Методическая разработка по гражданскому и патриотическому воспитанию младших школьников через введение системы наставничества
методическая разработка
Методическая разработка посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме гражданского и патриотического воспитания детей. Особое внимание уделяется возможностям патриотических общероссийских общественных объединений для гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Представлены разработанные пути приобщения детей младшего школьного возраста к участию в гражданско-патриотических движениях через введение системы наставничества. Предложенный материал будет полезен студентам педагогических вузов, учителям, родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahtieva_v.d_metodicheskaya_razrabotka._nastavnichestvo.docx | 28.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Шахтиева Варвара Дмитриевна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №89
Калининского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
Гражданское и патриотическое воспитание младших школьников через введение системы наставничества
Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм, а важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое и гражданское воспитание. Именно гражданско-патриотическое воспитание продолжает оставаться одной из наиболее важных проблем государства и современной школы.
В нынешнее время особенно важно воспитать в подрастающем поколении патриотов своей страны. Сейчас страна испытывает не простые времена, зачастую в политике о Российской Федерации высказываются негативно, принижая роль нашей страны в современном мире. Сложно не попасть под влияние агрессивного потока информации о нашей стране и тем более противостоять ему. Следовательно, у подрастающего поколения из-за избытка лишней и зачастую неправдивой информации не возникает чувства любви к своей Родине, к людям, которые на ней проживают.
Именно поэтому необходимо выбрать эффективные пути совершенствования системы гражданско-патриотического воспитания детей. На данный момент в стране развиваются и создаются новые общероссийские общественные объединения, направленные на патриотическое и гражданское воспитание. Такие организации помогают сплотить ребят, расширить их кругозор и дать большую возможность для личностного развития.
Младший школьный возраст наиболее сензетивеный период для развития нравственных представлений детей. Дети в этом возрасте очень восприимчивы, любознательны и обладают большим познавательным интересом к окружающему миру. Именно поэтому необходимо воспитывать гражданственность и патриотизм с младшего школьного возраста. Таким образом патриотические общероссийские общественные объединения должны быть нацелены на вовлечение младших школьников в деятельность объединений. Одним из способов вовлечения является введение системы наставничества.
Ребята средней и старшей школы, вовлеченные в деятельность патриотического движения, будут наставниками для младших школьников. На своем примере продемонстрируют как дети могут повлиять на развитие общества, каких успехов они уже добились и как участие в патриотическом движении влияет на них.
Также за счет системы наставничества можно повысить зону ответственности детей. Это можно сделать за счет двух логичных между собой механизмов: старший – младший и младший – старший. Таким образом у всех возрастных групп будет своя зона ответственности. Старшие будут наставниками, на своем примере показывать возможности программ и проектов патриотического и гражданского направлений. А у младших будет ответственность перед старшими, помогать и не подводить наставников при участии в деятельности.
Кураторы объединений фактически является наставником наставников. Для организации процесса наставничества им необходимо:
̶ создать необходимые условия для деятельности наставнических пар или групп;
̶ организовать обучение наставников;
̶ определить способы стимулирования и поощрения наставников;
̶ оказание помощи в планировании работы наставников;
̶ проводить по мере необходимости инструктажи наставнических пар или групп;
̶ сопровождать, поддерживать наставников, фиксировать содержательные характеристики наставнической деятельности (какие трудности возникают у наставников, как реально сказывается их работа на качестве труда подшефного и пр.);
̶ проводить на всех этапах наставничества анализ, контроль и оценку работы наставнических пар или групп.
Для того чтобы младшим школьникам было комфортно и интересно работать с наставником, получать от него необходимые знания и опыт следует тщательным образом из членов движения отбирать наставников. Определяя наставника нужно помнить, что он будет являться положительным примером для младшего школьника, который будет вести и вовлекать в деятельность гражданско-патриотических движений. Определяя среднего или старшего школьника для выполнения функции наставничества необходимо определить обладает ли он следующими качествами:
̶ способность вдохновлять и мотивировать других на позитивное, ответственное отношение к деятельности движения;
̶ заинтересованность в успехах подшефного младшего школьника, готовность принимать ответственность за его неудачи;
̶ потребность в самосовершенствовании, саморазвитии в сфере свой деятельности.
Важно чтобы наставничество влияло не только на подшефного –– младшего школьника, но и на наставника –– участника гражданско-патриотического объединения. Наставники получат новый для себя опыт, который будет им полезен в личностном росте.
Очень важно при создании наставнических пар или групп соблюдать принцип добровольности и обоюдного желания наставника и подшефного работать совместно. Таким образом процесс наставничества будет наиболее эффективен и минимизирует возможные риски.
Процесс наставничества будет проходить на трёх этапах: адаптационный этап – установление доверительных отношений, общение между члена процесса наставничества, поиск подхода друг к другу; формирующий этап – совместная деятельность над реализацией простроенного плана и сопровождение младшего школьника в выбранной деятельности; контрольно-оценочный этап – анализ и оценка достигнутых результатов как наставника, так и подшефного.
В качестве образца мной был разработан примерный план работы члена патриотического движения среднего или старшего школьного возраста – наставника с младшим школьником – подшефным:
Цель – создание условий для успешного вовлечения младших школьников в гражданско-патриотические объединения и повышение мотивации к участию в предлагаемых мероприятиях и проектах.
Задачи:
- выявить затруднения младшего школьника при вступлении в ряды отряда гражданско-патриотического объединения и оказать необходимую помощь по их преодолению;
- создать условия для формирования активной жизненной позиции гражданина страны и развития познавательного интереса к истории своей Родины через деятельность гражданско-патриотического объединения;
- мотивировать младшего школьника к самостоятельной деятельности и совершенствованию своих личностных качеств;
- оказать помощь и поддержку при участи в проводимых проектах и мероприятиях гражданско-патриотического движения.
Содержание деятельности:
- проведение вводной беседы о деятельности движения и знакомство младшего школьника с членами отряда с помощью игр на знакомство;
- реализация индивидуального подхода к каждому младшему школьнику для выявления личностных качеств, интересов и желаний подшефного для участия в деятельности объединения;
- ознакомление младшего школьника с основными направлениями деятельности объединения и предстоящими мероприятиями и проектами;
- демонстрация младшему школьнику опыта успешной деятельности в гражданско-патриотическом объединении;
- организация рефлексии эффективности совместной деятельности.
Ожидаемые результаты:
- успешное вовлечение младшего школьника в деятельность гражданско-патриотического объединения;
- повышение уровня мотивации младшего школьника для самостоятельного участия в предлагаемых мероприятиях;
- сформированная активная жизненная позиция младшего школьника как гражданина свое страны;
- повышение уровня познавательной активности к истории своей страны, культуре и традициям народа и т.д.
Данная работа осуществляется на протяжении всего учебного года в процессе реализации календарного-тематического плана гражданско-патриотического движения.
Соблюдая все методические рекомендации и примерный план работы наставника с подшефным возрастет количество детей младшего школьного возраста вовлеченных во всероссийские объединения. Таким образом будет повышаться уровень гражданско-патриотического воспитания детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданственно- патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность
Если мы поможем нашим детям осознать значимость гражданства как принадлежности к Родине, заложим фундамент нравственности и патриотизма, то нам не будет страшно за завтрашний день, за судьбу своего ре...
Обобщение опыта по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»
Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призва...
Методическая разработка по гражданскому и патриотическому воспитанию обучающихся Игра по станциям "Мы - часть одной большой России"
Данная работа относится к методике учебно-воспитательной деятельности по гражданскому и патриотическому воспитанию обучающихся /методическая разработка занятия (игра по станциям) и рабочая прогр...
Гражданское и патриотическое воспитание младших школьников
О важности гражданского и патриотического воспитания в начальной школе...
Презентация Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность
Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность. презентация ...
«Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Род...
«ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ УРОЧНУЮ И ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Изложение опыта работы по формированию гражданско- патриотических качеств у учеников младших классов через урочную деятельность и внеурочную....