Диагностика уровня сформированности коммуникативных и регулятивных УУД
материал на тему

Юдина Елена Георгиевна

Диагностика уровня  сформированности коммуникативных и регулятивных УУД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика уровня  сформированности

регулятивных и коммуникативных УУД.

Методика «Ковёр»

(Овчарова Р.)

      Цель: изучение уровня сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи.

      Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные и регулятивные:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

      Проводится коллективно на уроке художественного труда или на других уроках. Проведение в урочное время связано с тем, что на уроке дети наиболее адекватно принимают на себя социальную роль «ученика» и чувствуют ответственность за выполнение определенного задания.

      Учитель делит детей на произвольные команды, которые работают за отдельными столами. На каждом столе имеются совершенно одинаковые наборы всевозможных фигур (квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов, окружностей и др.), выполненных из цветной бумаги. Это позволяет создать равноценные условия работы для всех групп.

      Далее каждой команде предлагается изготовить один, общий ковёр. При этом педагог демонстрирует образцы нескольких готовых ковров. На основе анализа этих образцов коллективно с детьми устанавливаются общие признаки любого ковра, которые одновременно для учеников являются правилами выполнения работы и средствами контроля:

а) наличие центрального рисунка;

б) одинаковое оформление углов;

в) симметричное расположение деталей относительно центра. (С понятием симметричности дети знакомятся в доступной форме на предыдущих уроках математики и конструирования.)

       Инструкция: «Для того, чтобы сделать такие же красивые ковры надо работать дружно и слаженно».

      Успех совместной деятельности зависит от того, насколько умело дети смогут сорганизоваться, распределить обязанности и договориться между собой. Время выполнения для всех одинаково.

      По окончанию работы организуется выставка ковров, в ходе которой дети анализируют свою деятельность. Проводится групповое обсуждение, цель которого организация рефлексивно-содержательного анализа совместного действия. Команды обсуждают, что удалось, а что не удалось и степень соответствия продукта их деятельности поставленной задаче.

      Результаты проведения диагностики «Ковёр» могут быть отражены в таблице:

Наличие

Одинаковое

Симметричное

Группа

центрального

оформление углов

расположение

рисунка

деталей

1 группа

+

-

-

2 группа

+

+

-

3 группа

+

+

+

4 группа

+

-

-

5 группа

+

+

+

6 группа

+

+

-

«Методика дополнения»

(И.А.Гальперин, Я.А.Микк и др.)

       Цель: заполнить пропуски в тексте, в котором некоторые слова заменены точками. Задача учащегося – встать в позицию автора и восстановить пропущенные слова, стремясь сохранить общий художественно-эстетический смысл произведения.

Дополнительная задача – озаглавить текст.

      Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные:

  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.

      Метод оценивания: индивидуальная или групповая работа с детьми.

Примерные тексты для проведения методики дополнения:

Приметы

Собрались и полетели

Утки в (дальнюю) дорогу.

Под корнями старой ели

Мастерит медведь (берлогу).

Заяц в мех оделся (белый),

Стало зайчику тепло.

Носит белка месяц целый

Про запас (грибы) в дупло.

                                                      Е.Головин

Вот уж (осень) улетела,

И примчалася зима.

Как на (крыльях) прилетела

Невидимо вдруг она.

Вот морозы (затрещали)

И (сковали) все пруды.

И мальчишки закричали

Ей «спасибо» за труды.

                                                     С.Есенин

      В результате правильного понимания текста учащиеся могут заполнить пропуск не только тем словом, которое употребил автор, но и его контекстуальным синонимом.

      Критерии оценивания: каждое правильно вставленное слово оценивается в 2 балла; слово-синоним (в том числе контекстуальный), не разрушающий авторский образ – 1 балл. Дополнительно даются 2 балла в том случае, если нет нарушения ритма стихотворения, и 2 балла, если соблюдается рифма.

71-100% баллов от общего числа возможных – высокий уровень.

36-70% - средний уровень.

0-35% - низкий уровень.

      Результаты проведения данной диагностики  могут быть отражены в таблице:

№ п/п

Фамилия, имя

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Вывод

Примечание

1

--------------------------------

+

Н

30% - 3 б

2

--------------------------------

+

В

90% - 9 б

3

--------------------------------

+

Н

20% - 2 б

4

--------------------------------

+

В

85% - 8,5 б

5

--------------------------------

+

С

45% - 4,5 б

6

-------------------------------

+

С

50% - 5 б

7

--------------------------------

+

С

60% - 6 б

«Проба на внимание»

(по П.Я. Гальперину и С.Л. Кабыльницкой)

       Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.

      Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивное действие контроля.

      Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.

      Описание задания: школьнику предлагается прочитать текст, проверить его и исправить в нем ошибки (в том числе и смысловые) карандашом или ручкой.

      Фиксируется время работы учащегося с текстом, особенности его поведения (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и т.п.).

      Для того чтобы найти и исправить ошибки в этом тексте, не требуется знание правил, но необходимы внимание и самоконтроль.

       Текст 1.

      Текст  должен  быть  знаком  детям,  но  в  устном  варианте.  Происходит  проверка

умения вчитываться в текст и соотносить устный его вариант с письменным. Типичная ошибка учащихся: чтение «по памяти». Узнав отдельные слова или текст в целом, дети не всегда внимательно проверяют буквенный состав каждого слова.

Наша Тая громко плачут:

Уромила в речу мячик.

Тиже, Танечка, не пачь,

Не утонет речке мяч.

      Текст 2.

      Дети работают с незнакомым текстом. Ошибки, имеющиеся в тексте: замена, пропуск, дописывание букв, в том числе в сильной позиции, пропуск предлогов.

У кого, у коо кисточки на ушкух?

Ктоо живет сосне у леснай опушки?

       Критерии оценивания: подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв  в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловые ошибки и т.п.

       Уровни сформированности навыков контроля и самоконтроля:

0-2 пропущенные ошибки – высокий уровень;

                                             3-4 - средний уровень;

     Более 5 пропущенных ошибок – низкий уровень.

Результаты проведения данной диагностики  могут быть отражены в таблице:

№ п/п

Фамилия, имя

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Вывод

Примечание

1

--------------------------------

+

С

4 ош.

2

--------------------------------

+

В

2 ош.

3

--------------------------------

+

Н

5 ош.

4

--------------------------------

+

В

1 ош.

5

--------------------------------

+

С

3 ош.

6

-------------------------------

+

С

4 ош.

7

--------------------------------

+

С

4 ош.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация передового педагогического опыта "Формирование коммуникативных и регулятивных учебных действий."

Умение общаться со сверстниками, со старшими, с младшими- очень важный, если не основной навык учащихся в начальной школе.Поэтому эта тема была темой моего самообразования в течение последнего времени...

Мастер-класс «Текущее оценивание коммуникативных и регулятивных УУД на уроке»

Мастер-класс «Текущее оценивание  коммуникативных и регулятивных УУД на уроке»...

Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий у младших школьников

Коммуникативные учебные действия включают две группы умений:умения строить продуктивое взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми - в парах, группах, командах;общие умения коммуникаци...

Диагностика социально-коммуникативного развития

Изучение уровня социального развития включает установление характера взаимодействия и общения ребенка со взрослыми – невербальные и вербальные средства общения, контактность; выявление ос...

диагностика социально-коммуникативного развития

Изучение уровня социального развития включает установление характера взаимодействия и общения ребенка со взрослыми – невербальные и вербальные средства общения, контактность; выявление основных ...