статья "Современное звучание «Учись учиться»"
статья (2 класс)
Данная статья о формировании метапредметных УУД в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Данная статья о формировании метапредметных УУД в начальной школе | 42.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.Н. Кривоногова, Р.В. Никитина,
учителя начальных классов
МБОУ СШ №81 им. Героя Советского Союза
генерала Д.М.Карбышева
г.Ульяновск
Аннотация
Данная статья о формировании метапредметных УУД в начальной школе.
Ключевые слова: метапредметность, коммуникативные, регулятивные, познавательные УУД.
Современное звучание «Учись учиться»
Еще в XIX веке А. Дистервег утверждал: «Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самостоятельно ими овладевал».
Актуальность этих слов сегодня очевидна. Современная школа стремительно меняется. ФГОС определяет новые требования к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования. Особое место отводится формированию метапредметных универсальных учебных действий (УУД).
Человек, вышедший из школы, должен уметь учиться, воспринимать новые знания в постоянно изменяющихся условиях жизни.
В качестве ключевой компетенции выступает способность самостоятельно усваивать знания. Поэтому формирование метапредметных УУД в начальной школе очень актуальна.
Метапредметные результаты образовательной деятельности – это универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные, регулятивные Формирование любого умения осуществляется в процессе деятельности. Вот уже, который год, мы работаем по новым ФГОС. В самом начале работы мы задумались, а как помочь детям ставить цели к каждому этапу урока, подводить итоги своей деятельности на уроке, как связать это с универсальными учебными действиями.
Какие мы формируем универсальные учебные действия на своих уроках?
- развиваем умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания (рефлексия на каждом этапе урок).
- привлекаем детей к открытию новых знаний. Мы вместе обсуждаем, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
- на уроке уделяем большое внимание, самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку.
- учим детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией –пересказу, составлению плана, знакомим с разными источниками, используемыми для поиска информации. В ходе учебной деятельности развивается память и логические операции мышления детей. Обращаем внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.
- используем проектные формы работы.
- учим детей, ставить цели и искать пути их достижения, а так же решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.
- учим разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
- общаемся с позиции сотрудничества; показываем, как распределять роли и обязанности работая в коллективе. При этом активно включаем каждого в учебный процесс. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.
Наша учебная деятельность учащихся она строится на основе системно-деятельностного подхода и делается опора на современные образовательные технологии деятельностного типа:
- проблемно-диалогическую технологию,
- технологию мини-исследования,
- технологию организации проектной деятельности,
- технологию сотрудничества,
- технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
На уроках мы опираемся на программы-учебники, видеоуроки, справочники, энциклопедии. Считаем, что активное использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс, разнообразить его, повышает мотивацию учения, стимулирует познавательный интерес учащихся, увеличивает эффективность самостоятельной работы. Для активизации учебной деятельности на уроке, помимо традиционной работы с учебником, применяем элементы игры: чтение по ролям, ролевые и сюжетные игры, ..., что позволяет детям развивать диалогическую и монологическую речи. Для детей младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия. Легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую. Поэтому игровая технология – самая актуальная при работе с 1-ми и 2-ми классами.
В целях индивидуального подхода к обучению предлагаем учащимся разно- уровневые задания, а так же задания, учитывающие разную скорость работы учащихся.
Обязательным считаем применение современных образовательных технологий, в том числе и здоровьесберегающих: использование физкультминуток, психологических тренингов, динамических пауз, зарядки для глаз, дыхательную гимнастику.
Так же одним из эффективных методов формирования УУД, который мы используем – групповое обучение, предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.
Почему именно этот метод считаем эффективным?
Работу в группах начинаем с выработки основных правил.
Мы пришли к выводу, что должно достигаться:
- полное внимание к однокласснику;
- серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
- терпимость, дружелюбие;
-никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т.к. каждый имеет «право на ошибку».
Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил.
Совместное выполнение заданий: разбор слова или предложения на уроке русского языка, решение математической задачи т.п.- привлекает детей тем, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия: дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать.
Важную роль здесь играет работа учащихся в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Групповая работа – это основа для формирования не только коммуникативных универсальных учебных действий и прежде всего метапредметных УУД - умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.
Одним из методов формирования ключевых компетенций на уроке является проектная деятельность: исследовательские, творческие, практические работы.
При подготовке проектов ученики прибегают к опросу родителей, бабушек и дедушек, к очевидцам событий, а также работают с Интернетом и СМИ. А главное учатся выражать своё личное мнение к теме проекта и понимают актуальность данных тем.
Метапредметный урок - это урок, на котором происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире
Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся.
Итак, метапредметные результаты – умение претворить в жизнь то, о чем ты узнал или чему научился, то, что пригодится тебе в жизни.
А учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!
Самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему этот путь.
Список литературы.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010
- Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – 4-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2002.
- Кудряшова М.Г. Приемы педагогической техники в начальной школе. Журнал "Начальная школа" №9, 2011
- Бобровникова С.В. Приемы педагогической техники для формирования универсальных учебных действий// http://www.menobr.ru/materials/46/37549/
- Теплова А.А. Что такое УУД? Характеристика универсальных учебных действий//kbr-my-school2.ucoz.ru/
- Чернова И.Ю. Универсальные учебные действия // sgls.admsurgut.ru/win/download/1630/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по математике во 2-м классе (по учебному пособию «Учись учиться» Л.Г.Петерсон)
УРОК ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.ТЕМА: ЧТО ТАКОЕ « УМЕТЬ УЧИТЬСЯ?»Уметь учиться – это значит уметь выполнять и рефлектировать деятельность учения, или учебную деятельность. П...
Программа опытно-экспериментальной работы по теме « Формирование универсальных логических действий учащихся начальных классов как одного из элементов экологического стиля мышления средствами УМК «Экология учебной деятельности» («Учусь учиться»)».
В последние десятилетия современное общество предъявляет новые требования к результатам образования. Обучение понимается как процесс подготовки обучаю...
Формирование универсальных учебных действий.Памятки "Учись учиться"
Работая над методической темой"Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников как средство развития компетенции в образовании",я составила для учеников памятки "Учись учиться",которые по...
Программа внеурочной деятельности "Учись учиться"
Программа внеурочной деятельности "Учись учиться" составлениа для учащихся 1-2 классов. Нацелина на развитие произвольных форм внимания, памяти, мышления, способствует развитию навыков учебной деятель...
Классный час "Учись учиться".
Классный час с целью привития уважения к любому виду труда и воспитанию стремления детей к самосовершенствованию и саморазвитию....
«Я учусь учиться!» Формирование учебной деятельности у школьников с дизорфографией. Занятие№1 "Я хочу учиться!"
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"19593882","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"1959388...
Урок по функциональной грамотности по русскому языку в рамках курса "Я учусь учиться!" по теме "Учусь составлять план и работать по плану"
Урок по функциональной грамотности по русскому языку в рамках курса "Я учусь учиться!" по теме "Учусь составлять план и работать по плану" на примере работы над повторением о...