Программа внеурочной деятельности учащихся начальных классов "Истоки" - новый инструментарий образования и система подготовки на основе активных и интерактивных форм обучения
статья
«Истоки» – уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурные приоритеты образования и общества в целом. В статье перечисляются особенности программы , принципы её реализации, раскрываются понятия "активные и интерактивные формы обучения".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа
внеурочной деятельности
учащихся начальных классов
« Истоки» - новый инструментарий образования и система подготовки на основе активных и интерактивных форм обучения.
Учитель начальных классов
МКОУ «СОШ №2» им. генерала
армии В. И. Исакова
Борисова Л.Г.
г. Киров, 2021 г.
«Истоки» – уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурные приоритеты образования и общества в целом, задачи которого – научить ребенка почувствовать и осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным устоям российской цивилизации.
Особенностью программы «Истоки» является стержневая основа
содержания образования и воспитания –
- предмет «Истоки» (авторы: А.В. Камкин, профессор ВГПУ, г.Вологда, И.А. Кузьмин,
профессор РАЕН, г. Москва),
- программа «Воспитание на социокультурном опыте» (авторы: И.А. Кузьмин, О.А. Бандяк, В.Н. Синицына, М.А. Сергеева, Н.А. Костромина)
- программа дополнительного образования «Северная Фиваида».
Актуальность программы
Ценность программы заключается в том, что она направлена на развитие социокультурных ценностей личности с приоритетом духовной основы, формирование элементов управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалогизма.
Актуальность ее состоит в возможности обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в образовании подходы по достижению учащимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья.
Основные принципы реализации программы:
- принцип доступности,
- демократичности,
- научности,
- систематичности и последовательности.
Цель: инициирование процесса становления социокультурной компетентности учащихся, их творческого саморазвития, приобщение к неизменным социокультурным ценностям Российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти ценности.
Задачи программы: освоить и принять духовно-нравственные категории внутреннего мира человека и социума, в котором живет и развивается ребенок; оснащать учащихся различными созидательными способами взаимодействия с осваиваемыми социокультурными ценностями; осмысливать личностное отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к Православной культуре; развивать мотивации к саморазвитию.
Содержание программы
Программа предусматривает 4 раздела обучения:
1. Мир. Слово. Образ. Книга.
2. Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души.
3. Вера. Надежда. Любовь. София.
4. Традиции Слова, Образа, дела, праздника.
В 1 классе дети подводятся к пониманию духовных истоков человеческого бытия, осознанию мира, в котором они живут. С этой целью они знакомятся с социокультурным наполнением ценностей, обозначаемых как «МИР», «СЛОВО», «ОБРАЗ», «КНИГА».
Во 2 классе дети осваивают истоки ближайшей социокультурной среды, своего родного края
и основной деятельности человека в ней.
В 3 классе основной акцент переносится на
истоки ценностей внутреннего мира человека, на его духовные и душевные начала.
В 4 классе осуществляется знакомство с истоками традиций народов родного края и России в целом.
Специфика программы
Специфической особенностью кружка «Истоки» является инициирование процесса становления социокультурной компетентности учащихся, их творческого саморазвития, приобщение к неизменным социокультурным ценностям Российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти ценности.
Активное участие родителей способствует созданию благоприятной атмосферы взаимопонимания с учителем, что значительно повышает эффективность обучения. Дети приобретают опыт личного осмысления понятий с помощью Слова, Образа, Книги, получают значимые социокультурные результаты, учатся работать самостоятельно и в сотрудничестве с родителями.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся один раз в неделю в учебном кабинете, в музеях, библиотеках, на пришкольном участке.
Деятельность кружка включает проведение наблюдений, экскурсий, олимпиад, викторин, создание проектов, исследовательских работ, встреч с интересными людьми и т.д., предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, в Интернете, СМИ и т.д.
Виды активных занятий «Пословицы о правде» и др.(Рабочая тетрадь 3 класс , 1 часть темы «Правда», «Честь», «Терпение»)
Ресурсный круг - форма интерактивного обучения
Виды ресурсного круга в работе со школьниками.
По форме проведения:
1.Ресурсный круг.
2.Ресурсный круг с делегированием (обсуждение ключевого вопроса детьми в малых группах по 3-5 человек, нахождение общего ответа и делегирование одному из участников малой группы права высказать совместное решение)
По образовательной направленности:
1.Развивающий ресурсный круг при первом знакомстве детей с ключевым произведением темы (понятием).
2.Оценивающий ресурсный круг проводится как часть обобщающего активного занятия по пройденной теме.
Этапы ресурсного круга и методика их проведения
Этапы работа | Длительность | Ресурсный круг | Ресурсный круг с делегированием | Оценочный ресурсный круг |
Подготовительный | До 5 минут | Учитель заинтересовывает участников, раскрывая суть задания, рассказывая о предстоящей работе. | ||
Основной | До 15-20 минут (с учетом возраста детей) | Диалог учителя и детей по ключевому вопросу ресурсного круга с использованием дополнительных вопросов разного уровня сложности. | Делегирование: обсуждение ключевого вопроса детьми в малых группах по 3-5 человек, нахождение общего ответа и делегирование одному из участников малой группы права высказать совместное решение. | Отличительной особенностью оценивающего ресурсного круга является то, учитель задает один – основной вопрос по теме обсуждения, на который дети отвечают по очереди, последним в круге говорит учитель и подытоживает обсуждение проговариванием первоначального смысла нравственной категории. |
Рефлексия | До 3-4 минут | Учитель, дети анализируют и оценивают результат, устанавливают обратную связь друг с другом, акцентируется важность совместной работы группы. | Учитель обобщает высказывания детей с позиции соответствия первоначальному контексту обсуждаемой нравственной категории. Допускаются оценивающие высказывания по теме обсуждения, но не по высказываниям отдельных участников обсуждения. |
Рекомендации к формулировке вопросов для обсуждения в развивающем ресурсном кругу. Основные правила:
1.Основной вопрос не должен предполагать конкретного и (или) однозначного ответа – в отсутствие мнений и обсуждать нечего.
2.Основной вопрос должен соответствовать уровню литературного развития детей группы, т.е. учитывать готовность детей понять содержание текст.
4 уровня результативности
1 .Предполагает приобретение первоклассниками понимания духовных истоков человеческого бытия, осознанию мира, в котором они живут.
2. Предполагает освоение второклассниками истоков ближайшей социокультурной среды, своего родного края и основной деятельности человека в ней.
3. Предполагает понимание истоков ценностей внутреннего мира человека, его духовные и душевные начала.
4. Предполагает понимание традиций народов родного края и России в целом как важнейшим механизмом передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО ОКОНЧАНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Обучающийся на курсах «Истоки» станет:
- любознательным, активно и заинтересованно познающим мир;
- владеющим основами умения учиться, способным к организации собственной деятельности;
- любящим свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающим и принимающим ценности семьи и общества;
- готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющим правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Результатом освоения курса будет развитие системы гуманистических отношений на различных уровнях:
- межличностные отношения (ребенок — ребенок, ребенок – учитель, ребенок – родитель);
-ценностные отношения (ребенок – культура, ребенок – природа, ребенок – социум).
Данная система отношений проявляется на вербальном и поведенческом уровнях, а также на уровне переживаний:
- изменения в речи (диалогичность, доброжелательность, расширение лексических и психологических средств общения);
- изменения в поведении – соответствие принятым нормам культуры;
-обогащение мира переживаний – способность
и готовность к сопереживанию, к сочувствию.
Учебно-методический комплект программы «Истоки» в 2002 году получил гриф Министерства образования Российской Федерации и рекомендован для использования вобразовательном процессе субъектов РФ.
Это качественно новый инструментарий образования.
В 2011 году Издательский дом «Истоки»включен в Федеральный перечень.
«Истоки» помогают узнать мир, в котором вы живёте. В самом простом и понятном открывать новое, скрытное и поучительное. Узнать основы духовной жизни, прикоснуться к ним не только разумом, но и душой и сердцем.
(А.В. Камкин)
ЛИТЕРАТУРА:
Преподавание предмета в начальной школе обеспечено социокультурным учебно-методическим комплексом, в который входят следующие издания:
- Бандяк О.А. Воспитание на социокультурном опыте: 1 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Методическое пособие. – М., 2000.
- Бандяк О.А. Истоки: 2 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Дидактический материал. – М., 2000.
- Бандяк О.А. Истоки: 2 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Методическое пособие. – М., 2000.
- Бандяк О.А. Истоки: 2 класс: Методические указания.– М., 1996.
- Истоки-2. Программа и комментарии // Истоки. Приложение № 6.–1998. – Декабрь.
- Истоки: 2 класс. Социокультурный инструментарий // Истоки. Приложение № 7. – 1998. – Декабрь.
- Истоки: 2 класс. Педагогический опыт // Истоки. Приложение № 4. – 1998.– Декабрь.
- Камкин А.В. Истоки: 2 класс. – М., 2018
- Камкин А.В. Истоки: 3 класс. – М., 2018
- Камкин А.В. Истоки: 4 класс. – М., 2018
- Камкин А.В., Кузьмин И.А. Истоки (1–11 классы): Программа и комментарии // Истоки. Приложение № 2. – 1998. – Декабрь.
- Камкин А.В., Кузьмин И.А. Истоки. Программа для начальной школы (1–4 классы). – М., 1997.
- Камкин А.В., Котельникова Н.В. Истоки: 3 класс: Программа и комментарии // Истоки. Приложение № 3(16). – 2000. – Ноябрь.
- Котельникова Н.В. Истоки: 2 класс: Рабочая тетрадь (3-е издание).– М., 2018.
- Котельникова Н.В. Истоки: 3 класс: Рабочая тетрадь. – М., 2018.
- Кузьмин И. А., Бандяк О. А., Синицына В. Н. Воспитание на социокультурном опыте: Программа для начальной школы (1–4 классы) // Истоки. Приложение № 5. – 1999. – Сентябрь.
- Кузьмин И.А., Давыдова Е.Ю. Азбука истоков. Золотое сердечко: 1 класс. – М., 2018.
- Смирнова Т.Н., Ергина В.Д. Истоки: 4 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Рабочая тетрадь. – М., 2004.
- Твардовская Н.Ю. Истоки: 3 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Методическое пособие. – М., 2000.
- Твардовская Н.Ю. Истоки: 3 класс. Активные формы обучения
(системная разработка): Дидактический материал. – М., 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 170 часов, по 5 часов в неделю. Тематиче...
Новые подходы к системе оценивания образовательных достижений обучающихся на начальной ступени обучения в рамках перехода на ФГОС НОО
Статья посвящена подходам в системе оценивания учащихся....
Программа внеурочной деятельности по ОБЖ для детей с ЗПР (домашнее обучение)
адаптированная программа внеурочной деятельности...
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа внеурочной деятельности «Край мой - Ульяновск» для обучающихся первого года обучения с умеренной умственной отсталостью
Основным двигателем общественных сил всегда был патриотизм - любовь к Родине, Отечеству, своему народу, к лучшим национальным традициям. В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истор...
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий. Авторская программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению: "Моя малая Родина - поселок Вахрушев"
Авторская программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению: "Моя малая Родина - поселок Вахрушев"...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАДУГА КАРНАВАЛА» 1 – 8 классы (4 года обучения)
Программа «Радуга карнавала» раскрывает перед школьниками яркий спектр культурных традиций народов России, рождает эмоциональные реакции, чувство удивления и восторга красотой изобразитель...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРОГРАММЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» УРОК ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ ОТКРЫТИЕ НОВОЙ ГАЛАКТИКИ «ВЕСЁЛАЯ МАТЕМАТИКА»
Методическая разработка по программе внеурочной деятельности «Математическая грамотность: занимательная математика». Урок игра-путешествие открытие новой галактики «Весёлая математика». Юрчук Ири...