Создание системы наставничества в школе для детей с ОВЗ
статья

Черниченко Валентина Михайловна

В статье раскрывается система сопровождения обучающихся школы, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы в обучении. Особенность состоит в том, что школа для детей с ОВЗ, легкой умственной отсталостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_deti-nastavniki.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Алексеевская общеобразовательная школа-интернат»

Создание системы сопровождения учащихся ГБОУ «Алексеевская общеобразовательная школа-интернат», испытывающих трудности с освоением основной образовательной программы в обучении («Дети наставники»)»

Доклад

подготовила Черниченко В.М.

  Проблема повышения уровня обученности и качества знаний обучающихся всегда была и остаётся актуальной для образовательных учреждений, в том числе и при обучении детей, имеющих проблемы со здоровьем. Дети с ОВЗ, в том числе имеющие интеллектуальные нарушения, испытывают затруднения в освоении образовательных программ, общении со сверстниками, учителями, что является причинами неуспешности обучения и дезадаптации ученика в социуме, проблем межличностных отношений. Качество знаний, успешная социализация обучающихся являются одними из основных критериев эффективности школы.

Одним из способов решения этой задачи является организация наставничества в школе-интернате, обеспечивающая передачу опыта, знаний, формирование навыков, компетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

В январе 2020 года в образовательных организациях Белгородской области в рамках региональной стратегии «Доброжелательная школа» национального проекта «Образование» стартовал проект «Создание системы наставничества и шефства для обучающихся» «Дети-наставники».  

Данный проект предусматривает возрождение системы наставничества и шефства во всех белгородских школах, которая на протяжении долгих лет существовала в советской школе и впоследствии (с конца 80-х годов прошлого века) оказалась незаслуженно забытой. Необходимо отметить то, что данная система приносила пользу. Время побуждает вернуться к ценному опыту. Как и в советской школе, наставники — «хорошисты» — будут брать шефство над школьниками с низкой успеваемостью. Также наставники будут заниматься с детьми во внеурочное время и помогать им в овладении программным материалом, формировании базовых учебных действий, овладении навыками социального общения.

Проект рассчитан на 2020-2022 годы.

В результате к 31 августа 2022 года предполагается вовлечь не менее 70% обучающихся школы-интерната не менее чем в 3 формы наставничества и шефства.

Целью школьного наставничества:

  • является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимого для успешной реализации в современных условиях;
  • увеличение процента успеваемости;
  • отсутствие самовольных уходов.

Задачи проекта:

•        практическая поддержка высокомотивированных детей, детей, показывающих низкие образовательные результаты;

•        привитие воспитанникам интереса к деятельности по саморазвитию и самосовершенствованию;

•        обеспечить психолого-педагогическое сопровождение каждой личности, мониторинговые исследования  состояния обученности и качества знаний  каждого ребенка;

•        создание условий успешной адаптации и социализации выпускников в обществе;

•        содействие повышению обучающимися качества учебного труда, предупреждение неуспеваемости;

•        формировать стремление добиваться результатов и доводить начатое дело до конца;

•        создавать условия для коррегирования психических процессов.

Потенциал обучающихся нашего учебного заведения позволяет с достаточной эффективностью реализовать данный проект. Так, качество знаний за последние годы составляет в среднем 40%-50%, что говорит о достаточном количестве обучаемых, готовых и компетентных поделится необходимыми знаниями, опытом и навыками.

Реализация проекта «Дети наставники» позволит школьникам наиболее полно реализовать свои способности, организовать обучение и воспитание с учётом возрастных, индивидуальных особенностей, как наставников, так и наставляемых. Это позволит своевременно выявлять, оказывать помощь в ликвидации пробелов, в знаниях обучающихся, повышать мотивацию к обучению и предотвращать асоциальное поведение.

Согласно разработанного плана в 2020 году была изучена нормативно-правовая база по наставничеству и шефству в школе-интернате, проводится информационно-разъяснительная работа по  реализации проекта среди  педагогов и родительской общественности, определены 3 направления наставничества и шефства, осуществляется разработка нормативно-правовой базы механизма наставничества и шефства и критериев для проведения мониторинга в школе-интернате по выявлению потенциальных наставников среди обучающихся.

Направления наставничества и шефства:

1 вид - Организация закрепления внутри класса наставников из числа хорошистов над обучающимися, демонстрирующими низкие результаты успеваемости;

2 вид - Организация закрепления наставников-старшеклассников над обучающимися младших классов.

3 вид - Организация закрепления наставников над обучающимися, находящимися в сложной жизненной ситуации.

Создание системы наставничества и шефства в текущем году включает в себя:

  • Проведение инструктивно-методических совещаний с педагогами школы-интерната  по определению организационных форм наставничества и шефства;
  • Проведение мониторинга в школе-интернате по выявлению потенциальных наставников среди обучающихся;
  • Создание банка данных наставников и шефов в общеобразовательных организациях.
  • Организация закрепления внутри класса наставников из числа победителей над обучающимися, демонстрирующими низкие результаты успеваемости;
  • Организация закрепления наставников-старшеклассников над обучающимися младших классов;
  • Организация закрепления наставников над обучающимися, находящимися в сложной жизненной ситуации;
  • Проведение тренингов для обучающихся.

Портрет  участников.

Наставник. Активный обучающийся, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, творческим мышлением, демонстрирующий высокие образовательные результаты, хорошисты, победители олимпиад и соревнований, принимающий активное участие в жизни класса, школы (конкурсы, театральные постановки, общественная деятельность, внеурочная деятельность).

Наставляемый: Вариант 1. Пассивный. Социально или ценностно дезориентированный обучающийся более низкой по отношению к наставнику ступени, демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты или проблемы с поведением, не принимающий участия в жизни школы, отстраненный от коллектива.                                              Вариант 2. Активный. Обучающийся с особыми образовательными потребностями - например, увлеченный определенным предметом, нуждающийся в профессиональной поддержке или ресурсах для обмена мнениями и реализации собственных проектов.                                                                     Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной деятельности. Возможна интеграция в "классные часы", организация совместных конкурсов и проектных работ, участие в конкурсах и олимпиадах, подготовка к школьным мероприятиям, совместные походы на спортивные и культурные мероприятия, способствующие развитию чувства сопричастности, интеграции в сообщество, волонтерство.                                    Реализация проекта «Дети наставники» позволит школьникам наиболее полно реализовать свои способности, организовать обучение и воспитание с учётом возрастных, индивидуальных особенностей как наставников, так и наставляемых. Это позволит своевременно выявлять, оказывать помощь в ликвидации пробелов в знаниях обучающихся, повышать мотивацию к обучению и предотвращать асоциальное поведение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение системы наставничества в коллективе «Открытый ВЗГЛЯД» педагога Коровкиной С.А.

О наставничестве в изостудии "Открытый ВЗГЛЯД", педагог Коровкина С.А....

Система наставничества

Описание своей системы наставничества, поддержка, адресное методическое сопровождение молодго специалиста в начальной школе....

Программа коррекционной работы, направленая на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ

Программа коррекционной работы, в соответствии со Стандартом, направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья[1] в освоении основной образовательно...

система наставничества в объединении

Применение системы на примере работающего объединения...

Методическая разработка по гражданскому и патриотическому воспитанию младших школьников через введение системы наставничества

Методическая разработка посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме гражданского и патриотического воспитания детей. Особое внимание уделяется возможностям патриотических общероссийских обществе...