Статья "Роль грамотной самооценки для формирования устойчивого интереса к познанию мира"
учебно-методический материал
Роль грамотной самооценки для формирования устойчивого интереса к познанию мира
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Практика. Формирование методических компетенций 2-3 день. | 21.15 КБ |
Практика. ФМК. 2-3 день. | 85.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль грамотной самооценки для формирования устойчивого интереса к познанию мира.
Выполнила:
Зверева Светлана Денисовна
ГБПОУ ВО «ГПК»
учитель начальных классов
Понятие самооценки.
Самооценка и чувство собственного достоинства появляются у детей еще в раннем детстве. Практически с самого начала некоторые дети узнают о себе много хорошего, испытывая при этом положительные эмоции, обретая тем самым чувство собственной важности и достоинства. Они способны признавать и ценить собственные таланты, достижения и свой внешний вид. Они также способны адекватно оценивать свои недостатки и ошибки, понимая, что случайная неудача - это неотъемлемая часть жизни и процесса обучения.
Но другие дети испытывают совсем иные чувства. Им внушили чувство несоответствия ожиданиям и собственной неполноценности, после чего они поверили в то, что не способны чего-либо достичь либо изменить в своей жизни. Такие дети могут быть замкнутыми и недоверчивыми, они отрицательно относятся к пристальному публичному вниманию, опасаются того, что не смогут справиться с ситуацией.
Факторы формирования самооценки младшего школьника.
Практически во всех школах первые 4 класса образования с детьми находится один и тот же учитель, к тому же он проводит с ними еще и время после уроков. Детки с утра до вечера общаются со своим учителем, он их учит, наставляет, подсказывает, поэтому становится образцом для подражания, неким эталоном.
В школе происходит стандартизация условий жизни ребёнка, а ребёнок в большинстве случаев приспосабливает себя к стандартным условиям. Добиваясь успеха или терпя поражение, он попадает в капкан сопутствующих негативных чувств зависти или чувства превосходства над другими, что, несомненно, влияет на самооценку ребёнка. Чтобы разобраться во всем ребёнок обращается к учителю. В школе между учеником и учителем формируются особенные взаимоотношения. Учитель не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию ребёнка, он – значим, он – посредник знаний, он является реальным носителем общественных требований как к ученику к ребёнку, и именно поэтому для ребёнка важно как оценивает его учитель. Педагогу необходимо не только продумывать суждения и комментарии по отношению к ребёнку, но и уметь поставить так отрицательную оценку или так высказать неодобрение по какому – либо поводу, чтобы ребёнок не оценил это как оценку его личностных качеств и не попал, таким образом, в эмоциональное напряжение, которое приводит к стрессу, который влечёт за собой проблемы в учебной деятельности, межличностных отношениях, формировании самооценки и т. д.
Таким образом, преподаватель, применяя необъективные оценки и суждения в адрес учащихся, может преднамеренно воздействовать на личность и её самооценку, то есть, завышать или занижать её. Учитель может формировать тенденцию к очень завышенной самооценке, неадекватной для данного возраста, если чрезмерно, заслуженно и незаслуженно поощряет его, постоянно выделяя его среди сверстников как непоколебимо лучшего.
Познавательный интерес.
Отличительная черта любого младшего школьника – интерес к окружающему миру, потребность к приобретению новых знаний не только о предметах, которые его непосредственно окружают, но и достаточно абстрактных. Особенно важно подчеркнуть такую психологическую особенность младших школьников, как целостное восприятие мира. Для ребенка этого возраста окружающий мир представлен не отдельными сторонами действительности, а очень важными для познания ощущениями – звуками, формами, красками и др.
Для ознакомления с окружающим миром младших школьников широко используются игровые технологии, которые включают обширную группу методов и приёмов организации учебного процесса в форме различных педагогических игр. При этом игры должны выступать как средство, будящее мысль, увлекать на путь поиска ответов на волнующие вопросы. Добиться этого можно умело подбирая, постепенно усложняя и увязывая игры с материалом учебной программы по окружающему миру, побуждая учащихся к волевому напряжению, проявлению интереса.
Важную роль в развитии познавательного интереса младших школьников играют интеллектуальные игры, которые по своему механизму требуют от обучающихся активной познавательной деятельности. К этой группе игр относятся так называемые «задачи на сообразительность»: загадки, головоломки, шарады, вызывающие у учащихся большой интерес, так как они заключают в себя проблему, которую надо решить. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку как творческую задачу. Природа, окружающая человека, даёт огромные возможности для создания загадок о растениях, животных, отдельных природных явлениях.
Учителю важно продумать, на каком этапе урока лучше всего применять загадки. Использование игровых технологий, безусловно, способствует развитию у младших школьников фантазии, сообразительности, мышления, познавательного интереса и активизирует познавательную деятельность.
Заключение.
Таким образом, у учителя начальных классов имеется в арсенале множество способов развития интереса младших школьников к познанию окружающего мира. Предпочтение следует отдавать тем из них, которые направлены на овладение научными методами и способами познания окружающего мира. Именно они дают возможность учащимся не только углублять и расширять знания о многообразии окружающего мира, устанавливать причинно-следственные связи в нём, но и самостоятельно проводить систематические исследования в природе и социуме, ставить опыты и эксперименты.
Способность младшего школьника радоваться открытию, удивляться, сомневаться – необходимое условие развития его целостной личности. Непосредственное общение с природой, овладение исследовательскими умениями и навыками являются предпосылками побуждения этических и интеллектуальных чувств, формирования у младших школьников познавательного интереса к окружающему миру и тем самым помогают учащимся чувствовать себя уверенно в нестандартных ситуациях и повышают их адаптивные возможности.
Список литературы.
- http://sch112.minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=54231#:~:text=Самооценка%20младшего%20школьника.%20Факторы%20влияющие,восстанавливать%20физические%20и%20душевные%20силы)
- Статья file:///C:/Users/szver/Downloads/o-razvitii-interesa-mladshih-shkolnikov-k-poznaniyu-okruzhayuschego-mira.pdf
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятие самооценки Самооценка играет основную роль в мотивации ребенка и достижении успехов в школе, спорте и социальных отношениях, а также его устойчивости (способности быстро восстанавливать физические и душевные силы).
Факторы формирования самооценки младшего школьника На формирование личности младшего школьника влияет всё то, что его окружает: д ом; школа; улица; с екции(кружки ) и т.д.
Факторы формирования самооценки младшего школьника Ребёнок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя. Стиль общения учителя с детьми определяет их поведение в классе во время урока, на переменах. Учитель во время урока имеет возможность воздействовать на класс и на каждого ребёнка в отдельности через те или иные стили общения.
Познавательный интерес Познавательный интерес – важнейшее свойство личности, которое формируется в процессе жизнедеятельности человека, в социальных условиях его существования и не является присущим человеку от рождения.
Формирование устойчивого интереса Использование игровых технологий, безусловно, способствует развитию у младших школьников фантазии, сообразительности, мышления, познавательного интереса и активизирует познавательную деятельность.
Формирование устойчивого интереса В практике начальной школы довольно популярны настольные игры: Кроссворды; Ребусы; Чайнворды; Д идактические игры природоведческого содержания; Сюжетноролевые, деловые и подвижные игры.
Заключение Учитель должен уметь применять разные способы развития интереса младших школьников к познанию окружающего мира. Способность младшего школьника радоваться открытию, удивляться, сомневаться – необходимое условие развития его целостной личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование устойчивого познавательного интереса у младших школьников через организацию исследовательской деятельности. ( из опыта работы)
Материал отражает поэтапную работу по формированию у младших школьников исследовательских умений . Представлены разнообразные формы и методы работы....
ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА НА ОСНОВЕ СОТРУДНИЧЕСТВА С СЕМЬЕЙ
Материал выступления на августовской конференции, секции начальных классов....
ИД как одна из форм формирования устойчивых познавательных интересов у школьников.
Существовала некогда пословица, Что дети не живут, а жить готовятся. Но вряд ли пригодиться в жизни тот, Кто, жить готовясь, в детстве не живет....
Проект "Книжка-малышка как средство формирования устойчивого интереса к самостоятельной читательской деятельности младшего школьника”.
Детей, которые не любят, когда им читают, не бывает. Но почему тогда одни дети, научившись читать, продолжают столь приятное сердцу общение с книгой, а другие – нет? Как помочь ребенку пол...
Формы сотрудничества школы, родителей и ДОУ для формирования устойчивого читательского интереса у дошкольников и младших школьников
Обобщение опыта работы с родителями, опыта сотрудничества с ДОУ по формированию интереса к чтению. Интересна она будет как учителям начальных классов ( особенно 1 класса), так и родителям дошкольников...
Формирование устойчивой самооценки детей 6-8 лет
В статье дано определение самооценки. Сравнение высокой и адекватной самооценки, в чем это выражается у сформировавшейся личности. Рекомендации по формированию устойчивой самооценки, способствующей ли...
"Использование межпредметных связей на уроках в начальной школе как способ формирования устойчивого познавательного интереса ученика."
Материал для сообщения на МО или семинаре или педагогическом совете учителя начальных классов....