Программа опытно-экспериментальной работы по теме « Формирование универсальных логических действий учащихся начальных классов как одного из элементов экологического стиля мышления средствами УМК «Экология учебной деятельности» («Учусь учиться»)».
рабочая программа по теме
В последние десятилетия современное общество предъявляет новые требования к результатам образования. Обучение понимается как процесс подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные реальные задачи, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Сегодня наиболее перспективным путем решения данной проблемы признано формирование у обучающихся универсальных учебных действий (коммуникативных, личностных, регулятивных, познавательных, логических) уже в начальной школе. Одним направлений их развития может стать формирование экологического стиля мышления в рамках УМК «Экология учебной деятельности» («Учусь учиться»)» через накопление опыта переноса из разных предметных областей общеучебных умений, их развития и комплексного применения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа опытно - экспериментальной работы
Тема:
« Формирование универсальных логических действий учащихся начальных классов как одного из элементов экологического стиля мышления средствами УМК «Экология учебной деятельности» («Учусь учиться»)».
Исполнитель эксперимента:
Новожилова. Е. Ю. , учитель начальных классов
Научный руководитель эксперимента или консультант: Дзятковская Е. Н., ведущий научный сотрудник ИСМО РАО, д. б. н.
Актуальность:
В последние десятилетия современное общество предъявляет новые требования к результатам образования. Обучение понимается как процесс подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные реальные задачи, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда. Происходит переход - от обучения как преподнесения системы знаний к работе (активной деятельности) над заданиями (проблемами) с целью выработки определенных решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных ситуаций реального жизни; к сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями, к активному участию учащихся в выборе содержания и методов обучения. Сегодня наиболее перспективным путем решения данной проблемы признано формирование у обучающихся универсальных учебных действий (коммуникативных, личностных, регулятивных, познавательных, логических) уже в начальной школе. Одним направлений их развития может стать формирование экологического стиля мышления в рамках УМК «Экология учебной деятельности» («Учусь учиться»)» через накопление опыта переноса из разных предметных областей общеучебных умений, их развития и комплексного применения.
Проблема:
Противоречие между необходимостью формирования универсальных логических действий учащихся начальных классов и эффективностью средств УМК «Экология учебной деятельности» («Учусь учиться»)» на уровень их сформированности.
Объект исследования:
Познавательные универсальные учебные действия учащихся.
Предмет исследования:
Универсальные логические действия.
Цель:
Развитие универсальных логических действий у учащихся начальных классов как одного из элементов экологического стиля мышления через внедрение УМК «Экология учебной деятельности» («Учусь учиться») ».
Задачи:
1. Теоретическая подготовка по вопросам формирования универсальных логических действий у учащихся в учебно-воспитательном процессе.
2. Изучение теоретических и методологических основ программы УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться» через знакомство с научно-методической литературой по данной теме и курсовую подготовку.
3. Повышение уровня осведомлённости и педагогического мастерства по теме эксперимента через участие в работе творческой группы научно-практического центра школы «Образование в области экологии и здоровья: национально-региональный компонент» и городской проблемной группы «Экологическое образование в интересах устойчивого развития».
4. Внедрение УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться» в учебно-воспитательный процесс 1-4 в классах.
5. Организация взаимодействия с учителем – логопедом, педагогом – психологом, учителями – предметниками.
6. Проведение мониторинговых исследований.
7. Описание результатов ОЭР, представление результатов в виде аналитических отчётов (промежуточных и итогового), методических материалов (контрольно-измерительный и дидактический материалы, разработки занятий, фото- и видеоматериалы)
Гипотеза:
Если использовать в учебно–воспитательном процессе УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться», то у учащихся начальных классов будут сформированы универсальные логические действия.
Диагностический инструментарий:
- графический диктант по устной инструкции учителя;
- тест «Ценностный выбор в типических экологических ситуациях»;
- Тест ГИТ
Критерии оценки результатов входного контроля:
Уровень сформированности универсальных логических действий.
Ожидаемый результат:
На ступени начального образования должны быть сформированы следующие универсальные логические действия:
- сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации);
- анализ (выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части); и синтез (составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты);
- сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;
- классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака;
- обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
- установление аналогий
Сроки:
2009 - 2013гг.
Тип эксперимента:
Констатирующий и формирующий.
Этапы эксперимента
Этап | Сроки | Нормативно-установочный | Аналитико-прогностический | Деятельностный |
I. Подготовительный | 2009-2010 уч. г. | 1. Теоретическая подготовка по вопросам формирования универсальных учебных действий у учащихся в учебно-воспитательном процессе. | 1. Входная диагностика образовательных результатов | |
2. Изучение теоретических и методологических основ программы УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться» через знакомство с научно-методической литературой и курсовую подготовку. | ||||
3. Разработка программы ОЭР | ||||
II. Практический этап | 2009 – 2013 гг. | 1. Составление характеристики инновации по годам и плана реализации ОЭР на текущий учебный год. | 1. Мониторинговые исследования | 1. Внедрение УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться» в учебно-воспитательный процесс 1-4 в классах |
2. Составление календарно-тематического планирования занятий | 2. Анализ промежуточных результатов ОЭР | 2. Организация взаимодействия с учителем – логопедом, педагогом – психологом, учителями – предметниками. | ||
3. Повышение уровня осведомлённости и педагогического мастерства по теме эксперимента через участие в работе творческой группы научно-практического центра школы «Образование в области экологии и здоровья: национально-региональный компонент» и городской проблемной группы «Экологическое образование в интересах устойчивого развития». | ||||
III. Обобщающий | 2013 г | 1. Описание результатов ОЭР и их представление в виде аналитического отчёта. | Подготовка методических материалов (контрольно-измерительный и дидактический материалы, разработки занятий, фото- и видеоматериалы) |
Прогноз возможных негативных последствий:
В связи с отсутствием в РБУП для 1-ых классов часов школьного компонента для ведения часового занятия по программе УМК и модульным подходом к внедрению УМК в учебно-воспитательный процесс (на уроках по чтению, математики, окружающего мира, ИЗО) возможно сокращение учебного времени на изучение предметного содержания.
Способы коррекции, компенсации негативных последствий:
Использование приёмов интенсификации обучения, рациональное с учётом предметного содержания распределение материала УМК по учебным предметам.
Состав участников эксперимента:
Учащиеся 1- 4 в класса, учитель, учителя - предметники, учитель – логопед, педагог-психолог.
База эксперимента:
МОУ «СОШ № 8» г. Усть – Илимска Иркутской области
Статус эксперимента:
Межрегиональный.
Форма представления результата:
Аналитический отчёт, контрольно-измерительный и дидактический материалы, разработки занятий, фото- и видеоматериалы.
Научно-методическая обеспеченность эксперимента:
- Дзятковская Е.Е. Учусь учиться - 0-1. Серия: Экология учебной деятельности. Учебная программа. Методические рекомендации. -М.: Центр «Образование и экологи», 2008. - 58 стр. с ил. Издание третье, переработ.
- Дзятковская Е.Е. Учусь учиться - 0-1. Рабочая тетрадь для дошкольников и первоклассников. - М.: Центр «Образование и экология», 2008. - 40 стр. с ил. Издание третье, переработ.
- Дзятковская Е.Е. Образование и ... или здоровье? Книга для учителя. - М.: Центр «Образование и экология», 2007 г.
- Дзятковская Е.Е Как преодолеть ошибки в чтении, письме, математике: Методические рекомендации для педагогов и родителей. - М.: Центр «Образование и экология», 2007 г.
- Дзятковская Е.Е. Курс лекций по УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья по теме: " Формирование универсальных логических действий младших школьников через развитие познавательного интереса на уроках математики.
В статье рассмотрены практические аспекты формирования логических универсальных действий младших школьников....
Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов –
Материал можно использовать для выступления на МО....
Презентация на тему: "Формирование универсальных (логических) учебных действий на уроках в начальной школе"
Презентация раскрывает поэтапное формирование таких логических универсальных действий, как определение понятий, операция сравнение и ...
Программа опытно-экспериментальной работы по теме: «Формирование ценностно – смысловой ориентации учащихся начальной школы средствами УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться»
В Программе развития универсальных учебных действий определены требования к личностным результатам начального образования – на основе сформированности личностных универсальных учебны...
Тезисы выступления по теме Формирование ценностно-смысловой ориентации учащихся начальной школы посредством УМК "Экология учебной деятельности "Учусь учиться"
Данный материал представляет собой краткое описание опытно-экспериментальной работы в виде тезисов. Мною представлены следующие разделы работы: актуальность, объект и предмет исследования, цели и зада...
Описание опыта работы по теме "Формирование универсальных учебных действий на основе организации исследовательской деятельности обучающихся". Статья.
Актуальность, научно-практическая значимость................................Теоретическая база...................................................................................Этапы исследовате...
опыт работы по теме: «Формирования универсальных учебных действий у младших школьников посредством технологии развития критического мышления»
Опыт работы: «Формирования универсальных учебных действий у младших школьников посредством технологии развития критического мышления» ....