Система наставничества
статья

Шумарова Светлана Николаевна

Описание своей системы наставничества, поддержка, адресное методическое сопровождение молодго специалиста в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2nastavnik_-_kopiya.docx27.42 КБ

Предварительный просмотр:

Описание своей системы наставничества

МБОУ Школа №8 г.о.Самара

Шумарова С.Н.

« Уча других, мы учимся сами…»

                                                            (Л.Сенека)

Наша школа работает под девизом: « Школа для всех, школа для каждого».

Поддержка, адресное методическое сопровождение профессионального роста молодых специалистов является одной из ключевых задач нашей школы.

С 2019 год являюсь наставником молодого специалиста, учителя начальных классов, Прошиной Анастасии Максимовны.

Личные мотивы к наставничеству:  потребность в приобретении нового статуса, как подтверждение своей профессиональной квалификации. Перед собой я поставила следующие задачи:

- помочь в личностной и социально-педагогической адаптации;

- развить профессиональное мышление и готовность к инновационным преобразованиям;

- предупредить наиболее типичные ошибки, противоречия и затруднения в организации учебных занятий в школе и поиск возможных путей их преодоления.

Наша работа строится на взаимоуважении, сотрудничестве и работе в команде.

Методы сотрудничества: методы мотивации ( фасилитации), личный пример, кейс-метод, методы контроля и диагностики оценивания.

Формы сопровождения  профессиональной адаптации молодого педагога:

-индивидуальные: консультирование, беседы, анкетирование, наблюдение, тестирование, самообразование, участие в конкурсах, самообучение в информационном пространстве сети Интернет ( соц.сети, электронная почта,You Tube );

- групповые: семинары, тренинги, практикумы, конференции, практические задания, участие в конкурсах, лектории, дискуссии, выставки.

Наиболее эффективным в данной работе оказалось использование кейс-метода ( анализ конкретных ситуаций). Молодому педагогу  предлагаю осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.

Свою работу по наставничеству я выстроила планомерно в три этапа: І этап – период адаптации, самый сложный период, как для новичка, так и для наставника. ІІ этап – процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе. ІІІ этап –  педагог стал внедрять в свою работу новые технологии; происходило совершенствование, саморазвитие, накопление и обобщение своего опыта работы.

Приоритетные направления методической помощи наставника

Тема

Рассматриваемые вопросы

Результат

Адаптационный этап

Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации.

Изучение "Закона об образовании", документов Министерства образования, локальных актов ОУ, Составление календарно-тематического планирования.

Компетентность молодого педагога  в заполнении школьной документации

Разработка индивидуального плана профессионального становления

Педагогическое самообразование, участие в мероприятиях, проводимых в школе наставничества, работе методического объединения учителей начальной школы

Наличие программы индивидуального профессионального развития (Дорожная карта)

Имидж педагога

Обсуждение материалов по вопросам педагогической этики

Культура общения с педагогами, обучающимися и их родителями

Процесс развития профессиональных умений

Секреты мастерства

Психолого-педагогические деловые игры, рекомендации наставника в проведении уроков, взаимопосещение уроков, кейс-метод ( анализ педагогических ситуаций)

Подборка интересного материала силами молодого специалиста для использования в работе, участие в конкурсах, участие в работе методического объединения

Проектирование и анализ образовательной деятельности  в контексте требований ФГОС

Открытые  занятия наставника,  педагогов школы, их анализ.

Практикумы по планированию каждого этапа учебного занятия.

Разработка инструментария  для самостоятельного проектирования урока, занятия внеурочной деятельности

Разработка и презентация моделей уроков, компетентность молодого педагога в проектировании и анализе урока системно-деятельностного типа

Процесс совершенствования, саморазвития, накопление и обобщение своего опыта работы

Освоение современных

образовательных

технологий

Планирование и организация мастер-классов наставника и педагогов школы.

Организация работы в творческой мастерской по проектированию урока  с  использованием конкретных технологий обучения

Обогащение опыта, умение молодого педагога использовать широкий арсенал современных методов и технологий обучения

Динамика в освоении образовательных технологий.

Аттестация. Требования к квалификации

Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников

Портфолио молодого педагога. Систематизация наработок профессиональной деятельности.

Итоги реализации программы наставничества

Подготовка отчета наставника и молодого педагога

Динамика результативности работы, осознание своих недочетов.

        Общим итогом наставничества явилось создание портфолио молодого специалиста и  стремление пройти аттестацию для получения категории.

         Принимая на себя обязанности наставника, я открыла для себя ряд преимуществ: во-первых, наставничество помогает увидеть и наметить новые перспективы в сфере своей педагогической деятельности; во-вторых,  наставничество способствует росту доверия ко мне в педагогическом коллективе; в-третьих, я могу не только делиться собственным опытом с более молодым коллегой, но также и учиться у него, расширять свой арсенал навыков и умений, осваивать современные технологии обучения.

        Система наставничества, реализуемая таким образом, позволяет педагогу-наставнику быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодого педагога,  оказывать ему помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать его профессиональную компетентность.

Результативность профессиональной деятельности

молодого специалиста

2018-2019

2019-2020

2020-2021

Уровень обученности  и качества знаний

обучающихся

Достижения обучающихся

Достижения педагога


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение системы наставничества в коллективе «Открытый ВЗГЛЯД» педагога Коровкиной С.А.

О наставничестве в изостудии "Открытый ВЗГЛЯД", педагог Коровкина С.А....

Наставничество как способ повышения эффективности социальной адаптации школьников в системе дополнительного образования

Целью наставнической деятельности в системе дополнительного образования является воздействие на формирующуюся личность, направленное на ее продуктивное развитие и социальную адаптацию путем перед...

Создание системы наставничества в школе для детей с ОВЗ

В статье раскрывается система сопровождения обучающихся школы, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы в обучении. Особенность состоит в том, что школа для детей с ОВЗ, ле...

система наставничества в объединении

Применение системы на примере работающего объединения...

Методическая разработка по гражданскому и патриотическому воспитанию младших школьников через введение системы наставничества

Методическая разработка посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме гражданского и патриотического воспитания детей. Особое внимание уделяется возможностям патриотических общероссийских обществе...