Система наставничества
статья
Описание своей системы наставничества, поддержка, адресное методическое сопровождение молодго специалиста в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2nastavnik_-_kopiya.docx | 27.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание своей системы наставничества
МБОУ Школа №8 г.о.Самара
Шумарова С.Н.
« Уча других, мы учимся сами…»
(Л.Сенека)
Наша школа работает под девизом: « Школа для всех, школа для каждого».
Поддержка, адресное методическое сопровождение профессионального роста молодых специалистов является одной из ключевых задач нашей школы.
С 2019 год являюсь наставником молодого специалиста, учителя начальных классов, Прошиной Анастасии Максимовны.
Личные мотивы к наставничеству: потребность в приобретении нового статуса, как подтверждение своей профессиональной квалификации. Перед собой я поставила следующие задачи:
- помочь в личностной и социально-педагогической адаптации;
- развить профессиональное мышление и готовность к инновационным преобразованиям;
- предупредить наиболее типичные ошибки, противоречия и затруднения в организации учебных занятий в школе и поиск возможных путей их преодоления.
Наша работа строится на взаимоуважении, сотрудничестве и работе в команде.
Методы сотрудничества: методы мотивации ( фасилитации), личный пример, кейс-метод, методы контроля и диагностики оценивания.
Формы сопровождения профессиональной адаптации молодого педагога:
-индивидуальные: консультирование, беседы, анкетирование, наблюдение, тестирование, самообразование, участие в конкурсах, самообучение в информационном пространстве сети Интернет ( соц.сети, электронная почта,You Tube );
- групповые: семинары, тренинги, практикумы, конференции, практические задания, участие в конкурсах, лектории, дискуссии, выставки.
Наиболее эффективным в данной работе оказалось использование кейс-метода ( анализ конкретных ситуаций). Молодому педагогу предлагаю осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.
Свою работу по наставничеству я выстроила планомерно в три этапа: І этап – период адаптации, самый сложный период, как для новичка, так и для наставника. ІІ этап – процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе. ІІІ этап – педагог стал внедрять в свою работу новые технологии; происходило совершенствование, саморазвитие, накопление и обобщение своего опыта работы.
Приоритетные направления методической помощи наставника
Тема | Рассматриваемые вопросы | Результат |
Адаптационный этап | ||
Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации. | Изучение "Закона об образовании", документов Министерства образования, локальных актов ОУ, Составление календарно-тематического планирования. | Компетентность молодого педагога в заполнении школьной документации |
Разработка индивидуального плана профессионального становления | Педагогическое самообразование, участие в мероприятиях, проводимых в школе наставничества, работе методического объединения учителей начальной школы | Наличие программы индивидуального профессионального развития (Дорожная карта) |
Имидж педагога | Обсуждение материалов по вопросам педагогической этики | Культура общения с педагогами, обучающимися и их родителями |
Процесс развития профессиональных умений | ||
Секреты мастерства | Психолого-педагогические деловые игры, рекомендации наставника в проведении уроков, взаимопосещение уроков, кейс-метод ( анализ педагогических ситуаций) | Подборка интересного материала силами молодого специалиста для использования в работе, участие в конкурсах, участие в работе методического объединения |
Проектирование и анализ образовательной деятельности в контексте требований ФГОС | Открытые занятия наставника, педагогов школы, их анализ. Практикумы по планированию каждого этапа учебного занятия. Разработка инструментария для самостоятельного проектирования урока, занятия внеурочной деятельности | Разработка и презентация моделей уроков, компетентность молодого педагога в проектировании и анализе урока системно-деятельностного типа |
Процесс совершенствования, саморазвития, накопление и обобщение своего опыта работы | ||
Освоение современных образовательных технологий | Планирование и организация мастер-классов наставника и педагогов школы. Организация работы в творческой мастерской по проектированию урока с использованием конкретных технологий обучения | Обогащение опыта, умение молодого педагога использовать широкий арсенал современных методов и технологий обучения Динамика в освоении образовательных технологий. |
Аттестация. Требования к квалификации | Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников | Портфолио молодого педагога. Систематизация наработок профессиональной деятельности. |
Итоги реализации программы наставничества | Подготовка отчета наставника и молодого педагога | Динамика результативности работы, осознание своих недочетов. |
Общим итогом наставничества явилось создание портфолио молодого специалиста и стремление пройти аттестацию для получения категории.
Принимая на себя обязанности наставника, я открыла для себя ряд преимуществ: во-первых, наставничество помогает увидеть и наметить новые перспективы в сфере своей педагогической деятельности; во-вторых, наставничество способствует росту доверия ко мне в педагогическом коллективе; в-третьих, я могу не только делиться собственным опытом с более молодым коллегой, но также и учиться у него, расширять свой арсенал навыков и умений, осваивать современные технологии обучения.
Система наставничества, реализуемая таким образом, позволяет педагогу-наставнику быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодого педагога, оказывать ему помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать его профессиональную компетентность.
Результативность профессиональной деятельности
молодого специалиста
2018-2019 | 2019-2020 | 2020-2021 | |
Уровень обученности и качества знаний обучающихся | |||
Достижения обучающихся | |||
Достижения педагога |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение системы наставничества в коллективе «Открытый ВЗГЛЯД» педагога Коровкиной С.А.
О наставничестве в изостудии "Открытый ВЗГЛЯД", педагог Коровкина С.А....
Наставничество как способ повышения эффективности социальной адаптации школьников в системе дополнительного образования
Целью наставнической деятельности в системе дополнительного образования является воздействие на формирующуюся личность, направленное на ее продуктивное развитие и социальную адаптацию путем перед...
Создание системы наставничества в школе для детей с ОВЗ
В статье раскрывается система сопровождения обучающихся школы, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы в обучении. Особенность состоит в том, что школа для детей с ОВЗ, ле...
Наставничество как способ повышения эффективности социальной адаптации школьников в системе дополнительного образования
для педагогов и методистов...
«Наставничество как способ повышения эффективности социальной адаптации школьников в системе дополнительного образования»
для педагогов дополнительного образования...
система наставничества в объединении
Применение системы на примере работающего объединения...
Методическая разработка по гражданскому и патриотическому воспитанию младших школьников через введение системы наставничества
Методическая разработка посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме гражданского и патриотического воспитания детей. Особое внимание уделяется возможностям патриотических общероссийских обществе...