Развитие коммуникативной компетентности педагога как условие самостоятельности школьников
статья по теме
Осинцева Т.В. Развитие коммуникативной компетентности педагога как условие самостоятельности школьников //Социокультурные проблемы современной молодежи: материалы международной научно – практической конференции. Часть 2 – Новосибирск: изд.НГПУ,2006
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentnost.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
На современном этапе самостоятельность человека обретает качественно новый социальный и личностный смысл. Демократизация общественного устройства привела к возникновению условий, в которых каждый из нас оказывается в ситуации выбора. Самостоятельность – это не только условие внутренней свободы личности, ее сознательного поведения и инициативной созидательной деятельности, но и качество, определяющее отношение общества к человеку и соответственно самоценность личности.
Особое значение в условиях перехода общества на новый информационный этап развития приобретает самостоятельность личности в учении, которая относится к числу приоритетных целей системы государственного образования и становится объектом стратегии современного образовательного процесса.
Проведенный анализ научной литературы свидетельствует о возрастании интереса к изучению познавательной самостоятельности. Однако, до сих пор недостаточно изучены условия формирования самостоятельности младших школьников в системе развивающего обучения, не разработан диагностическо-критериальный аппарат определения уровня познавательной самостоятельности младших школьников.
Смена парадигмы образования, тенденция перехода к коммуникативной педагогике (как частному случаю развивающего обучения), осознание необходимости формирования самостоятельности уже в младшем школьном возрасте определили проблему исследования: является ли развитие коммуникативной компетентности педагога необходимым и достаточным условием для формирования познавательной самостоятельности школьников?
Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования. Объектом исследования является познавательная самостоятельность, а предметом процесс развития коммуникативной компетентности учителя.
Гипотеза исследования – формирование познавательной самостоятельности младшего школьника проходит наиболее эффективно при условии развития и саморазвития у педагога коммуникативной компетентности.
На теоретическом этапе исследования мы определили, что познавательная самостоятельность – это одно из свойств личности, которое характеризуется двумя факторами: во-первых, совокупностью средств, знаний, умений, навыков, которыми обладает личность; во-вторых, отношением личности к процессу деятельности, ее результатам и условиям осуществления, а также складывающимся в процессе деятельности с другими людьми. Большое значение в плане формирования познавательной самостоятельности имеет организация учителем предметной коммуникации на уроке.
Также в процессе анализа литературы был сделан вывод о том, что коммуникативные способности это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие динамику и эффективность приобретения знаний и формирования навыков, а также выработку на творческой основе умений установления и поддержания взаимодействия на партнерской основе. А коммуникативная компетентность - это определенный комплекс качеств (этно-, социально-психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения), необходимых для оптимального осуществления межличностных норм общения и поведения, как результат научения.
Профессиональная коммуникативная компетентность формируется на базе общей благодаря специальному обучению и определяет эффективность общения и деятельности в целом. На профессиональную компетентность оказывает влияние профессия человека, определяя избирательность его коммуникативных интересов, специфику делового общения. Постепенно профессиональная коммуникативная компетентность, профессиональные коммуникативные навыки становятся для учителя значимыми и отпечатываются на общей коммуникативной компетентности. В целом профессиональная компетентность не всегда формирует общую. Только при значении профессиональной идентификации личности. Важно соотношение уровня развития общей коммуникативной компетентности и профессиональной коммуникативной компетентности. Низкий уровень развития общей коммуникативной компетентности не позволит учителю реализовываться в бытовом общении, что ведет к проблемам в профессиональной сфере. Низкий уровень профессиональной коммуникативной компетентности учителя не позволит ему реализовываться в профессии, а это вызывает неудовлетворенность жизнью в целом. Опираясь на взаимное влияние общей коммуникативной компетентности и профессиональной компетентности, в экспериментальной части исследования мы выделили три критерия проявления коммуникативной компетентности учителя:
- Уровень развития коммуникативных ценностей:
- ценностное отношение к ребенку,
- нравственная направленность деятельности педагога.
- Степень включения учителем коммуникативных ценностей в профессиональные идеалы, т.е.
- соблюдение педагогического такта и этикета,
- характер отношений педагога с детьми,
- притязания в отношениях с детьми.
- Уровень развития профессиональных коммуникативных умений учителя:
- умения вербальной коммуникации – речевое общение, использование голосовых данных,
- умения невербальной коммуникации – адекватность жестов, мимики,
- оправданность движений в пространстве класса;
- технология общения;
- эмоциональное интонирование общения - владение психоэмоциональным состоянием, проявление позитивных эмоций, умение предупреждать и разрешать конфликты.
Та или иная выраженность, вышеуказанных критериев позволяет нам говорить об уровнях коммуникативной компетентности:
Высокий уровень: выраженная направленность учителя на гуманные взаимоотношения со школьниками как субъектами, каждая личность осознается и принимается как уникальная, учитель испытывает потребность в общении с детьми. Использует на практике этикетные формы общения. Значительно развиты умения вербальной и невербальной коммуникации. Умеет регулировать свое психо-эмоциональное состояние, присущи навыки эмоционального интонирования общения. Высокая степень проявления позитивных эмоций. Умение выхода из конфликтных ситуаций через способ сотрудничества, умение предупреждать и выходить из конфликтных ситуаций.
Средний уровень: не достаточно выражена ценностно-коммуникативная ориентация учителя на отношения с учениками, внешне как гуманные, но больше характер выполнения социальной роли. Не испытывают особой потребности общения с детьми, которое строго регламентировано, отчасти лишено положительной эмоциональной окраски. В значительной степени в рамках профессии развиты умения вербальной и невербальной коммуникации. Учитель умеет регулировать свое психоэмоциональное состояние, хотя возможна некоторая эмоциональная нестабильность.
Низкий уровень: у учителя в случае исключения из своих ценностных ориентаций одной или нескольких коммуникативных ценностей, общение с учениками не характеризуются как гуманные: школьники испытывают дискомфорт; эмоциональный фон урока скорее негативный, контакт с детьми отсутствует. В поведении учителя диссонирование вербальных и невербальных составляющих общения. Учитель чаще всего не умеет реализовать свое психоэмоциональное состояние.
На констатирующем этапе эксперимента планируется составить экспертную оценку уровня коммуникативной компетентности испытуемых педагогов в соответствии с приведенными выше критериями и уровнями. После чего будет произведена оценка уровня самостоятельности учащихся в классах тестируемых учителей на основе не включенного наблюдения и анализа продуктов деятельности (информационный, мотивационный и деятельностный критерии). В случае выявления корреляции между уровнем коммуникативной компетентности педагога и уровнем самостоятельности школьников предполагается разработка и проведение цикла занятий, целью которых будет развитие коммуникативной компетентности учителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативной компетентности в процессе обучения младших школьников
Коммуникативная компетенция относится к группе ключевых, так как имеет особую значимость в жизни человека. Поэтому ее формированию следует уделять особое внимание....
«Организационно-педагогические условия развития профессиональной компетентности педагога в условиях здоровьесберегающего пространства школы».
О целенаправленном и последовательном применении в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий....
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ.
Доклад на ШМО...
Реферат на тему: «Социокультурная компетентность педагога как условие воспитания и обучения школьников»
Реферат на тему:«Социокультурная компетентность педагога как условие воспитания и обучения школьников»...
Статья "Технология развития коммуникативной компетентности педагога. Бесконфликтное взаимодействие"
В настоящее время профессионально-педагогическая деятельность становится все сложнее. Изменения в сфере образования сопровождаются расширением профессиональных функций педагогов.Что такое коммуникация...
Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников в условиях поликультурной образовательной среды начальной школы.
Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников в условиях поликультурной образовательной среды начальной школы....