Коммуникативная компетентность педагога
учебно-методический материал на тему

Кадысева Юлия Анатольевна

Деловая игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnaya_kompetentnost_pedagoga.docx30.86 КБ

Предварительный просмотр:

Заговори, чтобы я тебя увидел.

                         Сократ

(слайд 1)

Добрый день уважаемые коллеги и участники семинара!

- Современный урок предполагает наличие у педагога коммуникационных навыков, которые я предлагаю вам в ходе игры проработать или активизировать.

1. ВОСТОЧНЫЙ РЫНОК. (слайд 2)

– Помните картину восточного рынка в музыкальной сказке «Али—Баба и сорок разбойников»? С какими ассоциациями связываете вы словосочетание «восточный рынок»?

– Крики…

– Запах еды и пряностей…

– Яркость, буйство красок…

– Бойкая торговля, попытки купить дешевле, продать дороже…

Восточный базар
На восточном базаре шум…
На восточном базаре гам…
Продавцы кричат тут и там:
- Подходи и отведай сам.

Цукаты, халва, рахата –лукум -
Восточная сладость дурманит ум.
Горячих лепёшек блестит гора,
Самса из тандыра нежна и вкусна.

Ароматные пряности: кумин-зира,
Шафран, имбирь, есть куркума…
Шашлык, шурпа и дивный плов -
Достойны самых лучших слов…

Восточный базар, словно улей бурлит …
Соблазнов сполна – голова заболит…
Базар – это город, особый здесь мир …
Восточный базар - «фантазийный сапфир»*

– Замечательно!

Инструкция: итак, через несколько минут мы попадем с вами на настоящий рынок. В разных культурах, в разных странах рынки отличаются друг от друга. Но везде рынок является символом общения, деятельности, активной жизни.

- Каждый получил лист бумаги и карандаш/ручку.

(40 листочков и 40 ручек/карандашей)

- Складываем лист пополам (показываю) по горизонтали и разрываем на две половинки. Их в свою очередь опять сгибаем пополам и разрываем. Получили по четыре куска бумаги. На каждом из листочков разборчиво и крупно напишите свое имя и фамилию. Теперь каждую «записку» по отдельности сложим текстом внутрь несколько раз. Подготовленные записки со своими именами положите, пожалуйста, в чашу.

(Горка записок, сложенных в чашу, тщательно перемешивается.)

– Вот теперь, когда все приготовления закончены, мы с вами и отправимся на восточный рынок.

- По моему хлопку все имеют право подойти к чаше, взять 4 записки с именами. Затем, в течение пяти минут, вам придется уговорами, спорами, путем обмена… найти и вернуть себе – «купить» – все 4 листочка с вашим именем. Через пять минут рынок закроется, так что советую поспешить. Первые три «покупателя», которым удастся быстрее всех вернуть себе дорогой товар, подойдут ко мне со своими записками.

-Вопросов нет?!

-Начали!  (восточный танец) (слайд 3)

…Игра начинается.

- Осталось 3 минуты до «закрытия рынка».

- Осталось 2 минуты до «закрытия рынка».

- Осталось 1 минута до «закрытия рынка».

(Она сопровождается активнейшим контактом между игроками, криками, смехом и т. д. Я время от времени поддерживаю накал страстей, объявляя, сколько минут осталось до «закрытия рынка».) (слайд 4)

- Вот наши три победителя…. Молодцы!

ОБСУЖДЕНИЕ

• Что вам понравилось, а что – нет в этой игре?

• Какую тактику вы использовали во время «торга»: активный поиск, ожидание встречных предложений, взаимный обмен, попытку обмануть партнера…?

• Попытайтесь теперь назвать имена участников, которые вам удалось запомнить.

- Итак мы уже с Вами начали прорабатывать коммуникативные навыки, к ним относятся: (слайд 5)

• умение вступать в контакт;

• навыки приема, понимания и передачи информации;

• внимание к содержанию и форме коммуникации, внимательность к партнеру;

• эмпатичность;

• позитивный настрой;

• гибкость мышления;

• креативность, творческая энергия;

• заинтересованность в эффективной коммуникации.

- Коммуникации можно учиться, и для этого предлагаем провести коммуникационную эстафету,  где будем развивать навыки внимательного слушания; отследим умение пользоваться для эффективной коммуникации интонацией, темпом речи, высотой звуков, языком жестов, мимикой, телом; потренироваться в поиске и использовании инструментов для убедительного и яркого выступления, общения с аудиторией.

2. КОММУНИКАЦИОННАЯ ЭСТАФЕТА «ДЕРЖИ УХО ВОСТРО!» (слайд 6)

Ресурсы: 13 карточек с «инструментами» из арсенала «Слушателя», доска для записи, фломастеры.

Инструкция: - Сейчас в ходе эстафеты потренируем навыки настоящего Слушателя (слушателя с большой буквы) – это человек, который максимально развил навыки эффективной коммуникации. Как и любой профессионал, он обладает своим набором приемов и техник. Сейчас в игре «Держи ухо востро!» каждый из вас сможет узнать или вспомнить, если эти приемы для него знакомы, часть приемов из арсенала Слушателя. 

       - Давайте разберём эти техники:        (слайд 7)

УГУ—ПОДДАКИВАНИЕ («ага», «угу», «да—да», «ну», кивание головой и т. п.).

ЭХО – повторение последних слов собеседника.

ЗЕРКАЛО – повторение текста собеседника, можно менять порядок слов. «И тут он потерял сознание и сполз на тротуар…» – «Сполз на тротуар!»

ПАРАФРАЗ – передача содержания высказывания партнера другими словами.

НАВОДЯЩИЕ ВОПРОСЫ – вопросы типа «Что—где—когда—почему—зачем», расширяющие сферу, затронутую говорящим. (Будьте внимательны, нередко такие вопросы являются, по существу, уводящими от линии, намеченной рассказчиком.)

ПОБУЖДЕНИЕ – междометия и другие выражения, побуждающие собеседника продолжить прерванную речь («Ну и?..», «Ну и что дальше?», «Давай—давай» и т. п.).

ВЫСКАЗЫВАНИЯ: «Я отлично вас понимаю!», «Ну, это элементарно, что тебе здесь непонятно!?»

УТОЧНЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ – вопросы типа «Что ты имел в виду, когда назвал этот прием наиболее действенным?»

ОЦЕНКИ, СОВЕТЫ – «Я бы на твоем месте…», «Ей необходимо думать о себе!», «Хочу сказать тебе: оставь все как есть, отступись!!!»

ПРОДОЛЖЕНИЯ – когда слушающий вклинивается в речь и пытается завершить фразу, начатую говорящим, «подсказывает слова».

ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИИ – «ух», «ах», «здорово», смех, «ну и ну!», «скорбная мина» и пр.

НЕРЕЛЕВАНТНЫЕ И ПСЕВДОРЕЛЕВАНТНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ– высказывания, не относящиеся к делу или относящиеся лишь формально («…А в Гималаях все иначе» – и следует рассказ о Гималаях, «Кстати, о музыке…» – и следует информация о гонорарах известных музыкантов).

 - Я предлагаю каждому вытянуть из колоды карточку. На каждой карточке записан один навык слушания. После того как вы прочитаете текст на карточке, у вас будет несколько минут для подготовки, а потом мы станем свидетелями коммуникационной эстафеты. Сидящий от вас слева игрок начнет разговор с вами, а вы будете слушать его, активно используя прием, записанный на вашей карточке. Диалог закончится тогда, когда ваш партнер сможет безошибочно определить текст вашей карты. Тогда карта «идет в отбой», а вы начинаете новый диалог со своим соседом справа.

Например:

- Представьте, что вы вытащили карточку со словами «ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ». Когда ваш сосед начнет с вами разговор, то на все его обращения к вам вы должны будете реагировать преувеличенно эмоционально:

– ...И в этот момент хлынул дождь, а я без зонтика!

– Какой ужас! – восклицаете вы. – Ах!!! Как же ты справился?

– Начал искать какую—то будку или навес, – продолжает ваш собеседник. – Хорошо, что неподалеку была крытая автостоянка.

– Здорово, я так рад за тебя! – расплываясь в широченной улыбке, заявляете вы, и, может быть, для убедительности, хлопаете товарища ободряюще по плечу.

     Завершив круг, мы все будем знать об эффективной коммуникации гораздо больше, чем раньше. Если вы будете внимательны, то без труда найдете в «арсенале» активного Слушателя несколько «инструментов», попавших туда по ошибке! Сделано это специально, чтобы ваше внимание было обострено в ходе всей игры. (карточки диалога и техники)

Успехов!         (слайд8)

Обсуждение

• Что вам запомнилось из проведенной игры?

• Вспомните те приемы активного слушания, которые в определенных (каких?!) условиях могут превратить вашу беседу из эффективной в «провальную».

3. САУНДТРЕК.

Только интонация убеждает!  (слайд 9)

 - И сейчас мы будем развивать умение пользоваться интонацией, темпом речи, высотой звуков, всем арсеналом вербальной коммуникации; потренируемся в поиске и использовании инструментов для убедительной и яркой речи; сконцентрируемся на партнере, подстройке речи под невербальные средства коммуникации.

ХОД ИГРЫ

- Мы поработаем группами в этом упражнении,  предлагаю вам в группе просмотреть видеосюжет. Всего их 4. (4 ноутбука с видеосюжетами) (выключаю звук )

- Теперь я прошу Вас выполнить функции дублера. Распределить роли, кто кого будет озвучивать в фрагменте.  (после первого предварительно—ознакомительного просмотра)

-Голос и манера говорить содержат для внимательного собеседника первичную незамаскированную информацию о партнере по общению. По громкости речи, ее скорости, отчетливости, высоте голоса и его тембру можно понять душевное состояние того, с кем вы разговариваете, а это для общения очень важно.

- Обратите внимание на:

ГРОМКОСТЬ РЕЧИ    (слайд 9)

служит хорошим показателем жизненной энергии и происходящей от нее уверенности. 

 СКОРОСТЬ РЕЧИ

всегда соответствует темпераменту и так называемому темпу жизни человека. Если он говорит быстро, напористо, завершая мысль, значит, он энергичен, реактивен, из тех, кто сначала делает, а потом думает. А если человек говорит медленно, как бы взвешивая каждое слово, – он нетороплив, обстоятелен, тщательно анализирует ситуацию, обдумывает каждый свой шаг. Это свойство ученых и политиков. Обратите внимание – среди политиков, за редким исключением, нет быстро говорящих.

ВЫСОТА ГОЛОСА

Так же как его громкость и скорость речи, является показателем внутреннего состояния собеседника. Когда у человека высокий пронзительный голос, это может означать, что он испытывает волнение или страх. Низкий тембр голоса, наоборот, говорит о спокойствии и достоинстве собеседника, который знает себе цену.

ОТЧЕТЛИВОСТЬ РЕЧИ СОБЕСЕДНИКА

Ясное и четкое произнесение им слов свидетельствует о его внутренней дисциплине и потребности точно выразить другому свое мнение.

ОКРАСКА ЗВУЧАНИЯ

…Интонации, отражающие психологические черты, так же индивидуальны, как узоры на пальцах. Только актеры могут управлять своими интонациями. У остальных же они безошибочно выдают, что собой представляет человек: добрый он или злой, скромен или чванлив, уважает людей или относится к ним свысока.

ОКРАСКА ГОЛОСА

Складывается из смешения «головных» и «грудных» тонов. Их соотношение зависит от степени эмоционального участия: когда властвует разум – преобладает «головной» тон, когда человек во власти эмоций – «грудной». Всем известно, что голос может восприниматься как «мягкий» или «твердый», «теплый» или «холодный».

 - Итак, сейчас предлагаю приступить к озвучиванию фрагмента, время составляет ровно 5 минут.  

- Начнём просмотр фрагментов с 1 группы (включаю 1 видеофрагмент) и т. д. все 4 группы. (После каждой «озвучки» включаю оригинал).

- Что понравилось в данном упражнение?  

 «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТАКТ» (слайд 10)

- И одним из важных факторов в коммуникации является – психологический контакт.

Почаще улыбайтесь людям и разговаривайте с ними. Это элементарно, не так ли? Чтобы нахмуриться, нужно задействовать 72 мускула, а чтобы улыбнуться – 14. Вспомните: улыбка – первое, что вы замечаете у других. 

Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент—Экзюпери  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативной компетентности педагога как условие самостоятельности школьников

Осинцева Т.В. Развитие коммуникативной компетентности педагога как условие самостоятельности школьников //Социокультурные проблемы современной молодежи: материалы международной научно – практической к...

Методы оценки коммуникативного уровня педагога. Использование результатов диагностики коммуникативного уровня педагога для улучшения педагогической деятельности

Методы оценки коммуникативного уровня педагога. Использование результатов диагностики коммуникативного уровня педагога для улучшения педагогической деятельности...

РОЛЬ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

При организации работы с детьми с ОВЗ важно учитывать внешние факторы...

Статья "Технология развития коммуникативной компетентности педагога. Бесконфликтное взаимодействие"

В настоящее время профессионально-педагогическая деятельность становится все сложнее. Изменения в сфере образования сопровождаются расширением профессиональных функций педагогов.Что такое коммуникация...

"Коммуникативная компетентность и стиль невербального общения педагога"

Что такое коммуникативная компетентность? Что такое невербальное общение? Для чено нужны данные понятия....

Непрерывное совершенствование уровня профессиональной компетентности педагога как условие и средство обеспечения нового качества образования. От компетентности учителя к компетентности ученика

Вчитываешься в каждое слово  и задаешь себе вопрос: а идеальны ли мы? А ещё больше осознаёшь: необходимо срочно повысить свою личностную и профессиональную культуру педагога. Учителю нужно стать ...