О невербальном общении в педагогическом коллективе
статья по теме

Старченко Елена Владимировна

О том, что составляет невербальное общение и о его важности и возможностях его совершенствования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_neverbalnom_obshchenii_v_pedagogicheskom_kollektive.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

                               Старченко Е.В.

О невербальном общении в педагогическом коллективе.

Мир вокруг нас взаимодействует, в основном, невербально. Вся живая природа (включая человеческое сообщество) тоже общается невербально. Невербальное общение в 170 раз информативнее любого языка и именно оно определяет климат-комфорт любого коллектива. Стиль невербального общения обеспечивает также единство коллектива.

Педагогический коллектив имеет свои особенности: 1) общение осуществляется в тесной взаимосвязи трех групп людей - детей, педагогов, родителей, 2) процесс обучения предполагает культурное воздействие на все эти три группы людей в их взаимосвязи. Соответственно, дети и родители - также равноправные партнеры, взаимодействующие  в  процессе обучения, и их потребности необходимо учитывать и уважать их мнение при организации процесса обучения и воспитания.

Невербальное общение включает в себя множество различных компонентов. В настоящей работе хочется отметить лишь некоторые из них, возможно наиболее важные.

Информационный аспект невербального общения включает в себя информацию об

      образовательном учреждении. Это и табличка у входной двери и таблички  на     дверях,  план-схема, расписание, объявления, телефоны, сайт в интернете и т.д. Эта информация должна быть красиво оформлена и доступна и детям, и родителям.  

Очень важно воздействие на обоняние. Запах образовательного учреждения должен быть приятным. Столовая, туалеты, спортзал, кабинеты  должны быть чистыми и регулярно проветриваться,  можно использовать ионизаторы, комнатные растения, фонтанчики.

Ощущение пространства также важный аспект невербального общения. Он включает планировку помещений, форму мебели, ее расстановку, наличие зеркал, цветов, а также  замки  на дверях  и  открыты  двери или нет. У детей,   родителей  и педагогов должно   быть ощущение, что  им здесь  всегда рады, что общению нет препятствий.

Воздействие свето- и цветоощущения на невербальное общение также очень велико. Цвет стен, плакатов, газет, стендов, мебели, штор должен быть светлым и приятным для всех участников процесса обучения и воспитания. В помещениях и коридорах должно быть светло.

Невербальное общение включает в себя воздействие на органы слуха. Это и музыка, и звонки на урок, интонация голоса  и уровень громкости  речи. Воздействие на органы слуха должно быть щадящим. Очень полезно действие тишины  или спокойной, плавной музыки в зоне тихого отдыха.

Ощущение времени также 'важный момент в невербальном общении. Важно ощущение себя в потоке времени внутри образовательного учреждения. Это обеспечивается режимом дня, расписанием  и достаточной точностью их соблюдения.   Режим должен быть удобен и педагогам, и детям, и родителям.

Благоприятное воздействие на органы осязания при  невербальном общении   обеспечивается  чистотой, гладкостью и теплотой  поверхностей стен и мебели.

Ощущения личной  причастности к делам образовательного учреждения  обеспечивается наличием  и соблюдением различных ритуалов, включающих в себя знакомство, приветствия, праздники, собрания, педсоветы  и т.д. Их наличие, регулярность, периодичность, форма проведения, обязательность или произвольность их организации и присутствия на них обеспечивают неповторимый стиль невербального общения данного коллектива и ощущение радостного соучастия у его людей.

Психологический комфорт педагогического коллектива обеспечивается удачным невербальным общением  всех трех групп его участников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие с учащимися младшего школьного возраста. Тема: "Развитие навыков вербального и невербального общения".

Задачи:1)    Развитие сплоченности.2)    Снятие напряжения.3)    Развитие эмоционально выразительных движений....

Занятие для развития невербального общения

Занятие для развития невербального общения...

Занятие для развития невербального общения 2

Занятие для развития невербального общения 2...

Занятие для развития невербального общения 3

Занятие для развития невербального общения 3...

Занятие для развития невербального общения 4

Занятие для развития невербального общения 4...

Занятие для развития невербального общения 5

Занятие для развития невербального общения 5...

Невербальное общение. Характеристики и особенности невербального общения

Невербальное общение. Характеристики и особенности невербального общения...