Роль грамотной самооценки для формирования устойчивого интереса к познанию мира
статья

Анастасия Юрьевна Базовкина

В данной работе рассматривается, как адекватная самооценка способствует формированию познавательных интересов у младших школьников.

Работа анализирует влияние внутренней уверенности и способности к саморефлексии на образовательные процессы, особое внимание уделяется тому, как грамотная самооценка помогает преодолевать страхи и неуверенность, открывая новые горизонты для обучения и самовыражения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_i_oformlenie_metodicheskih_materialov.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа №6

по теме: «Роль грамотной самооценки для формирования устойчивого интереса к познанию мира»

Базовкина Анастасия Юрьевна, МБОУ Лицей «МОК №2»,

учитель начальных классов.

На современном этапе развития системы образования в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального образования возрастает необходимость формирования у школьников личностных универсальных учебных действий (УУД). Результатом усвоения личностных УУД является развитие способности соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способности оценивать свое поведение и поступки, таким образом, одним из обязательных компонентов личностных УУД является формирование самооценки и позитивного отношения к себе и окружающему миру.

Изучением данной проблемы занимались такие ученые и психологи, как Л.И. Божович, И.В. Дубровина, И.А. Зимняя, Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев и многие другие. В словаре по психологии самооценка определяется как оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и своего места среди других людей. Наибольший интерес в развитии самооценки имеет младший школьный возраст. Это сенситивный период для формирования и развития самооценки. Так, например, известный отечественный психолог, Л.С. Выготский, предполагал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться, оформляться самооценка. Именно в период младшего школьного возраста самооценка получает свое развитие за счет учебной деятельности, новой позиции – позиции ученика, нового психического образования – рефлексии, которым ребенок только начинает овладевать. Именно в этот период ребенок впитывает, накапливает знания о других и о самом себе. [1, 592 с.] Липкина А.И. считает особенностью этого возрастного периода то, что у младших школьников обнаруживаются все виды самооценки (адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения), которые имеют свою специфику.

Самооценка младшего школьника в большей мере, чем у взрослого человека, поддается воздействию и изменению. В самооценке ребенка –ученика начальной школы начинают отражаться его представления о будущем. Педагогам и родителям, в связи с этим, следует уделять особое внимание формированию адекватной самооценки, так как она характеризуется реальным оцениванием личностью самой себя, своих качеств и поступков, то есть человек оценивает себя трезво и объективно. Именно это является основой нормальной самооценки. [2, 207 с.]

Опираясь на работы отечественных специалистов в области возрастной психологии: Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и др., можно рассматривать особенности формирования самооценки младших школьников как фактора достижения личностных результатов образования, обращено внимание, прежде всего на те, психологические и возрастные особенности младших школьников, которые следует учитывать при формировании их самооценки. Еще раз отметим, что младший школьный возраст – сенситивный период для активного обучения социальному поведению, а, следовательно, и формированию их самооценки, и это обусловлено следующими обстоятельствами.

  1. Существенно меняется социальная ситуация, в которой оказывается младший школьник, ее изменение связано с изменением ведущего вида деятельности – обучением. Кроме того, учебная деятельность предполагает ситуации социально-нормированного оценивания, которые включают действия контроля, самоконтроля, самооценки и рефлексии.
  2. В целом социальная ситуация способствует формированию у младших школьников психических новообразований (внутренней позиции, произвольности, рефлексивности, внутреннего плана действий и др.), которые существенно влияют на развитие всех познавательных процессов, и, прежде всего, мышления. Переход мышления на ступень логического познания мира способствует перестройке всех остальных психических процессов и составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте. Внутренний план действий позволяет учащимся планировать ход выполнения деятельности, определяя все необходимые для этого элементы, контролировать ее ход, позволяет предусмотреть возможные «шаги» при решении задачи, сопоставить разные варианты решения учебных и жизненных задач.
  3. Поступление в школу расширяет социальные контакты ребенка, что способствует увеличению его самостоятельности, его некоторой «эмансипации» от родителей, меняет «место» и роль ребенка в системе отношений. Одобрение и признание взрослых и сверстников является для ребенка показателем того, насколько успешно он проходит процесс вхождения в новую социальную ситуацию, что благотворно влияет на формирование самооценки младших школьников как фактора достижения личностных результатов образования. [3, 12 с.]

Суммируя все вышеперечисленное, можно сделать следующие выводы касательно формирования грамотной самооценки младшего школьника для формирования устойчивого интереса к познанию мира о том, что грамотная самооценка играет ключевую роль в формировании устойчивого интереса к познанию мира. В первую очередь, она помогает людям адекватно воспринимать свои способности и ограничения, что способствует уверенности в себе. Важность этого аспекта трудно переоценить, так как именно в период начального обучения закладываются основы как личностного развития, так и учебной мотивации.

Адекватная самооценка помогает детям осознать свои сильные и слабые стороны. Когда ребенок понимает, в чем он успешен, он становится более уверенным в своих силах. Эта уверенность побуждает его активно участвовать в учебном процессе и исследовать новое. Дети с позитивным восприятием себя легче воспринимают учебные задания как интересные вызовы, что непосредственно влияет на их стремление к познанию. Они видят в обучении не только трудности, но и возможность для роста и развития. Также, грамотная самооценка способствует открытости к новым идеям и опыту. Младшие школьники, которые уверены в себе, более склонны участвовать в экспериментах, задавать вопросы и принимать участие в исследовательских проектах, что расширяет их познавательный кругозор. Правильная самооценка помогает детям воспринимать ошибки как нормальную часть обучения. Это качество формирует у них стойкость и уверенность в том, что они смогут преодолеть любые трудности, что включает в себя и учебные задачи. Дети с адекватной самооценкой более склонны к самостоятельному мышлению и анализу. Это критическое отношение к информации поддерживает их интерес к познанию и помогает глубже понимать изучаемые темы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Дубровина, И. В. Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. / И.В. Дубровина. – Санкт-Петербург: Питер, 2004. – 592 с.
  2. Троицкая, И. Ю. Специфика самооценки в младшем школьном возрасте / И. Ю. Троицкая, Т. Н. Петрова //Молодой ученый. – 2017. – №. 6. – С. 207-209.
  3. Витушкина, Э. В. Формирование самооценки младших школьников как фактор достижения личностных результатов образования. – Челябинск.: УГПУ – 2015. – 11 – 13 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему" Развивающие игры и творческие задания на уроках окружающего мира, их роль в формировании познавательных интересов младших школьников"

В докладе я описала как развивающие игры и творческие задания на уроках окружающего мира формируют познавательные интересы младших школьников. Привела примеры игр, которые я использую на уроке....

Роль исследовательской деятельности в формировании познавательного интереса на уроках математики

«Интеллект – ничто без обще гуманной нравственности, без глубокого уважения к себе, к этому прекрасному и всему живому в нем.Воспитывать и развивать в учениках положительно заряженную энергетику, высо...

Проект "Книжка-малышка как средство формирования устойчивого интереса к самостоятельной читательской деятельности младшего школьника”.

Детей, которые не любят, когда им читают, не бывает. Но почему тогда одни дети, научившись читать, продолжают столь приятное  сердцу общение с книгой, а другие – нет? Как помочь ребенку пол...

Доклад "Роль личности учителя в формировании познавательного интереса младших школьников".

Доклад для выступления на педсовете "Роль личности учителя в формировании познавательных интересов младших школьников"....

Формирование устойчивой самооценки детей 6-8 лет

В статье дано определение самооценки. Сравнение высокой и адекватной самооценки, в чем это выражается у сформировавшейся личности. Рекомендации по формированию устойчивой самооценки, способствующей ли...

Статья "Роль грамотной самооценки для формирования устойчивого интереса к познанию мира"

Роль грамотной самооценки для формирования устойчивого интереса к познанию мира...

Роль грамотной самооценки для формирования устойчивого интереса к познанию мира

Грамотная самооценка играет ключевую роль в мотивации ребёнка и достижении успехов в школе, спорте и социальных отношениях, а также в его устойчивости (способности быстро восстанавливать физические и ...