Технологическая карта урока по окружающему миру УМК Школа России во 2 классе
план-конспект урока
Открытый урок окружающего мира
во 2а классе (УМК «Школа России»)
«Какой бывает транспорт»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_umk_shkola_rosii_vo_2_klasse.docx | 40.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №22» г. Рязани
Открытый урок окружающего мира
во 2а классе (УМК «Школа России»)
«Какой бывает транспорт»
Разработала
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Столярова Елена Анатольевна
Цель: помочь учащимся обобщить имеющиеся знания о видах транспорта; составить схему «Виды транспорта»; познакомить с необычными видами транспорта.
Задачи:
Образовательные - расширить и обогатить знания детей о видах транспорта, о современных (необычных) видах транспорта.
Развивающие - развивать логическое мышление, внимание, память, речь.
Воспитательные - воспитывать интерес к окружающему миру; формировать стремление к получению знаний; воспитывать уважение друг к другу в коллективе.
Основные понятия - транспорт, виды транспорта, номера телефонов экстренного вызова: 01, 02, 03, 04, современные виды транспорта.
Здоровьесберегающий аспект - работа по предупреждению заболеваний, сохранение здоровья; индивидуальный подход к учащимся; рациональная смена видов учебной деятельности; физминутки.
Технологии - игровая технология, личностно-ориентированное обучение, компьютерные технологии.
Тип урока - урок открытия новых знаний
Необходимое оборудование и используемые материалы: компьютер для учителя и ученика, проектор, экран, авторский медиапродукт (презентация), учебник окружающий мир (автор А.А.Плешаков), видеофильм стихотворения С.Михалкова «От кареты до ракеты» (без звука, озвучивает ученик)), карточки с наглядным материалом.
Планируемые результаты
- Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
научатся: определять понятие «транспорт», виды транспорта;
получат возможность научиться: приводить примеры различных транспортных средств; классифицировать средства транспорта; узнавать по фотографиям транспортные средства экстренного вызова; рассказывать об истории воздушного и водного транспорта; работать с иллюстрациями в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
- Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):
регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя; познавательные – использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Личностные: формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению, умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты, видеть выходы из спорных ситуаций
Продукт изготовленный на уроке: схема «Виды транспорта».
Тип проекта: групповой, внутриклассный.
Классификация проекта: информационный.
Продолжительность проекта: минипроект.
Технологическая карта урока
№ | Этап урока, цель | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма работы | Результат |
1 | Мотивирование к учебной деятельности. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности. | 2 | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Предлагает поприветствовать гостей. - Девизом сегодняшнего урока пусть станет небольшое стихотворение. | Девиз сегодняшнего урока: «Вместе не трудно, Запомни и соблюдай простые правила:
Приветствуют учителя и гостей, проверяют готовность к уроку. - Чтоб природе другом стать, | Фронтальная | Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, способность к мобилизации сил и энергии. Коммуникативные УУД: поддержание интереса к уроку. Познавательные УУД: выделение необходимой информации для ответа на вопросы. |
2 | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Цель: актуализировать работу по определению темы урока. | 4 | - Ребята, о чем мы с вами говорим на уроках окружающего мира? - Правильно. О чем мы сегодня будем говорить? Ответить на этот вопрос – поможет стихотворение Сергей Михалкова «От кареты до ракеты». Итак – внимательно прослушайте и ответьте на вопрос: о чем это стихотворение? | - О явлениях природы, о растениях, о животных, о погоде, о полезных ископаемых. Ребята внимательно слушают стихотворение С.Михалкова в исполнении одноклассника в сопровождении видео. Люди ездили по свету, Усадив себя в карету. Но пришел двадцатый век – Сел в машину человек. Тут пошло такое дело! В городах затарахтело. Шум моторов, шорох шин – Мчатся тысячи машин. В паровые тихоходы Забирались пешеходы. И могли они в пути На ходу легко сойти. А теперь под стук колес | Фронтальная | Регулятивные УУД: способность принять учебную задачу, поддержание интереса к уроку, способность начинать и заканчивать действие в нужный момент. Познавательные УУД: выделение необходимой информации для решения задач, поиск способов решения. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения. |
3 | Выявление места и причины затруднения. Цель: согласовать цель и тему урока. | 4 | - О чем говорится в стихотворении С. Михалкова? - Каким одним словом можно назвать все то, что вы сейчас перечислили? - Тема нашего урока так и называется: «Какой бывает транспорт?» - Какие вопросы можно задать к слову «транспорт». - Посмотрите, сколько вопросов. Конечно, на все вопросы мы в рамках урока ответить не можем, поэтому берём только три: 1. Что такое транспорт? 2. Какой бывает транспорт? 3. Какие необычные виды транспорта существуют? - Откройте учебник, посмотрите, чему мы будем учиться на уроке. | - О машинах, о кораблях, о самолетах, о ракетах. - Транспорт. - Мы будем говорить о транспорте. - Что такое транспорт? - Какой бывает транспорт? - Что относится к транспорту? - Для чего нужен транспорт? - Где бывает транспорт? - Есть ли новые виды транспорта? - Какие необычные виды транспорта? - Сколько видов транспорта? - Как разобраться в огромном количестве видов транспорта, на какие группы можно разделить весь транспорт? Дети читают тему и цели урока из учебника. | Фронтальная | Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и чёткостью, умение слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения. Регулятивные УУД: умение ставить цель занятия. |
4 | Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). Цель: формировать понятие «Транспорт», составить схему «Виды транспорта». | 6 | - Где или как мы можем добыть ответ на 1 вопрос? - Сейчас вы будете работать группами, обратите внимание на правила работы в группе. 1-я гр. – спрашивает у гостей, 2-я гр. – работает со словарем, 3-я гр. - ищет в интернете. (На работу 3 мин.) На доске появляется запись: транспорт, стрелки и несколько значений слова. - Для чего служит транспорт? | - Словарь, спросить у взрослых, найти ответ в интернете. Дети добывают знания в соответствии с заданиями, обсуждают в группе и докладывают на класс, 1 человек от группы. - Перевозить грузы, пассажиров, путешествовать, спасать. | Фронтальная работа, групповая работа | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации при решении задач, выбор эффективного способа решения, формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение. Регулятивные УУД: умение планировать последовательность выполнения действий. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение слушать и слышать других, учитывать разные мнения, умение сотрудничать с учителем и со сверстниками. |
5 | Реализация построенного проекта. Цель: составление схемы «Виды транспорта», формировать понятие о специальном транспорте, его особенностях, познакомить с необычным видом транспорта. | 10 | - Мы подошли ко 2 вопросу: какой бывает транспорт? Предлагаю поработать в группах. - У меня на магнитной доске картинки различных видов транспорта. Разделите все картинки на группы в зависимости от выполняемой работы. 1 группа: виды транспорта в зависимости от того, где работает транспорт (наземный – водный – воздушный – подземный); 2 группа: виды транспорта в зависимости от того какую работу выполняет транспорт (грузовой – легковой – специальный); 3 группа: виды транспорта в зависимости от количества пассажиров и владельца транспортом (личный -общественный). - Ребята, проверим себя, правы ли мы, правильно разделили на группы? ( Сверяемся со схемами на экране). - Как вы думаете, почему этот вид транспорта назван « специальным»? - Вспомните по каким телефонам вызывают эти машины? -Ребята, мы ответили на второй вопрос? | Дети работают в группах, а затем по одному представителю выходят к доске и выступают. (Учитель помогает фиксировать схемы на доске.) - Слово « специальный» в переводе с латинского языка означает « особый». Эти машины вызывают, если требуется помощь. - 01, пожарная помощь - 02, полиция - 03, скорая помощь - 04, газовая помощь - 112, служба спасения МЧС - Да, ответили. | Фронтальная работа, групповая работа | Познавательные УУД: умение находить и выделять необходимую информацию, умение обосновать выбор решения, осознано строить речевое высказывание. Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий, формирование познавательной инициативы. Коммуникативные УУД: умение сотрудничать с учителем, сверстниками, вступать в диалог, участвовать в обсуждении задания. |
6 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: закрепление знаний о видах транспорта. | 2 | Игра «Что у кого?» – У человека глаза, а у автомобиля? | - Фары. - Мотор. - Колеса. - Бензин. - Дворниками. - Багажник. - Ломается. | Фронтальная работа | Коммуникативные УУД: умение сотрудничать в коллективе. Регулятивные УУД: способность к мобилизации сил и энергии, эмоциональный настрой на уроке. |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: собрать и описать получившийся вид транспорта по полученной схеме. | 5 | - Будете работать в паре. У вас на столах лежат конверты, в которых пазлы. Вам нужно их собрать и описать получившийся вид транспорта. | Ученики собирают пазлы. Дают характеристику по плану: 1. Вид транспорта. 2. Наземный, водный, воздушный, подземный. 3. Пассажирский, грузовой, специальный. 4. Личный, общественный. | Самостоятельная работа | Познавательные УУД: умение обосновать выбор решения, осознано строить речевое высказывание. Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий, формирование познавательной инициативы. |
8 | Включение в систему знаний и повторение. Цель: познакомить с необычным видом транспорта. | 7 | - Ребята, у нас остался еще один вопрос: какие необычные виды транспорта существуют. Как вы думаете можно без подготовки ответить на этот вопрос? - У нас было время, мы поискали ответ в Интернете. Некоторые ученики нашего класса подготовили небольшие сообщения на эту тему. Послушайте их выступления. | - Конечно, нет. Плавающий автобус Hippo (Канада) В Канаде, а точнее в ее столице Торонто, вам предложат покататься на плавающем автобусе. Название этого транспортного средства переводится как «бегемот», и оно ему вполне подходит. Автобус начинает свой путь на суше, а потом «легким движением руки» превращается в небольшое судно и движется по поверхности озера Онтарио. Этот «земноводный» вид транспорта вмещает 40 пассажиров и используется для проведения обзорных экскурсий по Торонто. Так что не упустите своего шанса, покатайтесь на Hippo в Канаде. Автобус Wubbo Superbus (ОАЭ) О роскошной жизни в Объединенных Арабских Эмиратах ходят легенды. Только посмотрите: у них даже автобус похож на роскошный суперкар! Транспортное средство имеет 23 посадочных места и передвигается от Дубая до Абу-Даби по выделенной полосе со скоростью около 250 км/ч. Разрабатывался этот автобус в Нидерландах, автором проекта стал Вуббо Оккельс, первым из голландцев побывавший в космосе. Наверное, именно поэтому транспортное средство своими очертаниями напоминает космический корабль! Левитирующий поезд «Маглев» (Китай) Из центра Шанхая до аэропорта, находящегося в 30 км, этот поезд едет со скоростью 431 км/ч. Казалось бы, скоростными поездами сейчас никого не удивишь, но этот − особенный! Дело в том, что он едет, не касаясь рельсов, а буквально паря над ними. Название поезда «Маглев» расшифровывается как «магнитная левитация» и объясняет принцип работы этого транспортного средства. Никакой магии, только законы физики! Канатная дорога, США Канатная дорога острова Рузвельта - это своего рода воздушный трамвай в Нью-Йорке, который охватывает пролив Ист-Ривер и соединяет остров Рузвельта с Манхэттеном. Каждая кабина вмещает около 110 людей и совершает около 115 поездок в день. Трамвай движется со скоростью примерно 28,8 км/ч и проходит около 940 м за 3 минуты. Она поднимается на 76 м над Ист-Ривер, следуя по маршруту с северной стороны Моста Куинсборо, открывая вид на Ист-Сайд в Манхэттене. Подвесное метро.Такого вида транспорта вы не увидите нигде, кроме как в немецком городе Вупперталь. Более 25 миллионов человек в год перевозят подвесные поезда. Ощущение от поездки очень непривычное, ведь земля проносится внизу, а поезд движется по рельсе, находящейся вверху. За счет этого у пассажиров возникает чувство полета. | Индивидуальная работа | Познавательные УУД: умение находить и выделять необходимую информацию, умение обосновать выбор решения, осознано строить речевое высказывание. Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий, формирование познавательной инициативы. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение слушать и понимать речь других. |
9 | Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: организовать рефлексию и самооценку собственной деятельности. | 5 | И так, ребята, подведем итог урока. Какие три вопроса мы поставили в начале урока? - Что такое транспорт? -Какой бывает транспорт? - Как избежать опасных ситуаций связанных с транспортом? (правила поведения). - Домашнее задание по выбору: 1. Придумать и нарисовать экологически чистое транспортное средство будущего. 2. Нарисовать знаки, изображающие, как избежать опасных ситуаций, связанных с транспортными средствами. - Давайте оценим свою работу на уроке: - кто очень хорошо понял материал и может объяснить товарищу – закрашиваете зеленый сигнал светофора; - кто в чем-то сомневается – желтый; - кто считает, что ему нужно еще поработать над данной темой – закрашивает красный. | Ученики отвечают на поставленные вопросы. Ребята записывают домашнее задание (по выбору) Оценивают свою работу на уроке, закрашивая определенный сигнал светофора. | Фронтальная, индивидуальная работа | Познавательные УУД: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение слушать и понимать речь других, умение оценивать работу одноклассников и свою Регулятивные УУД: оценка, контроль, коррекция. Личностные УУД: умение оценивать себя при помощи критерия успешности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по окружающему миру (УМК «Школа России", 4 класс)
Педагогическая цель: формирование у учащихся представления о луге как о природном сообществе....
Технологическая карта урока по окружающему миру (УМК «Школа России", 4 класс)
На уроке формируются первоначальные представления об истории России в эпоху правления Екатерины Великой....
Технологическая карта урока по окружающему миру (УМК «Школа России", 4 класс)
На уроке учащиеся познакомятся с животноводством как отраслью сельского хозяйства....
Технологическая карта урока по окружающему миру (УМК «Школа России", 4 класс)
На уроке учащиеся познакомятся с положительными и отрицательными сторонами правления Ивана Грозного - первого российского царя....
Технологическая карта урока по окружающему миру (УМК «Школа России", 4 класс)
Учащиеся познакомятся с просвещением в Древней Руси....
Технологическая карта урока по окружающему миру (УМК «Школа России", 4 класс)
На уроке учащиеся учатся выделять значимые исторические события....
Технологическая карта урока по окружающему миру (УМК «Школа России", 4 класс)
Задача: показать роль книгопечатания для развития просвещения и культуры России....