ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА НА ОСНОВЕ СОТРУДНИЧЕСТВА С СЕМЬЕЙ
статья на тему
Материал выступления на августовской конференции, секции начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_ustoychivogo_chitatelskogo_interesa_na.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА НА ОСНОВЕ СОТРУДНИЧЕСТВА С СЕМЬЕЙ
Урлапова О.И.- учитель начальных классов
муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 44» г. Новокузнецк.
В век информационных технологий, стремительного развития всемирной информационной сети ни в коей мере не должно умаляться значение книги, ее глубокого и вдумчивого чтения. Поддержка интереса к чтению детей встала в ряд задач государственной важности, которую должен решать и каждый учитель начальных классов. Современный человек не может считаться культурным, если он не пополняет свои знания, не формирует свою духовную сущность чтением книг. Именно в них заключена многовековая мудрость человечества. Трудно переоценить роль чтения в развитии и становлении личности ребёнка. Чтение – это важнейший способ освоения информации, культурного наследия прошлого и настоящего, формирования нравственных и гражданских качеств.
Как бы ни была неоспорима роль учителей в начальном приобщении детей к чтению, первым и основным руководителем детского чтения, конечно, является семья. Именно мамы и папы читают своему малышу первые книжки, рассматривают вместе с ним картинки, в дальнейшем советуют, что читать. В наш век информационных технологий книга отошла как бы на второй план, уступая место компьютеру, телевидению, Интернету. Общаясь с родителями, часто слышишь, что ребенок не любит читать или читает по обязанности. И тогда сами собой приходят на ум где-то прочитанные строки:
Если у ребенка слезы и капризы,
Не берите мамы, в помощь телевизор.
Сын не разберется, что там, на экране,
И добрей и лучше от него не станет.
И не упустите в этой жизни мига:
Покажите детям, что такое книга.
О чтении много пишут, проводят исследования, показывая на цифрах, что интерес к нему снижается. Родители стали читать своим детям меньше. В семьях нет культуры чтения. Давно кануло в лету семейное чтение вслух. Родителям гораздо проще включить детям кассету с мультиками, чем найти время и аргументы в пользу чтения. С детства ребёнок привыкает видеть маму не с книжкой в руках, а с пультом дистанционного управления телевизора. В обществе нет «моды» на чтение, оно давно перестало считаться у молодёжи престижным и приятным времяпрепровождением.
В школу приходят 70 % детей, у которых не развит интерес к чтению. Таким образом, столкнувшись с этой проблемой, мы стали решать ее в сотрудничестве с родителями. Целью работы учителей начальных классов стало создание оптимальных условий для формирования устойчивого читательского интереса на основе сотрудничества с семьей.
Современный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надёжных помощников, углубляющих у детей любовь к книгам и самостоятельному чтению. Ведь единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей - основное условие успешного формирования ребенка - читателя в семье, поэтому необходимо использовать воспитательный потенциал семьи, устанавливать контакты с родителями, оказывать им необходимую помощь. Для этого ежегодно мы составляем план мероприятий в поддержку и развитие чтения на будущий год. Причём, мы стараемся, чтобы этот план не был косным, безжизненным, жёстко привязанным к определённым датам. Наоборот, мы хотим видеть его живым, подвижным, пластичным. В течение учебного года он претерпевает существенные изменения, направленные на улучшение работы коллектива начальной школы. Для этого с учителями, детьми и их родителями проводится анкетирование с целью выяснения, что понравилось больше всего, что хотелось бы улучшить, добавить, привнести в данную работу. В результате подобных исследований методическое объединение учителей начальных классов нашей гимназии пришло к выводу, что по-настоящему интересными для детей являются те мероприятия, в которых они сами принимают живое и непосредственное участие. Мы стараемся проводить с младшими школьниками такие мероприятия, в подготовке и приведении которых задействованы сами дети.
Так, в 1 классе проводили родительское собрание «Как привить любовь к чтению» в форме круглого стола. Где разбирались различные проблемные ситуации, давались рекомендации и советы родителям, а также буклеты с памятками. В результате этого 90% учащихся были записаны в школьную библиотеку.
Во 2 классе было проведено собрание по теме «Семейное чтение» - это был диалог с элементами тренинга. Так же на этом собрании родители делились своим опытом семейного чтения в своей семье.
Стало хорошей традицией в начальной школе проведение литературных праздников. Дети любят и ждут их, с удовольствием принимают участие в их подготовке и проведении. В 2011-2012 учебном году особенно запомнились праздники, посвящённые 190-летию Н.А. Некрасов, которые выявили лучших чтецов. Затем они приняли участие в районном конкурсе с композицией «Коробейники» и заняли призовое 1 место, а в 2010-2011 учебном году на празднике, посвященном 115- летию Есенина, заняли 2 место.
Во 2 классе в 1 четверти после изучения произведений А.С.Пушкина был проведен конкурс «Знаток сказок» (в этот конкурс были включены не только программные произведения, но и книги из дополнительного чтения). Конкурс был проведен совместно с родителями. На столах и интерактивной доске были использованы иллюстрации к сказкам Пушкина. От каждой семьи на состязание вызывался один взрослый и один ребенок. Каждый, взяв иллюстрацию, должен был узнать по ней сказку, процитировать отрывок из нее или кратко изложить содержание. В конкурсе выявляются знания родителями детской литературы, умение интересно рассказать о книге.
Изучив тему «Детские журналы», мы поставили цели:
- родители должны заинтересовать детей в чтении журналов;
- вспомнить свое детство, рассказать, о чем они читали, сравнили с современными журналами;
- наши родители должны покупать детям не комиксы, а детские познавательные газеты и журналы.
Был проведен диспут между родителями и обучающимися по теме «Чем современный журнал отличается от журналов прошлого века?».
Интересной находкой в 2010-2011 учебном году стала читательская конференция «Моя любимая книга». Учащимся был предложен план, по которому они должны рассказать о своей любимой книге. Многие ребята, не без помощи родителей, вышли презентовать свои книги в костюмах героев. Это мероприятие нашло живой отклик в сердцах детей, понравилось, запомнилось и, несомненно, послужило повышению интереса младших школьников к чтению.
После того, как мы прочитали отрывок из повести «Малыш и Карлсон», у многих детей вызвало интерес это произведение, и они прочитали его полностью. С этим произведением ознакомились и другие члены семьи. И тогда возникла идея проведения защиты исследовательских работ «В чем секрет популярности книги «Малыш и Карлсон?»
Ребята составили анкету по книге. Написали отзывы о книге, как ученики, так и члены семьи, друзья и защищали свои работы.
В 3 классе после изучения раздела «Пытаемся понять, почему люди фантазируют», был проведен конкурс «Путешествие в страну вообразилию ». Это задание творческого характера, которое способствует развитию воображения ребят. Они должны были сочинить свою сказку - фантазию. В этом им оказали помощь родители, помогли оформить, нарисовать иллюстрации.
Так же свое отношение к тем произведениям, которые понравились больше всего, ребята выражают через рисунки к этим произведениям. Таким образом, мы создаем свой Музейный дом.
В марте месяце, во время проведения недели детской книги планируем провести совместно с родителями защиту проектов «Книги моей семьи»
Мы считаем, что эффективному развитию читательского интереса младших школьников способствуют условия, включающие в себя разнообразные формы: внеклассные занятия, работа с библиотекой, работа с родителями.
Внеклассную деятельность мы рассматриваем как составную часть воспитательно - образовательного процесса, как одну из форм организации досуга. Она способствует развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.
У ребят формируется устойчивый читательский интерес, благодаря театральным постановкам, внеклассным мероприятиям, библиотечным урокам. Читатели - школьники смогли усовершенствовать речевые умения, обогатить свой язык, научились взаимодействовать в коллективе, укрепились добрые взаимоотношения детей и родителей.
Семейное чтение помогло расширить круг чтения, ребята стали читать не только художественные произведения, но и научно - познавательную литературу. Научились добывать из книг необходимую информацию. Стали принимать участие научно-исследовательских работах. Так, на неделе науки в начальной школе работало несколько секций. Ребята готовили как реферативные сообщения, так и исследовательские работы. В жюри помимо педагогов сидели и родители. Обычно большинство родителей охотно принимают участие во внеклассных мероприятиях. Так же ребята принимают участие в различных конкурсах «Познание и творчество»- до 20 человек из класса. Ребята занимают призовые места и являются лауреатами конкурса.
Доказано, что читатели, в отличие от нечитателей, способны мыслить в категории проблем, имеют большой объём памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Читающие дети – залог успешности нации в будущем.
Только в союзе с родителями, возможно гармоничное, эффективное приобщение к чтению детей и подростков. В дом наших детей должна вернуться забытая и утраченная традиция семейного чтения – общего чтения книг, общения втроем: взрослый, ребенок и книга.
- Короткова, Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности [Текст] / Л.Д.Короткова // Начальная школа. -2007. - № 11. - С.15-17.
- Кушнир, А.М. Как приобщить детей к чтению [Текст] /А.М.Кушнир // Начальная школа. - 2007. - № 5. - С.71-73.
- Локалова, Н.П. Почему дети не любят читать и как сформировать у
них интерес к чтению [Текст] / Н.П.Локалова // Начальная школа. - 2007. - № 12. - С.14-19.
- Аверина, Е.Д. Как я учила своих детей читать [Текст]/ Е.Д. Аверина// Семейное чтение.– 2006.- № 3.– С.2-4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА И ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА НА ОСНОВЕ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
В начальной школе маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и учитель. Значение книги в жизни человека огромно...
Формирование устойчивого познавательного интереса у младших школьников через организацию исследовательской деятельности. ( из опыта работы)
Материал отражает поэтапную работу по формированию у младших школьников исследовательских умений . Представлены разнообразные формы и методы работы....
ИД как одна из форм формирования устойчивых познавательных интересов у школьников.
Существовала некогда пословица, Что дети не живут, а жить готовятся. Но вряд ли пригодиться в жизни тот, Кто, жить готовясь, в детстве не живет....
Роль семьи в формировании читательских интересов младших школьников
В статье показана роль семьи в формировании интереса к чтению у младших школьников...
Проект "Книжка-малышка как средство формирования устойчивого интереса к самостоятельной читательской деятельности младшего школьника”.
Детей, которые не любят, когда им читают, не бывает. Но почему тогда одни дети, научившись читать, продолжают столь приятное сердцу общение с книгой, а другие – нет? Как помочь ребенку пол...
Формы сотрудничества школы, родителей и ДОУ для формирования устойчивого читательского интереса у дошкольников и младших школьников
Обобщение опыта работы с родителями, опыта сотрудничества с ДОУ по формированию интереса к чтению. Интересна она будет как учителям начальных классов ( особенно 1 класса), так и родителям дошкольников...
"Использование межпредметных связей на уроках в начальной школе как способ формирования устойчивого познавательного интереса ученика."
Материал для сообщения на МО или семинаре или педагогическом совете учителя начальных классов....