Внедрение системы наставничества в коллективе «Открытый ВЗГЛЯД» педагога Коровкиной С.А.
статья
О наставничестве в изостудии "Открытый ВЗГЛЯД", педагог Коровкина С.А.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Внедрение системы наставничества в коллективе «Открытый ВЗГЛЯД» педагога Коровкиной С.А.
В изостудии «Открытый ВЗГЛЯД», под руководством педагога дополнительного образования Коровкиной Светланы Аркадьевны занимаются дети от 7-ми до 13 лет по различным программам по изобразительному творчеству. Есть параллельные программы начального или углублённого уровня, а есть программы, следующие одна за другой. Для начинающих заниматься изобразительным творчеством, такие как «Разноцветный мир-2», «Введение в искусство живописи», «Живая кисточка. Есть программы углублённого уровня, такие как: «Изобразительное творчество», «Изобразительное искусство» и «Я в художники пойду…».
Детям 7-8 лет, только пришедшим в коллектив, безусловно наставником становлюсь я, их педагог (форма «Учитель-ученик»). Я готова поделиться опытом и навыками, для самореализации всех ребят, пришедших заниматься в студию. Я предстаю перед учащимися первого года обучения мастером своего дела, профессиональным художником, имеющим успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, т.е. примером. Я создаю комфортные условия для решения конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем, поиска индивидуальных учебных и жизненных целей и способов их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития своих учеников. Главным критерием выбора образовательной траектории для меня стал принцип, чтобы всем детям было комфортно обучаться. Чтобы учащиеся могли заниматься одновременно с удовольствием, и заниматься на результат – полученные знания, умения, навыки с одной стороны и признание этого результата - достижения в конкурсах дипломы, призы и т.п. с другой стороны. Дети смотрят на меня, педагога, друг на друга, подстраиваются друг под друга, учатся у меня, педагога, друг у друга. Таким образом создаётся положительная динамика и повышается качество образовательного процесса.
Уже с первого года обучения и даже с первого полугодия, я как наставник предлагаю всем, в том числе и одарённым детям поучаствовать в выставке творческих работ на уровне нашего Центра творчества – «Осенний букет», лучшие работы готовятся на районные конкурс «Братья наши меньшие». Сотрудничество и соавторство педагога и ребенка при создании творческих работ, где я-педагог вместе с учащимися готовлю выставочную работу, учу детей, наставляю их и одновременно учусь у них. Наставляемые дети всегда гордятся результатом, когда видят свою работу и даже работы своих друзей на выставке, не говоря уже о мероприятии вручения диплома.
Наставничеством в форме «педагог- ученик» в нашей студии стала совместная выставка работ педагога и учащихся, так например сентябре 2018 года состоялась юбилейная выставка «Территория творчества» и участие в XVII городском выставочно - конкурсном проекте «От мастерства учителя к мастерству ученика» на тему: «Далекому прошлому верность храня», где результат был оценен диплом победителя I степени. Хотя конкретно в этом проекте были использованы разные формы наставничества, в том числе и форма «Ученик-ученик».
Наставничество в форме «Ученик-ученик» в коллективе «Открытый ВЗГЛЯД» по факту практикуется уже много лет, как неформальное явление. Такое наставничество похоже на стихийно возникшие отношения между учащимися: обучение и передача знаний осуществляются на основе взаимного интереса и существующих взаимоотношений. Однако, это подмеченные во время педагогического наблюдения связи между учащимися, которые я максимально использую в образовательном процессе. Наставничество между обучающимися в изостудии «Открытый взгляд» строится на добровольной основе. Процесс взаимообучения детей активизирует творческий процесс. Такой подход и дает возможность учащимся прожить разные социальные роли – «Ученика», «Учителя», «Помощника», «Наблюдателя». Социально активные учащихся выбирают наставничество с целью самореализации в качестве добровольного помощника. В качестве краткосрочного наставничества, например, активного учащегося, обладающего лидерским и организаторскими качествами и неординарностью мышления всегда, можно попросить вдохновить и помочь организовать команду детей во время выполнения коллективной работы, а победитель конкурсов различных уровней может поделиться своим личным опытом с ребёнком, который, не до оценивает свои возможности или стесняется публичности в конкурсах. Учащийся, демонстрирующий высокие образовательные результаты может вступить в обмен мнениями с равным для себя учеником группы для реализации собственных проектов или в процессе обмена мнениями у них возникнет новый общий проект. Так создаются комфортные условия для общения между детьми внутри коллектива, развиваются гибкие навыки и метакомпетенций, улучшаются образовательные и творческие результаты, реализуется лидерский потенциал. Бывают случаи, когда в середине учебного года в группу приходит новый ученик, к нему в обязательном порядке я прикрепляю опытного коммуникабельного учащегося для помощи в адаптации в коллективе.
Долгосрочное наставничество чаще сего я использую, когда в коллективе обучаются братья и сёстры, у них есть возможность встречаться вне занятий, которые проходят по определённому расписанию. Старшие братья или сёстры уже закончили программы начального уровня и занимаются по углублённым программам и младшие придя в коллектив, естественным образом становятся наставляемыми для старших по всему спектру вопросов., от организационных до учебных и личностных. В таких тандемах часто возникают оригинальные творческие проекты. Старшие всегда могут помочь придумать и предложить тему и сюжет для творческой работы младших или совместной работы и помочь с выбором наиболее выгодных материалов и инструментов, а ещё эффективнее получается результат, когда к этому подключаются заинтересованные родители.
Наставничество в форме «Ученик-ученик» нашло применение во время проведения мероприятий межстудийных проектов «День птиц», «День моря», когда старшие учащиеся коллектива «WEB-дизайн» педагога Тарасовой Я.Ю. выступили наставниками для младших учащихся коллектива «Открытый ВЗГЛЯД» и провели мастер-классы по изготовлению элементов инсталляции экологической направленности. Преимущества мастер-классов, как формы наставничества у детей были оценены многими опробовавшими их детьми и родителями. Сочетание пользы с увлекательностью, творчества с командной работой подарили детям именно те яркие незабываемые эмоции, которые каждый мечтает получить от праздника. Известно, что любую информацию дети лучше всего воспринимают в игровой форме – именно поэтому интересные мастер-классы для детей стали идеальной почвой для усвоения новых навыков. Особенно если мастер-классы организованы детьми для детей.
База наставников и база наставляемых может меняться в зависимости от потребностей коллектива и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей). В одной ситуации один ребёнок может быть как наставником, так в другой ситуации тот же ребёнок будет наставляемым. Например, талантливый ребёнок может стать наставником для отстающего и в то же время ему самому может быть нужен наставник так, как у этого талантливого ребёнка, может быть, отстраненность от коллектива.
Возможностью для реализации практики наставничества среди обучающихся в коллективе изостудии «Открытый ВЗГЛЯД» являются воспитательные мероприятия, социальные проекты, акции; открытые занятия, мастер-классы, выставки, фестивали, конкурсы; творческие лаборатории на занятиях, практика сотворчества; личные поручения; советы обучающемся от наставников и т.п.
Реализация образовательных программ невозможна без привлечения родителей, как участников образовательного процесса. Совместное творчество детей и родителей формирует хорошие, доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие обучающегося. В данном случае наставником над родителями выступает педагог – руководитель детского творческого объединения.
При необходимости, я приглашаю родителей на консультации с психологической службой Центра творчества, организую и провожу родительские собрания коллектива, совместные массовые мероприятия по принципу «сотворчества», даю личные поручения, привлекаю к совместным мероприятиям. Так был организован мастер-класс в форме семейной творческой мастерской «Мастерская деда Мороза», где воспитанники коллектива «Открытый ВЗГЛЯД» и их родители изготовили ёлочные игрушки из проволоки в технике Wire Wrap, в рамках воспитательной работы. Уже давно известно, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие, доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие обучающихся.
С гиперактивными родителями, стремящимися вникнуть во все аспекты образовательного процесса, я использую прием «личных поручений», выполняя которые такой родитель занимается реально нужным коллективу делом. Родителям с завышенные ожиданиями от ребенка, не готового ещё к участию в конкурсных мероприятиях, я применяю прием сотворчества. Родитель, испытав на себе сложность подготовки конкурсной работы, например для участия в конкурсе творческих семей, в результате корректирует свое поведение по отношению к своему ребенку.
Эффективность наставничества объясняется его индивидуальным характером, никакая другая форма обучения не может быть столь адресной и приближенной к реальным условиям. Наставник может быстро реагировать на допущенные его подопечным ошибки, детально разобрать их и указать на правильный ход работы.
Таким образом, эффективность применения практики наставничества изостудии «Открытый ВЗГЛЯД» заключается в намеренно сформированных педагогом Коровкиной С.А. и действующих во время образовательного процесса отношениях между учащимися, между педагогом и родителями, а также между педагогом и учащимися. Результатом такой деятельности является развитие творческого потенциала и рост уровня личностных компетенций воспитанников, что подтверждается динамикой результативности освоения дополнительных общеобразовательных программ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/02/picture-432808-1399048429.jpg)
Статья "Медиабезопасность младших школьников: взгляд педагога"
В этой статье говорится о негативном воздействии интернета на младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/09/picture-922124-1494317828.jpg)
Организация наставничества в школе с молодыми педагогами
Чтобы осуществлять наставническую деятельность, мало быть просто опытным высококвалифицированным педагогом, со своей сложившейся системой педагогической деятельности. Необходимо развивать свой творчес...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/10/picture-1046504-1531220029.jpg)
Доклад: «Методическое сопровождение внедрения СФГОС как фактор повышения педагогического мастерства педагогов»
При переходе на СФГОС к педагогу обществом предъявляются определённые требования. Цель образования в специальном коррекционном образовательном учреждении VII...
Наставничество - как ступень профессионального роста педагога.
Описание опыта наставничества в общеобразовательном учреждении....
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/02/picture-610378-1698934133.jpg)
Роль наставничества в профессиональном росте молодых педагогов
Статья "Роль наставничества в профессиональном росте молодых педагогов" раскрывает роль учителя-наставника в профессиональном становлении молодых коллег, подчеркивает важность совместного со...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/16/picture-1113666-1673882085.jpg)
НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ
Наставничество как институт поддержки молодых педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/06/picture-1094705-1707235828.jpg)
Образовательный проект "Наставничество как траектория развития личноти педагога"
Образовательный проект "Наставничество как траектория развития личности педагога"...