Программа по внеурочной деятельности направления формирование функциональной грамотности учащихся 1-4 классов " Читай, считай, думай"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Программа по внеурочной деятельности направления формирование функциональной грамотности учащихся 1-4 классов " Читай, считай, думай"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_funktsionalnoy_gramotnosti_1-4_klass.docx | 147.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№ 41 г. УЛАН-УДЭ»
«Рассмотрено» Руководитель МО Дондокова Б.Ц/__________ Протокол № ____ от «____» ________ 20___ г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР /____________ | «Утверждаю» Директор МАОУ «СОШ № 41 г. Улан-Удэ» ____________ Тарбаев В.В. Приказ №______от__________ |
ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
направления формирование функциональной грамотности учащихся 1-4 классов «Читай, считай, думай. »
2022 – 2026 учебный год
Учитель Ермолина Ольга Валерьевна
Класс 1-4
Всего часов в год 33\34
Всего часов в неделю 1
г. Улан-Удэ,
2022- 2026
Информационная карта
Ф.И.О. педагога | Ермолина О.В, Сидорова М.А, Алексеева А.А |
Тип программы | Общеразвивающая |
Направленность деятельности | социально-педагогическая |
Способ освоения содержания образования | Практический |
Уровень освоения | Ознакомительный |
содержания | |
образования | |
Уровень | Начальное общее образование |
реализации | |
программы | |
Форма реализации | Групповая |
программы | |
Продолжительность | 4 года |
реализации | |
программы | |
Место программы дополнительного образования в учебной деятельности.
Программа курса по развитию функциональной грамотности «Читай, считай, думай»» разработана на четыре года занятий с детьми младшего школьного возраста (1 – 4 классы) и рассчитана на поэтапное освоение материала. Всего – 135 часов (1 класс-33 часа; 2-4 классы-по 34 часа).
Воспитательные цели и задачи курса:
Цель – Осознание и проявление положительного отношения к самому себе, к другим людям, к миру вообще, труду (в том числе и учебному), к Отчизне, воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;
– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
Но образование, ориентированное на развитие личности, достигает цели в той степени, в какой в учебном процессе востребована личность школьника.
Задачи:
Первый этап Первоклассник приходит в школу и обычно хочет учиться, ждет сотрудничества с новым в его жизни взрослым, сначала он осуществляет учебные действия в сотрудничестве с учителем, при его непосредственном и пооперационном руководстве. Второй этап Усиление самостоятельности детей обеспечиваю за счет опосредованного руководства с моей стороны учителя и организации учебного сотрудничества детей в малых группах, через побуждение группы к инициативе в постановке вопросов адресованных учителю. На третьем этапе процесса формирования школьник становится способным максимально самостоятельно выполнять учебную деятельность, в случае необходимости он может построить взаимодействие со сверстником и учителем для преодоления своего незнания, проявляя индивидуальную учебную инициативу. На четвертом этапе школьник осваивает позицию учителя (сначала более младшего ученика, затем и самого себя). И этот этап имеет место выражению своего отношения (радости, желания помочь, увлеченности, готовности к самоанализу, предпочтения, ценит здоровье и др.) к явлениям окружающего мира, собственной жизни, учению различными средствами, в том числе в форме художественных образов и понятий. Т.е. в какой мере учебный процесс позволяет ему: проживать ситуации выбора, поставить цели задания, урока; возможности сформулировать свой, авторский, вопрос; побуждает выделять из жизненной ситуации те задачи, которые ему важно или интересно решить; критически относиться к предлагаемым нормам жизни, способу решения той или иной задачи; приобретать опыт при достижении целей; осуществлять нравственный выбор поступка; аргументировано изменять свою точку зрения; оценивать события урока и т. д. |
Формы и содержание деятельности.
Воспитательная компонента данной программы осуществляется как непосредственно на занятиях, так и на внеаудиторных активностях. Человек должен быть функционально грамотным.
Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений. т.е. ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Планируемые результаты воспитательной работы и формы их проявления:
1.Мыслить критично, ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными данными или источниками
2.Развивать коммуникативные навыки, выступать перед публикой, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение
3.Расширять кругозор разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг, журналов
4.Организовывать процесс познания, ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы.
Содержание программы курса «Читай, считай, думай» :
Весь курс состоит из 4 модулей:
- «Основы читательской грамотности» (по 8 часов в 1-4 классах);
- «Основы математической и финансовой грамотности» (по 8 часов в 1-4 классах);
- «Основы компьютерной грамотности» (1 класс-7 часов; по 8 часов во 2-4 классах);
- «Основы естественно-научной грамотности» (по 10 часов в 1-4 классах).
1. Рабочая программа модуля «Основы читательской грамотности».
Цель: формирование современной информационной культуры
личности школьника в условиях информатизации современного общества.
Задачи:
- формирование представлений об информационно-поисковой деятельности как жизненно важной в информационном обществе;
- формирование навыков использования библиотечно-поисковых инструментов;
- формирование и совершенствование навыков обработки, организации и представления информации;
- содействие накоплению опыта восприятия, осмысления и оценки разнообразных информационных источников;
- мониторинг результатов освоения учебного курса внеурочной деятельности (метапредметные результаты).
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)
Предметные:
- правил пользования библиотекой;
- основные элементы книги (титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, послесловие, форзац);
- уметь самостоятельно определять жанр книги (художественная, научно-популярная, справочная), иметь представление о различных видах литературы;
- использовать для решения познавательных и коммуникативных задач справочной, научно-популярной литературы, периодических изданий для младших школьников;
- знать основные этапы развития книжного дела, исторический процесс формирования внешнего вида книги и ее структуры;
- понимать значение терминов, определенных программой;
- знать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами;
- овладение методами аналитико–синтетической переработки информации;
- изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы;
- ориентироваться в информационной среде библиотеки и Интернета, уметь критически оценить и обработать найденную информацию;
- уметь оформить и представить результаты самостоятельной работы.
Метапредметные
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебной задачи;
- высказываться в устной и письменной формах;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии поставленной задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- использованию навыки поиска и анализа информации в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
ориентироваться в книге (титул, содержание, оглавление), в словарях;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку педагога- библиотекаря;
- различать способ и результат действия;
- оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи;
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- допускать возможность существования различных источников информации, в том числе совпадающих, и учитывать и сохранить авторство источника информации;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Виды и формы деятельности в рамках программы дополнительного образования
Виды организации занятий в данном курсе: игровые; познавательные, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: лекция-беседа, лекция-обзор урок–практикум, виртуальная экскурсия, библиотечный урок, конференция, выставка-обзор, консультация, индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Занятия включают в себя теоретическую и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. В работе с учащимися планируется использование различных методических приемов: практические занятия, экскурсии, самостоятельные работы.
Содержание
1 класс
Тема 1. Настоящий читатель.
Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Настоящий читатель много читает. Читаем и переживаем, испытываем эмоции. Чтение тексов из учебников русского языка, окружающего мира и математики. Сходство и различие текстов.
Тема 2. Любимые книги.
Любимая книжка. Обложка любимой книжки.
Лента времени. Писатели и их книги. Портреты писателей.
Любимые писатели. Книги С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, А.Л. Барто
Тема 3. Подведение итогов года.
Творческая работа «Твое представление о настоящем читателе (устное сочинение, рисунок и т.п.)
2 класс
Тема 1. Основные правила пользования библиотекой. Вводный урок.
Знакомство с понятиями «пользователь», «документ», «источники», «информация».
Тема 2. История возникновения информационных центров. Виртуальная экскурсия по мировым информационным центрам мира и страны. Структура библиотечных систем.
Тема 3. Библиотека – информационный центр школы. Система расстановки библиотечного фонда. Отделы библиотеки (читальный зал, абонемент, справочная, художественная, краеведческая литература и периодические издания)
Тема 4. Методы работы с информацией.
Отзыв на прочитанную книгу. Дневник чтения. Форма ведения дневника, иллюстрации.
Тема 5. Информационная культура школьника.
Роль информации в современном мире. Основные понятия: информационные ресурсы, культура, документ. Безопасный Интернет.
Тема 6. Подведение итогов.
Практическая работа. Самостоятельный поиск информации. Презентация дневника чтения за учебный год.
3 класс
Тема 1. Книги верные друзья.
Презентация дневника читателя. Отзыв о наиболее понравившейся книге, прочитанной за время летних каникул.
Тема 2. Писатели и художники в одном лице. 1 час.
Творчество писателей – иллюстраторов детских книг. Иллюстрирование сюжета по рассказу.
Тема 3. Будь здорова, книжка!
Простейшие операции по ремонту книг: подклеить обложку, вклеить выпавший лист. Книжная выставка «Эти книги, лечим сами».
Тема 4. Библиотека – информационный центр школы.
Расширение представлений о библиотеке. Открытый доступ к книжному фонду. Система расстановки библиотечного фонда. Назначение разделителей на книжных полках. Правила пользования открытым доступом. Правила и обязанности читателя.
Справочно-библиографический аппарат библиотеки (СБА).
Алфавитный каталог (АК).
Тема 5. Методы работы с книгой.
Структура книги. Знакомство с основными элементами книги. Дать понятия «титульный лист», «обложка», «аннотация», «содержание», «иллюстрация»; навыки самостоятельного выбора книг с помощью полученных знаний.
Тема 6. Подведение итогов.
Практическая работа. Самостоятельный поиск информации. Поиск информации по автору книги.
4 класс
Тема 1. Библиотека и Интернет как источники информационных ресурсов общества. Расширение представлений о библиотеке, об информации. Виды информации и источники информации по отраслям наук.
Тема 2. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритм их решения. Адресный, фактографический и тематический поиск и алгоритмы выполнения. Использование результатов поиска при подготовке сочинений, тематических вечеров, викторин, конкурсов, игр, литературных путешествий.
Тема 3. Аналитико–синтетическая переработка источников информации. Первичные документы как объекты аналитико-синтетической информации. Углубление представлений о первичных документах. Виды первичных документов для младших школьников: художественные, научно-познавательные, учебные и справочные. Высказывание своего отношения к прочитанному.
Тема 4. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной работы учащихся. Технология подготовки планов, рассказов и отзывов. План как способ записи прочитанного и отражения состава и частей научно-познавательного текста. Способы составления плана и правила оформления.
Тема 5. Подведение итогов.
Тематическое планирование
1 класс
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Настоящий читатель | 4 |
2 | Любимые книги | 3 |
3 | Подведение итогов | 1 |
Итого: | 8 часов |
2 класс
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Основные правила пользования библиотекой | 1 |
2 | История возникновения информационных центров | 2 |
3 | Библиотека-информационный центр школы | 1 |
4 | Методы работы с информацией | 2 |
5 | Информационная культура школьников | 1 |
6 | Подведение итогов | |
Итого: | 8 часов |
3 класс
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Книги-верные друзья | 1 |
2 | Писатели и художники в одном лице | 1 |
3 | Будь здорова, книжка! | 1 |
4 | Библиотека-информационный центр школы | 2 |
5 | Методы работы с книгой | 2 |
6 | Подведение итогов | 1 |
Итого: | 8 часов |
4 класс
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Библиотека и Интернет как источники информационных ресурсов общества | 2 |
2 | Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмов решения | 2 |
3 | Аналитико-синтетическая переработка источников информации | 1 |
4 | Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной работы учащихся | 2 |
5 | Подведение итогов | 1 |
Итого: |
|
2. Рабочая программа модуля «Основы математической и финансовой грамотности»
Цель: развитие у школьников математических и творческих способностей; навыков решения задач с применением формальной логики (построение выводов с помощью логических операций «если - то», «и», «или», «не» и их комбинаций); умение планировать последовательность действий; овладение умениями анализировать, преобразовывать, расширять кругозор в областях знаний, тесно связанных с математикой. Основной целью должно стать формирование такого стиля мышления, который должен сочетать аналитическое мышление математика, логическое мышление следователя, конкретное мышление физика и образное мышление художника. Развитие экономического образа мышления;
∙ воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
∙ формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи:
- научить оперировать числовой и знаковой символикой;
- развивать умение последовательно описывать события и выполнять последовательность действий;
- научить поиску закономерностей;
- обучить решению логических задач;
- научить решать задачи с геометрическим содержанием;
- научить решению и составлению задач-шуток, магических квадратов;
- научить обобщать математический материал;
- воспитывать умение сопереживать, прийти на помощь;
- воспитывать ответственность, самостоятельность.
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
Обучающийся научится:
- развивать внимательность, настойчивость, целеустремленность, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
Обучающийся получит возможность научиться :
- развивать любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- воспитывать чувства справедливости, ответственности;
- развивать самостоятельность суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные:
Обучающийся научится:
- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
- анализировать правила игры;
- действовать в соответствии с заданными правилами;
Обучающийся получит возможность научиться :
- включаться в групповую работу;
- участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- использовать приобретённые математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;
- овладеет основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов;
Обучающийся получит возможность научиться :
- умению выполнять устно, строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
- приобретения первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).
Содержание
1 класс
- Арифметические забавы
Из истории развития математики. Виды цифр. Римская нумерация. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами). Работа с календарем (запись даты рождения с использованием римских цифр).
- Логика в математике.
Ребусы. Разгадывание ребусов. Математические ребусы и их решение.
- Задачи с геометрическим содержанием.
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Творческая работа «Составление картины-аппликации из геометрических фигур».
2 класс
- Арифметические забавы.
Из истории математики. Как люди научились считать. Игры с числами. Магические квадраты. Задачи на сообразительность и внимание.
- Логика в математике.
Больше-меньше, раньше-позже. Быстрее-медленнее. Множество и его элементы. Способы задания множеств. Сравнение и отображение множеств. Истинные и ложные высказывания. Символы в реальности и в сказке.
- Задачи с геометрическим содержанием.
Задачи на разрезание и склеивание. Кодирование.
3 класс
- Арифметические забавы.
Ребусы. Шифры. Задачи про цифры. Закономерности. Задачи на взвешивание и переливание.
- Логика в математике.
Задачи на поиск закономерностей. Задачи с лишними и недостающими данными. Задачи, решаемые без вычислений.
- Задачи с геометрическим содержанием.
Задачи со спичками. Игра-головоломка «Пифагор».
4 класс
- Арифметические забавы.
Как появились деньги. Что могут деньги. Деньги в разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие. Задачи, решаемые перебором. Решение задач с конца.
- Логика в математике.
Четность-нечетность, черное-белое. Арифметические ребусы и лабиринты. Логические задачи на поиск закономерности и классификацию. Старинные задачи.
- Задачи с геометрическим содержанием.
Зеркальное отражение. Симметрия. «Танграмм».
Тематическое планирование
1 класс
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Арифметические забавы | 4 |
2 | Логика в математике | 2 |
3 | Задачи с геометрическим содержанием | 2 |
Итого: | 8 часов |
2 класс
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Арифметические забавы | 2 |
2 | Логика в математике | 4 |
3 | Задачи с геометрическим содержанием | 2 |
Итого: | 8 часов |
3 класс
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Арифметические забавы | 3 |
2 | Логика в математике | 3 |
3 | Задачи с геометрическим содержанием | 2 |
Итого: | 8 часов |
4 класс
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Арифметические забавы | 2 |
2 | Логика в математике | 4 |
3 | Задачи с геометрическим содержанием | 2 |
Итого: |
|
3. Рабочая программа модуля «Основы компьютерной грамотности».
Цель: овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации и освоение основ проектно-творческой деятельности в программе Microsoft Office PowerPoint.
Задачи:
- освоение первоначальных навыков приемов работы в редакторах Paint, Word, Power Point;
- овладение умением работать с различными видами информации, в т.ч. графической, текстовой, звуковой, приобщении к проектно-творческой деятельности;
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
- приобретение опыта использования информационных технологий индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности;
- развитие коммуникативной компетентности через парную и групповую работу.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностными результатами изучения является формирование следующих умений:
Обучающийся научится:
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить;
Обучающийся получит возможность научиться :
- Быть готовым целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни;
- критически относиться к информации и избирательность её восприятия;
- уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
- осмысливать мотивы своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
- начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
Обучающийся научится:
- освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
- формирование умений ставить цель - создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
- оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла;
- использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;
Обучающийся получит возможность научиться :
- умение моделировать - решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи;
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; планировать учебную деятельность на уроке;
- высказывать свою версию, предлагать способ её проверки;
- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства;
- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений;
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
- выслушивание собеседника и ведение диалога;
- признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения.
Предметные результаты
В результате изучения материала, обучающийся научится:
- правилам поведения при работе с компьютером;
- возможностям и областями применения программы PowerPoint;
- как запустить PowerPoint и установить самостоятельно необходимые рабочие панели;
- технологию работы с каждым объектом презентации;
- назначение и функциональные возможности PowerPoint;
- объекты и инструменты PowerPoint;
- технологии настройки PowerPoint;
- объекты, из которых состоит презентация;
- этапы создания презентации;
- приемы работы в редакторах Paint, Word, Power Point;
- основы работы в сети Internet;
- все возможности добавления мультимедийных эффектов.
В результате изучения материала, обучающиеся получат возможность научиться:
- составлять рисунки с применением функций графического редактора;
- работать в редакторах Paint, Word, Power Point;
- искать, находить и сохранять тексты, найденные с помощью поисковых систем;
- искать, находить и сохранять изображения, найденные с помощью поисковых систем;
- создавать слайд;
- изменять настройки слайда;
- создавать анимацию текста, изображения;
- представить творческий материал в виде презентации;
- самостоятельно создавать типовую презентацию и проектировать свою собственную;
- работать с компьютером, настраивать программу для работы; демонстрировать свою работу и защищать её.
Содержание
1 класс
Техника безопасности при работе на компьютере
Правила соблюдения правил поведения в компьютерном кабинете, при работе с персональным компьютером.
Знакомство с компьютером.
Некоторые устройства и возможности персональных компьютеров – сказка «Компьютерная школа». Возможности персонального компьютера. Применение персонального компьютера.
Поиск информации.
Способы компьютерного поиска информации. Поисковые системы в сети Интернет. Сохранение результатов поиска.
Творческая работа по поиску информации «Что означает моё имя».
2 класс
Техника безопасности при работе на компьютере
Правила соблюдения правил поведения в компьютерном кабинете, при работе с персональным компьютером.
Графический редактор Paint.
Знакомство с графическим редактором, его основными возможностями, инструментарием программы. Составление рисунков на заданные темы. Меню программы.
Текстовый редактор Word.
Знакомство с текстовым редактором Word. Вызов программы. Меню программы, основные возможности. Работа в программе Word. Работа с клавиатурным тренажером. Набор текста. Редактирование текста.
Творческая работа по набору текста на свободную тему.
3 класс
Техника безопасности при работе на компьютере
Правила соблюдения правил поведения в компьютерном кабинете, при работе с персональным компьютером.
Программа Microsoft Power Point.
Изучается приложение PowerPoint. Как запустить PowerPoint. Как создать первый пустой слайд. Какие панели инструментов должны быть на экране. Как установить нужные панели. Какими свойствами обладают объекты PowerPoint. Создание презентации. Создание презентации, состоящей нескольких слайдов. Работа со слайдами.
Поиск информации
Источники информации для компьютерного поиска: компакт-диски CD («си-ди») или DVD («ди-ви-ди»), сеть Интернет, постоянная память компьютера, USB-флеш-накопитель. Способы компьютерного поиска информации: просмотр подобранной по теме информации, поиск файлов с помощью файловых менеджеров, использование средств поиска в электронных изданиях, использование специальных поисковых систем. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.
Форматирование текста и размещение графики.
Создание объектов WordArt и оформление слайдов при помощи этих объектов. Рациональное размещение текстовых блоков на слайде. Вставка встроенных в программу графических изображении. Создание диаграмм средствами программы PowerPoint.
Творческая работа по созданию презентации из нескольких слайдов на любую тему.
4 класс
Техника безопасности при работе на компьютере
Правила соблюдения правил поведения в компьютерном кабинете, при работе с персональным компьютером.
Вставка в слайд рисунков, диаграмм и графических объектов
Вставка графических объектов. Поиск информации. Вставка картинок.
Вставка диаграмм, создание диаграмм. Вставка таблиц из WORD.
Добавление в слайды эффектов анимации
Эффекты анимация для смены слайдов. Эффекты анимации для объектов презентации. Настройка анимации.
Управление презентацией
Работа с сортировщиком слайдов. Настройка времени перехода слайдов. Ручной просмотр. Автоматический переход. Режим докладчика.
Добавление в презентацию аудио и видеоинформации
Поиск информации. Настройка звука при смене слайда. Добавление звука. Предварительное прослушивание звука. Выбор между автоматическим воспроизведением и воспроизведением по щелчку. Непрерывное воспроизведение звука. Скрытие значка звука. Определение параметров запуска и остановки воспроизведения звука. Добавление в презентацию видеоинформации.
Творческая работа
Самостоятельная творческая работа учащихся над индивидуальным тематическим проектом «Моя презентация». Создание собственной презентации. Защита проектов.
Тематическое планирование
1 класс
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Техника безопасности при работе на компьютере | 1 |
2 | Знакомство с компьютером | 3 |
3 | Поиск информации | 3 |
Итого: | 7 часов |
2 класс
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Техника безопасности при работе на компьютере | 1 |
2 | Графический редактор Paint. | 3 |
3 | Текстовый редактор Word. | 4 |
Итого: | 8 часов |
3 класс
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Техника безопасности при работе на компьютере | 1 |
2 | Программа Microsoft Power Point | 2 |
3 | Поиск информации | 2 |
4 | Форматирование текста и размещение графики | 3 |
Итого: |
|
4 класс
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Техника безопасности при работе на компьютере | 1 |
2 | Вставка в слайд рисунков, диаграмм и графических объектов | 1 |
3 | Добавление в слайды эффектов анимации | 1 |
4 | Управление презентацией | 2 |
5 | Добавление в презентацию аудио и видеоинформации | 3 |
Итого: | 8 часов |
4. Рабочая программа модуля «Основы естественно-научной грамотности»
Цели:
Образовательные:
- формирование устойчивого познавательного интереса;
- формирование умения анализировать полученную информацию, применять полученные сведения в процессе учения.
Развивающие:
- создание условий для развития у учащихся потребности в ненасыщаемости познавательных процессов в учебной деятельности;
- развитие интереса к познанию неизвестного в окружающем мире, осуществление подготовки к самостоятельному изучению научно-популярной литературы.
Воспитательные:
- воспитание коммуникативно-активной коммуникативно-грамотной личности;
- воспитание ищущего, информационно всесторонне развитого, творческого, человека, уважительно относящегося к разным точкам зрения, человека умеющего не догматично принимать информацию, а уметь её анализировать и опровергать.
Задачи:
- формирование образа Земли как уникального природного дома человечества, нуждающегося в предельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом;
- расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;
- обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению окружающей среды;
- расширение кругозора учащихся;
- развитие их воображения и эмоциональной сферы;
- укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного цикла;
- последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
Обучающиеся научатся:
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- формировать основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознавать свою этническую и национальную принадлежность; формировать ценности многонационального российского общества;
- развивать внимательность, настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать;
- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формировать эстетические потребности, ценности и чувства;
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работу на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Обучающиеся научатся:
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
- овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения;
- быть готовым слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определять общие цели и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
- осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
Обучающиеся получат возможность научиться:
- развивать навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
- оценивать правильность поведения людей в природе, быту.
Содержание
1 класс
- Введение
Науки о природе. Как изучают природу? Изучать природу — значит, любить и охранять.
- Тайны за горизонтом.
Неблагоприятные и необычные явления природы.
- Жили-были динозавры… и не только они.
Первобытные животные. Кошки и собаки-друзья человека.
- Тайны камней.
История образования камней. Виды камней. Легенды о камнях.
- Загадки растений
Книга рекордов Гиннесса. Самые интересные факты о растениях.
- Эти удивительные животные
Книга рекордов Гиннесса. Самые интересные факты о животных.
- Планета насекомых
Книга рекордов Гиннесса. Самые интересные факты о насекомых.
- Загадки под водой и под землей
Удивительные свойства и тайны воды. Опыты с водой.
Творческая работа «Земля-наш дом родной».
2 класс
- Введение
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий.
- Тайны за горизонтом
Какой остров самый большой в мире? Существует ли остров похожий на блюдце? Какая страна самая маленькая в мире? Как древние находили путь?
- Жили-были динозавры... и не только они
Существовали ли драконы на самом деле? Персонажи сказок? Почему люди не летают? Крокодилы. Какое животное первым появилось на суше? Как черепахи дышат под водой?
- Тайны камней
Когда были открыты драгоценные камни? Что такое песок? Малахитовая шкатулка. Чем знаменит малахит? Как образуется золото?
- Загадки растений
История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений. Хлебное дерево. Зачем деревьям кора? Железное дерево. Где растут орехи? Почему крапива жжется? Как растет банановое дерево? Растения – рекордсмены.
- Эти удивительные животные
Потомки волка. Чутье обычное… и чутье особое. «Нюх» на землетрясения. Кошки во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают?
- Планета насекомых
Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Чем питается бабочка? Бабочки-путешественники. Как пауки плетут свою паутину? Что происходит с пчелами зимой? Правда ли что у многоножки сто ног? Охрана насекомых.
- Загадки под водой и под землей
Как изучают подводный мир. Что находится на морском дне? Что можно найти на морском берегу? Есть ли глаза у морской звезды? Что такое каракатица? Каково происхождение золотой рыбки? Почему майские жуки забираются в землю? Творческая работа по заданной теме.
3 класс
- Введение
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.
- Тайны за горизонтом
Кто открыл Австралию? Существует ли жизнь в Антарктиде? Как образовались Гавайские острова? Где родина фигового дерева?
- Жили-были динозавры... и не только они
Голубые лягушки. Когда появились первые рептилии? Какими были первые рыбы? Как улитка строит свой панцирь? Где живут «карманные динозавры?»
- Тайны камней
Разнообразие камней. Айсберг. Что такое коралловый остров? Где находится самая большая и самая глубокая пещера? Сады камней.
- Загадки растений
Растения - путешественники? (Что такое эвкалипт?). Кактусы. Эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др. Лекарственные растения (например: валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка); их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений. Почему оливу называют деревом мира?
- Эти удивительные животные
«Речные лошади» (бегемоты, среда их обитания.) Выхухоль. Красная книга Бурятии. Разумные дельфины. Животные – рекордсмены.
- Планета насекомых
Обладают ли кузнечики слухом? Почему комар считается злейшим врагом человека? Муравьи и их квартиранты. Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки?
- Загадки под водой и под землей
Что такое ракушка-прилипала? Как передвигается осьминог? Что такое насекомоядные растения? Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая? Может ли вода течь в гору? Почему некоторые животные выглядят как растения?
Творческая работа по заданной теме.
4 класс
- Введение
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.
- Тайны за горизонтом
Атлантида – сказка или реальность. Что такое водопад? Как образовалось Чёрное и Каспийское моря? Что такое семь чудес света?
- Жили-были динозавры... и не только они
Что такое ледниковый период? Как нашли ископаемого мамонта? Что такое меловые отложения? Голубые киты - миф или реальность? Что такое сухопутный крокодил?
- Тайны камней
Дольмены – что это? Откуда взялись статуи на острове Пасха? Почему нефрит называют национальным камнем Китая? Откуда взялись алмазы?
- Загадки растений
История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы и др. Родина комнатных растений. Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и др.
- Загадочные животные
Тайна озера Лох-Несс. Существует ли снежный человек? Загадки обычных животных («эхолокатор» летучих мышей, способность голубя возвращаться домой, органы чувств кошки и т. д.).
- Планета насекомых
Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан — самый крупный жук. Скарабей — священный жук древних египтян.
- Загадки под водой и под землей
Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара.
Творческая работа по заданной теме.
Тематическое планирование
1 класс
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Тайны за горизонтом | 1 |
3 | Жили-были динозавры… и не только они | 1 |
4 | Тайны камней | 1 |
5 | Загадки растений | 1 |
6 | Эти удивительные животные | 1 |
7 | Планета насекомых | 1 |
8 | Загадки под водой и под землей | 3 |
Итого: | 10 часов |
2 класс
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Тайны за горизонтом | 2 |
3 | Жили-были динозавры… и не только они | 1 |
4 | Тайны камней | 1 |
5 | Загадки растений | 1 |
6 | Эти удивительные животные | 1 |
7 | Планета насекомых | 1 |
8 | Загадки под водой и под землей | 2 |
Итого: | 10 часов |
3 класс
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Тайны за горизонтом | 1 |
3 | Жили-были динозавры… и не только они | 1 |
4 | Тайны камней | 1 |
5 | Загадки растений | 2 |
6 | Эти удивительные животные | 1 |
7 | Планета насекомых | 1 |
8 | Загадки под водой и под землей | 2 |
Итого: | 10 часов |
4 класс
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Тайны за горизонтом | 1 |
3 | Жили-были динозавры… и не только они | 1 |
4 | Тайны камней | 1 |
5 | Загадки растений | 1 |
6 | Эти удивительные животные | 1 |
7 | Планета насекомых | 2 |
8 | Загадки под водой и под землей | 2 |
Итого: | 10 часов |
Используемая литература для учителя:
- Агеева, И. Д. Занимательные материалы по информатике и математике [Текст]: Методическое пособие/ И. Д Агеева.– М.: ТЦ Сфера, 2006. – 240 с. (Игровые методы обучения).
- Бородин, М. Н. Программы для общеобразовательных учреждений [Текст]: Информатика. 2-11 классы / Составитель М. Н. Бородин. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 448 с.
- Залогова Л.А. Компьютерная графика [Текст]: Элективный курс: Практикум/Л.А.Залогова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. –245 с., 16 с. Ил.: ил.Гринберг А.Д., Гринберг С. Цифровые изображения.
- Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы [Текст]/В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2007. – 304
- Леонов В.П. Персональный компьютер [Текст]: Карманный справочник/ В.П. Лнъеонов. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 928 с.
- Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль, 1998. 240 с.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
- Ковалѐва Г. Е. «Как дети читают и понимают текст» М., «Народное образование» 2006, № 5, 71-76.
- Лемяскина Н. А. «Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников Н. Н. Светловской», «Материалы X межрегиональной научно – практической конференции.Ч.1», под ред. Д-ра пед. наук, проф. Л. А. Обуховой. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010
ПРИЛОЖЕНИЕ
Календарно-тематическое планирование курса
по формированию функциональной грамотности
«Читай, считай, думай»
1 класс
№ | № | Раздел, тема | Кол-во часов | Дата проведения |
Модуль «Основы читательской грамотности» | ||||
1 | Настоящий читатель | 4 | ||
1 | Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. | 1 | ||
2 | Настоящий читатель много читает. Читаем и переживаем, испытываем эмоции. | 1 | ||
3 | Чтение текстов из учебников русского языка, окружающего мира и математики. Сходство и различие текстов. | 1 | ||
4 | Лента времени. Писатели и их книги. Портреты писателей. | 1 | ||
2 | Любимые книги | 3 | ||
5 | Любимая книжка. Обложка любимой книжки. | 1 | ||
6 | Любимые писатели. Книги С.Я. Маршака, С.В. Михалкова. | 1 | ||
7 | Книги А.Л. Барто. | 1 | ||
3 | Подведение итогов | 1 | ||
8 | Творческая работа «Твое представление о предстоящем читателе» | 1 | ||
Модуль «Основы математической грамотности» | ||||
4 | Арифметические забавы | 4 | ||
9 | Из истории развития математики. | 1 | ||
10 | Виды цифр. Римская нумерация. | 1 | ||
11 | Работа с часами (циферблат с римскими цифрами) | 1 | ||
12 | Работа с календарем (запись даты рождения с использованием римских цифр) | 1 | ||
5 | Логика в математике | 2 | ||
13 | Ребусы. Разгадывание ребусов. | 1 | ||
14 | Математические ребусы и их решение. | 1 | ||
6 | Задачи с геометрическим содержанием | 2 | ||
15 | Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. | 1 | ||
16 | Творческая работа «Составлению картины-аппликации из геометрических фигур» | 1 | ||
Модуль «Основы компьютерной грамотности» | ||||
7 | Техника безопасности при работе с компьютером | 1 | ||
17 | Правила соблюдения правил поведения в компьютерном кабинете, при работе с персональным компьютером | 1 | ||
8 | Знакомство с компьютером и средствами передачи информации | 3 | ||
18 | Персональный компьютер и его возможности | 1 | ||
19 | Средства передачи информации | 1 | ||
20 | Смартфон как средство передачи информации и общения | 1 | ||
9 | Поиск информации | 3 | ||
21 | Способы компьютерного поиска информации. Поисковые системы в сети Интернет. | 1 | ||
22 | Сохранение результатов поиска | 1 | ||
23 | Творческая работа по поиску информации в сети Интернет «Что означает мое имя?» | 1 | ||
Модуль «Основы естественно-научной грамотности» | 10 | |||
10 | Введение | 1 | ||
24 | Науки о природе. Как изучают природу? Изучать природу, значит, любить и охранять ее. | 1 | ||
Тайны за горизонтом | 1 | |||
25 | Неблагоприятные и необычные явления природы | 1 | ||
Жили-были динозавры… и не только они | 1 | |||
26 | Первобытные животные. Кошки и собаки-друзья человека. | 1 | ||
Тайны камней | 1 | |||
27 | История образования камней. Виды камней. Легенды о камнях. | 1 | ||
Загадки растений | 1 | |||
28 | Книга рекордов Гиннесса. Интересные факты о растениях | 1 | ||
Эти удивительные животные | 1 | |||
29 | Книга рекордов Гиннесса. Интересные факты о животных | 1 | ||
Планета насекомых | 1 | |||
30 | Книга рекордов Гиннесса. Интересные факты о насекомых | 1 | ||
Загадки под водой и под землей | 3 | |||
31 | Удивительные свойства и тайны воды. Опыты с водой | 1 | ||
32 | Свойства и тайны земли. Опыты с землей | 1 | ||
33 | Творческая работа «Земля -наш дом родной» | 1 | ||
Итого | 33 часа |
Календарно-тематическое планирование курса
по формированию функциональной грамотности
«Читай, считай, думай»
2 класс
№ | № | Раздел, тема | Кол-во часов | Дата проведения |
Модуль «Основы читательской грамотности» | ||||
1 | Основные правила пользования библиотекой. | 1 | ||
1 | Вводный урок | 1 | ||
2 | История возникновения информационных центров. | 2 | ||
2 | Виртуальная экскурсия по мировым информационным центрам и информационным центрам страны. | 1 | ||
3 | Структура библиотечных систем | 1 | ||
3 | Библиотека – информационный центр школы. | 1 | ||
4 | Система расстановки библиотечного фонд. Отделы библиотеки(читальный зал, абонемент, справочная, художественная литература, краеведческая литература и периодические издания.) | 1 | ||
4 | Методы работы с информацией | 2 | ||
5 | Отзыв на прочитанную книгу. | 1 | ||
6 | Дневник чтения. Форма ведения дневника. Иллюстрации. | 1 | ||
5 | Информационная культура школьника. | 1 | ||
7 | Роль информации в современном мире. Основные понятия: информационные ресурсы, культура, документ. Безопасный интернет | 1 | ||
6 | Подведение итогов | 1 | ||
8 | Практическая работа. Самостоятельный поиск информации. Презентация дневника чтения. | 1 | ||
Модуль «Основы математической грамотности» | ||||
7 | Арифметические забавы | 2 | ||
9 | Из истории математики. Как люди научились считать. Игры с числами. | 1 | ||
10 | Магические квадраты. Задачи на сообразительность и внимание. | 1 | ||
8 | Логика в математике | 4 | ||
11 | Больше – меньше. Раньще – позже. Быстрее – медленнее. | 1 | ||
12 | Множество и его элементы. Способы задания множеств. Сравнение и отображение множеств. | 1 | ||
13 | Истинные и ложные высказывания. | 1 | ||
14 | Символы в реальности и в сказке. | 1 | ||
9 | Задачи с геометрическим содержанием | 2 | ||
15 | Задачи на разрезание и склеивание | 1 | ||
16 | Кодирование | 1 | ||
Модуль «Основы компьютерной грамотности» | ||||
10 | Техника безопасности при работе с компьютером | 1 | ||
17 | Правила соблюдения правил поведения в компьютерном кабинете, при работе с персональным компьютером | 1 | ||
11 | Графический редактор Paint | 3 | ||
18 | Знакомство с графическим редактором, его основными возможностями, инструментарием программы | 1 | ||
19 | Меню программы. Составление рисунков на заданные темы. | 1 | ||
20 | Составление рисунков на заданные темы. | 1 | ||
12 | Текстовый редактор Word | 4 | ||
21 | Знакомство с текстовым редактором. Вызов программы. Меню программы, основные возможности | 1 | ||
22 | Работа в программе Word | 1 | ||
23 | Работа с клавиатурным тренажером. Набор текста. Редактирование текста | 1 | ||
24 | Творческая работа по набору текста на свободную тему. | 1 | ||
Модуль «Основы естественно-научной грамотности» | 10 | |||
13 | Введение | 1 | ||
25 | Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий. | 1 | ||
14 | Тайны за горизонтом | 2 | ||
26 | Какой остов самый большой в мире? Существует ли остров, похожий на блюдце? Какая страна самая маленькая в мире? | 1 | ||
27 | Как древние находили путь? | 1 | ||
15 | Жили-были динозавры… и не только они | 1 | ||
28 | Существовали ли драконы на самом деле? Персонажи сказок. Почему люди не летают? Какое животное первым появилось на суше? Крокодилы. Как черепахи дышат под водой? | 1 | ||
16 | Тайны камней | 1 | ||
29 | Когда были открыты драгоценные камни? Что такое песок? Малахитовая шкатулка. Чем знаменит малахит? Как образуется золото? | 1 | ||
17 | Загадки растений | 1 | ||
30 | История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений. Хлебное дерево. Зачем деревьям кора? Железное дерево. Где растут орехи? Почему крапива жжется? Как растет банановое дерево? Растения – рекордсмены. | 1 | ||
18 | Эти удивительные животные | 1 | ||
31 | Потомки волка. Чутье обычное и чутье особое. «нюх» на землетрясения. Кошки во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают? | 1 | ||
19 | Планета насекомых | 1 | ||
32 | Разнообразие насекомых. Чем питается бабочка? Бабочки – путешественницы. Как пауки плетут свою паутину? Что происходит с пчелами зимой? Правда ли, что у сороконожки 100 ног? Охрана насекомых. | 1 | ||
20 | Загадки под водой и под землей | 2 | ||
33 | Как изучают подводный мир? Что находят на морском дне?. Что можно найти на морском берегу? Есть ли глаза у морской звезды? Что такое Каракатица? Каково происхождение золотой рыбки? | 1 | ||
34 | Творческая работа по заданной теме. | 1 | ||
Итого | 34 часа |
Календарно-тематическое планирование курса
по формированию функциональной грамотности
«Читай, считай, думай»
3 класс
№ | № | Раздел, тема | Кол-во часов | Дата проведения |
Модуль «Основы читательской грамотности» | ||||
1 | Книги верные друзья. | 1 | ||
1 | Презентация дневника читателя. Отзывы о наиболее понравившейся книге, прочитанной за летние каникулы. | 1 | ||
2 | Писатели и художники в одном лице. | 1 | ||
2 | Творчество писателей – иллюстраторов детских книг. Иллюстрирование сюжета по рассказу. | 1 | ||
3 | Будь здорова, книжка! | 1 | ||
3 | Простейшие операции по ремонту книг: подклеить обложку, вклеить выпавший лист. Книжная выставка: «Эти книги лечим сами!» | 1 | ||
4 | Библиотека – информационный центр школы | 2 | ||
4 | Расширение представлений о библиотеке. Открытый доступ к книжному фонду. Система расстановки библиотечного фонда. Назначение разделителей на книжных полках. | 1 | ||
5 | Правила пользования открытым доступом. Правила и обязанности читателя. Справочно–библиографический аппарат библиотеки. Алфавитный каталог. | 1 | ||
5 | Методы работы с книгой. | 2 | ||
6 | Структура книги. Знакомство с основными элементами книги. Понятия «Титульный лист», «Обложка», «Иллюстрация» | 1 | ||
7 | Структура книги. Понятия «Аннотация», «Содержание». Самостоятельный выбор книг с помощью полученных знаний. | 1 | ||
6 | Подведение итогов | 1 | ||
8 | Практическая работа. Самостоятельный поиск информации. Поиск информации по автору книги. | 1 | ||
Модуль «Основы математической грамотности» | ||||
7 | Арифметические забавы | 3 | ||
9 | Ребусы. Шифры. | 1 | ||
10 | Задачи про цифры. Закономерности | 1 | ||
11 | Задачи на взвешивание и переливание. | 1 | ||
5 | Логика в математике | 3 | ||
12 | Задачи на поиск закономерностей. | 1 | ||
13 | Задачи с лишними и недостающими данными | 1 | ||
14 | Задачи, решаемые без вычислений | 1 | ||
6 | Задачи с геометрическим содержанием | 2 | ||
15 | Задачи с спичками( счетными палочками) | 1 | ||
16 | Игра – головоломка «Пифагор» | 1 | ||
Модуль «Основы компьютерной грамотности» | ||||
7 | Техника безопасности при работе с компьютером | 1 | ||
17 | Правила соблюдения правил поведения в компьютерном кабинете, при работе с персональным компьютером | 1 | ||
8 | Программа Microsoft Power Point | 2 | ||
18 | Изучаем приложение. Запуск приложения. Создаем первый пустой слайд. Панель инструментов. Создание презентаций. | 1 | ||
19 | Создание презентации, состоящей из нескольких слайдов. Работа со слайдами. | 1 | ||
9 | Поиск информации | 2 | ||
20 | Источники информации для компьютерного поиска: Компакт – диски(си-ди или ди-ви-ди), Сеть интернет, постоянная память компьютера, USB – флеш – накопитель. | 1 | ||
21 | Поиск информации. Использование поисковых систем. Поиск изображений, Сохранение найденных изображений. | 1 | ||
10 | Форматирование текста и размещение графики. | 3 | ||
22 | Создание объектов WordArt и оформление слайдов при помощи этих объектов. | 1 | ||
23 | Вставка встроенных в программу графических изображений. | 1 | ||
24 | Создание диаграмм. Творческая работа – сосздние презентации из нескольких слайдов. | 1 | ||
Модуль «Основы естественно-научной грамотности» | 10 | |||
11 | Введение | 1 | ||
25 | Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты. Обзор основных тем курса. | 1 | ||
12 | Тайны за горизонтом | 1 | ||
26 | Кто открыл Австралию*? Существует ли жизнь в Антарктиде? Как образовались Гавайские острова? Где родина фигового дерева? | 1 | ||
13 | Жили-были динозавры… и не только они | 1 | ||
27 | Голубые лягушки. Когда появились первые рептилии? Какими были первые рыбы? Как улитка строит свой панцирь? Где живут «карманные динозавры»? | 1 | ||
14 | Тайны камней | 1 | ||
28 | Разнообразие камней. Айсберг. Что такое коралловый остов? Сады камней. Где находится самая большая пещера? | 1 | ||
15 | Загадки растений | 2 | ||
29 | Растения путешественники. Что такое Эвкалипт? Кактусы. Эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка-белая, купальница европейская, ландыш, колокольчик и др. | 1 | ||
30 | Лекарственные растения. Их свойства, правила сбора. Почему оливу называют деревом мира? | 1 | ||
16 | Эти удивительные животные | 1 | ||
31 | Речные лошади(бегемоты, среда обитания) .Выхухоль. Животные – рекордсмены. Красная книга Бурятии. | 1 | ||
17 | Планета насекомых | 1 | ||
32 | Обладают ли кузнечики слухом? Почему комар считается злейшим врагом человека? Муравьи и их квартиранты. Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки? | 1 | ||
18 | Загадки под водой и под землей | 2 | ||
33 | Что такое ракушка-прилипала? Как передвигается осьминог? Что такое насекомоядные растения? Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая? Может ли вода течь в гору? | 1 | ||
34 | Творческая работа по заданной теме. | 1 | ||
Итого | 34 часа |
Календарно-тематическое планирование курса
по формированию функциональной грамотности
«Читай, считай, думай»
4 класс
№ | № | Раздел, тема | Кол-во часов | Дата проведения |
Модуль «Основы читательской грамотности» | ||||
1 | Библиотека и интернет как источник информационных ресурсов общества. | 2 | ||
1 | Расширение представлений о библиотеке, о информации. | 1 | ||
2 | Виды информации. Источники информации по отраслям наук. | 1 | ||
2 | Основные типы информационно поисковых задач и алгоритм их решения. | 2 | ||
3 | Использование результатов поиска при подготовке сочинений. | 1 | ||
4 | Использование результатов поиска при подготовке тематических вечеров, викторин, конкурсов, игр, литературных путешествий… | 1 | ||
3 | Аналитико – синтетическая переработка источников информации | 1 | ||
5 | Первичные документы для младших школьников: художественные, научно-познавательные, учебные и справочные материалы. | 1 | ||
4 | Технологии подготовки и оформление результатов самостоятельной работы учащихся. | 2 | ||
6 | Технология подготовки планов, рассказов, отзывов. | 1 | ||
7 | План как способ записи прочитанного и отражение состава ичастей научно – познавательного текста. Способы составления плана и правила оформления. | 1 | ||
5 | Подведение итогов | 1 | ||
8 | Практическая работа. Самостоятельное составление плана прочитанного произведения. | 1 | ||
Модуль «Основы математической грамотности» | ||||
4 | Арифметические забавы | 2 | ||
9 | Как появились деньги. Что могут деньги. Деньги в разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие. | 1 | ||
10 | Задачи, решаемые перебором . Решение задач с конца. | 1 | ||
5 | Логика в математике | 4 | ||
11 | Как разумно делать покупки. Кто такие мошенники. Личные деньги. | 1 | ||
12 | Арифметические ребусы и лабиринты. | 1 | ||
13 | Логические задачи на поиск закономерности и классификацию | 1 | ||
14 | Старинные задачи. | 1 | ||
6 | Задачи с геометрическим содержанием | 2 | ||
15 | Зеркальное отражение. | 1 | ||
16 | Симметрия. «Танграмм» | 1 | ||
Модуль «Основы компьютерной грамотности» | ||||
7 | Техника безопасности при работе с компьютером | 1 | ||
17 | Правила соблюдения правил поведения в компьютерном кабинете, при работе с персональным компьютером | 1 | ||
8 | Вставка в слайд рисунков, диаграмм, графических объектов. | 1 | ||
18 | Вставка графических объектов. Поиск информации. Вставка картинок, диаграмм. Вставка таблиц из Word/ | 1 | ||
9 | Добавление в слайд эффектов анимации. | 1 | ||
19 | Эффекты анимации для смены слайдов. Эффекты анимации для объектов презентации. Настройка анимации. | 1 | ||
10 | Управление презентацией. | 2 | ||
20 | Работа с сортировщиком слайдов. Настройка времени перехода слайдов. | 1 | ||
21 | Ручной просмотр. Автоматический переход. Режим докладчика. | 1 | ||
11 | Добавление в презентацию аудио и видеоинформации | 3 | ||
22 | Поиск информации. Настройка звука при смене слайда. Добавление звука. Предварительное прослушивание звука. | 1 | ||
23 | Выбор между автоматическим воспроизведением и воспроизведением по щелчку. Непрерывное воспроизведение звука. Скрытие значка звука. Определение параметров запуска и остановки воспроизведения звука. Добавление в презентацию видеоинформации. | 1 | ||
24 | Творческая работа. Самостоятельная творческая работа учащихся над индивидуальным тематическим проектом «Моя презентация». Создание собственной презентации. Защита проектов. | 1 | ||
Модуль «Основы естественно-научной грамотности» | 10 | |||
12 | Введение | 1 | ||
25 | Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты. Обзор основных тем курса. | 1 | ||
13 | Тайны за горизонтом | 1 | ||
26 | Атлантида – сказка или реальность. Что такое водопад? Как образовалось Чёрное и Каспийское моря? Что такое семь чудес света? | 1 | ||
14 | Жили-были динозавры… и не только они | 1 | ||
27 | Что такое ледниковый период? Как нашли ископаемого мамонта? Что такое меловые отложения? Голубые киты - миф или реальность? Что такое сухопутный крокодил? | 1 | ||
15 | Тайны камней | 1 | ||
28 | Дольмены – что это? Откуда взялись статуи на острове Пасха? Почему нефрит называют национальным камнем Китая? Откуда взялись алмазы? | 1 | ||
16 | Загадки растений | 1 | ||
29 | История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы и др. Родина комнатных растений. Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и др. | 1 | ||
17 | Эти удивительные животные | 1 | ||
30 | Тайна озера Лох-Несс. Существует ли снежный человек? Загадки обычных животных («эхолокатор» летучих мышей, способность голубя возвращаться домой, органы чувств кошки и т. д.). | 1 | ||
18 | Планета насекомых | 2 | ||
31 | Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан — самый крупный жук. | 1 | ||
32 | Скарабей — священный жук древних египтян. | |||
19 | Загадки под водой и под землей | 2 | ||
33 | Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. | 1 | ||
34 | Творческая работа по заданной теме | 1 | ||
Итого | 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас" для учащихся 1-4 классов.
Разработана по научно-познавательному направлению. Рассчитана на 4 года. Считаю полезной и нужной для учителей начальных классов....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мой мир - проект» для учащихся 1-4 класса
Данная рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы разработана на основе Федеральных государственных обра...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Наш волшебный театр» для учащихся, воспитанников 2 класса
Рабочая программа по курсу «Наш волшебный театр» разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина ...
Занятие внеурочной деятельности по формированию финансовой грамотности в 1 Б классе на тему «За покупками»
Занятие внеурочной деятельности по формированию финансовой грамотности в 1 Б классе на тему «За покупками»...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по развитию функциональной грамотности при получении начального общего образования «Читаем, считаем, наблюдаем»
Введение в российских школах Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) определяет актуальность понятия «функциональная грамотность»,...
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка Азбука финансовой грамотности для 1-4 классов
Рабочая программа кружка «Азбука финансовой грамотности» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования на...
Организация внеурочной деятельности путем формирования функциональной грамотности младших школьников.
В последнее время поток информации значительно увеличился. Обработать и запомнить всю физиологически невозможно. Как помочь детям находить то нужное в век развитых технологий и применять в различных ж...