Урок по функциональной грамотности по русскому языку в рамках курса "Я учусь учиться!" по теме "Учусь составлять план и работать по плану"
презентация урока для интерактивной доски по логопедии (4 класс)

Блащук Милена Владимировна

Урок по функциональной грамотности  по русскому языку в рамках курса "Я учусь учиться!" по теме "Учусь составлять план и работать по плану" на примере работы над повторением орфограммы "Безударная гласная в корне слова" (4 класс)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учусь составлять план и работать по плану

Слайд 2

Любое задание можно выполнить быстрее успешнее, если перед началом работы определить цель , составить план и придерживаться его. Какие действия можно сделать по плану? Заваривание чая Решение математической задачи 3 ) Написание изложения 4) Применение орфографического правила

Слайд 3

Любое задание можно выполнить быстрее успешнее, если перед началом работы определить цель , составить план и придерживаться его. Памятка План проверки безударных гласных в корне слова Ставлю ударение. Выделяю корень. Определяю безударный гласный в корне слова, который требует проверки. Подбираю проверочное слово. Пишу ту же гласную, что и в проверочном слове.

Слайд 4

Орел и орлан похожи, но на самом деле это разные птицы. Орланы живут у водоемов, а орлы обитают в лесах, горах и пустынях. Недалеко от нашей деревни мой дедушка заметил гнездо орла. В гнезде сидели орлята. Один громко кричал. На его крик прилетела орлица и накормила птенцов. Нам с сестренкой захотелось посмотреть орлиное гнездо . 1 ) Выпиши однокоренные слова, в которых поставь ударение и выдели корень. 2) Подчеркни чертой среди выписанных слов проверочное .

Слайд 5

3) Найди и выпиши еще родственное слово из дополнительного предложения. Дедушка запряг в телегу Орлика, и мы отправились в путь. Сделай вывод: какие слова мы назовем проверочными для орфограммы БГ в корне? Назовем этот способ проверки «Ищи родственное слово».

Слайд 6

Учись применять способ проверки «Ищи родственное слово». А или О ? осн … вной уд … лец ук … роченный ск … вать скв … рец И или Е или Я ? в … черок др … весина … грушечный пр … мой св … рнулся

Слайд 7

Учись применять способ проверки «Ищи родственное слово». А или О ? о сн о вной уд а лец ук о роченный ск о вать скв о рец И или Е или Я ? в е черок др е весина и грушечный пр я мой св е рнулся

Слайд 8

План проверки безударных гласных в корне слова Ставлю ударение. Выделяю корень. Определяю безударный гласный в корне слова, который требует проверки. Подбираю проверочное слово. ( использую способы : «Ищи родственное слово», «Смотри в корень», «Объясни значение», «Меняю форму слова») 5.Пишу ту же гласную, что и в проверочном слове.

Слайд 9

Подведем итоги.



Предварительный просмотр:

Модуль -формирование умения определять цель, составлять план действий и организовывать работу по выполнению плана.

Урок  3

Тема: «Учусь составлять план и работать по плану»

Урок – обобщения «Составление плана проверки безударной гласной в корне слова»

Цель: составить план проверки безударной гласной в корне.

Задачи:

- Способствовать закреплению умения подбирать проверочные слова для слов с безударной гласной в корне, пользуясь 4 основными способами подбора проверочных слов;

- Способствовать развитию речи, умения подбирать подходящие по смыслу слова, правильно составлять предложения по заданной теме, работать в группах;

- Способствовать воспитания интереса к предмету, самостоятельности, взаимовыручки.

Планируемые результаты

Предметные:

  • находить в словах орфограммы;
  • подбирать проверочные слова;
  • объяснять написание слов с орфограммами.

Метапредметные:

Познавательные:

  • понимать учебную задачу, стремиться её выполнить;
  • использовать приобретённые знания при выполнении заданий.

Регулятивные:

  • формулируют учебную задачу урока на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно,
  • контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнёров по образовательному процессу,
  • осознают качество и уровень усвоения знаний.

Коммуникативные:

  • учатся слушать собеседника и вести диалог,
  • достаточно полно и чётко выражать свои мысли в речи;
  • аргументируют свою точку зрения, при этом уважают в общении и сотрудничестве как одноклассников, так и самих себя;

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • стремятся развивать внимание, память, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми,

проявлять самостоятельность, личную ответственность

ОБОРУДОВАНИЕ: Учебное пособие   Елецкая О. В., Китикова   А.В  « Я учусь учиться!», Е.Д Бурина  «Преодоление нарушений письма у школьников «

ПРЕЗЕНТАЦИЯ к уроку

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: «Маршрутный лист», раздаточный материал

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Виды деятельности обучающихся

1Мотивация к деятельности.

О.А

1 Организационный момент.

2 Сообщение темы. Слайд 1

-Прочитайте раздел, по которому мы будем работать?

-Что такое план?

-В каких ситуациях мы составляем план?

(На уроках математики мы составляем план?)

Отвечают на вопросы.

2.Организация познавательной деятельности

Слайд 2

Мнение Мудрой Совы

Любое задание можно выполнить быстрее  успешнее, если перед началом работы определить цель, составить план и придерживаться его.

-Согласны ли Вы с таким мнением?

-Прочитайте действия, которые на этой карточке выберите то, которое можно сделать по плану?

-Итак, есть действия которые выполняются по плану и есть действия, которые возможно выполнить без плану

-Что же отличает действия ,которые нуждаются в выполнении по плану.

-Совет Мудрой Совы можно взять на вооружение.

-Давайте придерживаться этого совета в работе по русскому языку.

М.В

Слайд 3

-Предлагаю вспомнить Правило правописания БГ в корне слова

-Работаем в Маршрутном Листе

-Составим план проверки БГ в корне слова

-Обратите внимание –остались свободные строчки. Вы их заполните в ходе дальнейшей работы.

-Итак, над какой орфограммой работаем?

-Наша цель-дополнить план проверки БГ в корне слова

 О.А

Слайд 4

-Прочитайте текст и задания к тексту

1) Выпиши однокоренные слова, в которых поставь ударение и выдели корень.

2) Подчеркни чертой среди выписанных слов проверочное.

(Как мы узнаем какое из слов является проверочным?)

-Каким образом различаем Форму СЛ и Однокор

СЛ?

-Какие слова Вы выписали?

Орел, орлан, орлята, орленок, орлица, орлиное

-Поставьте в этих словах знак ударения. Было ли среди этих слов Проверочное?

Слайд 5

- Найди и выпиши еще родственное слово из дополнительного предложения.

Дедушка запряг в телегу Орлика, и мы отправились в путь.

-Кто такой Орлик? Почему коня так назвали?

-Какие слова мы назовем проверочными для орфограммы БГ в корне?

Назовем этот СП «Ищи родственное слово».

Вписываем ИЩИ РОДСТВЕННОЕ СЛОВО в МЛ

М.В.

-Учимся применять способ проверки Ищи РС

Слайд 6

А или О ?                   И или Е или Я ?

Спишите слова в два столбика, как на слайде, вставляя пропущенные буквы простым карандашом; устно подбирайте проверочное родственное слово.

(Стоп. Проверяем. Поставьте +)

У кого были ошибки?

 Слайд 7

 -Давайте произнесем слова 1 столбика. Какой общий гласный звук услышали? Какими буквами он обозначался

Аналогично -2 столбик

 На доске -Схема

Станции

1

Выдели в словах верхушка, олененок, бегун, садовник корень.

Является ли корень самостоятельным и понятным для нас словом?

Помог ли корень проверить безударную гласную?

Занимались ли мы сейчас подбором проверочных слов?

Сформулируйте сами самый простой способ проверки безударных гласных в корне.

При проверке ______________гласных в ________слова сначала надо подумать о _________: если мы поняли его значение, то проверка закончена.

Запишите в МЛ - «Смотри в корень»

2

Выдели корни в словах приближался ,незнакомый  

Говорим « ближ»-значит близко, « незнаком» -такой ,которого не знаем.

Этими фразами объясняем значение слов.

Сделаем ВЫВОД: этот СП «Объясни значение слова».

Запишите в МЛ -

3

Объясните написание безударных гласных в корнях слов тянул, угасал, плясал.

(Совет: для проверки глаголов прошедшего времени подбираем глаголы настоящего времени)

Делаем ВЫВОД: для проверки безударной гласной изменяем _________________   слова .

 Назовите этот способ проверки?

 Измени форму слова

- -

Карточки –действия по плану

К1-заваривание чая

     -катание с горки

К2-решение математической задачи

     - полить цветок на грядке

К3-написание изложение

    -плавание в бассейне

К4-применение орфографического правила

     -чтение книги

 -Для проверки БГ в корне слова следует изменить слово или подобрать однокоренное слово, чтобы  проверяемая гласная была под ударением.

1.Ставлю…

2.Выделяю…

3.Определяю…

4.Подбираю ПС…

5.Пишу…

Дискуссия

Орел, орлан, орлята ,орленок, орлица, орлиное

Существительное Орлик является единственным подходящим словом для проверки

СП Ищи родственное слово.

На доске ИЩИ РОДСТВЕННОЕ СЛОВО

Самопроверка.

Ответы детей

Звук а –буквы о и а

Звук и –буквы е, и ,я

Технология Группового Обучения

СП

СП Объясни значение слова

О.А

-Какие способы проверки мы сейчас отрабатывали?

  «Ищи родственное слово»,  «Смотри в корень», «Объясни значение», «Измени форму слова»

Слайд 8

-Над какой орфограммой работали?

Всегда ли можно проверить БГ?

План проверки БГ в корне слова

  1. Ставлю ударение.
  2. Выделяю корень.
  3. Определяю безударный гласный в корне слова, который требует проверки.
  4. Подбираю проверочное слово.

   использую способы : «Ищи родственное слово»,  «Смотри в корень»,

«Объясни значение», «Измени  форму слова»)

5.Пишу ту же гласную, что и в проверочном слове.

-Достигли ли мы цели составляя план?        

БГ в корне слова

Подведение итогов.  Рефлексия

Слайд 9

Шкала возможностей

Напутствие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока во 2классе по русскому языку, тема: Учимся писать суффиксы -ик, -ек

На этом уроке организуется деятельность учащихся по восприятию и осмыслению написания суффиксов -ик, -ек,отрабатывается алгоритм применения правила, совершенствуется умение анализировать и кратк...

Формирование логических универсальных учебных действий средствами курса математики "Учусь учиться" Л. Г. Петерсон

В статье представлены примеры заданий, которые направлены на формирование логических универсальных учебных действий....

ПРОГРАММА КУРСА «Я УЧУСЬ УЧИТСЯ»

Пояснительная запискаПрограмма курса "Я учусь учится" обеспечивает регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательног...

Открытое занятие по курсу «Я учусь учиться» в 4 классе

МБОУ «Новотаволжанская СОШ имени Героя Советского Союза И.П. Серикова Шебекинского района Белгородской области» Открытое занятие по курсу «Я учусь учиться» в 4 классе21 марта 2013 года Учите...

презентация к уроку русского языка 2 класс по теме Учимся писать части слова

резентация к уроку русского языка 2 класс по теме Учимся писать части слова...

презентация к уроку русского языка 2 класс по теме Учимся писать части слова

резентация к уроку русского языка 2 класс по теме Учимся писать части слова...

Методическая разработка урока во 2 классе (русский язык) "Учимся писать письма по плану".

Метапредметные задачи: Регулятивные УУД: умение определять и формулировать на уроке цель с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать свое предположение на...