ИД как одна из форм формирования устойчивых познавательных интересов у школьников.
статья на тему
Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли пригодиться в жизни тот,
Кто, жить готовясь, в детстве не живет.
С. Я. Маршак
Суть в том, что бучение ведет за собой развитие, как локомотив тянет состав. В каждом ребенке с детства горит огонек любопытства и любознательности, он готов впитывать в себя все ему еще неизвестное, радуется всем своим новым знаниям и навыкам. Часто нашим урокам не хватает той яркости повествования, чтобы не охладить, а наоборот, разжечь это стремление. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное – продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Еще вчера мы пользовались доской, мелом, учебником, карточками с заданиями и плакатами. Сегодня они предстают в новом виде. Их заменяют компьютерные средства обучения: интерактивная доска, документ-камера, система электронного опроса и мониторинга,выход в интернет. Педагогические возможности интерактивных средств обучения, по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
id_kak_odna_iz_form_formirovaniya_ustoychivyh_poznavatelnyh_interesov_u_shkolnikov.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИД как одна из форм формирования устойчивых познавательных интересов у школьников.
Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли пригодиться в жизни тот,
Кто, жить готовясь, в детстве не живет.
С. Я. Маршак
Суть в том, что бучение ведет за собой развитие, как локомотив тянет состав. В каждом ребенке с детства горит огонек любопытства и любознательности, он готов впитывать в себя все ему еще неизвестное, радуется всем своим новым знаниям и навыкам. Часто нашим урокам не хватает той яркости повествования, чтобы не охладить, а наоборот, разжечь это стремление. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное – продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Еще вчера мы пользовались доской, мелом, учебником, карточками с заданиями и плакатами. Сегодня они предстают в новом виде. Их заменяют компьютерные средства обучения: интерактивная доска, документ-камера, система электронного опроса и мониторинга,выход в интернет. Педагогические возможности интерактивных средств обучения, по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса.
Мой учебный кабинет оборудован такими техническими средствами обучения:
В том году это был интерактивный комплекс MIMIO (включающий в себя мобильную магнитную доску и интерактивную приставку которая превращает обычную школьную доску в интерактивную электронную классную доску)
•в этом году это мультимедийный комплекс (интерактивная доска SMART Board, компьютер, проектор…минус поставленного оборудования-нет документ-камеры);
Для работы с ИД я освоила программное обеспечение + прошла курсы повышения квалификации по теме «Применение интерактивной доски для разработки уроков учителями начальной школы». Это дало мне возможность использовать коллекцию интерактивных средств LAT 2.0 для подготовки к урокам.
С использованием ИД обучение детей для меня, стало более привлекательным и захватывающим. Интерактивные средства вдохновляют и призывают детей младшего школьного возраста к стремлению овладеть новыми знаниями, помогают достичь целей обучения. Высокое разрешение цветных изображений на экране привлекает детей, помогает учителю "оживить" урок. Наглядные материалы в форме взаимосвязанных объектов и картинок, видеофрагменты, возможности выделения текста рамками любого цвета и формы обеспечивают всеобщее внимание.
Объяснение материала с использованием ИД позволяет сделать уроки ярче, информативнее и увлекательнее. Интерактивная доска на уроке - это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Применение интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения на разных этапах урока
Интерактивные доски позволяют ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс, это гораздо более доходчивый способ преподавания. Все учащиеся (вне зависимости от успеваемости) с появлением интерактивной доски начали проявлять активность на уроках. Ответы учеников перед электронной интерактивной доской позволяют наладить с классом действенную обратную связь.
Электронная доска помогает ребятам преодолеть психологический барьер, неосознанный страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. Работая с доской, учащиеся легко и уверенно раскрывают свои способности, яркие стороны характера. В классе не остаётся равнодушных, все предметы становятся доступными и увлекательными. Используя доску, у меня не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов, разлиновку доски для показа написания букв или цифр, записи новых упражнений, не трачу время и на очистку доски, как раньше. В результате этого увеличивается время, которое можно потратить на изучение нового или закрепление изученного материала, ускорить темп урока, т.е. работа с доской позволяет сэкономить драгоценное время урока.
Использование разлиновки экрана в клетку, в линейку, что особенно актуально было на уроках в 1 классе, позволило заложить основы ориентации на тетрадном листе, когда начинается усвоение правил единого орфографического режима и формирование навыка письма букв и цифр
Однако следует заметить и то, что использование интерактивной доски требует серьезной длительной подготовки, хороших навыков работы с компьютером и, безусловно, большего времени для подготовки к уроку. Потраченные усилия и время обязательно приводят к желаемому результату. Признаюсь, я получаю от этого огромное удовольствие и творческое удовлетворение.
При подготовке к урокам с ИД ,я использую, как свои презентации так и презентации моих коллег и цифровые образовательные ресурсы, разработанные на федеральном уровне.
Интерактивная доска выводит взаимодействие учащихся со мной на новый уровень, легко вовлекает их в учебный процесс. Действия учителя на доске завораживают малышей, ученики не отвлекаются на таких уроках, ребята стали собранными, внимательными.
Я думаю, что это одно из решений проблемы, как научить учащихся выполнять работу, которую иногда делать совершенно не хочется. Проводя уроки с использованием ИД , я вижу восхищённые глаза своих учащихся, что позволяет мне, как учителю, сделать вывод, о пользе работы с ИД для достижения целей в образовательном процессе.
Изменилась конечно и структура самого урока. Составлять урок на ИД приходится так, чтобы учащиеся самостоятельно видели, «почувствовали» цель задания,предопределили задачи, которые будут решаться на данной странице, на данном уроке; чтобы на всех этапах урока возникала проблема, которую учащиеся должны пытаться решить самостоятельно или выдвинуть различные варианты её решения. Вместе с детьми ставится учебная задача, обеспечивается её принятие и активные действия по её решению.(пример урока)
Происходит постоянная волевая саморегуляция. Если раньше учитель говорил, что здесь надо делать так, а здесь так, это нужно запомнить, это выучить и т.п., то теперь учитель строит урок так, чтобы возникла проблема, которую учащиеся должны пытаться сами решить или выдвинуть различные варианты её решения.Конечно, это можно сделать с помощью традиционных средств обучения, но одним из условий реализации ФГОС является современное техническое оснащение учебного процесса (в частности, наличие в классе интерактивной доски).
Интерактивная доска становится незаменимым помощником учителя при организации устного счета. Для этого я использую
При изучении темы «Безударные гласные в корне слова » детям было предложено вставить пропущенные буквы. Правильный ответ можно выделить другим цветом, или подчеркнуть.
Применение интерактивной доски оптимизирует учебный процесс, делает урок ярче, но не решает всех вопросов связанных с преподаванием. Интерактивные методы позволяют повысить мотивацию к обучению. Но необходимо дозированное и грамотное применение всех возможностей ИД в работе с учетом психических и физиологических возможностей детей, а самое главное – оно должно быть оправдано целями и задачами урока.
В арсенале технических средств обучения есть и система интерактивного опроса SMART Response. С ее помощью можно получить точную и оперативную информацию о результатах обучения учащихся. Но это я еще признаюсь честно не освоила…
Ребенка можно сравнить с еще нераспустившимся цветком. Он развивается по своим природным законам. Для его полноценного развития и созревания необходимы плодородная почва (благоприятная учебная среда) и защита от негативных внешних воздействий. У растения главное — корень, у ребенка — душа. Учитель должен помочь раскрыться его душе для эмоционального, духовно-нравственного восприятия мира. Ребенку нужны не абстрактные знания, а практические, необходимые для участия в реальной жизни и профессиональном труде.
Начальная школа – это вообще особый мир. Дети приходят сюда с
самыми лучшими намерениями и желаниями. Они изначально нас
любят. Просто так, потому что мы просто есть. Исходя из этого цели и
задачи нашей работы – не потерять этого детского доверия и любви.
Поэтому постоянно приходится учиться: осваивать новые технические и
методологические пространства, используемые в образовании. И всякий
раз, встречаясь со своими коллегами, знакомясь с их опытом, понимаю
что я так мало ещё знаю и умею и жалею о том, что в сутках так мало
времени .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование устойчивого познавательного интереса у младших школьников через организацию исследовательской деятельности. ( из опыта работы)
Материал отражает поэтапную работу по формированию у младших школьников исследовательских умений . Представлены разнообразные формы и методы работы....
Занятие с элементами тренинга как одна из форм формирования унивесальных учебных действий младших школьников с общим недоразвитием речи
Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе. Работа педагога-психолога и учителя-логопеда становится необходимым элементом системы управления...
Формы сотрудничества школы, родителей и ДОУ для формирования устойчивого читательского интереса у дошкольников и младших школьников
Обобщение опыта работы с родителями, опыта сотрудничества с ДОУ по формированию интереса к чтению. Интересна она будет как учителям начальных классов ( особенно 1 класса), так и родителям дошкольников...
"Использование межпредметных связей на уроках в начальной школе как способ формирования устойчивого познавательного интереса ученика."
Материал для сообщения на МО или семинаре или педагогическом совете учителя начальных классов....
НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Урок является основной организационной формой обучения в школе. Это не только важная организационная единица процесса обучения и воспитательного процесса, но, прежде всего, педагогическая. Каждый урок...
"Парная форма работы на уроке и во внеурочное время, как одна из форм активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников"
Парная форма работы на уроке и во внеурочное время, как одна из форм активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников...
Выступление на тему: "Использование межпредметных связей на уроках в начальной школе, как способ формирования устойчивого познавательного интереса ученика"
В данном выступлении рассматривается использование межпредметных связей на уроках в начальной школе. Выступление акцентриует внимание на том, как использование межпредметных связей на уроках в начальн...