МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРОГРАММЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» УРОК ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ ОТКРЫТИЕ НОВОЙ ГАЛАКТИКИ «ВЕСЁЛАЯ МАТЕМАТИКА»
методическая разработка по математике (1 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
annotatsiya_k_state_yurchuk_i.e.docx | 16.49 КБ |
statya_yurchuk_i.e.docx | 396.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по программе внеурочной деятельности «Математическая грамотность: занимательная математика». Урок игра-путешествие открытие новой галактики «Весёлая математика».
Юрчук Ирины Евгеньевны, учителя начальных классов высшей категории. Краснодарский край, Белореченский район, село Архиповское.
Ключевые слова к статье:
Занимательная математика, разноуровневые задания, технологическая карта, система тестирования, логические задачи, ребусы, танграм, чек-листы.
Аннотация.
1.Предметом исследования являются условия для привлечения младших школьников к математике, активизация творческих способностей обучающихся во время коллективной игры, нахождение рациональных способов решения логических упражнений, шарад, головоломок на занятиях внеурочной деятельности по математической грамотности.
Цель: создать условия для привлечения младших школьников к математике. Закрепить математические знания и умения посредством коллективной игры. Учить находить рациональные способы решения заданий с разноуровневым подходом. Применять разноуровневый подход к составлению логических упражнений, шарад, ребусов, головоломок. Для оценки работ использовать систему голосования Mimio Vote.
Задачи: Образовательные: Применять полученные знания уроках математики во внеурочных занятиях по математической грамотности. Учить находить рациональные способы решения в разноуровневых заданиях.
Развивающие: Развивать смекалку, сообразительность, логику. Активизировать познавательную деятельность обучающихся.
Воспитательные: Развивать умения работать в коллективе, уметь высказывать своё мнение, прислушиваться и учитывать к мнения каждого члена группы Уметь договариваться и выбирать оптимальную версию решения коллективного задания.
2.Методы и методология исследования:
Гипотеза: я считаю, что математика интересный и занимательный предмет.
Для развития познавательной активности обучающихся на внеурочных занятиях по математической грамотности используются различные методы: вызвать у детей удивление и любопытство, сформировать интерес к каким-либо математическим заданиям через использование занимательного материала, шарад, головоломок, Танграмм , логических упражнений, заданий на смекалку. Разноуровневый подход к выполнению заданий разной сложности. Одним из методов развития активизации познавательных интересов к математике является использование на внеурочных занятиях системы голосования Mimio Vote при работе над математическими загадками, подведением результатов работы.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, прививать любовь к математике.
Метапредметные: высказывать своё предположение; умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Предметные: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках и во внеурочной деятельности.
3. Новизна исследования и выводы: новизна состоит в том, что ребята открывают для себя что-то новое, до сих пор неизвестное в увлекательной игровой форме, делают новые для себя открытия, проявляя смекалку, сообразительность, воображение.
Выработав устойчивый интерес к урокам математики через занимательный материал, ребята полюбили такие уроки. Их интерес может перерасти в любовь к урокам математики, а затем к новым знаниям в области математики и к математике вообще , как к науке. После таких занятий их обучение математике будет успешным. Мы достигли цели, подтвердили гипотезу в том, что математика интересный и занимательный предмет.
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРОГРАММЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
УРОК ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ ОТКРЫТИЕ НОВОЙ ГАЛАКТИКИ «ВЕСЁЛАЯ МАТЕМАТИКА»
Юрчук Ирина Евгеньевна,
учитель начальных классов высшей категории
МБОУ ООШ13 имени М.М.Корницкого села Архиповского,
МО Белореченский район
Технологическая карта
Учебный предмет | Математика | ||
Учитель высшей категории | Юрчук Ирина Евгеньевна | ||
Школа, класс | МБОУ ООШ13 имени М. М. Корницкого села Архиповского Краснодарского края, 1 класс | ||
Тема занятия | « Весёлая математика» | ||
Тип внеурочного занятия | Игра-путешествие, урок № 17 | ||
Цель изучения (целевые установки занятия) | Создать условия для привлечения школьников к математике. Закрепление математических знаний и умений посредством игры. Развитие логического мышления. | ||
Планируемые результаты: | Личностные | Метапредметные (УУД) | Предметные |
Развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, прививать любовь к математике. | Учить высказывать своё предположение. Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. | Уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках и во внеурочной деятельности. | |
Материально-техническое обеспечение урока | |||
Автор УМК «Школа России»: М. И. Моро С. И. Волкова С. В. Степанова Карточки развития | ЦОР: 1элктрон. опт. диск (CD-POM), система голосования MimioVote. 2. http://www.ru.m.wikipedia.org 5. http://rusfolder.com/32474579 6. http://math.all-tests.ru/node/211 5.презентация к уроку6. интерактивная доска Smart Board7.система голосования MimioVote |
Ход внеурочного занятия: | |||
1. Организационный этап. | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) |
Мотивация к учебной деятельности. Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | «Математику затем учить следует, что она ум в порядок приводит» так говорил великий русский учёный М. В. Ломоносов. - Что общего между уроком и игрой? - Можно ли учиться и путешествовать одновременно? - Как называются игры, которые развивают ум, мышление, развивают кругозор? (интеллектуальные игры) - Вы хотите сыграть в интеллектуальную игру? | Приветствуют учителя и друг друга. Осуществляют самооценку готовности к уроку. Настраиваются на предстоящую работу. | Личностные: положительное отношение к учебной деятельности. Познавательные: умение образовывать и использовать речевые клише. Коммуникативные: построение речевых высказываний |
2. Актуализация опорных знаний учащихся | |||
а) Формулировка темы занятия. | - Сегодня мы совершим путешествие в страну веселой математики. Мы будем решать, отгадывать, считать, мыслить, но все это будем делать играя. | Деятельность ученика Включение в творческую работу | Регулятивные: 1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
б) Постановка целей занятия. в) Игровая ситуация | Царица математики приготовила вам задания, и если вы все решите, то вы будете почетными гражданами её страны. | 2. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). | |
Куда же мы отправляемся? (Галактика) Верно, сегодня нам предстоит отрыть новую галактику. - Какую цель ставит перед нами новое путешествие? Учиться с интересом, не просто играть, а приобретать знания, развивать смекалку, формировать умения по предмету «Математика». | 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные: 1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | ||
- Наша игра-путешествие имеет свои правила: - в маршрутном листе 7 планет-заданий - экипаж открывает планету и получает букву из названия новой галактики, только если верно выполнит задание | Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций | Коммуникативные: 1. Развиваем умение слушать и понимать других.2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные:
| |
3. Освоение новых видов учебных действий.
(конкурс капитанов) | - если задание выполнено неверно, экипаж теряет одного игрока - капитан экипажа организует работу в команде, несёт ответственность за всех - Как вы думаете, в чём сила любой команды? (в единстве, взаимопонимании, умении слушать и слышать друг друга и принимать правильное решение) | 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. | |
-А сейчас внимание! Главное условие нашей игры! Это честность и доверие! -Условия понятны? Тогда внимание, друзья, наш космический корабль стартует. И пусть сильней кипит борьба, Острей соревнование. Успех решает не судьба, А только ваши знания. Конкурс капитанов: «Быстро отвечай» (Надо очень быстро ответить на 10 вопросов каждому из двух капитанов. Сколько правильных ответов, столько очков капитан зарабатывает для своей команды)
Команды получают очки и букву (А). Молодцы! Открыта первая планета нашей галактики. | Познавательные: 1. Развиваем умения извлекать информацию из текстов. 2. Выявлять сущность, особенности объектов. 3. На основе анализа объектов делать выводы. 4. Обобщать и классифицировать по признакам. Регулятивные: Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: 1.Выражение своих мыслей, принимать участие в работе парами, строить понятные для партнера высказывания. Регулятивные: Контроль, коррекция, оценка. | ||
2.Планета-«Шифровка» | У меня есть для вас еще одно небольшое, но достаточно интересное задание: вы должны подумать и отгадать, какое число фокусник превратил в поросёнка, а потом объяснить, как же вы нашли ответ. Верно! 3+2=5. Попугай – число 5. 9-5=4. Петух – число 4. Получаем 4+?=5. Как же найти неизвестное слагаемое? Молодцы! Значит, 5-4=1. Число 1 – это поросенок. Вам удалось расшифровать шифровку? Что у вас получилось? Молодцы! Ещё одна планета открыта и команды получают вторую букву (Л). | Познавательные: 1. Декодировать информацию в знаково-символической или графической форме, формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения; 2. Пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения. | |
Физминутка . Динамическая пауза (этап физической разрядки) | Раз, два, три, четыре, пять – Все умеем мы считать. Раз! Подняться, потянуться. Два! Согнуться, разогнуться. Три! В ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парту мы присели. Значит, хватит отдыхать! | Дети выполняют упражнения. | Личностная: установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке. |
3. Планета «Водолея» (задания гнома Загадалкина) | - Каждому экипажу предстоит разбиться на пары. Пара, которая первая выполнит и представит решение, заберёт ценный приз планеты Водолея -Букву. Задача: У Марьи есть 2 кувшина объёмом 8 и 3 литра. В восьмилитровом кувшине налит весь имеющийся у Марьи кисель. Как отмерить 2 литра киселя? Все излишки киселя можно отдать Коту Баюну, который просто обожает это лакомство. -Вам удалось быстро решить задачу? Что у вас получилось? Молодцы! Ещё одна планета галактики открыта и команды получают третью букву (Г). | Коммуникативные: 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Умение работать в паре. Личностные: оценивание усваиваемого содержания. | |
4.Планета«Ребус» | - На этой планете вам предстоит разгадать ребусы, связанные с математикой. Числа любят прятаться между буквами и вместе с ними составлять слова. А вот в какие слова попали числа, вы узнаете, если разгадаете ребусы.
-Вам удалось быстро разгадать ребусы? Что у вас получилось? Молодцы! Ещё одна планета открыта и команды получают четвёртую букву ( Е ). | Регулятивные: Развиваем умение высказывать своё предположение. Познавательные:1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций.2. Выявлять сущность, особенности объектов.3. На основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные:1. Развиваем умение слушать и понимать других.2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.3. Оформлять свои мысли в устной форме. | |
5.Планета «Логических задач » ( Работа в группах ) | Каждой команде даётся логическая задача на карточках. Задача 1. Стоят два барана. Один смотрит направо, другой налево. Видят ли они друг друга? Задача 2. Одно яйцо варится 4 минуты. Сколько времени нужно варить шесть яиц? Вы успешно справились с заданием и команды получают пятую букву ( Б ). | ||
6.Планета «Танграм» | -Вы успешно справились с заданием Танграм и быстро собрали фигуры . Что у вас получилось? Молодцы! Ещё одна планета открыта и команды получают шестую букву( Р). | Работа в группах. Одни дети вырезают, другие складывают фигуры по образцу. | |
7. Планета «Весёлых задач» | - Здесь вас ждут вопросы-шутки! Вот послушайте: Шел Кондрат в Ленинград, А навстречу — 12 ребят. У каждого по 3 лукошка, В каждом лукошке - кошка, У каждой кошки - 12 котят, У каждого котенка В зубах по 4 мышонка. И задумался старый Кондрат: «Сколько мышат и котят Ребята несут в Ленинград?» Вы поможете Кондрату? (Нисколько) Глупый, глупый Кондрат! Он один шагал в Ленинград. А ребята с лукошками, С мышами и кошками. Шли навстречу к нему - в Кострому. - Это была задача-шутка. | Регулятивные: 1. Развиваем умение высказывать своё предположение. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные:
Коммуникативные: 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. | |
4.Работа с системой голосования MimioVote. Решение весёлых задач с выбором ответа. | А теперь экипажу предстоит решить шуточные весёлые задачи. Шесть весёлых медвежат За малиной в лес спешат, Но один из них устал, Потерялся и отстал. А теперь ответ найди: Сколько мишек впереди? (5) Четыре спелых груши На веточке качались. Две груши снял Павлуша, А сколько груш осталось? (2) Ай, да белка-мастерица! Вяжет деткам рукавицы, Извязала три клубка, Два лежат ещё пока. У кого ответ готов, Сколько у неё клубков? (5) Яблоки в саду поспели, Мы отведать их успели Пять румяных, наливных, Два с кислинкой. Сколько их? (7) Три зайчонка, пять ежат Ходят вместе в детский сад. Посчитать я вас прошу, Сколько малышей в саду? (8) Я нашёл в дупле у белки Пять лесных орехов мелких, Вот ещё лежит один, Ну и белка! Вот хозяйка! Ты орешки сосчитай-ка!(6) Тест:
(2, 3, 6)
(5, 4,1)
(7, 8, 3)
(8, 9, 7)
-Вам удалось справиться с задачами-шутками? Молодцы! А у всех ли были верными ответы, результаты мы увидим по системе голосования MimioVote. -Ещё одна планета открыта и команды получают седьмую букву ( А). | ||
5.Взаимопро верка и самооценка по алгоритму самостоятельной работы. | Дети выполняют взаимопроверку и дают самооценку по алгоритму | ||
6.Рефлексия. | Какую цель ставили? - Удалось решить поставленные задачи? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Что нужно сделать ещё? - Где можно применить новые знания? - Какое задание было самым интересным? Составьте из полученных букв название открытой галактики: АЛГЕБРА (Это раздел математики). - Эту галактику вы будете покорять в старших классах. А та команда, которая набрала большее количество очков отправится в путешествие первой. Успехов вам! | Познавательные: Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: Самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД. Коммуникативные: Умение слушать и слышать. Регулятивные:1. Развиваем умение высказывать своё предположение.2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. | |
7.Итог занятия: | Подведём итоги занятия. На ваших партах лежат красные и зеленые кружочки. Если на этом занятии вы узнали что-то новое, активно работали и все задания выполнялись легко, поднимите зеленый кружочек. | Личностные:1.Понимание значения математики в собственной жизни | |
Если вы не узнали для себя ничего нового, во время выполнения заданий у вас возникали трудности и вы не работали на уроке – поднимите красный кружок. Если вы старались работать на уроке, но у вас возникали какие-либо трудности поднимите оба кружочка. | Дети поднимают кружки. | Регулятивные:1.Осуществлять самооценку своей работы, принимать и сохранять учебную задачу Познавательные:1.Проводить сравнение, самостоятельно строить выводы на основе сравнения; осуществлять анализ объектов | |
-Всем спасибо, занятие окончено. До свидания! |
Интернет – источники:
1. http://school31rodniki.ucoz.ru/SHCOOL/perimetr_mnogougolnika..docx
2. https://ivan-shyar.edu.yar.ru/metodicheskaya_kopilka/kuznitsina_-_1kl__matem__7.docx
3. https://infourok.ru/urok-po-himii-oksidinomenklaturaklassifikaciya-klass-1388137.html
5. http://lona.school5-kstovo.edusite.ru/p23aa1.html
6. http://www.ru.m.wikipedia.org
8.http://rusfolder.com/32474579
9. http://math.all-tests.ru/node/211http://school-work.net/
Приложение 1.
Лист самооценки
Ребята, возьмите на партах листы для самооценки. Если считаешь, что выполнил задание правильно, то поставь на листе самооценки +, если возникли трудности, то поставь знак вопроса.
Лист самооценки | |||||||
Задание №1 | Задание № 2 | Задание № 3 | Задание № 4 | Задание № 5 | Задание № 6 | Задание № 7 | Итого ( количество выполненных заданий) |
+ , задание выполнено ? , затрудняюсь выполнить | |||||||
Твоя оценка: _________ Оценка учителя: ______ |
Разноуровневые карточки к игре – путешествию « Весёлая математика»
Карточка №1 (к заданию 2, В-1). |
Карточка №2 ( к заданию 2, В-2). |
Маршрутный лист внеурочного занятия по математике в 1 классе №1. Игра – путешествие открытие новой галактики «Весёлая математика». (Задания повышенного уровня). Игроки, выполняя задания верно, после каждого этапа игры получат букву. Из букв составят слово и откроют новую галактику. Этапы игры:
- Планета быстрых решений (конкурс капитанов)
Надо очень быстро ответить на 10 вопросов каждому из двух капитанов. Сколько правильных ответов, столько очков капитан зарабатывает для своей команды (№1).
- Планета – шифровка (работа в группах).
Отгадать. какое число фокусник превратил в поросёнка, а потом объяснить, как вы нашли ответ.
- Планета «Водолей». Решить задачу (работа в парах).
Задача: У Марьи есть два кувшина объёмом 8 и 3 литра. В восьмилитровом кувшине налит весь имеющийся у Марьи кисель. Как отмерить 2 литра киселя? Все излишки киселя можно отдать коту Баюну, который просто обожает это лакомство.
- Планета «Ребус» (Работа в парах).
Каждая пара выбирает карточку с ребусом и решает его.
Р1А,
АК 3 СА,
СМОР 1 А,
40А,
К О 100 Ч К А
- Планета «Логических задач» (Работа в группах).
Задача: Стоят два барана. Один смотрит налево, другой направо. Видят ли они дуг друга?
- Планета «Танграм» (Работа в группах). Нужно вырезать и составить фигуры по образцу.
- Планета «Весёлые задачи». Работа с системой голосования MimioVote. Решение весёлых задач с выбором ответа при самостоятельной работе обучающихся.
Маршрутный лист внеурочного занятия по математике в 1 классе №2. Игра – путешествие открытие новой галактики «Весёлая математика». (Задания базового уровня). Игроки, выполняя задания верно, после каждого этапа игры получат букву. Из букв составят слово и откроют новую галактику. Этапы игры:
- Планета быстрых решений (конкурс капитанов)
Надо очень быстро ответить на 10 вопросов каждому из двух капитанов. Сколько правильных ответов, столько очков капитан зарабатывает для своей команды (№2).
- Планета – шифровка (работа в группах).
Отгадать. Какое число фокусник превратил в поросёнка, а потом объяснить, как вы нашли ответ.
- Планета «Водолей». Решить задачу (работа в парах). У мамы в ведёрке 5 литров молока. Как ей отмерить 1 литр молока, если у неё есть только 2х литровая банка?
- Планета «Ребус» (Работа в парах).
Каждая пара выбирает карточку с ребусом и решает его.
ВО 7,
7 Я,
ВИ 3 НА,
ПО 2 Л,
- Планета «Логических задач» (Работа в группах).
Задача: Одно яйцо варится 4 минуты. Сколько времени нужно варить 6 яиц?
- Планета «Танграм» (Работа в группах). Нужно вырезать и составить фигуры по образцу.
- Планета «Весёлые задачи». Работа с системой голосования MimioVote. Решение весёлых задач с выбором ответа при самостоятельной работе обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности из цикла Занимательная математика "Математика для Умников" для 1 класса
Рабочая программа для 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС, Содержит универсальные учебные действия, характеристику деятельности обучающихся, программа содержит поясните...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 3 класс...
Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика) 3 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основании программы учебно-методического ко...
Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"
Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" для 2 класса....
Презентация методического продукта. Рабочая программа внеурочной деятельности «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ФГОС -2021
Презентация методического продукта. Программа "Функциональная грамотность"Задачи программы:•формировать умение читать тексты, совершенствовать культуру чтения;•находить и извлекать...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математическая грамотность"
Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 3 классов «Математическая грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образоват...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ" 3 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ" ДЛЯ 3 КЛАССА...