Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" 3 класс.
рабочая программа (3 класс)

Афанасьева Наталья Фёдоровна

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_mat._i_kon._3_kl._afanaseva.docx33.34 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Московской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Деденевская средняя общеобразовательная школа им. Н.К. Крупской

РАССМОТРЕНО

На заседании ШМО

Протокол № 1

От  29  августа 2022 г.

____________   Е.С.Андреева                    

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УМР
_________Е.А.Беспалова
Протокол №  1

От  30  августа  2022 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МОУ Деденевская СОШ  им. Н.К.Крупской

______ _____Л.П.Криущенко

Приказ  № 101/3-Ш

От 30 августа 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности «Математика и конструирование»

для 3 а  класса на 2022-2023 учебный год.

Составитель: учитель начальных классов

Н.Ф.Афанасьева

Деденево 2022

Программа курса «Математика и конструирование».

  Курс «Математика и конструирование» разработан как дополнение к курсу «Математика» в начальной школе. Курс призван решать следующие задачи:

  • расширение математических, в частности геометрических, знаний и представлений младших школьников и развитие на их основе пространственного воображения детей;
  • формирование у детей графической грамотности и совершенствование практических действий с чертёжными инструментами;
  • овладение учащимися различными способами моделирования, развитие элементов логического и конструкторского мышления, обеспечение более разнообразной практической деятельности младших школьников.

В целом факультативный курс «Математика и конструирование» будет способствовать математическому развитию младших школьников: развитию умений использовать математические знания для описания и моделирования пространственных отношений, формированию способности к продолжительной умственной деятельности и интереса к умственному труду, развитию элементов логического и конструкторского мышления, стремлению использовать математические знания в повседневной жизни.

Курс «Математика и конструирование» для начальной школы рассчитан на33ч (1чв неделю) в 1 классе и на34ч (1 ч в неделю) для каждого следующего года обучения.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

  «Математика и конструирование» 3 класс.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

- иметь представление о точке, прямой, кривой, ломаной, отрезке, квадрате, треугольнике, круге;

- отличать прямую от кривой (уметь выделять их и обосновывать свой выбор), отличать прямую от отрезка, отрезок от ломаной;

- различать основные формы фигур в различных положениях: треугольник, четырёхугольник, круг; различать внутреннюю и внешнюю часть в замкнутых фигурах основных форм;

- строить модель квадрата загибанием «от угла»; чертить окружность с помощью циркуля;

- находить центр круга, прямоугольника, квадрата (сгибанием).

- пользоваться циркулем при сравнении длин отрезков и изготовлении модели круга;

-  чертить и измерять отрезок с помощью линейки;

- владеть терминами, такими как: круг, окружность, овал, многоугольник, транспортир, радиус, диаметр;

- представлять и узнавать в окружающих предметах фигуры, которые изучают в этом курсе.

Обучающийся получит возможность научиться:

-  с помощью циркуля строить окружность, а также чертить радиус, проводить диаметр, делить отрезок на несколько равных частей с помощью циркуля, делить угол пополам с помощью циркуля;

- знать и применять формулы периметра различных фигур;

- делить круг на 2,3,4,6,8,12 равных частей с помощью циркуля.

Метапредметные результаты

РЕГУЛЯТИВНЫЕ


У обучающегося будут сформированы следующие
регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:

- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;  на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

У обучающегося будут сформированы познавательные УУД:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

- строить сообщения в устной форме;

- находить в тексте ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- смысловому восприятию познавательного текста;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по

самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп.

 Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:

- устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом объекте;

- осуществлять синтез как составление целого из частей.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

У обучающегося будут сформированы коммуникативные УУД :

- строить сообщения в устной форме;

- находить в тексте ответ на заданный вопрос;

-задавать вопросы;

-использовать речь для регуляции своего действия.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности;

-формулировать собственное мнение, позицию;

-допускать возможность  существования у людей различных точек зрения.

Личностные результаты

 У обучающегося будут сформированы личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения;

- интерес к предметно-исследовательской деятельности;

- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

- этические чувства.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию;

- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

                                   Содержание курса

Основное содержание курса представлено двумя крупными разделами: «Геометрическая составляющая курса» и «Конструирование».

Геометрическая составляющая

Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые I незамкнутые. Прямая линия. Свойства прямой. Отрезок. 1еление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.

Многоугольник — замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и т. д. Периметр многоугольника. Виды треугольников: по соотношению сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний); по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, разносторонний. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и неоцифрованной линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника (квадрата) с использованием свойств его диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами.

Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника (квадрата) и окружности. Прямоугольник, вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника (квадрата). Вписанный в окружность треугольник. Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Кольцо.

Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра, вершины прямоугольного параллелепипеда Свойства граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Куб. Грани, рёбра, вершины куба. Развёртка куба. Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трёх проекциях. Треугольная пирамида Грани, рёбра, вершины треугольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера.

Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии.

Конструирование.

Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолёт», «Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники.

Чертёж. Линии на чертеже: основная (изображение видимого контура), сплошная тонкая (размерная и выносная), штрихпунктирная (обозначение линий сгиба). Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу.

Технологический рисунок. Изготовление аппликаций по отологическому рисунку. Технологическая карта. Изготовление изделий по технологической карте.

Набор «Конструктор»: название и назначение деталей, способы их крепления: простое, жёсткое, внахлестку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей «Конструктора» различных моделей геометрических фигур и изделий.

Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих форму названных многогранников. Изготовление игр геометрического содержания «Пентамино». Изготовление фигур, имеющих заданное количество осей симметрии.

Формы организации деятельности: групповые, коллективные, индивидуальные.

Виды деятельности: сборка моделей из конструктора, изготовление игр геометрического содержания, изготовление аппликаций, чтение и выполнение чертежа, сгибание бумаги, выполнение разметки по шаблону, разрезание бумаги, склеивание деталей по шаблону.

Тематическое планирование

Наименование разделов

Всего часов

1

Повторение геометрического материала.

2

2

Виды треугольников. Правильная треугольная пирамида.

7

3

Периметр многоугольника. Чертёж.

11

4

Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника (квадрата).

2

5

Вычерчивание окружности. Деление окружности на равные части. Взаимное расположение окружностей на плоскости.

10

6

Закрепление. Конструирование.

2

                                                                           Итого

34

Календарно-тематическое планирование. 3 класс.

 

          Дата

 

Кол-во

План

Факт

Тема

 часов

1

6.09

 

Повторение геометрического материала.

1

2

13.09

 

Повторение геометрического материала.

1

3

20.09

 

Треугольник.

1

4

27.09

 

Треугольник.

1

5

4.10

 

Треугольник.

1

6

18.10

 

Треугольник.

1

7

25.10

 

Треугольная пирамида.

1

8

1.11

 

Треугольная пирамида.

          1

9

8.11

 

Треугольная пирамида.

          1            

10

15.11

 

Периметр многоугольника.

1

11

29.11

 

Построение прямоугольника.

1

12

6.12

 

Построение прямоугольника.

1

13

13.12

 

Построение прямоугольника.

1

14

20.12

 

Аппликация «Домик».

1

15

27.12

 

Аппликация «Домик».

1

16

10.01

 

Аппликация «Бульдозер».

1

17

17.01

 

Аппликация «Бульдозер».

1

18

24.01

 

Аппликация «Бульдозер».

1

19

31.01

 

Композиция «Яхты в море».

1

20

7.02

 

Композиция «Яхты в море».

1

21

14.02

 

Площадь.

1

22

28.02

 

Площадь.

1

23

7.03

 

Разметка окружности.

1

24

14.03

 

Разметка окружности.

1

25

21.03

 

Разметка окружности.

1

26

28.03

 

Деление окружности на части.

          1

27

11.04

 

Деление окружности на части.

1

28

18.04

 

Окружность и плоскость.

1

29

25.04

 

Деление отрезка пополам.

1

30

2.05

 

Треугольник, вписанный в окружность (круг).

          1

31

16.05

 

Аппликация «Паровоз».

1

32

23.05

 

Оригами «Лебедь».

1

33

30.05

 

Конструирование: «Подъёмный кран».

1

34

30.05

 

Конструирование: «Транспортёр».

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса.

Данная работа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 1 класса....

Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Умники и умницы"

Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" предназначена для привлечения учащихся к исследовательской деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности являет...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса "Этикет поведения и общения"

Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, самим себе....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Наш дружный класс"

Тип программы: тематическая образовательная программа по формированию толерантности младших школьниковкружок  «Наш дружный класс»Срок реализации – 4 годаВозраст обучающихся – 7-10 летСоставила - ...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Народные ремесла»

Рабочая программа внеурочной деятельности ФГОС НОО (социальное направление)...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Азбука пешехода»

Рабочая программа по внеурочной деятельности. ФГОС НОО...