Формирование универсальных учебных действий.Памятки "Учись учиться"
материал на тему
Работая над методической темой"Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников как средство развития компетенции в образовании",я составила для учеников памятки "Учись учиться",которые помогут в условиях реализации ФГОС формировать универсальные учебные действия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatki.docx | 24.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное образовательное учреждение г. Омска
« Средняя общеобразовательная школа№17»
Формирование УУД
Памятки «Учись учиться»
составила учитель начальных классов
Решетняк Ирина Александровна
Омск
2012
Работая над методической темой «Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников», мною были составлены памятки «Учись учиться», которые помогают моим ученикам осваивать легко учебный материал. В условиях новых ФГОС с помощью этих памяток формируются универсальные учебные действия по всем предметам.
Памятки «Учись учиться»
- Рекомендация по выполнению режима дня.
- Режим – важнейшее условие успешной учебы и хорошего здоровья.
- Утро начинай с зарядки. Физические упражнения стимулируют деятельность вашего организма.
- Привыкай к самостоятельности, соблюдай личную гигиену. Работай на свежем воздухе.
- Утренняя прогулка должна быть спокойной. Вечерняя – подвижной.
- Наивысшая активность центральной нервной системы с 8 до 12 и с 16 до 18 часов.
- Активная деятельность органов пищеварения с 12 до 14 часов.
- Умственную работу чередуй с физическим трудом, с работой на свежем воздухе.
2. Как собираться в школу.
- Уложить в портфель все необходимое для занятий.
Уточнить, что дополнительно нужно сделать.
- Прочитать расписание на день.
- Проверить наличие всех учебных принадлежностей: ручки, карандаш, резинка, тетради, сигнальные карточки, линейка.
3.Как выполнять домашнее задание.
- Проветрить комнату.
- Разумно организуй свое рабочее место.
- Выполняй домашнее задание в одно и то же время.
- Определи последовательность выполнения заданий.
- Между предметами делай перерыв.
- Проверь по расписанию, все ли ты выполнил.
- Убери свое рабочее место.
«Сделал дело – гуляй смело!»
4.Правила списывания.
- Прочитай весь текст.
- Прочитай первое предложение, прочитай в нем слова.
- Проговори предложение, не глядя в текст.
- Прочитай еще раз и запомни написание слов.
- Напиши предложение, диктую себе слова по слогам.
- Прочитай то, что ты написал.
- Сравни с написанным в книге.
5.Проверка списывания.
- Наметь порядок выполнения проверки: по смыслу – по написанию.
- Читай предложение вслух.
- Подходят ли слова друг к другу?
- Нет ли пропуска слов?
- Читай слова вслух по слогам и выделяй каждый слог.
- Подходят ли буквы к слогу?
- Нет ли пропуска букв?
6. Самоконтроль.
.
- Сравни свою работу с образцом.
- Найди ошибки и исправь их.
- Дай качественную оценку своей работе.
7.Взаимоконтроль.
- Сравни работу товарища с образцом.
- Найди ошибки и исправь их.
- Дай качественную оценку его работе.
8.Умение ставить учебную задачу.
- Что я узнаю на уроке?
- Чему научусь?
- Где могут пригодиться эти умения и знания?
9.Отзыв о прочитанной книге.
Отзыв – это суждение, мнение содержащее оценку.
- Исходные данные (недавно я прочел … автор, название, издательство).
- Тема и идея прочитанного произведения.
- Главный герой и его поступки.
- Описание событий, эпизодов, особенно запомнившихся тебе.
- Кому именно ты советуешь прочитать эту книгу. Почему?
10.Как выделять главное.
- Внимательно прочитай текст.
- Подумай о ком или о чем говорится в тексте (тема).
-В этом рассказе говориться о том как… .
- Что говорится об этом (главная мысль).
-С какой целью, почему автор рассказывает об этом? Главная мысль (идея) – это то, к чему автор призывает, чему учит, с какой целью написал.
- Раздели текст на законченные части.
- Какие слова являются самыми важными с каждой части (ключевые, опорные). 5-9 слов.
- С помощью опорных слов сформулируйте главные мысли частей и кратко запишите их. (План).
- Опираясь на свои записи, сформулируйте главную мысль текста, запишите ее и проверьте, выражает ли она содержание каждой части.
- Озаглавьте текст.
11.Как сравнивать.
Сравнивать – это, значит, найти общие и различные свойства предметов, явлений, вещей.
- Найди все свойства сравниваемых предметов, явлений, вещей.
- Назови найденные свойства.
- Среди всех свойств выбери основные , т.е. существенные.
- Сравни предметы по существенным свойствам, чтобы найти различия сравниваемых предметов.
- Подведи итог сравнения.
12.Что значит обобщать.
Обобщать – это, значит, найти общие признаки и свойства изучаемого явления.
- Вспомни и назови общие свойства изучаемого явления (темы).
- Проанализируй и сравни их с общими свойствами ранее изученных явлений (темы).
- Выбери существенные свойства.
- Сделай вывод о применении основных свойств изучаемого явления в практической деятельности.
Начни со слов - следовательно, таким образом, итак.
13.Как работать с понятием.
Работать с понятием – это, значит, сказать, что обозначает слово, ответить на вопрос: «Что это такое?».
- Прочитай или прослушай определение изучаемого понятия.
- Найди в определении общие свойства изучаемого понятия.
- Отбери из общих свойств основные свойства понятия.
- Сформулируй определение понятия сам.
14.Научись слушать и исправлять свою речь.
Уметь слушать и исправлять свою речь – значит, уметь сравнивать звучащую речь с нормами литературного языка.
- Внимательно прослушай звучащую речь, вникая в ее содержание.
- Слушая себя, обращай внимание на:
- произношение звуков;
- сочетаемость слов в словосочетании;
- грамматические особенности построения предложений;
- использование стиля и типа речи;
- дикцию и выбор интонации.
- Проанализируй свою речь, учитывая пункт 2.
- С помощью учителя или консультанта зафиксируй ошибки, опираясь на образец (нормы литературного языка).
- Проговори высказывание еще раз.
15.Учись читать правильно, осознано, выразительно.
Читать правильно, осознано, выразительно – значит, читать, понимая содержание и соблюдая языковые нормы.
- Посмотри текст и определи, что тебе уже известно.
- Определи, нужно ли читать текст эмоционально.
- Прочитай текст про себя, выдели главную мысль.
- Расставь нотационные паузы, выбери интонацию, темп, громкость.
- Прочитай текст вслух, учитывая п.п. 2,3.4.
- Установив недочеты, подготовься к осознанному, правильному, выразительному чтению
16.Как научиться пересказывать подробно.
Подробный пересказ – это вид пересказа без сокращения.
- Выразительно прочитай текст.
- Расскажи, что тебе уже известно о прочитанном.
- Определи особенности текста.
- Задай вопросы к тексту.
- Найди главную мысль.
- Раздели текст на логические части. Читая каждую часть, записывай опорные слова, словосочетания, фразы, не опуская деталей.
- Подробно перескажи текст, опираясь на записи.
- Прочитай текст, сравнивая с пересказом, найди пропущенное.
- Повторно перескажи текст, учитывая недочеты.
17.Как научиться пересказывать выборочно.
Выборочный пересказ – это вид пересказа, передающего заданную тему.
- Выразительно прочитай текст.
- Определи, что тебе известно о прочитанном.
- Определи особенности текста, который ты будешь пересказывать.
- Выдели логические части и расположи части в определенной последовательности.
- Читая каждую, записывай опорные слова, словосочетания, фразы.
- Найди слова для связи частей.
- Перескажи получившийся текст, опираясь на записи, а затем без них.
- Прочитай выбранные части, сравни с пересказом, найди пропущенное.
- Повторно перескажи исправленный текст.
18.Как учиться пересказывать сжато.
Сжатый пересказ - это вид пересказа, который передает только основное содержание текста.
- Выразительно прочитай текст.
- Определи, что тебе уже известно.
- Выдели логические части.
- Определи главную мысль каждой части и запиши ее.
- Найди и запиши слова, словосочетания, фразы, связывающие логические части.
- Составь текст, используя основные моменты и связки.
- Перескажи получившийся текст, используя записи.
- Перескажи без записей.
- Сравни свой рассказ с записями, выяви ошибки.
- Исправь ошибки и перескажи вновь.
19.Связный ответ по плану.
- Внимательно ознакомься с планом.
- Перескажи каждую часть, опуская деталей.
- Перескажи весь текст.
- Следи, не отступаешь ли ты от плана.
20.Сжатый пересказ по плану.
- Внимательно ознакомься с планом.
- Выдели главную мысль в каждой части.
- Перескажи кратко текст (только главные моменты), (перескажи каждый пункт кратко, выбирая самое главное).
21.Как готовиться к изложению.
- Прочитай внимательно текст.
- Определи о чем говориться в тексте (тему).
- Определи, что главное хотел сказать автор (главная мысль).
- Раздели текст на части.
- Выдели главное в каждой части.
- Озаглавь каждую часть (пан).
- Выпиши трудные слова. Найди слова на правила.
- Перечитай текст.
- Напиши изложение.
- Проверь работу.
22.Памятка по работе над ошибками (изложение).
П – повтор (заменить повторяющееся слово).
Н – неудачное слово или предложение (заменить другим словом или составить новое предложение).
V- пропуск слова или предложения (вписать пропущенное слово или предложение).
Т – не поставлены точки в конце предложения (поставить точку).
Ẕ - красная строка (начать с красной строки).
Г – неверно определены границы предложения (правильно определи границы).
1.2.3 – неудачный порядок слов в предложении (изменить порядок).
Ф – фактическая ошибка.
Литература:
1.Д.Хамблин «Формирование учебных навыков».М.:Педагогика,1986.
2.Л.А.Шипилина «Технология формирования и развития общих учебных умений и навыков учащихся». Омский государственный педагогический университет,2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников"
Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....
Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников
Почитав эту статью Вы узнаете: что такое УУД, какие виды бывают УУД, как сформировану УУД у детей младшего школьного возраста....
Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий
"заметки на полях"...
Формирование универсальных учебных действий. Деятельность учителя по формированию УУД.
Представлены виды универсальных учебных действий, способы по формированию УУД в начальных классах. Презентация к сообщению....
Формирование универсальных учебных действий и универсальных учебных умений у обучающихся начальной школы средствами интерактивных дидактических материалов.
Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает в основу формирован...
Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД) Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на уроках Тема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и сохранении здоровья учащихся
Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД)Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на урокахТема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и ...
"Формирование универсальных учебных действий в начальной школе (тема выступления: «Формирование коммуникативных учебных действий во внеурочной деятельности»)
Коммуникативные действия обеспечивают компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог,участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группы сверстников...