Методы и приемы организации проблемного обучения в начальной школе.
методическая разработка (2 класс)
Методы и приемы организации проблемного обучения в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методы и приемы организации проблемного обучения в моей деятельности | 29.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приемы организации проблемного обучения в начальной школе
Технология проблемного обучения заключается в следующем: учитель создаёт проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения. Таким образом, ребёнок становится в позицию субъекта своего обучения, и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.
Методические приёмы создания проблемных ситуаций:
- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);
- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
- определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);
- ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).
Для реализации проблемной технологии необходимы:
- самых актуальных, сущностных задач;
- определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;
- построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;
- личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать заинтересованность учащихся в деле.
Задача учителя состоит не в том, чтобы сформировать безошибочное мышление, а в том, чтобы научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.
При этом и учитель, и учащиеся становятся относительно равноправными участниками совместной учебной деятельности.
Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.
На проблемном уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания.
Постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. Различается два вида диалога: побуждающий и подводящий.
- Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
- Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.
Побуждающий диалог строится от проблемной ситуации и представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.
Рассмотрим основные приемы создания проблемной ситуации.
Приемы создания проблемной ситуации | Побуждение к осознанию противоречия | Побуждение к формулированию проблемы |
1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения. | Что Вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо? | Выбрать подходящее: |
2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал. | Вопрос (задание) был один? А сколько в классе мнений? Почему так получилось? |
|
3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием "на ошибку". Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью. | Вы сначала как думали? А как на самом деле? | Какой возникает вопрос? |
4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. | Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? |
|
5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим. | Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? | Какая будет тема урока? |
6. Шаг 1. Дать практическое задание, сходное с предыдущим. Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено. | Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Почему так получилось? |
|
Можно сделать вывод:
Цель проблемно-диалогического урока – научить самостоятельно решать проблемы.
Средство – открывать знания вместе с детьми.
Далее мы рассмотрим, как можно создавать проблемные ситуации на уроках в начальной школе.
На каждом уроке изучения нового материала учитель проводит школьников через все звенья научного творчества: постановку проблемы, поиск решения, выражение решения и его реализацию.
Постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не боится проблем, а стремится их разрешить. Войдя в жизнь, ребенок будет защищен от стрессов.
В методической литературе предлагаются различные приёмы создания проблемных ситуаций. Я хочу остановиться на проблемных ситуациях, предложенных Мельниковой Е.Л.
Прием 1.
Предмет «Русский язык» 2 класс
Тема: Непроизносимые согласные.
На доске записано слово вестник.
- Прочтите это слово орфографически, орфоэпически. (вестник )
- Что вас удивило? (Буква Т в слове пишется, а при чтении не произносится.)
- Какой вопрос у вас возникает?
( Почему некоторые согласные пишут там, где звук не произносят.)
Прием 2.
Предмет «Окружающий мир» 1 класс
Тема: Родная природа. Март. Лесные новости
Проблемная ситуация.
Однажды, летая на воздушном шаре и пытаясь обмануть пчел, Винни-Пух заметил, что наступила весна. Он задумался, что же происходит в природе с приходом весны? Винни-Пух обратился к друзьям: Пятачку, Сове, Кролику и Ослику.
Кролик ответил: «Распускается первый весенний цветок подснежник, появилась травка и теперь я гуляю на полянке». Ослик Иа согласился с Кроликом. Пятачок сказал, что стало много луж и теперь можно в них купаться. А Сова добавила: самое главное, что в лесу появились мыши, которых она с трудом отыскивала зимой.
- Ребята, что вас удивило? (побуждение к осознанию противоречия)
(Много мнений)
- Какой возникает вопрос? (Учебная задача) (побуждение к формулированию учебной проблемы).
- Кто прав?
- Какое основное, главное изменение в природе весной?
Учитель подводит итог: каждый из друзей Винни-Пуха заметил то изменение, которое важно именно для него, для его жизни. Но все эти изменения возможны потому, что весной становится теплее, лес освобождается от снега, просыпаются от зимнего сна животные и т.д.
В процессе диалога на доске появляются рисунки, раскрывающие временные причинно-следственные связи в природе. Устанавливается их последовательность.
Прием 3.
Предмет «Окружающий мир» 3 класс
Тема: Природные зоны России.
Учитель: | Ученики: |
- Послушайте и скажите: бывает ли так? «Ехали мы ночью на санях по густому березовому лесу. Иногда березы заступались, и тогда под полозьями саней мелькали разноцветные мхи и кочки, поросшие цветами и спелыми ягодами. И вдруг видим: над березами торчат шляпки грибов. Остановились мы, сорвали грибы и принялись искать еще. Раздвинешь 2-3 березки и найдешь хороший грибок. Набрали мы грибов целую корзинку. Смотрим на часы – время за полночь зашло, пора спать ложиться. А солнце вовсю светит и не думает заходить. Положили мы свои спальные мешки на березы, забрались в них с головой, чтобы солнце не светило и комары не кусали, и крепко заснули». Учитель предъявляет факты: фотографии, сообщения о тундре, видеоматериал. | - Нет, не может быть, что на санях едешь, а на земле вместо снега – мох, цветы, ягоды. - Еще не бывают грибы выше берез. - Ночью солнце не светит. Удивление (возникновение проблемной ситуации). |
Прием 4.
Предмет «Русский язык» 4 класс
Тема: Неопределенная форма глагола.
На доске слова: лить, мечтать, хотеть, колоть, рубить.
- Определите число и лицо глаголов.
Прием вызывает недоумение учеников, так как задание невыполнимо.
(в рамках некоторых тем прием применить невозможно).
Прием5.
Предмет «Математика» 3 класс
Тема: Деление двузначного числа на двузначное.
Учитель: | Ученики: |
Найдите значение данных выражений и разделите их на группы. 24:2 70:5 66:6 78:6 78:13 | 24:2=12 78: 6=13 66:6=11 70:5=14 I столбик: делимое заменяем суммой разрядных слагаемых. II столбик: делимое заменяем суммой удобных слагаемых. 78:13 – не смогли найти значение, т.к. еще не умеют делить на двузначное число |
Прием 6.
Предмет «Русский язык» 2 класс
Тема: Непроизносимые согласные.
- Подберите проверочные слова: мороз, порог, образ. (Морозы, пороги, образы.)
- Каким способом вы проверяли написание этих слов? (Изменяли форму слова так, чтобы в конце после согласного был гласный.)
- А теперь запишите слова: вестник, тростник, сердце. Каким способом вы их проверите?
(Таким же: вестники, сердца, тростники.)
- Какие буквы требовали проверки? Вы смогли проверить их данным способом? (Нет.)
- Смогли вы выполнить задание? Почему? (Не знаем способа проверки.)
- Попробуйте сформулировать тему урока.
Главная ценность в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Задача учителя при этом не выуживать из массы ответов подходящий, а видеть в каждом мнении ребенка живую мысль, помочь каждому совершить многотрудный путь от абсолютного знания к «ученому незнанию» (термин С.Ю.Курганова). Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребёнка.
Технология проблемного обучения привлекла, прежде всего, своей универсальностью: она применима на любой ступени и на любом предметном содержании. Данная характеристика является определяющей, так как, будучи учителем начальных классов, преподавая в одном классе несколько предметов, хотелось найти именно такую универсальную технологию обучения.
Сравним традиционный и проблемно-диалогический уроки и сделаем вывод.
Традиционный урок | Проблемно-диалогический урок | |
1 | Тема: «Сегодня мы будем изучать…» | Постановка проблемы: «С одной стороны, …, но с другой стороны, …», «Что удивляет? В чем затруднение? …», «Какой возникает вопрос? Что надо узнать?» |
2 | Объяснение учителя: «Итак, слушайте внимательно….» | Поиск и нахождение решения: «Определите сами,…», «Сделайте вывод,..» «Как мы можем ответить на наш вопрос...» |
3 | Заучивание материала: «Выучи…», «Перескажи…», «Повтори…» | Создание продукта: «Придумай схему…», «Зарифмуй правило…» |
Выводы.
Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.
На проблемном уроке дети шаг за шагом проходят четыре творческих этапа: осознание проблемной ситуации, выдвижение гипотез и их решение, открытие новых знаний (истины), применение новых знаний, т.е. реализация продукта.
На проблемном уроке могут быть использованы две формы диалога: побуждающий и подводящий. Учитель сам выбирает и регулирует форму учебного диалога в зависимости от темы урока и уровня познавательной активности, подготовленности учащихся.
Использование на уроках проблемных ситуаций позволяет управлять мыслительной деятельностью учеников, что является необходимым условием развития их умственных способностей, повышения познавательной активности в процессе овладения знаниями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проблемного урока в начальной школе
В статье отражены этапы организации проблемного урока....
Условия и способы организации проблемного обучения в начальной школе
Организация проблемного обучения в практике имеет определенные сложности. Основные трудности связаны с недостаточной разработанностью методики организации проблемного обучения в разных типах уче...
Организация проблемного урока в начальной школе
Задачей наших школ является формирование гармонически развитой личности. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обуче...
Выступление на городской педагогической секции учителей начальных классов «Использование технологии проблемного обучения в начальной школе в образовательно-воспитательной среде детского дома»
В данном выступлении отражены основные приемы введения проблемной ситуации на уроках в начальной школе....
Статья «Использование методов проблемного обучения в начальной школе.»
Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения со...
Организация процесса обучения в начальной школе по программе «Перспективная начальная школа» в условиях реализации ФГОС.
В данной статьераскрываются особенности построения учебного материала по программе "Перспективная начальная школа"...
Методы и приемы повышения техники чтения в начальной школе
Обобщение опыта работы по увеличению скорости и качества чтения в начальной школе....