Организация проблемного обучения с использованием средств ИКТ
презентация к уроку
Перед современным обществом встала проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы исходить из того, что ученики не пассивно воспринимают учебную информацию, а проявляют активность и самостоятельность во владении знаниями, самостоятельно решают поставленные задачи. Одной из таких эффективных технологий является технология проблемного обучения, позволяющая реализовывать системно-деятельностный подход, который лежит в основе федерального государственного образовательного стандарта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_kudryashovoy_e.v._uchitel_goda_rossii-2022.docx | 25.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
Организация проблемного обучения с использованием средств ИКТ
Цель: Познакомить с методами создания проблемных ситуаций на уроке.
Задачи:
• Обозначить актуальность технологии проблемного диалога;
• Познакомить с методами создания проблемных ситуаций;
• Представить примеры создания проблемных ситуаций;
Форма проведения: беседа.
Ожидаемый результат:
• Повышение профессиональной компетенции учителей по созданию проблемных ситуаций на уроках.
Оборудование:
• мультимедийная презентация;
Ход проведения мастер – класса:
1. Введение в тему.
Перед современным обществом встала проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы исходить из того, что ученики не пассивно воспринимают учебную информацию, а проявляют активность и самостоятельность во владении знаниями, самостоятельно решают поставленные задачи. Одной из таких эффективных технологий является технология проблемного обучения, позволяющая реализовывать системно-деятельностный подход, который лежит в основе федерального государственного образовательного стандарта.
Проблемная ситуация в обучении – это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение у обучающихся интереса к обсуждаемой теме.
Технология проблемного обучения позволяет добиться положительной динамики качества обучения. Мои ученики постоянно принимают участие в различных конкурсах. Мы стараемся не пропускать ничего. Особенно детям нравиться работать на платформе Учи.ру и Якласс.
Все мои ученики оптимально используют свое время для самообразования на различных дистанционных платформах, независимо от уровня знания учащегося.
Суть проблемного обучения: ученик не только усваивает конкретные знания и навыки, но и овладевает способами действий, обучается конструировать и управлять своей учебной деятельностью.
Главная цель: обеспечить каждому ученику условия для развития как самоизменяющегося субъекта учения, создать такие условия, чтобы ребенок хотел, любил и умел учиться.
Основное звено проблемного обучения: проблемная ситуация.
2. Теоретическая часть мастер- класса.
Что в принципе является проблемным уроком, почему он так называется? Проблемным можно назвать урок, на котором учитель , перед тем как дать новый материал, создает затруднительную ситуацию, тем самым побуждая обучающихся мыслить и искать выход из неё на протяжении урока.
Как создать проблемную ситуацию на уроке? Проблемная ситуация, действительно возникла, если у класса появился эмоциональный отклик.
По реакции детей проблемные ситуации делят на два больших типа: «с удивлением» и «с затруднением».
Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов:
- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
- сталкивает противоречия практической деятельности;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;
- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения;
- определяет проблемные теоретические и практические задания;
- ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения и др.)
Структура проблемного урока:
1) подготовительный этап;
2) этап создания проблемной ситуации;
3) осознание учащимися темы или отдельного вопроса темы в виде учебной проблемы;
4) выдвижение гипотезы, предположений, обоснование гипотезы;
5) доказательство, решение и вывод по сформулированной учебной проблеме;
6) закрепление и обсуждение полученных данных, применение этих знаний в новых ситуациях.
Хочу познакомить Вас с приемами, предложенными Мельниковой Еленой Леонидовной, кандидатом психологических наук, доцентом кафедры начального и дошкольного образования.
1. Классические. К ним относят:
1.1.Создание проблемной ситуации с удивлением. Детям одновременно предъявляются противоречивые факты, разные точки зрения, сталкивают разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.
Урок математики «Порядок выполнения действий в числовых выражениях» 2 класс
На доске запись 2 + 5 х 3 = 17 и 2 + 5 х 3 = 21.
Учитель: Вижу, вы удивлены (реакция удивления). Почему?
Ученики: Примеры одинаковые, а ответы разные! Учитель: Значит, над каким вопросом подумаем?
Ученики: Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?
1.2 Проблемная ситуация с затруднением. Её смысл состоит в том, чтобы дать практическое задание не выполнимое вообще, дать задание не сходное с предыдущим или дать невыполнимое задание, сходное с предыдущим.
Тема: Умножение.
Детям предлагаются задания на нахождение суммы одинаковых слагаемых. Затем предлагается решить задачу
На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 860 рубашек?
- Вы смогли записать выражение к задаче?
- Почему?
- Что будем сегодня делать? Какой вопрос исследовать? (будем искать другой способ решения)
2. Сокращенные:
2.1. Побуждающий диалог, смысл которого в том, чтобы задать проблему, трудность, помочь сформулировать учебную задачу. Используется для побуждения к созданию противоречия, побуждения к формулированию проблемы.
Урок русского языка , 2 класс НШ21 века.
Тема «Непроизносимые согласные в корне слова».
представляем ученикам противоречивые факты:
На доске записаны слова: вестник, весть, известие, известный.
- Прочитайте эти слова орфографически.(читают).
- Прочитайте эти слова орфоэпически. (испытывают затруднение, возникает проблемная ситуация)
- Что вас удивило? Что интересного заметили? (везде «т» пишется, но не везде произносится)
- Какой же у вас возникает вопрос? (почему в некоторых словах «т» не произносится?
2.2. Подводящий проблемный диалог. Это логически выстроенная цепочка вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока.
Русский язык «Повторение написания заглавной буквы в именах и разделительного Ь»
- Прочитайте слова: Дарья, Софья, Илья.
- Что они обозначают? (имена)
- Что надо помнить при написании имён? (пишем их с заглавной буквы) - Что общего в этих словах? (разделительный Ь)
- В каких случаях пишется разделительный Ь? (середине слова между согласной и гласной)
- Какая же будет тема урока? (повторение написания заглавной буквы в именах и разделительного Ь)
3. Мотивирующие. Использую следующие приемы:
3.1. Сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно. Ярким «пятном» могут быть сказки, легенды, отрывки из художественной литературы, фрагменты мультфильмов, аудиозаписи, ребусы, кроссворды, шуточные стихотворения, инсценировки. ;
Например, «Ярким пятном» на уроке математики может быть фрагмент известного мультфильма «38 попугаев» . Его можно использовать при изучении темы «Длина отрезка».
- В ходе подводящего диалога дети приходят к выводу, что удав был один и тот же, а мерки разные и поэтому для измерения длины необходимо использовать единую мерку.
3.2. Демонстрация непонятных явлений с использованием наглядности и эксперимента.
Окружающий мир «Круговорот воды в природе»
Учитель: Много рек течет со всех сторон в моря и озера. Кажется, что моря должны переполниться и затопить сушу. Почему этого не происходит? (Для ответа на этот вопрос у учащихся 3 класса знаний явно не достает)
Учитель показывает опыт «Круговорот воды в природе».
3.3.Сообщение темы урока с использованием приема «актуализация»- обнаружение смысла значимости проблемы для обучающихся.
Урок математики, 4 класс Тема: Проценты.
- Начинаем изучать новую тему, а какую - догадаетесь сами, потому что с этим термином мы сталкиваемся на каждом шагу.
Вы приходите в магазин и видите объявление: «В дневные часы скидка 10 ...». Чего?
Выбираете молоко, а на пачке написано: «Жирность 3,2 ...». Чего?
- А в школе вам уже встречался термин «процент»?
- Термин «процент» прочно вошел в нашу жизнь.
Это и есть тема урока. Учитель фиксирует тему на доске. .
Заключительное слово.
Открывать новые знания надо совместно с учениками, и стараюсь воплотить это на своих уроках. Надеюсь, эти примеры помогут учителям разобраться в тонкостях применения на практике этой технологии.
Проблемное обучение – сегодняшний и завтрашний день нашего образования, поэтому овладевать этой технологией может каждый педагог.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Условия и способы организации проблемного обучения в начальной школе
Организация проблемного обучения в практике имеет определенные сложности. Основные трудности связаны с недостаточной разработанностью методики организации проблемного обучения в разных типах уче...
Организация проблемного обучения на уроках
Выступление на РМО...
Проблемное обучение как эффективное средство активизации мышления младших школьников.
На проблемном уроке ребята больше думают, чаще говорят и, следовательно, активнее формируют мышление и речь, осуществляют творческую деятельность и, значит, обретают творческие способности, отстаивают...
Карточки для педагогов начальных классов для организации проблемного обучения на уроках
В данном материале представлены карточки для учителей начальных классов для введения проблемных ситуаций на уроках русского языка, математики....
Самоанализ работы по организации проблемного обучения
Самоанализ работы по организации проблемного обучения (выступление на педагогическом совете «Совершенствование методов обучения и воспитания в условиях сельской малокомплектной школы») учи...
Методы и приемы организации проблемного обучения в начальной школе.
Методы и приемы организации проблемного обучения в начальной школе....