Организация внеурочной деятельности путем формирования функциональной грамотности младших школьников.
статья
В последнее время поток информации значительно увеличился. Обработать и запомнить всю физиологически невозможно. Как помочь детям находить то нужное в век развитых технологий и применять в различных жизненных ситуациях - одна из задач функциональной грамотности. В статье представлен краткий обзор этого курса, который организуется во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация внеурочной деятельности путем формирования функциональной грамотности младших школьников.
Внеурочная деятельность — это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Главная цель внеурочной деятельности — решение задач воспитания и социализации детей. В процессе внеурочной деятельности формируются нравственные и моральные черты личности. Помимо этого, школьник учится коммуникации в обществе и самоорганизации.
Внеурочная деятельность в начальной школе понимается как создание в образовательной организации деятельности, способствующей успешному освоению основной программы, реализации целей обучения, развитию обучающихся в таких формах, в которых ребенок занимает активную позицию (обсуждения, дискуссии, мозговые штурмы, опыты, эксперименты, конкурсы, коммуникативные, деловые, интеллектуальные игры и т.п.), и которые по возможности стимулировали бы его двигательную активность (экскурсии, соревнования, походы, слеты, сборы, концерты, театрализации, подвижные игры, трудовые дела).
Достижения обучающихся, полученные в результате изучения учебных предметов и учебных курсов внеурочной деятельности, характеризуются совокупностью познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий и способностью их использовать на практике. Таким образом, подтверждается единство учебной и внеучебной образовательной деятельности и определяется роль внеучебной работы в едином процессе формирования и совершенствования УУД. В основе предлагаемых программ лежит идея использовать специфику внеурочной деятельности для получения более высоких результатов освоения основной образовательной программы по направлению – функциональная грамотность младшего школьника. Именно поэтому внеурочная деятельность играет важную роль в развитии функциональной грамотности у детей. И целью современного образования в начальной школе является формирование функциональной грамотности. Главной же задачей педагога является помочь в становлении личности ребенка, создание для этого благоприятной среды, для успешного формирования функциональной грамотности.
В последнее время поток информации становится более объемным, многообразным и динамичным. Человеческий организм физиологически не способен в полной мере все обработать, выбрать и применить нужное. Поэтому, учитывая возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника, создаются условия для развития во внеурочное время функциональной грамотности, которая учит применять необходимые знания в различных жизненных ситуациях.
Программа курса «Функциональная грамотность» разбита на четыре блока:
· читательская грамотность;
· математическая грамотность;
· естественно-научная грамотность;
· финансовая грамотность.
Занимаясь «читательской грамотностью», педагоги не должны оценивать темп чтения и пересказ, а важно понимание и использование прочитанного, в виде добытых знаний, в собственной жизни.
На занятиях внеурочной деятельности в разделе «Читательская грамотность» дети учатся:
•анализировать тексты авторских и русских народных сказок;
•составлять характеристики героев прочитанных произведений;
•делить тексты на части;
•составлять картинный план;
•отвечать на вопросы по содержанию прочитанных произведений;
•давать эмоциональную и личностную оценку прочитанного.
Навыки и умения грамотного чтения делятся на 4 уровня сложности:
Первый уровень. Ученик умеет находить в текстах явную информацию, воспроизводить её без искажений и выполнять простое обобщение найденной информации.
Второй уровень. Ученик умеет находить в текстах неявную (скрытую) информацию и предъявлять её в адекватной форме.
Третий уровень. Ученик умеет интерпретировать найденную на основе сопоставления и обобщения информацию, выявлять авторскую точку зрения и обобщать информацию.
Четвертый уровень. Ученик может применить полученную в результате чтения информацию для объяснений новой ситуации.
«Математическая грамотность» учит логически рассуждать, анализировать информацию и использовать знания в различных жизненных ситуациях.
На занятиях внеурочной деятельности в разделе «Математическая грамотность» дети учатся:
•счету предметов;
•составлению числовых выражений и нахождению их значений;
•составу чисел первого и второго десятка;
•выполнять задания на нахождение суммы, разности, произведения, частного чисел;
•решать задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц;
•читать и заполнять таблицы, круговые диаграммы, определять ложные и истинные высказывания.
Согласно международной программе по оценке качества образования (PISA), существуют следующие уровни математической грамотности школьников:
Уровень 1— учащиеся способны ответить на вопросы в знакомых контекстах, когда представлена вся необходимая информация и вопросы ясно сформулированы.
Уровень 2— учащиеся способны интерпретировать и распознавать в контекстах ситуации, где требуется применять стандартные алгоритмы, формулы, процедуры, соглашения или правила для решения проблем, способны грамотно интерпретировать полученные результаты.
Уровень 3 — учащиеся способны выполнять четко описанные процедуры, в том числе те, которые требуют последовательных решений. Они могут построить простую модель и на ее основе выбрать и применить простые стратегии решения проблем.
Уровень 4 — учащиеся способны работать с четко определенными (детальными) моделями сложных конкретных ситуаций, выбрать и интегрировать информацию, представленную в различной форме, изложить свои объяснения и аргументы, опираясь на свою интерпретацию, доводы и действия.
Уровень 5 — учащиеся способны создавать и работать с моделями сложных проблемных ситуаций, выбирать, сравнивать и оценивать соответствующие стратегии решения комплексных проблем, умение размышлять и рассуждать, связывать между собой формы представления информации.
Уровень 6 — учащиеся способны осмыслить, обобщить и использовать информацию, полученную на основе исследования и моделирования сложных проблемных ситуаций в нетипичных контекстах.
Наблюдать, исследовать и, самое главное, делать в результате выводы- не такое простое занятие. Блок «естественно-научная грамотность» учит детей понимать окружающий мир, который меняется в результате антропогенного фактора. Изучать экологические проблемы, искать пути их разрешения.
На занятиях внеурочной деятельности в разделе «Естественно-научная грамотность» дети учатся:
•наблюдать и проводить простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином;
•изучают воздух и его свойства, соль и её свойства, воду и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.
Выделяют три уровня естественнонаучной грамотности школьников:
Начальный уровень. Воспроизведение простых знаний, умение приводить примеры явлений и формулировать выводы при помощи основных естественнонаучных понятий.
Средний уровень. Использование естественнонаучных знаний для объяснения отдельных явлений, выявление вопросов, на которые могла бы ответить наука, определение элементов научного исследования.
Высший уровень. Объяснение явлений на основе их моделей, анализ результатов проведенных исследований, сравнение данных, научная аргументация своей позиции, оценка различных точек зрения.
«Финансовая грамотность» знакомит и учит управлять денежными средствами, контролировать их, планировать бюджет и решать элементарные вопросы в области экономики семьи.
На занятиях внеурочной деятельности в разделе «Финансовая грамотность» дети знакомятся с понятиями:
•деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Финансовая грамотность имеет два уровня:
Базовый уровень. Совокупность знаний о финансах, необходимых в повседневной жизни, и способностей обращаться с деньгами для решения основных финансовых вопросов.
Продвинутый уровень. Навыки, которые не входят в область повседневных финансовых задач, но являются важными при взаимодействии с другими людьми и финансовыми институтами, а также способности решения сложных финансовых задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление "Пути формирования функциональной грамотности младших школьников"
В статье раскрыты виды функциональной грамотности и пути её формирования у младших школьников....
Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности
Все мы знаем, что функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной...
Формирование функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности
Формирование функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности...
Формирование функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности
Формирование функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности...
Проектная деятельность как средство формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках и внеурочной деятельности
Актуальность данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения в условиях ФГОС нового поколения. Включение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность обуслов...
"Пути формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности ,в рамках реализации ФГОС НОО"
В связи с введением ФГОС НОО наравне с классическим определением «грамотность», возникло представление «функциональная грамотность». Обучение ребенка в школе в рамках действующ...