Самоанализ работы по организации проблемного обучения
учебно-методический материал

Лукьянова Мария Дмитриевна

Самоанализ работы по организации проблемного обучения (выступление на педагогическом совете «Совершенствование методов обучения и воспитания в условиях сельской малокомплектной школы») учителя начальных классов Лукьяновой М.Д.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnoe_obuchenie.docx26.94 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Васильевская основная общеобразовательная школа»

Сафоновского района Смоленской области.

Самоанализ работы по организации проблемного обучения

(выступление на педагогическом совете «Совершенствование методов обучения и воспитания в условиях сельской малокомплектной школы»)

учителя начальных классов Лукьяновой М.Д.

2018 год.

Использование проблемного подхода в обучении

Цель применения технологии проблемного обучения: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.

Для достижения этой цели надо решать следующие задачи:

1. Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования.

2. Повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями.

3. Применять дифференцированный и интегрированный подход в учебном и воспитательном процессе.

Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

Проблемное обучение позволяет достигать определенных результатов:

- активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;

- у  учащихся формируется положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес;

- возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.

Высокие показатели качества знаний свидетельствуют о высоком уровне качественной успеваемости у обучающихся. Проведенная психологом диагностика, определяющая отношение к школьным предметам показала, что у ребят сформировался познавательный интерес к изучаемым предметам.

Данная технология позволяет спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов

Методы проблемного обучения  применяю на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе.

Проблемный урок отличается от других (традиционных) именно этапами введения и воспроизведения знаний.

Умение видеть проблемы – интегральное свойство мышления. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности.

 Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире и т.д..

Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение

знаний; развивает аналитическое мышление, делает учебную деятельность для

учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях; оно

ориентирует на комплексное использование знаний. Важно и то, что решение

проблем на уроках, приучают учащихся думать, искать решение, а это является

одним из средств формирования мышления.

с помощью проблемного обучения решаю многие педагогические задачи:

 Самостоятельный поиск новой информации.

 Самостоятельная работа с учебником.

 Овладение навыком решения задачи.

 Воспитание активной личности, формирование инициативности,

ответственности, способности к сотрудничеству.

 Развитие личностных качеств.

 Прочность усвоения знаний, так как путём поиска разрешения проблемной

ситуации достигается полное понимание материала.

 Решение проблемы психологического комфорта на уроках.

Поэтому именно за проблемным обучением – будущее современной школы

Преимущества использования проблемного обучения состоят в том, что оно повышает уровень познавательной активности учащихся, способствует научению детей самостоятельному добыванию знаний путём творческой деятельности, повышает интерес к учебному труду, обеспечивает развитие продуктивного мышления, прочные и действенные результаты обучения.

Диагностика № 1. Способность ученика действовать в условиях проблемной ситуации .

Цель диагностики :

– проследить за действиями учащихся в условиях проблемной ситуации;

– выявить, на каком уровне (не обнаруживает, обнаруживает удовлетворительно, обнаруживает хорошо) обнаруживает учащийся проблему, может ли найти путь решения проблемной задачи. При этом учитывается самостоятельность этих действий.

Для этой диагностики даны четыре проблемные ситуации из разных учебных дисциплин. Диагностика проводилась в 1 и в 3 классе.

Диагностика № 2. Наблюдение за активностью и отвлекаемостью учащихся

Цель: выявить уровень познавательной активности учащихся, определить соотношение отвлекаемости и познавательной активности, а также выяснить эмоциональное отношение к учебе.

Во время диагностики отслеживались действия учеников: активность и отвлекаемость. Результаты наблюдений фиксировались в бланке наблюдений.

Диагностика № 3. Отношение учащихся к учению.

Цель: через анкетирование учащихся выяснить эмоциональное отношение детей к учебе, характер возникающих трудностей в учении, а также отношение учащихся к этим трудностям до применения метода проблемного обучения.

После проведения данного исследования выяснилось, что  учащиеся  замечают проблемную ситуацию,  самостоятельно осознают существующую в ней проблему.

Анализ анкет второго этапа показал, что у детей повысился интерес к новым знаниям, исчез страх перед преодолением трудностей, усилилось желание самостоятельного поиска разных подходов к выполнению заданий.

Таким образом, результаты трех исследований показали, что дети способны видеть и воспринимать проблемные ситуации самостоятельно, но нуждаются в помощи и руководстве по освоению модели поведения в проблемной ситуации (найти проблему, сформулировать ее, искать пути решения, доказать верность выбора).

В задачу современной школы входит не только вооружить учащихся знаниями, но и научить их вести наблюдения, творчески мыслить, рассуждать, делать самим выводы и обобщения. Современные приёмы обучения должны способствовать осуществлению познавательной деятельности. Среди приёмов обучения можно использовать на уроках следующее: анализ и синтез, сравнение и сопоставление, классификацию и дифференциацию, эксперимент, создание проблемы

Результаты сравнительной диагностики развития креативного мышления

младших школьников

Уровень творческих

способностей

 1кл.

3кл.

Диагностический инструментарий

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

0%

0%

100%

0%

50%

50%

0%

0%

тест Ф.Картера и

К.Рассела «Упражнения

для развития творческого

мышления, памяти и

интеллекта

Факторы креативности: гибкость, беглость, точность, оригинальность- методика Торреса

Цель: повышение интереса к учению, повышение мотивации, ощущение комфорта и успеха.

Чтобы ещё больше повысить интерес к учёбе, обеспечить развивающий эффект и мотивацию учения, не допустить переутомления на уроке, в 1 и 2 классах ввожу в проблему игровой момент, сопровождая наглядностью,  и на его основе разрешаем проблему. Например,как быстрее и легче сосчитать, к 1 прибавить 5. Волк к 1 ореху присчитывал 5 орехов, а белочка – к 5 орехам присчитала 1. Кто быстрее сосчитал? Кому было легче? Ребята исследуют проблему и делают вывод. В результате у детей повышается интерес, им хочется ещё поиграть, мотивация повышается, переутомление и отвлекаемость  отсутствуют, а знания, умения и навыки укрепляются.

В результате применяемого мною метода проблемного обучения в сочетании с игровыми методами у обучающихся:

- повысился интерес к учебе;

- обеспечился развивающий эффект и высокая мотивация учения;

- нет переутомления на уроке;

- обеспечилась атмосфера сотрудничества учителя и ученика;

- развивается речь, логическое мышление;

- развивается личность ребенка, его творческие способности и интерес к предметам;

- выработалась активная позиция детей;

- дети показывают высокий уровень обученности.

Таким образом, построив обучение на проблемном методе, добилась повышения качества знаний (выполнение заданий повышенного уровня), активного включения детей в исследование, проектную деятельность. Учащиеся стали деятельны в процессе овладения знаниями.

Итак, предметные результаты проблемного диалога – качественные знания. Их приобретение достигается за счёт использования центральных компонентов технологии: методы постановки проблемы обеспечивают познавательную мотивацию, методы поиска решения – подлинное понимание материала, продуктивные задания – осознанное воспроизведение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия и способы организации проблемного обучения в начальной школе

Организация проблемного обучения в практике имеет определенные сложности. Основные трудности  связаны с недостаточной разработанностью методики организации проблемного обучения в разных типах уче...

Карточки для педагогов начальных классов для организации проблемного обучения на уроках

В данном материале представлены карточки для учителей начальных классов для введения проблемных ситуаций на уроках русского языка, математики....

Методы и приемы организации проблемного обучения в начальной школе.

Методы и приемы организации проблемного обучения в начальной школе....

Организация проблемного обучения на уроках математики в начальной школе

Основные теоретические исследования по истории развития проблемного обучения были проведены в 70-х гг. XX в. Наиболее значимые работы, где изучались истоки проблемного обучения, это: А. М. Матюшкин &l...

Организация проблемного обучения с использованием средств ИКТ

Перед современным обществом встала проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы исходить из того, что ученики не  пассивно воспринимают  учебную информацию, а проявляют...