиц.
- Сообщение темы и целей урока.
- Сообщение темы урока. Слайд.
- Рассматривание выставки, где присутствуют и наши учебники.
Беседа:
- Почему в ряду с энциклопедиями, словарями и справочниками стоят и наши учебники? (в конце учебников тоже есть словари и справочники)
- Приведите примеры словарей и справочников, размещённых в наших учебниках.
- Авторы учебников позаботились о том, чтобы вы, младшие школьники могли быстро найти нужную информацию по теме урока. В жизни возникает много разных вопросов, и всю информацию разместить в учебнике невозможно. Где искать ответы на интересующие нас вопросы? (В научной литературе или в художественной?)
- Сформулируем цели урока: Слайд.
- 1. Познакомиться со словарями, справочниками, энциклопедиями.
- 2. Узнать, чем они отличаются.
- 3. Научиться находить информацию в справочной литературе.
- 4. Учиться сотрудничать с одноклассниками.
- 5. Выяснить значение словарей, справочников, энциклопедий в жизни.
- 6. Составить справочник.
- Составьте из букв ключевое слово урока. (Слайд.)
- Информация!
Как связано это слово с темой нашего урока?
IV. Ознакомление с новым материалом:
1) Чтение с остановками хорошо-читающими учащимися текста учебника с.32-33 по абзацам.
1 – Что такое энциклопедии? Что значит «в определённом порядке»? – Рассмотрим содержание одной из энциклопедий. + Определённый порядок – по темам.
2 – Что мы можем узнать из словарей? В каком порядке расположены слова в словарях? Какому человеку будет сложно быстро найти нужное слово в словаре? (кто не знает алфавит.) А мы знаем: АБВ…(хором)
– Рассмотрим примеры словарей на выставке.
3, 4 – Как вы думаете, почему и энциклопедии, и словари называют справочниками? Вопрос к параграфу № 1 – информация – смотрим в справочнике.
2) Работа по иллюстрации с.32.
- Что изображено? Как эти книги назвать одним словом?
3) Знакомство с разными видами словарей. (Слайд – виды словарей.)
Практическая работа со словарями по группам:
- Посмотрим в словообразовательном словаре, в каком словарном ряду стоит слово «справочник» (с.460): справка, справиться, справочная. – Какие эти слова? (родственные)
- А каким близким по значению словом можно заменить слово «справиться»? – Посмотрим значение слова «справиться» в словаре синонимов и антонимов. (с. 161) и в толковом словаре Владимира Ивановича Даля (с.609)– Справиться – спросить, узнать.
- Какое слово (справочник, энциклопедия или словарь), как вам кажется, имеет иностранное происхождение? Обратимся к Русскому словарю иностранных слов. (с.46)
Энциклопедия – слово французского и греческого происхождения. Обозначает «круг знаний». (с.71)
4) Определение назначения орфографического словаря.
А сейчас у нас – «Весёлая минутка»! (Слайд.)
Прочитаем стихотворение Михаила Яснова:
На прошлогодние ошибки
Смотреть мне трудно без улыбки,
Вновь потеплело в декабре,
Запахло сеном во дворе,
Пишу я лучше многих в классе,
Мне подарил подарок Вася.
Я изучала весь январь
Орфографический словарь.
Михаил Яснов
- Какой словарь подарил девочке Вася? Она сумела им воспользоваться? Какие ошибки вы заметили?
(Слайд.)
- Для чего нужен орфографический словарь?
5) Практическая работа в парах с орфографическими словарями.
Найдите слово: …………..
6) «Весёлая минутка» продолжается!
Знакомство с назначением словаря фразеологизмов.
- Прочитаем стихотворение и ответим, какие средства выразительности речи в нём использованы?
В каком словаре можно найти толкование фразеологизмов? Словарь фразеологизмов. (Слайд.)
- Сделайте вывод, с какими словарями мы познакомились? (Слайд.)
7) Ознакомление с энциклопедиями. (Слайды).
Выставка различных энциклопедий. Ознакомление с тематикой.
Рассматривание энциклопедий.
Обучение нахождению нужного материала в энциклопедии с помощью содержания и указателя.
8) Физминутка для глаз:
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз
И вновь глазами
Ты по периметру веди.
Рисуй восьмёрку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Опять по линии води.
И на бочок её клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко. Не ленись.
Глаза откроем, наконец.
Зарядка окончена.
Ты – молодец!
- Закрепление изученного материала.
- Подведение к теме текста.
Загадка:
- Говорит она беззвучно, но понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней – станешь в сотни раз умней. (книга)
- Как называется Дом для книг? (Библиотека.)
- Как вы думаете, слово «библиотека» - имеет русское происхождение или произошло от иностранных слов?
Работа по орфографическому словарю в парах.
Библиотека – слово греческого происхождения. «библио» - книга, «тека» - хранилище.
2) Работа над текстом «Древняя библиотека» (читаем с учителем).
- Что изображено на иллюстрации к тексту? (книга)
- Из чего она сделана?
- Как писали древние книги?
- Что обозначает каждый клинышек?
- Как называют древнее письмо?
- Кто нашёл эти древние книги?
- Почему текст называется «Древняя библиотека»?
- Почему эта археологическая находка важна для современного общества?
- Викторина «Да-нет-ка».
А сейчас мы проведем с вами викторину и узнаем, что сегодня на уроке вы запомнили, какие знания получили:
+ 1. В энциклопедиях представлены материалы, которые собраны в определенном порядке.
- 2. В словарях нет алфавитного указателя.
+ 3. В словаре можно найти значение какого-либо слова.
- 5. Клинопись содержит буквы современного алфавита.
- 5. Информацию всегда можно найти, пользуясь компьютером. (Только при подключении к сети Интернет)
4) Физкультминутка двигательная.
- Обобщение полученных знаний.
- Работа в группах
А сейчас мы будем находить информацию в энциклопедиях.
Командир группы получает вопрос – обсуждают в группе: какую энциклопедию взять?
Командиры назначают игрока, который возьмёт нужную энциклопедию. Группа ищет ответ на вопрос по памятке. (Слайд.)
Памятка работы со справочниками:
1. Определи тематику своего вопроса.
2. Подбери справочную литературу.
3. Открой оглавление (алфавитный указатель)
4. Найди нужную страницу.
5. Прочитай информацию, поделись информацией с другими.
Дети работают в группах, выполняют задание, записанное на карточках.
Задание 1-й группе:
- Найти информацию: «Сладкое чудо Коломны».
- Поделитесь информацией с одноклассниками по плану:
1.Какими традициями издавна славилась Коломна?
2.Какой музей есть в Коломне?
3.Что там делают?
4.Что называют «сладким чудом Коломны»?
Задание 2-й группе:
- Найти информацию: «Море, у которого нет берегов».
- Поделитесь информацией с одноклассниками по плану:
- Какое море не имеет берегов?
- Почему оно не имеет берегов?
- Что происходит с водой в Саргассовом море?
- Водятся ли в этом море крупные хищники?
Задание 3-й группе:
- Найти информацию: «Кот-пловец».
- Поделитесь информацией с одноклассниками по плану:
1.Как по-другому ещё называют этого кота?
2.Что он умеет делать?
3.Возле чего селится кот-пловец?
4.Кого кот-рыболов ест, кроме рыбы?
Задание 4-й группе:
- Найти информацию: «Как вертолёты помогают человеку?»
- Поделитесь информацией с одноклассниками по плану:
- Благодаря чему вертолёт взлетает?
- В каких направлениях летает?
- На какую площадку может приземлиться?
- Какую работу выполняют вертолёты?
- Подвижная игра. «Энциклопедии и словари».
Если информацию можно найти в энциклопедии, - встанут мальчики.
Если информацию можно найти в словарях, – встанут девочки.
- Кто изобрёл велосипед? - Э (об изобретениях)
- Что такое химия? – С (толковый)
- Где живут белые медведи? – Э (о животных)
- Какая звезда самая яркая? – Э (о космосе)
- Что обозначает выражение «от корки до корки»? – С (фразеологизмов)
- Из какого языка к нам пришло слово «натюрморт»? – С (русский словарь иностранных слов)
- Практическая групповая работа.
Создаём справочник.
Каждая группа должна создать 1 страничку для справочника.
- Что нам нужно для создания справочника?
(Текст, иллюстрация, начальная буква. – Материалы выдаются группам.)
- Чтобы наш общий справочник был оформлен в едином стиле, мы договоримся, что:
В правом верхнем углу мы поместим начальную букву;
Под текстом посередине – иллюстрацию.
- Читаем полученный текст.
Выбираем соответствующую иллюстрацию и букву.
Оформляем.
Делимся информацией с товарищами.
- Какое название можно дать нашему справочнику? (Животный мир.)
- В справочниках указывают, кто являлся составителями.
Как записать, кто составил справочник? (2-Г класс)
Дети закрашивают цветными карандашами буквы на обложке-заготовке.
Справочник
Животный мир
Составители:
2 – Г КЛАСС
- Нужно собрать все странички в один справочник.
Как расположить странички? (По алфавиту.)
Скрепляем.
Тексты для работы в группах:
Сова полярная
Полярную сову также называют белой. Это самая крупная птица из отряда сов. Живёт она в тундре.
Голова круглая, глаза ярко-жёлтые. Белое оперение полярной совы маскирует её на фоне снега. А птенцы коричневого цвета.
Белая сова — хищник. Охотится в сумерках на мышей, зайцев, гусей, уток, ловит рыбу.
Бамбуковый медведь
Бамбуковый медведь или большая панда
обитает в Китае.
Тело у панды покрыто густым белым мехом с чёрными пятнами вокруг глаз, чёрными ушами и чёрными лапами.
В день взрослая панда съедает до 30 кг бамбука. Иногда питается другими растениями, мелкими птицами, зверьками, некоторыми насекомыми, ест и яйца. Каждый день на еду тратит до 12 часов.
Панда в зимнюю спячку не впадает.
Может лазать по деревьям.
Морской конёк
Морские коньки относятся к рыбам. Необычная форма тела конька напоминает шахматную фигурку коня. По размерам морские коньки бывают от 2 до 30 см. Они живут в тропических морях. Ведут малоподвижный образ жизни. Прикрепляются гибкими хвостами к растениям и меняют окраску тела, сливаясь с фоном. Так они защищают себя от хищников и маскируются во время охоты за пищей.
Питаются коньки мелкими рачками и креветками. У морского конька рот похож на трубочку-пипетку — добыча втягивается в рот вместе с водой.
Леопард
Леопард – красочная дикая кошка. Это быстрое и осторожное животное. Имеет крепкое, сильное тело. Отлично видит в разное время суток.
Главное оружие леопарда: очень острые когти и зубы. Главное достоинство: нарядный мех, который легко скрывает хищника. Питаются в основном косулями, антилопами и зебрами. Леопард – невероятно умелый рыбак!
Он замечательно лазит по деревьям и горам, легко преодолевает высокие барьеры.
Фламинго
Фламинго - крупная птица с красивыми розовыми или красными перьями. Розовый цвет фламинго зависит от пищи, которую они едят. Эти птицы питаются водорослями и креветками. Во время приема пищи фламинго опускают голову под воду. Длинные ноги фламинго помогают им ходить по дну даже на сравнительно большой глубине в поисках пищи. Фламинго живут стаями. У них громкие и пронзительные крики.
Родиной фламинго является Северная и Южная Америки, Африка и Азия.
Определение значимости выполненной работы. (Возможности практического применения):
- Кому может помочь наш справочник?
- Хотели бы вы в дальнейшем дополнить новыми страницами наш справочник?
- Домашнее задание.
В Рабочей тетради выполнить на стр. 16 задания № 1,2.
- Рассмотрим 1 задание. Понятно? И не забудьте обратиться к справочнику в конце учебника, чтобы уточнить значение слова «кроссворд».
- Рассмотрим 2 задание. Какой это кроссворд: текстовый или картинный? Какова особенность тематики этого кроссворда? (Одна тема.) Можно озаглавить его? Отгадки впишете в подходящие места в кроссворде. А затем на отдельном листочке, пользуясь нужным справочником, запишите толкование слов-отгадок.
Итак, на листочке у вас будет записано название кроссворда и толкование слов-отгадок. Понятно задание?
- Итог урока.
1) Закончи предложения: (Слайд.)
Сегодня я узнал… Было интересно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… | Я приобрел… Я научился… У меня получилось … Я попробую… Меня удивило… Мне захотелось… |
2) Самооценка по «лестнице успеха». (Слайд.)
Посмотрим на результат нашей лестницы успеха.
Как вы думаете, мы уже достигли вершины, или можно ещё в дальнейшем повышать свой уровень?
XIII. Рефлексия
- Ребята, а ведь информация - это не только слова, но и жесты.
Я вам предлагаю оценить свою работу с помощью жестов.
- Если вы можете сказать про себя «Я молодец! Я справился со всеми заданиями и мне понравился урок» - поднимите зелёную карточку - руки вверх.
- Кто считает, что он молодец, но у него остался маленький вопрос, жёлтую карточку - разведите руки в стороны.
- А кто считает, что он тоже молодец, но ему нужно еще раз повторить дома эту информацию, - красную карточку - ставит руки на пояс. Потренируемся. А теперь показываем. А мне очень понравилось с вами работать, и я довольна каждым из вас!
Стихотворение «Спасибо за урок» (Слайд.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация и методическое сопровождение работ по формированию функциональной грамотности обучающихся в Тверской области
Организация и методическое сопровождение работ по формированию функциональной грамотности обучающихся в Тверской области...
Выступление на школьном методическом объединении по теме: «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в начальных классах»
Приемы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка...
Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Литературное чтение. 1 класс. В. Драгунский "Друг детства".
Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Литературное чтение. 1 класс. В. Драгунский "Друг детства"....
Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Литературное чтение. 1 класс. Л.Н. Толстой "Косточка".
Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Литературное чтение. 1 класс. Л.Н. Толстой "Косточка"....
Cценарный ход урока по формированию функциональной грамотности (литературное чтение, 3 класс)
Технологическая карта по учебному предмету "Литературное чтение" с включениями заданий по формированию читательской грамотности ....
Методическая разработка по теме: "Формирование математической грамотности младших школьников средством использования практико-ориентированных заданий»
Практические задания на уроках математики...
Методическая разработка по теме: "Формирование математической грамотности младших школьников средством использования практико-ориентированных заданий»
практико-ориентированные задания на уроках математики3-4 классы...