"Коммуникативная компетентность и стиль невербального общения педагога"
статья (3 класс)

Бондаренко Анастасия Александровна

Что такое коммуникативная компетентность? Что такое невербальное общение? Для чено нужны данные понятия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_kommunikativnaya_kompetentnost.docx15.05 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое коммуникативная компетентность? Данное понятие рассматривается, как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению для всех участвующих сторон. Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с детьми, родителями, коллегами, безусловно, в еще большей степени зависит от умения общаться. При общении, как на работе, так и в жизни человек использует вербальные и невербальные средства. Вербальное общение – это речь. Невербальных средств общения больше – это мимика, позы, жесты, взгляд, расстояние между собеседниками. Невербальное общение играет существенную роль в установлении контакта между учеником и педагогом, определяет эмоциональную атмосферу в школьном коллективе. Исследования ученых показывают, что в процессе общения человека слова составляют - 7%, звуки и интонации - 38%, неречевое взаимодействие - 53%. Тело посылает постоянные сигналы самому человеку и окружающим. Невербальное общение осуществляется по нескольким каналам. Младшие школьники эмоциональны, они не умеют скрывать и сдерживать внешнее выражение своих эмоций. В его жизни и обучении играет огромную роль невербальное общение с педагогом. Ведь улыбка ребенка сообщает о том, что он радуется, сдвинутые брови и вертикальные складки на лбу - сердится. О многом говорит взгляд. Он может быть прямым, потупленным, доверчивым, хмурым, испуганным. По лицу ребенка (с его очень выразительной мимикой ) педагог может прочитать, что он чувствует: удовольствие или неудовольствие страх или стыд. Вербальное общение с помощью жестов получает серьезное эмоциональное подкрепление. Точность движений, жестов в системе педагогического общения чрезвычайна важна. Тем более, если движения заменяют слова, например «тише», «остановитесь», «уйди», «да», «нет», «подойди». Движения и жесты педагога должны быть хорошо предсказуемыми. Это повышает чувство безопасности детей. Многие дети пугаются неожиданных движений. Медлительные движения напротив, несут в себе спокойствие. Положительные эмоции всегда «раскрывают» ребёнка, а отрицательные напротив «съёживают» фигуру. Наблюдение за невербальным поведением делает представление педагога о поведении детей более конкретным, точным и подробным. Ребенок только вошел, а педагог уже видит настроение ребенка. Для педагогов важно не только уметь управлять лицевой экспрессией, но и имитировать разные состояния для демонстрации своего отношения к детям. Приветливый вид, сосредоточенность и деловитость. На детей надо смотреть прямо, но не пристально, периодически обводя взглядом всех. Блеск глаз, активная поза говорят о том, что ребенок внимательно слушает, охотно занимается. Туманная дымка в глазах ребенка говорит о том, что он не включился в работу. Позитивный мимический портрет педагога складывается из расположенности к ученикам, ожидания доброго с их стороны, веры в их благородство, интереса к тому, что они делают и говорят. Когда дети характеризуют педагога словами "Он добрый", "Он строгий", "Он красивый", то имеется в виду именно такой портрет педагога. Пространственная позиция, которую он занимает по отношению к ребенку, является важной невербальной линией. При объяснении новой темы лучше выбрать центральное место. Чем меньше расстояние, тем большее впечатление производят его слова на учеников. Оптимально близким является расстояние в метр или полтора. У детей эта граница находится чуть ближе. При напряженных ситуациях для разговора необходимо расстояние увеличить. Все дети испытывают потребность в физическом контакте, но дети отличаются друг от друга . Все хотят контактов в разные моменты жизни и по-разному. В один момент ребенок ластится, а в другой – отказывается от физического контакта. Педагогу в каждом индивидуальном случае приходится изучать, какие формы физического контакта приемлемы, а какие – нет. Другим важным моментом является живость мимики педагога. Многим родителям легче общаться с педагогом, по лицу которого можно "читать", и труднее – с тем, чье лицо неподвижно: нет обратной связи, непонятно, что он при этом думает и чувствует. Учиться понимать язык невербального общения важно, потому что словами можно передать только фактические знания, но чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с детьми, имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на оптимизацию педагогической деятельности и отношений между педагогом и детьми. Если педагог умеет общаться с детьми даже не разговаривая, может брать во внимание не только речь, но и каждый жест ребенка, взгляд, каждое движение, то он очень облегчить свою работу. Культура применения невербальных средств педагогического общения отражает уровень педагогического мастерства. Коммуникативная компетентность в общении — это очень важно. Необходимо постоянно работать над собой и своими коммуникативными навыками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативной компетентности педагога как условие самостоятельности школьников

Осинцева Т.В. Развитие коммуникативной компетентности педагога как условие самостоятельности школьников //Социокультурные проблемы современной молодежи: материалы международной научно – практической к...

О невербальном общении в педагогическом коллективе

О том, что составляет невербальное общение и о его важности и возможностях его совершенствования....

РОЛЬ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

При организации работы с детьми с ОВЗ важно учитывать внешние факторы...

Невербальное общение. Характеристики и особенности невербального общения

Невербальное общение. Характеристики и особенности невербального общения...

Статья "Технология развития коммуникативной компетентности педагога. Бесконфликтное взаимодействие"

В настоящее время профессионально-педагогическая деятельность становится все сложнее. Изменения в сфере образования сопровождаются расширением профессиональных функций педагогов.Что такое коммуникация...