Диагностические методики для определения личностных особенностей первоклассников
тест (1 класс) на тему
методика Гинзбурга, методика Беседа о школе, графический диктант
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Диагностические методики для определения личностных особенностей первоклассников | 440 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностические методики для определения личностных особенностей первоклассников
- Методика Гинзбурга (определение мотивов учения);
- Методика «Беседа о школе» (ориентация на содержательную сторону обучения);
- Методика Графический диктант» (определение произвольности деятельности);
- Методика «Лесенка» (определение самооценки);
- Проективная методика «Рисунок семьи» (определение статуса, положения в семье, семейных отношений);
- Методика «Два домика» (взаимодействие со сверстниками);
Приложение
1. ГОТОВНОСТЬ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Методика «Мотивы учения»
(Методика разработана в 1988г. М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок - в 1993г. И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой)
Для детей, поступающих в школу, наиболее характерными являются следующие мотивы:
- Собственно учебно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности (учебный);
- Широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения (социальный);
- «Позиционный мотив», связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими (позиционный);
- «Внешние» по отношению к самой учебе мотивы, например, подчинение требованиям взрослого и т. п. (внешний);
- Игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую – учебную - сферу (игровой);
- Мотив получения высокой отметки (отметка).
В основу методики положен принцип «персонификации» мотивов. Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции персонажей. Эксперимент проводится индивидуально. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается схематический, соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.
Инструкция:
«Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Мальчики (или девочки) разговаривали про школу.
Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама - заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил». На стол перед ребенком выкладывается карточка со схематическим рисунком 1 — женская фигура, склонившаяся вперед с указующим жестом; перед ней фигура ребенка с портфелем в руках (внешний мотив).
Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился». Выкладывается карточка с рисунком 2 - фигура ребенка, сидящего за партой (учебный мотив).
Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть». Выкладывается карточка с рисунком 3 - схематические фигуры двух детей, играющих в мяч (игровой мотив).
Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». Выкладывается карточка с рисунком 4 - две схематические фигурки взрослого и ребенка, изображенные спиной друг к другу; у взрослого - портфель в руках, у ребенка - игрушечный автомобиль (позиционный мотив)
Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать кем захочешь». Выкладывается карточка с рисунком 5 - схематическая фигурка с портфелем в руках направляется к зданию школы (социальный мотив).
Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки»; Выкладывается карточка с рисунком 6 - схематическая фигурка ребенка с тетрадкой в руках (мотив отметка).
«После прочтения рассказа экспериментатор задает ребенку следующие вопросы:
- Кто, по-твоему, из них прав? Почему?
- С кем из них ты хотел бы играть? Почему?
- С кем из них ты хотел бы учиться? Почему?
Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание ответа проступает ребенку недостаточно явственно, ему напоминают содержание рассказа, соответствующее картинке.
Оценка результатов.
В данном эксперименте осуществляется качественный анализ ответов, поскольку знание доминирующих мотивов каждого ребенка позволит разработать стратегию индивидуального подхода к формированию его учебной мотивации. Поэтому при оформлении протокола необходимо вписать доминирующие мотивы в соответствующие пункты.
Методика Ориентация на содержательную сторону обучения - «Беседа о школе»
Психолог задает ребенку следующие вопросы:
1. Хочешь ли ты идти в школу?
Что тебе нравится (не нравится) в школе больше всего? Что для тебя самое-самое интересное, привлекательное в школе?
2. Далее психолог говорит: «Я буду рассказывать тебе маленькие истории про тебя самого, но только это будут истории не про то, что с тобой уже бывало или случалось, а про то, что могло бы случиться, потому что случалось с другими. А ты будешь мне говорить, что бы ты сказал или сделал, если бы такая история произошла с тобой.
3. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: «Ребенок, ты ведь у меня еще маленький, трудно тебе еще в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя и школу взяли на месяц, на полгода, на год позже. Хочешь?» Что ты ответишь маме?
4. Представь себе, что мама так и сделала (или не послушалась тебя и поступила по-своему) - договорилась, и тебя примут в школу позже. Ты встал утром, умылся, позавтракал, в школу идти не надо, делай, что хочешь. Что бы ты стал делать, чем бы стал заниматься в то время, когда другие ребята в школе?
5. Представь себе, ты вышел погулять и встретил мальчика. Ему тоже 6 (7) лет, но он не ходит в школу, в детский сад. Он тебя спрашивает: «Что надо делать, чтобы хорошо подготовиться к первому классу?» Что ты посоветуешь? Что надо сделать, чтобы хорошо подготовиться к школе?
6. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты ходил в школу, а, наоборот, к тебе приходила бы каждый день учительница и учила бы тебя одного всему, чему учат в школе. Ты согласился бы учиться дома?
7—8. Представьте, что есть две школы — школа А и школа Б.
7. В школе А расписание уроков в 1 классе такое: каждый день бывают уроки письма, чтения, математики, а уроки рисования, музыки, физкультуры - не каждый день. А в школе Б все наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика редко - по одному разу в неделю. В какой школе ты хотел бы учиться?
8. В школе А от первоклассника строго требуют, чтобы он внимательно слушал учителя и делал все, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе Б не делают замечаний, если встанешь во время урока, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спросу. В какой школе ты хотел бы учиться?
9. Представь себе, что в какой-то день ты очень старательно работал на всех уроках, и учительница сказала: «Сегодня ты учился очень хорошо, просто замечательно, я хочу как-то особенно отметить тебя за такое хорошее учение. Выбирай сам - дать тебе конфету, игрушку или отметку в журнале поставить?» Что бы ты выбрал?
Оценка результатов
Все ответы разделяются на две категории: «+» и с «-».
К категории «+» относим следующие ответы:
Вопрос 1: ответ «да».
Вопросе 2: уроки грамоты, счета - занятия, по содержанию и форме не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка.
Вопрос 3: несогласие ребенка на «отсрочку».
Вопрос 4: учебные занятия - высказывание описывающие распорядок дня, в который обязательно включены действия по самообразованию.
Вопрос 5: содержательная сторона подготовки к школе - освоение некоторых навыков чтения, счета, письма.
Вопрос 6: несогласие на обучение дома.
Вопрос 7: выбор школы А.
Вопрос 8: выбор школы А.
Вопрос 9: выбор отметки.
К категории «-» относим следующие ответы:
Вопрос 1: ответ «нет».
Вопрос 2: дошкольные виды деятельности - уроки художественно - физкультурно-трудового цикла, а также внеучебные занятия: игры, еда, гуляние
Вопрос 3: согласие на «отсрочку».
Вопрос 4: дошкольные занятия: игры, гуляние, рисование, занятия по хозяйству без упоминания о каких-либо учебных действиях.
Вопрос 5: формальные стороны подготовки к школе - приобретение формы, портфеля и т. д.
Вопрос 6: согласие на обучение дома.
Вопрос 7: выбор школы Б.
Вопрос 8: выбор школы Б.
Вопрос 9: выбор игрушки или конфеты.
Итоговый уровень определяется по всем 9 вопросам: высокий – 7-9 «плюсов»; средний – 4-6 «плюсов», низкий – 0-3 «плюсов». Выявленный уровень заносится в соответствующий пункт протокола.
2. ГОТОВНОСТЬ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ
Методика «Графический диктант»
Методика направлена на выявление произвольности деятельности, т. е. умение внимательно слушать и точно выполнять простейшие указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по заданию взрослого.
Методика проводится следующим образом. Каждому ребенку выдается тетрадный лист в клетку с нанесенными на нем четырьмя точками.
Инструкция: «Сейчас мы с тобой будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня - я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводи только те линии, которые, я скажу. Когда проведешь - жди, пока я не сообщу, как надо проводить следующую. Следующую линию надо начинать там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Ты помнишь, где правая рука? Вытяни правую руку в сторону. Видишь, она указывает на дверь (называется какой-либо реальный ориентир, имеющийся в помещении). Когда я скажу, что надо провести линию направо, ты ее проведешь вот так - к двери (на доске, заранее расчерченной на клетки, проводится линия слева направо длиной в одну клетку). Это я провела линию на одну клетку направо. А теперь я, не отрывая руки, провожу линию - на две клетки вверх (на доске рисуется соответствующая линия). Теперь вытяни левую руку. Видишь, она показывает на окно (снова называется реально имеющийся в помещении ориентир). Вот я, не отрывая руки, провожу линию на три клетки налево - к окну (на доске проводится соответствующая линия). Ты понял, как надо рисовать?»
После этого переходят к рисованию тренировочного узора. Психолог говорит: «Начинаем рисовать первый узор. Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуй линию: одна клеточка вниз. Не отрывай карандаша от бумаги. Теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать такой же узор сам».
При диктовке нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы ребенок успевал закончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора дается полторы-две минуты. Ребенку нужно объяснить, что узор не обязательно должен идти по всей ширине страницы. Во время рисования тренировочного узора, как под диктовку, так и далее самостоятельно, психолог исправляет допущенные ребенком ошибки, помогая ему точно выполнить инструкцию. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается, и психолог следит только за тем, чтобы ребенок не переворачивал свои листки и начинал новый узор с нужной точки. В случае необходимости он одобряет робкого ребенка, однако никаких конкретных указаний не дает.
По прошествии времени, отведенного па самостоятельное продолжение узора, психолог говорит: «Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх, Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. А теперь сам продолжай рисовать тот же узор».
Предоставив ребенку полторы-две минуты на самостоятельное продолжение узора, психолог говорит: «Все, этот узор дальше рисовать не надо. Мы будем рисовать следующий узор: Подними карандаш. Поставь его на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Tри клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сам продолжай рисовать этот узор».
Через полторы-две минуты начинается диктовка последнего узора: «Поставь карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево (слово «налево» выделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево (слово «налево» снова выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сам продолжай рисовать этот узор».
Все диктуемые узоры приведены в приложении 5.
По истечении времени, предоставленного па самостоятельное продолжение последнего узора, психолог забирает у ребенка листки. Общее время проведения методики обычно составят около 15 минут.
Оценка результатов
Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В каждом из последующих узоров оценивается порознь выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Оценка производится по следующей шкале: Точное воспроизведение узора – 4 балла (неровность линий, «дрожащая» линия, «грязь» и т. п. не учитываются и не снижают оценки).
Воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии - 3 балла.
Воспроизведение с несколькими ошибками - 2 балла.
Воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором - 1 балл.
Отсутствие сходства даже в отдельных элементах - 0 баллов.
За самостоятельное продолжение узора оценка выставляется по той же шкале.
Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну - за выполнение диктанта, другую - за самостоятельное продолжение узора. Обе они колеблются в пределах от 0 до 4.
Итоговая оценка работы под диктовку выводится из трех соответствующих оценок за отдельные узоры путем суммирования максимальной из них с минимальной (то есть оценка, занимающая промежуточное положение или совпадающая с максимальной или минимальной, не учитывается). Полученная оценка может колебаться от 0 до 8.
Аналогично из трех оценок за продолжение узора выводится итоговая. Затем обе итоговые оценки суммируются, давая суммарный балл (СБ), который может колебаться в пределах от 0 (если за работу под диктовку, и за самостоятельную работу получено 0 баллов) до 16 баллов (если за оба вида работы получено по 8 баллов).
Итоговый уровень произвольности деятельности определяется следующим образом: высокий - суммарный балл (СБ) от 11 до 16, средний – от 6 до 10 баллов, низкий - от 0 до б баллов.
Пример | 1 | 2 |
| 3 |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИИ
Методика «Лесенка» Т.В.Дембо и С.Я.Рубинштейн (методические рекомендации)
«Лесенка» дает возможность судить об уровне притязаний, его адекватности.
Здоровые испытуемые независимо от самооценки и объективной жизненной ситуации не склонны к крайностям, и указывают свое место, как правило, на 4-5 ступенях, т.е. чуть выше среднего или к зоне середины.
1
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
9 |
Они видят себя (или хотят показать) со средним здоровьем, умом, характером, счастьем.
Получаемые с помощью методики данные приобретают особый интерес при сопоставлении с результатами обследования мышления и эмоционально-волевой сферы. Приведенная методика дает возможность выявить детей с неустойчивой самооценкой, склонностью к крайностям и извращению самооценок, что свойственно больным шизофренией. Больные с депрессией тяготеют к низким оценкам.
Инструкция к использованию методики:
На Ваших бланках ответов нарисованы лестницы, обозначающие здоровье, умственное развитие, характер, и счастье. Если, например, на первой лестнице расположить людей, то на верхней ступени первой лестницы расположатся самые здоровые, а на нижней – самые больные. Укажите свое
место на ступеньках всех лестниц.
После заполнения «Лесенки» испытуемому предлагается ответить на вопросы. Вопросы может задавать психолог и записывать ответ, а можно дать бланк для ответа с написанными вопросами.
Каких людей ты считаешь
•здоровыми? _____________________________________________________________________________
•умными? _____________________________________________________________________________
•с хорошим характером? _____________________________________________________________________________
•счастливыми? ________________________________________________________________
•больными? __________________________________________________________________
•глупыми? ___________________________________________________________________
• с плохим характером? _____________________________________________________________________________
•несчастливыми? ______________________________________________________________
что тебе не хватает, чтобы быть
•здоровым? ___________________________________________________________________
•умным? _____________________________________________________________________
• с хорошим характером? _____________________________________________________________________________
•счастливым? _________________________________________________________________
4. ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА «Рисунок семьи»
Считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, А.И. Захарова, Л. Кормана и др.
Цель применения данной проективной методики: выявление особенностей внутри-семейных отношений.
Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.
Инструкция 1: "Нарисуй свою семью". При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово "семья", а если возникают вопросы "что нарисовать?1', следует лишь еще раз повторить инструкцию. При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длится 30 минут. При групповом выполнении теста время чаще ограничивают в пределах 15-30 минут.
Инструкция 2: "Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом".
Инструкция 3: "Нарисуй свою семью, как ты ее себе представляешь".
Инструкция 4: " Нарисуй свою семью, где каждый член семьи изображен в виде фантастического существа".
Инструкция 5: "Нарисуй свою семью в виде метафоры, некоего образа, символа, который выражает особенности вашей семьи".
При индивидуальном тестировании следует отмечать в протоколе следующее:
а) последовательность рисования деталей;
б) паузы более 15 секунд;
в) стирание деталей;
г) спонтанные комментарии ребенка;
д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.
После выполнения задания следует стремиться получить максимум дополнительной информации (вербальным путем).
Обычно задаются вопросы:
1. Скажи, кто тут нарисован?
2. Где они находятся?
3. Что они делают? Кто это придумал?
4. Им весело или скучно? Почему?
5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
6. Кто из них самый несчастный? Почему?
Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если он не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на эксплицитном ответе.
При опросе психолог должен выяснить смысл нарисованного ребенком чувства: чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло). Следует избегать прямых вопросов, не настаивая на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например: "Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?", "Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?" и т.п.).
Можно задать ребенку для выбора решения 6 ситуаций: 3 из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, 3 – позитивные.
1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?
2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?
3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?
4. Ты имеешь .... билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?
5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?
6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?
Обработка теста "Рисунок семьи" проводится по следующей схеме:
№ | Выделяемые признаки | Отметки о наличии признаков |
1 | Общий размер рисунка | |
2 | Кол-во членов семьи | |
3 | Соответствующие размеры членов семьи | |
мать | ||
отец | ||
сестра брат | ||
дедушка бабушка и т.д. | ||
4 | Расстояние между членами семьи Наличие каких-либо признаков между ними | |
5 | Наличие животных | |
6 | Вид изображения: схематическое изображение реалистическое эстетическое в интерьере, на фоне пейзажа и т.д. метафорическое изображение в движении, действии | |
7 | Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1, 2, 3 ...) | |
Степень аккуратности исполнения |
При выполнении задания по данным инструкциям оценивается наличие или отсутствие совместных усилий в тех или иных ситуациях, которые изображены, какое место уделяет им ребенок, выполняющий тест, и т.д.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕСТА "Рисунок семьи"
На основании особенностей изображения можно определить: 1) степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения или четкость и выразительность обра-
зов, изящество линий, эмоциональная выразительность – те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки;
2) особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и т.п., тогда как большие размеры, применения ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления;
3) особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и т.д.).
В рисунках (по Л. Корману) анализируют:
а) графическое качество (характер линий, пропорции фигур, использование пространства, аккуратность);
б) формальную структуру (динамичность рисунка, расположение членов семьи), содержание (анализ смысла).
Параллельно с традиционным проведением обследования (чтение и выполнение задания) предлагают специальные вопросы, подталкивающие испытуемого к обсуждению темы отношений в семье (например: "Кто в семье самый плохой?"), предусматривают прямой положительный или отрицательный выбор (например: "Отец задумал поездку в автомобиле, но в нем не хватает места для всех. Кто останется дома?"), а также вопросы, уточняющие в процессе беседы смысл нарисованной ситуации для ребенка. "Рисунок семьи" доступен и детям с пониженным интеллектуальным развитием.
Методика "Рисунка семьи" доступна и удобна в применении в условиях психологического консультирования, обладает значимостью с точки зрения выбора тактики деятельности психолога-консультанта по психологической коррекции нарушений межличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами, т.е. язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык.
Вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение рисунка семьи в старшем и младшем дошкольном возрасте, так как полученные с помощью этого результаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к инстроспекции, от способности "вжиться" в воображаемую ситуацию, т.е. от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной технике.
5.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ
Методика «Два домика» Фопель К. Как научить детей сотрудничать?Психологические игры и упражнения - Практиче-ское пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 2.— М: Генезис 1998 — 160 с.: ил.
Для проведения теста нужен лист бумаги, на котором рисуют два домика. Один из них побольше – красного цвета, другой поменьше – черного цвета. Как правило, этот рисунок не заготавливают заранее, а делают на глазах у ребенка черным и красным карандашами.
Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своего класса ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».
Интерпретация результатов: Интерпретируя результаты теста, следует обратить внимание на то, сколько детей ребенок поместил в красном и черном домиках, в отношении кого из детей группы сделан положительный, а в отношении кого отрицательный выбор. Для каждого ребенка считают число положительных (количество баллов со знаком «+») и отрицательных выборов (количество баллов со знаком «минус») со стороны других детей группы, затем из большего вычитают меньшее и ставят знак большего числа.
+4 и более баллов – «социометрические звезды», это внешне привлекательные, достаточно уверенные в себе дети, которые пользуются авторитетом в группе сверстников, они лидируют в играх, с ними охотно дружат другие дети.
от +1 до +3 баллов (выборов со знаком «минус» нет) – эти дети предпочитают игры и общение с постоянным ограниченным кругом друзей (или одним постоянным другом), при этом с другими детьми они почти не конфликтуют, в своей маленькой группе могут быть лидерами.
от -2 до +2 баллов (сумма складывается из «+» и «минусов») – активные, подвижные, достаточно общительные, но нередко, конфликтные дети, они легко вступают в игру, но также легко ссорятся и отказываются играть, часто обижаются и обижают других, но легко забывают обиды.
0 баллов (выборы со знаком «+» и «минус» отсутствуют) – этих детей просто не замечают, их как бы нет в группе, как правило, это тихие, малоактивные дети, которые играют в одиночестве и не стремятся к контактам со сверстниками; чаще всего такие результаты получаются в отношении частоболеющих ребят и тех, кто недавно прибыл в группу.
-1 и менее баллов – это дети, которых отвергают сверстники, нередко они внешне мало привлекательны или имеют явно выраженные физические дефекты; нервозны, чрезмерно конфликтны, негативно настроены по отношению к другим детям.
Особое внимание следует обратить на тех детей, которые основную массу сверстников отправляют в черный домик, оставаясь в одиночестве или окружают себя взрослыми. Как правило, это или очень закрытые, необщительные дети или конфликтные, успевшие поссориться почти со всеми.
Предсказать трудности в общении с одноклассниками в школе у таких детей можно с большой вероятностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
диагностические методики для определения сформированности познавательных УУД на уроках русского языка во 2 классе
В материале представлены диагностические методики для определения сформированности познавательных УУД на уроках русского языка во 2 классе. Материалы апробированы в ходе эксперимента....
Диагностические методики для исследования личностных результатов выпускников начальной школы
Рассмотрим вариативные методики определения уровня развития выпускника по различным критериям. Для проведения диагностики психолог (педагог) выбирает одну-две методики по каждому критерию. Предп...
Диагностические методики для определения сформированности УУД в начальных классах
В условиях реализации ФГОС одно из обязательных условий по формированию универсальных учебных действий - проведение диагностики сформированности УУД учащихся начальных классов. Мною были диагностирова...
Диагностических методики для определения одного из видов одаренности.
диагностических методики для определения одного из видов одаренности....
Диагностическая работа по определению уровня адаптации первоклассников
Работа представлена рядом заданий, характеристикой и анализом работы детей...
Диагностические методики для определения личностных УУД
Диагностические методики для определения личностных УУД...