Методики для диагностики личностных, регулятивных, коммуникативных УУД
материал (2 класс)
Предварительный просмотр:
Педагогическое проектирование коммуникативных УУД
I. «Базовое» универсальное учебное действие
Коммуникативные УУД
Умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
II. Входная диагностика
1. Задание «Рукавички»
(Г.А. Цукерман,)
Коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация) Умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли.
2. Методика «Узор под диктовку»
(Г.А. Цукерман и др., 1992). «Психологическое обследование младших школьников». Практическое пособие. М.:Владос , 2001. — 160 с: ил. — (Б-ка школьного психолога). Авторы: Венгер А.Л. , Цукерман Г.А.
Умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи.
Методика проведения «Рукавички»
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.
Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.
Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».
Материал: Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей.
2. Работа учащихся в классе парами.
Методика проведения «Узор под диктовку»
Описание задания: двоих детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой), одному дается образец узора на карточке, другому — фишки, из которых этот узор надо выложить. Первый ребенок диктует, как выкладывать узор, второй — действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на узор. После выполнения задания дети меняются ролями, выкладывая новый узор того же уровня сложности. Для тренировки вначале детям разрешается ознакомиться с материалами и сложить один-два узора по образцу.
Материал: набор из трех белых и трех цветных квадратных фишек (одинаковых по размеру), четыре карточки с образцами узоров (рис. 1).
1 вариант.
2 вариант
Инструкция: «Сейчас мы будем складывать картинки по образцу. Но делать это мы будем не как обычно, а вдвоем, под диктовку друг друга. Для этого один из Вас получит карточку с образцом узора, а другой — квадраты и заготовки для его составления. Один диктует, как надо составлять узор, другой узор выкладывает, приклеивая квадраты. Можно задавать любые вопросы, но смотреть на узор нельзя. Сначала диктует один, потом другой, - Вы поменяетесь ролями. А для начала давайте потренируемся, как надо складывать узор».
- Приклеиваем первый квадрат в первом ряду, затем второй во втором ряду, третий во втором ряду.
- Приклеиваем первый квадрат в первом ряду, затем второй в первом ряду, третий во втором ряду.
- Приклеиваем первый квадрат в первом ряду, затем второй во втором ряду, третий квадрат в первом ряду.
Диагностическая карта «Рукавички»
1. Общая таблица _________ класса
Дата проведения _________________
Пары | Наблюдения | Уровень | ||||
Продуктивность совместной деятельности | Умение договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.; | Взаимный контроль по ходу выполнения деятельности
| Взаимопомощь по ходу рисования | Эмоциональное отношение к совместной деятельности | ||
|
|
|
|
|
|
|
Критерии оценки «Рукавички»
· продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
· умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
· взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
· взаимопомощь по ходу рисования,
· эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Показатели уровня выполнения задания:
1) низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, настаивают на своем;
2) средний уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;
3) высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
Диагностическая карта «Узор под диктовку»
№ | Ф.И. | Наблюдения | Уровень | ||||
Продуктивность | Способность строить понятные высказывания | Умение задавать вопросы | Взаимный контроль | Эмоциональное отношение к совместной деятельности | |||
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерии оценки «Узор под диктовку»
· продуктивность совместной деятельности оценивается по сходству выложенных узоров с образцами;
· способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры действия по построению узора;
· умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;
· способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;
· эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.
Показатели уровня выполнения задания:
1) низкий уровень – узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера;
2) средний уровень – имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы позволяют получить недостающую информацию; частичное взаимопонимание;
3) высокий уровень – узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров; доброжелательно следят за реализацией принятого замысла и соблюдением правил.
III. Постановка цели
Формулировка цели: научить детей эффективному коммуникативному взаимодействию с окружающими.
IV. Планирование
Примерный план достижения поставленной цели:
1. Диагностика коммуникативных УУД
2. Научить детей слушать и слышать друг друга, путем организации взаимодействия в урочное и внеурочное время.
3. Планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться.
4. Потренировать умение вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу.
5. Повторная диагностика.
6. Рефлексия.
V. Реализация плана
Рекомендации, советы, примерные задания для развития выбранного УУД
Умение слушать и слышать друг друга.
Игра: «Сломанный телефон»,
Игра «Словесный волейбол»
Все становятся в круг. Кидаем мяч через центр круга. При этом называем слово, существительное. Тот, кто ловит мяч, одновременно добавляет подходящий по смыслу глагол. Например, "облако" - плывет, "костер" - горит, кто называет бессмыслицу - выходит из игры.
Игра «Паровозик»
Участники делятся на группы и встают паровозиком, закрывая глаза игроку, стоящему впереди. Таким образом, открытые глаза остаются у последнего игрока, а свободные руки – у первого. Перед паровозиком ставиться задача: достать предмет, который ведущий помещает в комнате после того как играющие закрыли глаза. Видит местонахождение предмета только последний, который и будет руководить, направлять паровозик. Все команды по цепочке должны передаваться впереди стоящим. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок не возьмёт в руки искомый предмет.
Умение согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться.
Игра-сказка
Берется простенькая небольшая сказка. Участники делятся на 2 команды. Каждому участнику необходимо взять на себя роль какого-нибудь героя. Задача проиграть сказку, а другая команда должна угадать, что это за сказка.
Игра «Семейная фотография».
Выбирается участник из группы, которому необходимо всех членов группы построить в композицию для семейной фотографии. Участник должен сообщить всем, кого из близких родственников или друзей изображает каждый участник. И поставить его для фотографии так, как стоял бы тот человек, которого он заменяет. Звучать это должно приблизительно так: «Ты будешь изображать моего старого друга N. Он будет стоять, подняв одну руку вверх…».
Умение вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, эффективно сотрудничать.
Игра «Пятерки»
Карточки, на которых написаны сказочные или литературные персонажи, получают все участники игры. Пять персонажей из одного и того же произведения должны отыскать друг друга и проинсценировать фрагмент из сказки или рассказа.
Игра «Мафия»
Игра «Пройди в ворота».
Детям раздаются карточки с разным числом кружков. Чтобы пройти в «ворота», каждому необходимо найти пару, т.е. ребенка, число кружков на карточке которого в сумме с кружками собственной карточки даст число, показываемое на «воротах».
Умение правильно выражать свои мысли
Игра «Крокодил», «Пантомима».
Умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность
Игра-дискуссия «Потерпевшие кораблекрушение».
Умение оказывать поддержку друг другу.
Игра «Слепой и поводырь»
VI. Итоговая диагностика
Рекомендации по измерению УУД на выходе.
В качестве повторной диагностики можно предложить игру «Рисунок на двоих»
Детям необходимо нарисовать один рисунок вдвоем, при этом им непрерывно придется договариваться: кто что нарисует, каким цветом, в каком месте и.т.д.
Оценка производится путем наблюдения.
VII. Рефлексия
Примерная схема рефлексии.
В качестве рефлексии может быть лист самооценки с критериями 0, 1, 2.
В зависимости на сколько я владею тем или иным умением.
0-не владею
1-владею, но не очень хорошо
2-владею хорошо.
Умею слышать, слушать партнера | 0-1-2 |
Умею планировать свою деятельность | 0-1-2 |
Умею согласованно выполнять совместную деятельность | 0-1-2 |
Умею договариваться | 0-1-2 |
Умею правильно выражать свои мысли | 0-1-2 |
Умею оказывать поддержку | 0-1-2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование личностных и коммуникативных УУД в начальной школе в условиях ФГОС
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих шко...
Формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством творческих заданий на уроках чтения
Краткое описание педагогического опыта...
Диагностические методики для определения личностных особенностей первоклассников
методика Гинзбурга, методика Беседа о школе, графический диктант...
Формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики
Формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики...
Диагностика уровня сформированности коммуникативных и регулятивных УУД
Диагностика уровня сформированности коммуникативных и регулятивных УУД...
результаты мониторинга УУД (регулятивных, коммуникативных)
по результатам ГП 2020...
Методическая разработка. Достижения личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных результатов в образовательном процессе через уроки литературного чтения в начальной школе.
Методическая разработка рассматривает вопросы достижения личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных результатов в образовательном процессе через уроки литературного чтения в начальной ...