О невербальном общении в педагогическом коллективе
статья по теме
О том, что составляет невербальное общение и о его важности и возможностях его совершенствования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_neverbalnom_obshchenii_v_pedagogicheskom_kollektive.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Старченко Е.В.
О невербальном общении в педагогическом коллективе.
Мир вокруг нас взаимодействует, в основном, невербально. Вся живая природа (включая человеческое сообщество) тоже общается невербально. Невербальное общение в 170 раз информативнее любого языка и именно оно определяет климат-комфорт любого коллектива. Стиль невербального общения обеспечивает также единство коллектива.
Педагогический коллектив имеет свои особенности: 1) общение осуществляется в тесной взаимосвязи трех групп людей - детей, педагогов, родителей, 2) процесс обучения предполагает культурное воздействие на все эти три группы людей в их взаимосвязи. Соответственно, дети и родители - также равноправные партнеры, взаимодействующие в процессе обучения, и их потребности необходимо учитывать и уважать их мнение при организации процесса обучения и воспитания.
Невербальное общение включает в себя множество различных компонентов. В настоящей работе хочется отметить лишь некоторые из них, возможно наиболее важные.
Информационный аспект невербального общения включает в себя информацию об
образовательном учреждении. Это и табличка у входной двери и таблички на дверях, план-схема, расписание, объявления, телефоны, сайт в интернете и т.д. Эта информация должна быть красиво оформлена и доступна и детям, и родителям.
Очень важно воздействие на обоняние. Запах образовательного учреждения должен быть приятным. Столовая, туалеты, спортзал, кабинеты должны быть чистыми и регулярно проветриваться, можно использовать ионизаторы, комнатные растения, фонтанчики.
Ощущение пространства также важный аспект невербального общения. Он включает планировку помещений, форму мебели, ее расстановку, наличие зеркал, цветов, а также замки на дверях и открыты двери или нет. У детей, родителей и педагогов должно быть ощущение, что им здесь всегда рады, что общению нет препятствий.
Воздействие свето- и цветоощущения на невербальное общение также очень велико. Цвет стен, плакатов, газет, стендов, мебели, штор должен быть светлым и приятным для всех участников процесса обучения и воспитания. В помещениях и коридорах должно быть светло.
Невербальное общение включает в себя воздействие на органы слуха. Это и музыка, и звонки на урок, интонация голоса и уровень громкости речи. Воздействие на органы слуха должно быть щадящим. Очень полезно действие тишины или спокойной, плавной музыки в зоне тихого отдыха.
Ощущение времени также 'важный момент в невербальном общении. Важно ощущение себя в потоке времени внутри образовательного учреждения. Это обеспечивается режимом дня, расписанием и достаточной точностью их соблюдения. Режим должен быть удобен и педагогам, и детям, и родителям.
Благоприятное воздействие на органы осязания при невербальном общении обеспечивается чистотой, гладкостью и теплотой поверхностей стен и мебели.
Ощущения личной причастности к делам образовательного учреждения обеспечивается наличием и соблюдением различных ритуалов, включающих в себя знакомство, приветствия, праздники, собрания, педсоветы и т.д. Их наличие, регулярность, периодичность, форма проведения, обязательность или произвольность их организации и присутствия на них обеспечивают неповторимый стиль невербального общения данного коллектива и ощущение радостного соучастия у его людей.
Психологический комфорт педагогического коллектива обеспечивается удачным невербальным общением всех трех групп его участников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающее занятие с учащимися младшего школьного возраста. Тема: "Развитие навыков вербального и невербального общения".
Задачи:1) Развитие сплоченности.2) Снятие напряжения.3) Развитие эмоционально выразительных движений....
Занятие для развития невербального общения
Занятие для развития невербального общения...
Занятие для развития невербального общения 2
Занятие для развития невербального общения 2...
Занятие для развития невербального общения 3
Занятие для развития невербального общения 3...
Занятие для развития невербального общения 4
Занятие для развития невербального общения 4...
Занятие для развития невербального общения 5
Занятие для развития невербального общения 5...
Невербальное общение. Характеристики и особенности невербального общения
Невербальное общение. Характеристики и особенности невербального общения...