Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас" для учащихся 1-4 классов.
рабочая программа (4 класс) на тему
Разработана по научно-познавательному направлению. Рассчитана на 4 года. Считаю полезной и нужной для учителей начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneur._geometriya_vokrug_nas.doc | 177 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО начальных классов ___________Цыренжапова Е.Г. Протокол № 1 от 29.08.2014г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ______________/ Жанаева Т.З./ 2014 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ Хоронхойская СОШ __________________/Красикова Н.Г. 2014г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Геометрия вокруг нас»
1 -4 классы
Учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Ваганова Н.М.
2014\2015
Пояснительная записка.
Настоящее программа разработана на основе программы факультативного курса «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В основе методов и средств обучения лежит деятельностный подход. Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.
Предлагаемый факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание факультатива «Геометрия вокруг нас» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Цель и задачи курса «Геометрия вокруг нас»
Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:
а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда,
б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности,
в) формирование картины мира.
Задачи:
-знакомство детей с основными геометрическими понятиями,
-обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин,
-обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе,
-сформировать умение учиться.
-формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий,
-обучение различным приемам работы с бумагой,
-применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
-развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения,
-развитие мелкой моторики рук и глазомера,
-развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей,
-выявить и развить математические и творческие способности.
-воспитание интереса к предмету «Геометрия»,
-расширение коммуникативных способностей детей,
Общая характеристика факультативного курса.
Факультативный курс «Геометрия вокруг нас» входит во внеурочную деятельность по направлению научно – познавательное развитие личности.
Программа предусматривает включение задач и заданий ,трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия,
замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Место факультатива в учебном плане.
Программа рассчитана на 33 часа в год в 1 классе с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30-35 минут , на 34 часа в год – во 2-4 классах, продолжительность занятия 40-45 минут.
Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить
простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять
простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного
воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные результаты:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
- ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
- ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
- проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
- анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
- составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
- выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Предметные результаты:
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.
Универсальные учебные действия:
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Содержание факультативного курса
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательность выполнения арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Форма организации обучения - математические игры:
«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры«Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число» ,«Отгадай число и месяц рождения».
Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «Деньи ночь», «Счастливый случай», «Какой ряд дружнее?»
Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».
Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».
Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске, «Морской бой» и др.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв вусловной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх»,«вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓,указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту(алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)
Календарно - тематическое планирование курса «Геометрия вокруг нас»
1 класс – 33 часа
№ | Наименование разделов и основных тем | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Математика – царица наук | 1 | |
2 | Как люди научились считать | 1 | |
3 | Интересные приёмы устного счёта | 1 | |
4 | Решение занимательных задач в стихах | 1 | |
5 | Игра «Муха» ( «муха» перемещается по командам на игровом поле) | 1 | |
6 | Учимся отгадывать ребусы | 1 | |
7 | Числа – великаны. Коллективный счёт. | 1 | |
8-9 | Проектная деятельность «Спутники планет» | 2 | |
10 | Решение ребусов и логических задач. | 1 | |
11 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | 1 | |
12 | Загадки – смекалки | 1 | |
13 | Игра «Знай свой разряд» | 1 | |
14-15 | Практикум «Подумай и реши» | 2 | |
16 | Задачи с изменением вопроса. | 1 | |
17-18 | Проектная деятельность «Газета любознательных» | 2 | |
19-20 | Решение нестандартных задач. | 2 | |
21-22 | Проектная деятельность «солнце – обыкновенный жёлтый шарик» | 2 | |
23-24 | Математические горки | 2 | |
25 | Наглядная алгебра | 1 | |
26 | Решение логических задач | 1 | |
27 | Игра «У кого какая цифра» | 1 | |
28 | Знакомьтесь: Архимед! | 1 | |
29-30 | Задачи с многовариантными решениями | 2 | |
31-32 | Знакомьтесь: Пифагор! | 2 | |
33 | Математический КВН. | 1 | |
Итого – 33 часа |
2 класс – 34 часа
№ | Наименование разделов и основных тем | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Геометрические упражнения | 1 | |
2-3 | Проектная деятельность «Великие математики» | 2 | |
4 | Упражнения в черчении на нелинованной бумаге | 1 | |
5 | Игра «Удивительный квадрат» | 1 | |
6 | Преобразование фигур на плоскости | 1 | |
7 | Задачи – смекалки | 1 | |
8 | Симметрия фигур | 1 | |
9-10 | Соединение и пересечение фигур | 2 | |
11 | Познавательная игра «Семь вёрст…» | 1 | |
12-13 | Проектная деятельность «Московский Кремль» | 2 | |
14-15 | Объём фигур | 2 | |
16 | Логическая игра «Молодцы и хитрецы» | 1 | |
17 | Конструирование предметов из геометрических фигур | 1 | |
18 | Открытие нуля | 1 | |
19-20 | Учимся решать задачи на противоречия | 2 | |
21 | Игра «Гонки за лидером: меры в пословицах» | 1 | |
22-23 | Проектная деятельность «Зрительный образ квадрата» | 2 | |
24 | Экскурсия в компьютерный класс | 1 | |
25-26 | Компьютерные математические задачи | 2 | |
27-30 | Конкурс знатоков | 4 | |
31-32 | Учимся комбинировать элементы знаковых систем | 2 | |
33-34 | Задачи с многовариантными решениями | 2 | |
Итого – 34 часа |
3 класс – 34 часа
№ | Наименование разделов и основных тем | Кол-во часов | Дата проведения |
1-2 | Математика – это интересно. Решение нестандартных задач | 2 | |
3 | Танграм: древняя китайская головоломка | 1 | |
4-5 | Проектная деятельность «Природное сообщество - аквариум» | 2 | |
6 | Игра с кубиками. Составление картинки с заданным разбиением на части. | 1 | |
7 | Волшебная линейка. История возникновения линейки | 1 | |
8 | Игра «Задумай число» | 1 | |
9 | Конструирование многоугольников из деталей квадрата | 1 | |
10 | Игра – соревнование «Весёлый счёт» | 1 | |
11-12 | Проектная деятельность «Газета умников и умниц» | 2 | |
13-15 | Весёлая геометрия. Решение задач | 3 | |
16 | Построение математических пирамид | 1 | |
17-18 | «Спичечный конструктор». Построение конструкции по заданному образцу. | 2 | |
19-20 | Задачи - смекалки | 2 | |
21 | Прятки с фигурами. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конструкции | 1 | |
22 | Математические игры «Построение математических пирамид» | 1 | |
23 | Числовые головоломки | 1 | |
24 | Уголки. Составление фигур из 4,5,6,7 уголков по образцу и собственному замыслу | 1 | |
25 | Игра в магазин. Монеты. | 1 | |
26-27 | Конструирование фигур из деталей танграма | 2 | |
28-29 | Секреты задач. Решение задач разными способами | 2 | |
30 | Числовые головоломки | 1 | |
31-33 | Создание мини – альбома «Узоры геометрии» | 3 | |
34 | Проектная деятельность «Великие математики» | 1 | |
Итого – 34 часа |
4 класс – 34 часа
№ | Наименование разделов и основных тем | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Любителям математики. Турнир смекалистых | 1 | |
2-3 | Волшебный круг. Правила сравнения дробей | 2 | |
4-5 | Игры с числами. Решение задач на нахождение части числа, числа по его части. | 2 | |
6 | Модель машины времени. Решение задач с именованными числами | 1 | |
7 | Закономерности в числах и фигурах | 1 | |
8-10 | Проектная деятельность «Трудолюбивые пчёлы» | 3 | |
11 | Магические квадраты | 1 | |
12 | Волшебный квадрат | 1 | |
13 | Игры на развитие наблюдательности. Прикидка суммы и разности при работе с многозначными числами. | 1 | |
14-15 | Решение задач на развитие смекалки и сообразительности | 2 | |
16 | Поиск альтернативных способов действий | 1 | |
17-18 | Проектная деятельность «Газета эрудитов» | 2 | |
19 | Задачи – тесты. Блиц - турнир | 1 | |
20-22 | Составление алгоритмов и применение их на практике при решении примеров. | 3 | |
23 | Выделение признаков. Сходство и различие в письменном умножении на однозначное и двузначное число | 1 | |
24 | Математические головоломки | 1 | |
25 | Задачи – тесты. Блиц - турнир | 1 | |
26 | Придумывание по аналогии. Решение задач и составление обратных данным | 1 | |
27 | Из истории чисел. Применение различных чисел в современной жизни | 1 | |
28 | Развиваем воображение. Составление задач на нахождение среднего арифметического числа | 1 | |
29-30 | Проектная деятельность «Волшебный круг» | 2 | |
31 | Путешествие по числовому лучу. | 1 | |
32 | Игра «Морской бой» | 1 | |
33 | Графы на плоскости | 1 | |
34 | Смотр знаний | 1 | |
Итого – 34 часа |
Список литературы
- В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин «Путешествие по стране геометрии». М., « Педагогика-Пресс», 1994
- Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова «Поурочные разработки по наглядной геометрии», М., «ВАКО», 2004
- Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994. – 336 с.
- Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., «Просвещение», 1990
- Шадрина И.В. Методические рекомендации к комплекту рабочих тетрадей. 1-4 классы.- М. «Школьная Пресса». 2003
- Шадрина И.В. Обучение математике в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2003
- Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2002
8.Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. Пособие для учащихся 3 класс.- М. «Просвещение», 2012
9.Шадрина И.В. Решаем геометрические задачи. 3 класс. Рабочая тетрадь. – М. «Школьная Пресса». 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности Искусство слова ФГОС 1-4 класс
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Курс внеурочной деятельности "Искусство слова" нацелен на ра...
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1 класс
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности для 2-го класса
Программы с календарно-тематическим планами...
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для учащихся 1-4 классов.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, по социальному направлению исследовательской деятельности. Рассчитана на 4 года. Любой учитель начальных классов может использовать ее ...
Рабочая программа для внеурочной деятельности «Экологическое образование учащихся 3-4 классов на основе краеведческого материала»
Целью рабочей программы для внеурочной деятельности «Экологическое образование учащихся 3-4 классов на основе краеведческого материала» явилось формирование ответственного отношения ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Юный баскетболист» Модифицированная рабочая программа для педагогов дополнительного образования. для учащихся 4-х классов на 2019-20 учебный год (34 часов) 10.07.19
Программа формирует у учащихся представление об истории возникновения баскетбола. Технические приемы, тактические действия, набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите, а так же сове...
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Метапредметные мини курсы" 1-4 класс
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности « Метапредметные мини-курсы» (1-4 класс)...