Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Окружающий мир. 2 класс. "Справочники, словари, энциклопедии".
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)

Белоцерковская Марина Николаевна

Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Окружающий мир. 2 класс. "Справочники, словари, энциклопедии".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fg_2_kl_okr_mir.docx235.79 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Окружающий мир. 2 класс. УМК «Планета знаний».

Подготовила: учитель начальных классов Белоцерковская М.Н.

Тема: Справочники, словари, энциклопедии

Цель: познакомиться с понятиями «информация», «справочник», словарь», «энциклопедия», назначением различных справочников, научить пользоваться справочной литературой.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать понятия «информация», «справочник», «словарь», «энциклопедия»;

- уметь пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями;

- уметь составлять свой справочник.

Метапредметные:

- уметь пересказывать прочитанный текст;

- уметь находить ответы на вопросы,

- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнера по совместной деятельности.

Личностные:

- формирование познавательного интереса,

- формирование позитивной самооценки.

Познавательные:

-понимать значение справочников, словарей, энциклопедий;

пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации.

Коммуникативные:

-сотрудничать с одноклассниками при выполнении игровых заданий;

-осуществлять взаимопроверку при выполнении игровых заданий;

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Оборудование и наглядные пособия: учебник «Окружающий мир.  класс», презентация, карточки для работы в группе, в паре, заготовки для изготовления справочника.

Ход урока

  1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Девиз урока (Слайд.)

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Только тот, кто много знает,

В жизни что-то достигает!

  1. Актуализация опорных знаний.

1. Прослушивание стихотворения А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…» на фоне фото осенней природы. (Слайд.)

 - Какие приметы и явления осени упоминаются в стихотворении? –

- Какие пословицы об осени вы знаете?

- Как вы понимаете пословицу «Осень – погод восемь»?

  1. Минутка синоптика. Комментированное управление. Заполнение дневника наблюдений.
  2. Диалог учащихся на тему «Изменения в неживой природе».
  3. Работа на карточках по теме «Живая природа осенью». Задание: закончи предложения.

- взаимопроверка – по эталону. (Слайды.)

5. Подведение к теме через проблемный вопрос.

В задании вам пришлось столкнуться с незнакомым понятием «миграция». Кто догадался, что это? А как поступить, чтобы выяснить значение незнакомого слова?

*.  Миграция, постоянные маршруты перелётных птиц - ??? – проблемный вопрос. + научные сведения + помощь в спец. литературе.

– Какая книга нам поможет выяснить, что такое миграция птиц? (толковый словарь – по алфавиту – с.218) Работа с толковым словарём в учебнике.

-  А если мы хотим побольше узнать о миграции птиц, то к какой книге нужно обратиться? (энциклопедии). Рассматривание в энциклопедии материала о миграции птиц.

  1. Сообщение темы и целей урока.
  1. Сообщение темы урока. Слайд.
  2. Рассматривание выставки, где присутствуют и наши учебники.

Беседа:

- Почему в ряду с энциклопедиями, словарями и справочниками стоят и наши учебники? (в конце учебников тоже есть словари и справочники)

- Приведите примеры словарей и справочников, размещённых в наших учебниках.

- Авторы учебников позаботились о том, чтобы вы, младшие школьники могли быстро найти нужную информацию по теме урока. В жизни возникает много разных вопросов, и всю информацию разместить в учебнике невозможно. Где искать ответы на интересующие нас вопросы? (В научной литературе или в художественной?)

  1. Сформулируем цели урока: Слайд.
  • 1. Познакомиться со словарями, справочниками, энциклопедиями.
  • 2. Узнать, чем они отличаются.
  • 3. Научиться находить информацию в справочной литературе.
  • 4. Учиться сотрудничать с одноклассниками.
  • 5. Выяснить значение словарей, справочников, энциклопедий в жизни.
  • 6. Составить справочник.
  1. Составьте из букв ключевое слово урока. (Слайд.)

- Информация!

Как связано это слово с темой нашего урока?

IV. Ознакомление с новым материалом:

1) Чтение с остановками хорошо-читающими учащимися текста учебника с.32-33 по абзацам.

1 – Что такое энциклопедии? Что значит «в определённом порядке»? – Рассмотрим содержание одной из энциклопедий. + Определённый порядок – по темам.

2 – Что мы можем узнать из словарей? В каком порядке расположены слова в словарях? Какому человеку будет сложно быстро найти нужное слово в словаре?  (кто не знает алфавит.) А мы знаем: АБВ…(хором)

– Рассмотрим примеры словарей на выставке.

3, 4 – Как вы думаете, почему и энциклопедии, и словари называют справочниками? Вопрос к параграфу № 1 – информация – смотрим в справочнике.

2) Работа по иллюстрации с.32.

- Что изображено? Как эти книги назвать одним словом?

3) Знакомство с разными видами словарей. (Слайд – виды словарей.)

Практическая работа со словарями по группам:

- Посмотрим в словообразовательном словаре, в каком словарном ряду стоит слово «справочник» (с.460): справка, справиться, справочная. – Какие эти слова? (родственные)

- А каким близким по значению словом можно заменить слово «справиться»? – Посмотрим значение слова «справиться» в словаре синонимов и антонимов. (с. 161) и в толковом словаре Владимира Ивановича Даля  (с.609)– Справиться – спросить, узнать.

- Какое слово (справочник, энциклопедия или словарь), как вам кажется, имеет иностранное происхождение? Обратимся к Русскому словарю иностранных слов. (с.46)

Энциклопедия – слово французского и греческого происхождения. Обозначает «круг знаний». (с.71)

 4) Определение назначения орфографического словаря.

А сейчас у нас – «Весёлая минутка»! (Слайд.)

Прочитаем стихотворение Михаила Яснова:

C:\Users\АБАК\Desktop\биб урок нач кл справочная литература\14828_0d0201f78d0db94727b3aaf7983d3891.jpg.jpg 

На прошлогодние ошибки

Смотреть мне трудно без улыбки,

Вновь потеплело в декабре,

Запахло сеном во дворе,

Пишу я лучше многих в классе,

Мне подарил подарок Вася.

Я изучала весь январь

Орфографический словарь.

                                                         Михаил Яснов

- Какой словарь подарил девочке Вася? Она сумела им воспользоваться? Какие ошибки вы заметили?

(Слайд.)

- Для чего нужен орфографический словарь?

5) Практическая работа в парах с орфографическими словарями.

Найдите слово: …………..

6) «Весёлая минутка» продолжается!

Знакомство с назначением словаря фразеологизмов.

- Прочитаем стихотворение и ответим, какие средства выразительности речи в нём использованы?

C:\Users\АБАК\Desktop\биб урок нач кл справочная литература\14828_3e3090bf9a6bc68acc675b1992de9773.jpg.jpg

В каком словаре можно найти толкование фразеологизмов? Словарь фразеологизмов.  (Слайд.)

- Сделайте вывод, с какими словарями мы познакомились? (Слайд.)

7) Ознакомление с энциклопедиями. (Слайды).

Выставка различных энциклопедий. Ознакомление с тематикой.

Рассматривание энциклопедий.

Обучение нахождению нужного материала в энциклопедии с помощью содержания и указателя.

8) Физминутка для глаз:

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз

И вновь глазами

Ты по периметру веди.

Рисуй восьмёрку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Опять по линии води.

И на бочок её клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко. Не ленись.

Глаза откроем, наконец.

Зарядка окончена.

Ты – молодец!

  1. Закрепление изученного материала.
  1. Подведение к теме текста.  

Загадка:

- Говорит она беззвучно, но понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней – станешь в сотни раз умней. (книга)

- Как называется Дом для книг?  (Библиотека.)

- Как вы думаете, слово «библиотека» - имеет русское происхождение или произошло от иностранных слов?

Работа по орфографическому словарю в парах.

Библиотека – слово греческого происхождения. «библио» - книга, «тека» - хранилище.

2) Работа над текстом «Древняя библиотека» (читаем с учителем).

- Что изображено на иллюстрации к тексту? (книга)

- Из чего она сделана?

- Как писали древние книги?

- Что обозначает каждый клинышек?

- Как называют древнее письмо?

- Кто нашёл эти древние книги?

- Почему текст называется «Древняя библиотека»?

- Почему эта археологическая находка важна для современного общества?

  1. Викторина «Да-нет-ка».

 А сейчас мы проведем с вами викторину и узнаем, что сегодня на уроке вы запомнили, какие знания получили:

+ 1. В энциклопедиях представлены материалы, которые собраны в определенном порядке.

- 2. В словарях нет алфавитного указателя.

+ 3. В словаре можно найти значение какого-либо слова.

- 5. Клинопись содержит буквы современного алфавита.

- 5. Информацию всегда можно найти, пользуясь компьютером. (Только при подключении к сети Интернет)

4) Физкультминутка двигательная.

  1. Обобщение полученных знаний.

  1. Работа в группах

А сейчас мы будем находить информацию в энциклопедиях.

Командир группы получает вопрос – обсуждают в группе: какую энциклопедию взять?

Командиры назначают игрока, который возьмёт нужную энциклопедию. Группа ищет ответ на вопрос по памятке. (Слайд.)

Памятка работы со справочниками:

1. Определи тематику своего вопроса.

2. Подбери справочную литературу.

3. Открой оглавление (алфавитный указатель)

4. Найди нужную страницу.

5. Прочитай информацию, поделись информацией с другими.

Дети работают в группах, выполняют задание, записанное на карточках.

Задание 1-й группе:

  1. Найти информацию: «Сладкое чудо Коломны».
  2. Поделитесь информацией с одноклассниками по плану:

1.Какими традициями издавна славилась Коломна?

2.Какой музей есть в Коломне?

3.Что там делают?

4.Что называют «сладким чудом Коломны»?

Задание 2-й группе:

  1. Найти информацию: «Море, у которого нет берегов».
  2. Поделитесь информацией с одноклассниками по плану:

  1. Какое море не имеет берегов?
  2. Почему оно не имеет берегов?
  3. Что происходит с водой в Саргассовом море?
  4. Водятся ли в этом море крупные хищники?

Задание 3-й группе:

  1. Найти информацию: «Кот-пловец».
  2. Поделитесь информацией с одноклассниками по плану:

1.Как по-другому ещё называют этого кота?

2.Что он умеет делать?

3.Возле чего селится кот-пловец?

4.Кого кот-рыболов ест, кроме рыбы?

Задание 4-й группе:

  1. Найти информацию: «Как вертолёты помогают человеку?»
  2. Поделитесь информацией с одноклассниками по плану:

  1. Благодаря чему вертолёт взлетает?
  2. В каких направлениях летает?
  3. На какую площадку может приземлиться?
  4. Какую работу выполняют вертолёты?

  1. Подвижная игра. «Энциклопедии и словари».

Если информацию можно найти в энциклопедии, - встанут мальчики.

Если информацию можно найти в словарях, – встанут девочки.

  1. Кто изобрёл велосипед?  - Э (об изобретениях)
  2. Что такое химия? – С (толковый)
  3. Где живут белые медведи? – Э (о животных)
  4. Какая звезда самая яркая? – Э (о космосе)
  5. Что обозначает выражение «от корки до корки»? – С (фразеологизмов)
  6. Из какого языка к нам пришло слово «натюрморт»? – С (русский словарь иностранных слов)

  1. Практическая групповая работа.

Создаём справочник.

Каждая группа должна создать 1 страничку для справочника.

- Что нам нужно для создания справочника?

(Текст, иллюстрация, начальная буква. – Материалы выдаются группам.)

- Чтобы наш общий справочник был оформлен в едином стиле, мы договоримся, что:

В правом верхнем углу мы поместим начальную букву;

Под текстом посередине – иллюстрацию.

- Читаем полученный текст.

Выбираем соответствующую иллюстрацию и букву.

Оформляем.

Делимся информацией с товарищами.

- Какое название можно дать нашему справочнику? (Животный мир.)

- В справочниках указывают, кто являлся составителями.

Как записать, кто составил справочник? (2-Г класс)

Дети закрашивают цветными карандашами буквы на обложке-заготовке.

Справочник

Животный мир

Составители:

2 – Г   КЛАСС

- Нужно собрать все странички в один справочник.

Как расположить странички? (По алфавиту.)

Скрепляем.

Тексты для работы в группах:

Сова полярная

Полярную сову также называют белой. Это самая крупная птица из отряда сов. Живёт она в тундре.

Голова круглая, глаза ярко-жёлтые. Белое оперение полярной совы маскирует её на фоне снега. А птенцы коричневого цвета.

Белая сова — хищник. Охотится в сумерках на мышей, зайцев, гусей, уток, ловит рыбу.

Бамбуковый медведь

Бамбуковый медведь или большая панда

обитает в Китае.

Тело у панды покрыто густым белым мехом с чёрными пятнами вокруг глаз, чёрными ушами и чёрными лапами.

В день взрослая панда съедает до 30 кг бамбука. Иногда питается другими растениями, мелкими птицами, зверьками, некоторыми насекомыми, ест и яйца. Каждый день на еду тратит до 12 часов.

Панда в зимнюю спячку не впадает.

Может лазать по деревьям. 

Морской конёк

Морские коньки относятся к рыбам. Необычная форма тела конька напоминает шахматную фигурку коня. По размерам морские коньки бывают от 2 до 30 см. Они живут в тропических морях. Ведут малоподвижный образ жизни. Прикрепляются гибкими хвостами к растениям и меняют окраску тела, сливаясь с фоном. Так они защищают себя от хищников и маскируются во время охоты за пищей.

Питаются коньки мелкими рачками и креветками. У морского конька рот похож на трубочку-пипетку — добыча втягивается в рот вместе с водой.

Леопард

Леопард – красочная дикая кошка. Это быстрое и осторожное животное. Имеет крепкое, сильное тело. Отлично видит в разное время суток.                         

Главное оружие леопарда: очень острые когти и зубы. Главное достоинство: нарядный мех, который легко скрывает хищника.                 Питаются в основном косулями, антилопами и зебрами. Леопард – невероятно умелый рыбак!

Он замечательно лазит по деревьям и горам, легко преодолевает высокие барьеры.

Фламинго

Фламинго - крупная птица с красивыми розовыми или красными перьями. Розовый цвет фламинго зависит от пищи, которую они едят. Эти птицы питаются водорослями и креветками. Во время приема пищи фламинго опускают голову под воду.         Длинные ноги фламинго помогают им ходить по дну даже на сравнительно большой глубине в поисках пищи.                         Фламинго живут стаями. У них громкие и пронзительные крики.

Родиной фламинго является Северная и Южная Америки, Африка и Азия.

Определение значимости выполненной работы. (Возможности практического применения):

- Кому может помочь наш справочник?

- Хотели бы вы в дальнейшем дополнить новыми страницами наш справочник?

  1. Домашнее задание.

В Рабочей тетради выполнить на стр. 16 задания № 1,2.

- Рассмотрим 1 задание. Понятно? И не забудьте обратиться к справочнику в конце учебника, чтобы уточнить значение слова «кроссворд».

- Рассмотрим 2 задание. Какой это кроссворд: текстовый или картинный?  Какова особенность тематики этого кроссворда? (Одна тема.) Можно озаглавить его? Отгадки впишете в подходящие места в кроссворде. А затем на отдельном листочке, пользуясь нужным справочником, запишите толкование слов-отгадок.

Итак, на листочке у вас будет записано название кроссворда и толкование слов-отгадок. Понятно задание?

  1. Итог урока.

1) Закончи предложения: (Слайд.)

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось …

Я попробую…

Меня удивило…

Мне захотелось…

2) Самооценка по «лестнице успеха». (Слайд.)

Посмотрим на результат нашей лестницы успеха.

Как вы думаете, мы уже достигли вершины, или можно ещё в дальнейшем повышать свой уровень?

XIII. Рефлексия

- Ребята, а ведь информация - это не только слова, но и жесты.

Я вам предлагаю оценить свою работу с помощью жестов.

  • Если вы можете сказать про себя «Я молодец! Я справился со всеми заданиями и мне понравился урок» - поднимите зелёную карточку - руки вверх.
  • Кто считает, что он молодец, но у него остался маленький вопрос, жёлтую карточку - разведите руки в стороны.
  • А кто считает, что он тоже молодец, но ему нужно еще раз повторить дома эту информацию, - красную карточку - ставит руки на пояс. Потренируемся. А теперь показываем. А мне очень понравилось с вами работать, и я довольна каждым из вас!

Стихотворение «Спасибо за урок» (Слайд.)

Картинки спасибо за урок для презентации - сборка (19)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и методическое сопровождение работ по формированию функциональной грамотности обучающихся в Тверской области

Организация и методическое сопровождение работ по формированию функциональной грамотности обучающихся в Тверской области...

Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Литературное чтение. 1 класс. В. Драгунский "Друг детства".

Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Литературное чтение. 1 класс. В. Драгунский "Друг детства"....

Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Литературное чтение. 1 класс. Л.Н. Толстой "Косточка".

Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Литературное чтение. 1 класс. Л.Н. Толстой "Косточка"....

Cценарный ход урока по формированию функциональной грамотности (литературное чтение, 3 класс)

Технологическая карта по учебному предмету "Литературное чтение" с включениями заданий по формированию читательской грамотности ....