Статья "Технология развития коммуникативной компетентности педагога. Бесконфликтное взаимодействие"
статья

Наталья Владимировна Зелинская

В настоящее время профессионально-педагогическая деятельность становится все сложнее. Изменения в сфере образования сопровождаются расширением профессиональных функций педагогов.

Что такое коммуникация?

  • Коммуникация - это способ общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи.
  • От уровня развития коммуникативной способности и компетентности в общении зависит лёгкость установления контактов преподавателя с учащимися и другими преподавателями, а также эффективность этого общения с точки зрения решения педагогических задач.

Коммуникативная компетентность

  • Это целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т.е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон.

Модель развития коммуникативной компетентности педагога

         Основные функции коммуникации:

  • коммуникативная, включающую обмен информацией;
  • интерактивная, предусматривающую организацию взаимодействия;
  • перцептивная, отражающую процесс восприятия и формирования образа другого человека и установления взаимодействия.

Общение не сводится только к передаче знаний, но выполняет также функцию эмоционального заражения, возбуждения интереса, побуждения к совместной деятельности.

Стили педагогического общения: ( по В.А.Кан-Калик)

  •  Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом;
  • Общение на основе дружеского расположения (увлечённость общим делом);
  • Общение-дистанция – самый распространённый тип педагогического общения (прослеживается дистанция во всех сферах);
  •  Общение-устрашение – негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность;
  • Общение-заигрывание – характерно для молодых преподавателей, стремящихся к популярности.

Коммуникативные педагогические приёмы,

 способствующие успешному общению:

  • Снятие блокирующих коммуникативных аффектов (неуверенность в общении, неловкость, подавленность, скованность, коммуникативная заторможенность);
  • Создание на занятии атмосферы защищённости при общении ученика с преподавателем;
  • Одобрение, поддержка самой попытки ответа, самого факта участия в диалоге;
  • Одобрение практики обращения учащегося за помощью преподавателя или товарищам;
  • Поощрение устных ответов по собственной инициативе учащихся;
  • Создание условий при ответе учащегося с ярко выраженной коммуникативной заторможенностью;
  • Недопущение действий со стороны отдельных учащихся, подавляющих творческую активность товарищей на занятиях.

 

Приёмы оказания коммуникативной поддержки в процессе общения:

 

  • Оказание помощи в подборе адекватной лексики, в правильном построении высказываний;
  • Обучение коммуникативным приёмам, технике выступления и общения;
  • Заинтересованное внимание к ученикам, поддержка их стремления к участию в диалоге с учителем;
  • Предоставлять ученикам возможность «собраться с мыслями», оправдать нетерпение «поднятой руки»;
  • Поощрение учеников перед классом за проявленную инициативу;
  • Критика собственных ошибок;
  • «Игровая провокация» (Что-то Иванов недоверчиво улыбается при твоём ответе, Петров. Докажи ему, что ты прав!))

Профессионально-важные качества для  общения с классом:

  • Интерес к ученикам, наличие потребности и умения общения с ними;
  •  Способность эмоциональной эмпатии и понимания  учеников;
  • Гибкость в общении;
  • Умение поддерживать обратную связь( диалог);
  • Умение управлять собой (психическим состоянием, телом, голосом, мимикой, настроением и т.д.);
  • Способность к спонтанности;
  • Умение прогнозировать педагогические ситуации;
  • Вербальные способности (культура, развитость речи, богатая лексика);
  • Педагогическая импровизация;
  • Педагогические переживания.

Наиболее значимые для педагога мотивы, на Ваш взгляд:

  • стремление к профессиональному росту;
  • уважение со стороны руководителей;
  • удовлетворение от хорошо проделанной работы;
  • хорошее отношение со стороны коллег;
  • желание спокойно работать без неприятностей и “нервотрепки”;
  • осознание общественной значимости своего труда…

Наиболее значимые для педагога мотивы
 (данные социологического опроса):

  • стремление к профессиональному росту (97%);
  • желание спокойно работать без неприятностей и “нервотрепки” (87%);
  • удовлетворение от хорошо проделанной работы (83%);
  • хорошее отношение со стороны коллег (70%);
  • осознание общественной значимости своего труда (67%);
  • уважение со стороны руководителей (57%).

Невербальный этикет общения

*Дистанция общения

Для разных коммуникативных ситуаций дистанции общения таковы:

  • сверхинтимная – менее 15 см, когда люди фактически соприкасаются друг с другом; на этой дистанции общаются только самые близкие люди при эмоциональном общении (родители с детьми, супруги, влюблённые) ;
  • интимная – 15-50 см, расстояние вытянутой руки; на этой дистанции общаются друг с другом близкие друзья, между которыми существует эмоциональный контакт и эмоциональное взаимопонимание; это дистанция для повседневного общения родителей и детей, супругов; малознакомые и незнакомые люди не должны приближаться так близко;
  • персональная – 50-100 см, расстояние примерно двух вытянутых рук; на этой дистанции принято общаться с коллегами, хорошими знакомыми, участниками приёма, вечеринки;
  • официальная – 150-300 см, для общения с незнакомыми и официальными лицами;
  • публичная – более 3 м, для общения с группой людей, дистанция для оратора, лектора.

Невербальный этикет общения

*Взгляд

Согласно этикету взгляд должен быть направлен на собеседника.

Этикет предписывает смотреть собеседнику в лицо, не фиксируя взгляд на его глазах. Допускается кратковременный отвод взгляда.

Этикетная норма – смотреть на собеседника 30 – 60% времени общения. Не принято смотреть на кого-либо в упор, с близкого расстояния, как и нельзя окидывать взглядом всю фигуру человека целиком так, чтобы он заметил.

*Мимика

(то есть выразительные движения лица) должна быть приветливой и доброжелательной.

*Физический контакт при общении

Дистанция в официальных ситуациях должна быть достаточно большой.

Не принято дотрагиваться до незнакомых и малознакомых, до лиц противоположного пола.

Нельзя их хлопать по плечу, нельзя крутить пуговицу у собеседника, трогать или пощипывать его одежду, приобнимать его. Можно приобнять человека, которого нужно ободрить, утешить, успокоить, часто этот жест используют родители по отношению к детям, старшие по отношению к младшим.

*Позы и жесты.

Жесты определяются как динамические выразительные движения тела. Жесты собеседника делают не только руками, но и плечами, спиной, ногами, всем телом.

Оценка способности педагогов к эмпатии

Эмпатия (сопереживание) – умение поставить себя на место другого, способности человека к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей.

Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, как если бы они были нашими собственными.

Важные установки педагога:

  • Принимать обучающегося таким, какой он есть;
  • Понимать его психологические особенности;
  • Эмпатировать, сочувствовать;
  • Конструктивно строить общение, ради душевного здоровья – других и своего.

Краткие итоги:

  • Удачи нам в познании самих себя!
  • Уважения к себе и к окружающим!
  • Учиться выстраивать коммуникации на протяжении всей жизни:
  • Учитель-ученик;
  • Учитель – учитель;
  • Учитель-родитель;
  • Учитель – администрация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_08.05.2020.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

"Технология развития коммуникативной компетентности педагога. Бесконфликтное взаимодействие"

В настоящее время профессионально-педагогическая деятельность становится все сложнее. Изменения в сфере образования сопровождаются расширением профессиональных функций педагогов.

Что такое коммуникация?

  • Коммуникация - это способ общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи.
  • От уровня развития коммуникативной способности и компетентности в общении зависит лёгкость установления контактов преподавателя с учащимися и другими преподавателями, а также эффективность этого общения с точки зрения решения педагогических задач.

Коммуникативная компетентность

  • Это целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т.е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон.

Модель развития коммуникативной компетентности педагога

        Основные функции коммуникации:

  • коммуникативная, включающую обмен информацией;
  • интерактивная, предусматривающую организацию взаимодействия;
  • перцептивная, отражающую процесс восприятия и формирования образа другого человека и установления взаимодействия.

Общение не сводится только к передаче знаний, но выполняет также функцию эмоционального заражения, возбуждения интереса, побуждения к совместной деятельности.

Стили педагогического общения: ( по В.А.Кан-Калик)

  •  Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом;
  • Общение на основе дружеского расположения (увлечённость общим делом);
  • Общение-дистанция – самый распространённый тип педагогического общения (прослеживается дистанция во всех сферах);
  •  Общение-устрашение – негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность;
  • Общение-заигрывание – характерно для молодых преподавателей, стремящихся к популярности.

Коммуникативные педагогические приёмы,

 способствующие успешному общению:

  • Снятие блокирующих коммуникативных аффектов (неуверенность в общении, неловкость, подавленность, скованность, коммуникативная заторможенность);
  • Создание на занятии атмосферы защищённости при общении ученика с преподавателем;
  • Одобрение, поддержка самой попытки ответа, самого факта участия в диалоге;
  • Одобрение практики обращения учащегося за помощью преподавателя или товарищам;
  • Поощрение устных ответов по собственной инициативе учащихся;
  • Создание условий при ответе учащегося с ярко выраженной коммуникативной заторможенностью;
  • Недопущение действий со стороны отдельных учащихся, подавляющих творческую активность товарищей на занятиях.

Приёмы оказания коммуникативной поддержки в процессе общения: 

  • Оказание помощи в подборе адекватной лексики, в правильном построении высказываний;
  • Обучение коммуникативным приёмам, технике выступления и общения;
  • Заинтересованное внимание к ученикам, поддержка их стремления к участию в диалоге с учителем;
  • Предоставлять ученикам возможность «собраться с мыслями», оправдать нетерпение «поднятой руки»;
  • Поощрение учеников перед классом за проявленную инициативу;
  • Критика собственных ошибок;
  • «Игровая провокация» (Что-то Иванов недоверчиво улыбается при твоём ответе, Петров. Докажи ему, что ты прав!))

Профессионально-важные качества для

общения с классом:

  • Интерес к ученикам, наличие потребности и умения общения с ними;
  •  Способность эмоциональной эмпатии и понимания  учеников;
  • Гибкость в общении;
  • Умение поддерживать обратную связь( диалог);
  • Умение управлять собой (психическим состоянием, телом, голосом, мимикой, настроением и т.д.);
  • Способность к спонтанности;
  • Умение прогнозировать педагогические ситуации;
  • Вербальные способности (культура, развитость речи, богатая лексика);
  • Педагогическая импровизация;
  • Педагогические переживания.

Наиболее значимые для педагога мотивы,

на Ваш взгляд:

  • стремление к профессиональному росту;
  • уважение со стороны руководителей;
  • удовлетворение от хорошо проделанной работы;
  • хорошее отношение со стороны коллег;
  • желание спокойно работать без неприятностей и “нервотрепки”;
  • осознание общественной значимости своего труда…

Наиболее значимые для педагога мотивы
(данные социологического опроса):

  • стремление к профессиональному росту (97%);
  • желание спокойно работать без неприятностей и “нервотрепки” (87%);
  • удовлетворение от хорошо проделанной работы (83%);
  • хорошее отношение со стороны коллег (70%);
  • осознание общественной значимости своего труда (67%);
  • уважение со стороны руководителей (57%).

Невербальный этикет общения

*Дистанция общения

Для разных коммуникативных ситуаций дистанции общения таковы:

  • сверхинтимная – менее 15 см, когда люди фактически соприкасаются друг с другом; на этой дистанции общаются только самые близкие люди при эмоциональном общении (родители с детьми, супруги, влюблённые) ;
  • интимная – 15-50 см, расстояние вытянутой руки; на этой дистанции общаются друг с другом близкие друзья, между которыми существует эмоциональный контакт и эмоциональное взаимопонимание; это дистанция для повседневного общения родителей и детей, супругов; малознакомые и незнакомые люди не должны приближаться так близко;
  • персональная – 50-100 см, расстояние примерно двух вытянутых рук; на этой дистанции принято общаться с коллегами, хорошими знакомыми, участниками приёма, вечеринки;
  • официальная – 150-300 см, для общения с незнакомыми и официальными лицами;
  • публичная – более 3 м, для общения с группой людей, дистанция для оратора, лектора.

Невербальный этикет общения

*Взгляд

Согласно этикету взгляд должен быть направлен на собеседника.

Этикет предписывает смотреть собеседнику в лицо, не фиксируя взгляд на его глазах. Допускается кратковременный отвод взгляда.

Этикетная норма – смотреть на собеседника 30 – 60% времени общения. Не принято смотреть на кого-либо в упор, с близкого расстояния, как и нельзя окидывать взглядом всю фигуру человека целиком так, чтобы он заметил.

*Мимика

(то есть выразительные движения лица) должна быть приветливой и доброжелательной.

*Физический контакт при общении

Дистанция в официальных ситуациях должна быть достаточно большой.

Не принято дотрагиваться до незнакомых и малознакомых, до лиц противоположного пола.

Нельзя их хлопать по плечу, нельзя крутить пуговицу у собеседника, трогать или пощипывать его одежду, приобнимать его. Можно приобнять человека, которого нужно ободрить, утешить, успокоить, часто этот жест используют родители по отношению к детям, старшие по отношению к младшим.

*Позы и жесты.

Жесты определяются как динамические выразительные движения тела. Жесты собеседника делают не только руками, но и плечами, спиной, ногами, всем телом.

Оценка способности педагогов к эмпатии

Эмпатия (сопереживание) – умение поставить себя на место другого, способности человека к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей.

Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, как если бы они были нашими собственными.

Важные установки педагога:

  • Принимать обучающегося таким, какой он есть;
  • Понимать его психологические особенности;
  • Эмпатировать, сочувствовать;
  • Конструктивно строить общение, ради душевного здоровья – других и своего.

Краткие итоги:

  • Удачи нам в познании самих себя!
  • Уважения к себе и к окружающим!
  • Учиться выстраивать коммуникации на протяжении всей жизни:
  • Учитель-ученик;
  • Учитель – учитель;
  • Учитель-родитель;
  • Учитель – администрация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка».

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. В Концепции модернизации Российского образования гово...

Мастер – класс «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка».

Современный этап развития школы в России характеризуется  изменениями, неизбежно затрагивающими содержание образования.  Обновление и инновация учебных дисциплин требуют включения в ...

Развитие коммуникативной компетентности педагога как условие самостоятельности школьников

Осинцева Т.В. Развитие коммуникативной компетентности педагога как условие самостоятельности школьников //Социокультурные проблемы современной молодежи: материалы международной научно – практической к...

РОЛЬ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

При организации работы с детьми с ОВЗ важно учитывать внешние факторы...