Статья "Технология развития коммуникативной компетентности педагога. Бесконфликтное взаимодействие"
статья
В настоящее время профессионально-педагогическая деятельность становится все сложнее. Изменения в сфере образования сопровождаются расширением профессиональных функций педагогов.
Что такое коммуникация?
- Коммуникация - это способ общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи.
- От уровня развития коммуникативной способности и компетентности в общении зависит лёгкость установления контактов преподавателя с учащимися и другими преподавателями, а также эффективность этого общения с точки зрения решения педагогических задач.
Коммуникативная компетентность
- Это целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т.е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон.
Модель развития коммуникативной компетентности педагога
Основные функции коммуникации:
- коммуникативная, включающую обмен информацией;
- интерактивная, предусматривающую организацию взаимодействия;
- перцептивная, отражающую процесс восприятия и формирования образа другого человека и установления взаимодействия.
Общение не сводится только к передаче знаний, но выполняет также функцию эмоционального заражения, возбуждения интереса, побуждения к совместной деятельности.
Стили педагогического общения: ( по В.А.Кан-Калик)
- Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом;
- Общение на основе дружеского расположения (увлечённость общим делом);
- Общение-дистанция – самый распространённый тип педагогического общения (прослеживается дистанция во всех сферах);
- Общение-устрашение – негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность;
- Общение-заигрывание – характерно для молодых преподавателей, стремящихся к популярности.
Коммуникативные педагогические приёмы,
способствующие успешному общению:
- Снятие блокирующих коммуникативных аффектов (неуверенность в общении, неловкость, подавленность, скованность, коммуникативная заторможенность);
- Создание на занятии атмосферы защищённости при общении ученика с преподавателем;
- Одобрение, поддержка самой попытки ответа, самого факта участия в диалоге;
- Одобрение практики обращения учащегося за помощью преподавателя или товарищам;
- Поощрение устных ответов по собственной инициативе учащихся;
- Создание условий при ответе учащегося с ярко выраженной коммуникативной заторможенностью;
- Недопущение действий со стороны отдельных учащихся, подавляющих творческую активность товарищей на занятиях.
Приёмы оказания коммуникативной поддержки в процессе общения:
- Оказание помощи в подборе адекватной лексики, в правильном построении высказываний;
- Обучение коммуникативным приёмам, технике выступления и общения;
- Заинтересованное внимание к ученикам, поддержка их стремления к участию в диалоге с учителем;
- Предоставлять ученикам возможность «собраться с мыслями», оправдать нетерпение «поднятой руки»;
- Поощрение учеников перед классом за проявленную инициативу;
- Критика собственных ошибок;
- «Игровая провокация» (Что-то Иванов недоверчиво улыбается при твоём ответе, Петров. Докажи ему, что ты прав!))
Профессионально-важные качества для общения с классом:
- Интерес к ученикам, наличие потребности и умения общения с ними;
- Способность эмоциональной эмпатии и понимания учеников;
- Гибкость в общении;
- Умение поддерживать обратную связь( диалог);
- Умение управлять собой (психическим состоянием, телом, голосом, мимикой, настроением и т.д.);
- Способность к спонтанности;
- Умение прогнозировать педагогические ситуации;
- Вербальные способности (культура, развитость речи, богатая лексика);
- Педагогическая импровизация;
- Педагогические переживания.
Наиболее значимые для педагога мотивы, на Ваш взгляд:
- стремление к профессиональному росту;
- уважение со стороны руководителей;
- удовлетворение от хорошо проделанной работы;
- хорошее отношение со стороны коллег;
- желание спокойно работать без неприятностей и “нервотрепки”;
- осознание общественной значимости своего труда…
Наиболее значимые для педагога мотивы
(данные социологического опроса):
- стремление к профессиональному росту (97%);
- желание спокойно работать без неприятностей и “нервотрепки” (87%);
- удовлетворение от хорошо проделанной работы (83%);
- хорошее отношение со стороны коллег (70%);
- осознание общественной значимости своего труда (67%);
- уважение со стороны руководителей (57%).
Невербальный этикет общения
*Дистанция общения
Для разных коммуникативных ситуаций дистанции общения таковы:
- сверхинтимная – менее 15 см, когда люди фактически соприкасаются друг с другом; на этой дистанции общаются только самые близкие люди при эмоциональном общении (родители с детьми, супруги, влюблённые) ;
- интимная – 15-50 см, расстояние вытянутой руки; на этой дистанции общаются друг с другом близкие друзья, между которыми существует эмоциональный контакт и эмоциональное взаимопонимание; это дистанция для повседневного общения родителей и детей, супругов; малознакомые и незнакомые люди не должны приближаться так близко;
- персональная – 50-100 см, расстояние примерно двух вытянутых рук; на этой дистанции принято общаться с коллегами, хорошими знакомыми, участниками приёма, вечеринки;
- официальная – 150-300 см, для общения с незнакомыми и официальными лицами;
- публичная – более 3 м, для общения с группой людей, дистанция для оратора, лектора.
Невербальный этикет общения
*Взгляд
Согласно этикету взгляд должен быть направлен на собеседника.
Этикет предписывает смотреть собеседнику в лицо, не фиксируя взгляд на его глазах. Допускается кратковременный отвод взгляда.
Этикетная норма – смотреть на собеседника 30 – 60% времени общения. Не принято смотреть на кого-либо в упор, с близкого расстояния, как и нельзя окидывать взглядом всю фигуру человека целиком так, чтобы он заметил.
*Мимика
(то есть выразительные движения лица) должна быть приветливой и доброжелательной.
*Физический контакт при общении
Дистанция в официальных ситуациях должна быть достаточно большой.
Не принято дотрагиваться до незнакомых и малознакомых, до лиц противоположного пола.
Нельзя их хлопать по плечу, нельзя крутить пуговицу у собеседника, трогать или пощипывать его одежду, приобнимать его. Можно приобнять человека, которого нужно ободрить, утешить, успокоить, часто этот жест используют родители по отношению к детям, старшие по отношению к младшим.
*Позы и жесты.
Жесты определяются как динамические выразительные движения тела. Жесты собеседника делают не только руками, но и плечами, спиной, ногами, всем телом.
Оценка способности педагогов к эмпатии
Эмпатия (сопереживание) – умение поставить себя на место другого, способности человека к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей.
Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, как если бы они были нашими собственными.
Важные установки педагога:
- Принимать обучающегося таким, какой он есть;
- Понимать его психологические особенности;
- Эмпатировать, сочувствовать;
- Конструктивно строить общение, ради душевного здоровья – других и своего.
Краткие итоги:
- Удачи нам в познании самих себя!
- Уважения к себе и к окружающим!
- Учиться выстраивать коммуникации на протяжении всей жизни:
- Учитель-ученик;
- Учитель – учитель;
- Учитель-родитель;
- Учитель – администрация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_08.05.2020.docx | 22.73 КБ |
Предварительный просмотр:
"Технология развития коммуникативной компетентности педагога. Бесконфликтное взаимодействие"
В настоящее время профессионально-педагогическая деятельность становится все сложнее. Изменения в сфере образования сопровождаются расширением профессиональных функций педагогов.
Что такое коммуникация?
- Коммуникация - это способ общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи.
- От уровня развития коммуникативной способности и компетентности в общении зависит лёгкость установления контактов преподавателя с учащимися и другими преподавателями, а также эффективность этого общения с точки зрения решения педагогических задач.
Коммуникативная компетентность
- Это целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т.е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон.
Модель развития коммуникативной компетентности педагога
Основные функции коммуникации:
- коммуникативная, включающую обмен информацией;
- интерактивная, предусматривающую организацию взаимодействия;
- перцептивная, отражающую процесс восприятия и формирования образа другого человека и установления взаимодействия.
Общение не сводится только к передаче знаний, но выполняет также функцию эмоционального заражения, возбуждения интереса, побуждения к совместной деятельности.
Стили педагогического общения: ( по В.А.Кан-Калик)
- Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом;
- Общение на основе дружеского расположения (увлечённость общим делом);
- Общение-дистанция – самый распространённый тип педагогического общения (прослеживается дистанция во всех сферах);
- Общение-устрашение – негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность;
- Общение-заигрывание – характерно для молодых преподавателей, стремящихся к популярности.
Коммуникативные педагогические приёмы,
способствующие успешному общению:
- Снятие блокирующих коммуникативных аффектов (неуверенность в общении, неловкость, подавленность, скованность, коммуникативная заторможенность);
- Создание на занятии атмосферы защищённости при общении ученика с преподавателем;
- Одобрение, поддержка самой попытки ответа, самого факта участия в диалоге;
- Одобрение практики обращения учащегося за помощью преподавателя или товарищам;
- Поощрение устных ответов по собственной инициативе учащихся;
- Создание условий при ответе учащегося с ярко выраженной коммуникативной заторможенностью;
- Недопущение действий со стороны отдельных учащихся, подавляющих творческую активность товарищей на занятиях.
Приёмы оказания коммуникативной поддержки в процессе общения:
- Оказание помощи в подборе адекватной лексики, в правильном построении высказываний;
- Обучение коммуникативным приёмам, технике выступления и общения;
- Заинтересованное внимание к ученикам, поддержка их стремления к участию в диалоге с учителем;
- Предоставлять ученикам возможность «собраться с мыслями», оправдать нетерпение «поднятой руки»;
- Поощрение учеников перед классом за проявленную инициативу;
- Критика собственных ошибок;
- «Игровая провокация» (Что-то Иванов недоверчиво улыбается при твоём ответе, Петров. Докажи ему, что ты прав!))
Профессионально-важные качества для
общения с классом:
- Интерес к ученикам, наличие потребности и умения общения с ними;
- Способность эмоциональной эмпатии и понимания учеников;
- Гибкость в общении;
- Умение поддерживать обратную связь( диалог);
- Умение управлять собой (психическим состоянием, телом, голосом, мимикой, настроением и т.д.);
- Способность к спонтанности;
- Умение прогнозировать педагогические ситуации;
- Вербальные способности (культура, развитость речи, богатая лексика);
- Педагогическая импровизация;
- Педагогические переживания.
Наиболее значимые для педагога мотивы,
на Ваш взгляд:
- стремление к профессиональному росту;
- уважение со стороны руководителей;
- удовлетворение от хорошо проделанной работы;
- хорошее отношение со стороны коллег;
- желание спокойно работать без неприятностей и “нервотрепки”;
- осознание общественной значимости своего труда…
Наиболее значимые для педагога мотивы
(данные социологического опроса):
- стремление к профессиональному росту (97%);
- желание спокойно работать без неприятностей и “нервотрепки” (87%);
- удовлетворение от хорошо проделанной работы (83%);
- хорошее отношение со стороны коллег (70%);
- осознание общественной значимости своего труда (67%);
- уважение со стороны руководителей (57%).
Невербальный этикет общения
*Дистанция общения
Для разных коммуникативных ситуаций дистанции общения таковы:
- сверхинтимная – менее 15 см, когда люди фактически соприкасаются друг с другом; на этой дистанции общаются только самые близкие люди при эмоциональном общении (родители с детьми, супруги, влюблённые) ;
- интимная – 15-50 см, расстояние вытянутой руки; на этой дистанции общаются друг с другом близкие друзья, между которыми существует эмоциональный контакт и эмоциональное взаимопонимание; это дистанция для повседневного общения родителей и детей, супругов; малознакомые и незнакомые люди не должны приближаться так близко;
- персональная – 50-100 см, расстояние примерно двух вытянутых рук; на этой дистанции принято общаться с коллегами, хорошими знакомыми, участниками приёма, вечеринки;
- официальная – 150-300 см, для общения с незнакомыми и официальными лицами;
- публичная – более 3 м, для общения с группой людей, дистанция для оратора, лектора.
Невербальный этикет общения
*Взгляд
Согласно этикету взгляд должен быть направлен на собеседника.
Этикет предписывает смотреть собеседнику в лицо, не фиксируя взгляд на его глазах. Допускается кратковременный отвод взгляда.
Этикетная норма – смотреть на собеседника 30 – 60% времени общения. Не принято смотреть на кого-либо в упор, с близкого расстояния, как и нельзя окидывать взглядом всю фигуру человека целиком так, чтобы он заметил.
*Мимика
(то есть выразительные движения лица) должна быть приветливой и доброжелательной.
*Физический контакт при общении
Дистанция в официальных ситуациях должна быть достаточно большой.
Не принято дотрагиваться до незнакомых и малознакомых, до лиц противоположного пола.
Нельзя их хлопать по плечу, нельзя крутить пуговицу у собеседника, трогать или пощипывать его одежду, приобнимать его. Можно приобнять человека, которого нужно ободрить, утешить, успокоить, часто этот жест используют родители по отношению к детям, старшие по отношению к младшим.
*Позы и жесты.
Жесты определяются как динамические выразительные движения тела. Жесты собеседника делают не только руками, но и плечами, спиной, ногами, всем телом.
Оценка способности педагогов к эмпатии
Эмпатия (сопереживание) – умение поставить себя на место другого, способности человека к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей.
Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, как если бы они были нашими собственными.
Важные установки педагога:
- Принимать обучающегося таким, какой он есть;
- Понимать его психологические особенности;
- Эмпатировать, сочувствовать;
- Конструктивно строить общение, ради душевного здоровья – других и своего.
Краткие итоги:
- Удачи нам в познании самих себя!
- Уважения к себе и к окружающим!
- Учиться выстраивать коммуникации на протяжении всей жизни:
- Учитель-ученик;
- Учитель – учитель;
- Учитель-родитель;
- Учитель – администрация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка».
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. В Концепции модернизации Российского образования гово...
Мастер – класс «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка».
Современный этап развития школы в России характеризуется изменениями, неизбежно затрагивающими содержание образования. Обновление и инновация учебных дисциплин требуют включения в ...
Развитие коммуникативной компетентности педагога как условие самостоятельности школьников
Осинцева Т.В. Развитие коммуникативной компетентности педагога как условие самостоятельности школьников //Социокультурные проблемы современной молодежи: материалы международной научно – практической к...
Коммуникативная компетентность педагога
Деловая игра...
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ.
Доклад на ШМО...
РОЛЬ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
При организации работы с детьми с ОВЗ важно учитывать внешние факторы...