Методический материал. Традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира "Исторические вехи нашей страны"
методическая разработка по окружающему миру (3, 4 класс)
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения и в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.
Опыт исследовательской, творческой деятельности приобретается детьми в процессе проектной деятельности.
Цели и задачи: развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Лебедева Л. В., учитель ЧОУ «Школы экономики и права» Красносельского района г. Санкт-Петербурга
Метод учебного проекта в образовательном процессе:
традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся
(из опыта работы учителя начальных классов)
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения и в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.
Опыт исследовательской, творческой деятельности приобретается детьми в процессе проектной деятельности.
Говоря об особенностях учебного проекта, необходимо отметить их сущность.
• Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
• Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
• Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
• В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
• Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.
• Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.
• Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям 21 века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества. Данный метод позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально: формируется умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности.
Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:
1) направление на достижение конкретных целей; на результат;
2) включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
3) имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
4) неповторимы и уникальны.
Программы в начальной школе разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и предполагают организацию проектной деятельности.
Вовлекать в проектную деятельность учеников нужно уже в первом классе, например, в игровые проекты. Это могут быть ролевые игры, спектакли, устные журналы, концерты, выставки рисунков, поделок. После завершения работы над проектом детям предоставляется возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.
В первом классе более приемлема коллективная форма работы, где участниками проекта становится весь класс. В начальной школе к выполнению проектов привлекают родителей. Важна со стороны родителей помощь советом, информацией, проявление заинтересованности.
В целом при работе над проектом учитель:
• помогает ученикам в поиске нужных источников;
• сам является источником информации;
• координирует весь процесс;
• поощряет учеников;
• поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Правила успешности проектной деятельности:
• В команде нет лидеров, все равны.
• Команды не соревнуются.
• Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом.
• Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
• Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть «спящих партнеров».
• Ответственность за конечный результат несут все члены команды.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
На чём основана работа по созданию проекта?
Каковы принципы организации проектной деятельности?
• Проект должен быть посильным.
• Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов.
• Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов – обсуждение выбранной темы, плана работы и ведения дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений.
• Обязательная презентация результатов по проекту в той или иной форме.
Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация проекта.
Презентация проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте.
Для направления деятельности учеников была разработана памятка для начинающего исследователя:
• Выбери тему исследования.
• Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
• Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
• Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
• Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
• Сделай выводы.
• Оформи результаты своей работы.
• Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
Такая памятка готовится на каждого ученика. Работая в проекте, памятка поможет работать ученику самостоятельно, использовать информацию, систематизировать материал, пошагово выполнять проектную или исследовательскую работу.
В рамках традиционных учебных занятий использую:
• проблемное введение в тему урока;
• постановку цели и задач урока совместно с учащимися;
• совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;
• групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;
• выдвижение идеи (мозговой штурм);
• постановку вопроса (поиск гипотезы);
• формулировку предположения (гипотезы);
• обоснованный выбор способа выполнения задания;
• составление аннотации к прочитанной книге, картотек;
• поиск дополнительной литературы;
• подготовку доклада (сообщения);
• самоанализ и самооценку, рефлексию;
• поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.
Используя материал уроков, особое внимание уделяю развитию приемов логического мышления, навыков устной и письменной речи. Развитие приемов логического мышления осуществляется поэтапно в следующей последовательности:
• оперирование признаками предметов (выделение признаков предметов, сравнение двух и более предметов, узнавание предметов по данным, выделение общих и отличительных признаков, выделение существенных и несущественных признаков, выделение главного);
• классификация (словесная характеристика классов в готовой классификации, отнесение объекта к классу, выбор основания для классификации, деление объектов на классы, систематизация);
• определение понятия через род и видовое отличие (отнесение объектов к роду, учет соразмерности определений, формулировка определений и объяснение понятий);
• доказательство и рассуждение (использование логических связок и слов, простейшие умозаключения).
Для развития общих исследовательских умений и навыков даю такие задания:
• Для развития умения видеть проблему: продолжить рассказ, оценив ситуацию с чьей-либо позиции, продолжить рассказ от чьего-либо имени, составить рассказ от имени другого персонажа, составить рассказ, используя данную концовку.
• Задания на развитие умения вырабатывать гипотезу: например, задание: - Давайте вместе подумаем, почему весной появляются почки на деревьях, почему летом снег в горах не тает? и т.д.
• Для развития умения задавать вопросы: задание «Найди загадочное слово», игра «Угадай, о чем спросили».
• Для развития умения и навыков экспериментирования: даются задачи для мыслительных экспериментов: Что можно сделать из листка бумаги? Что будет, если люди научатся читать мысли других?
Заниматься проектной деятельностью с учащимися начальной школы достаточно сложно, поскольку у них нет еще достаточных знаний и навыков для этого. Конечно, чем младше дети, тем более «облегченный» вариант проектной деятельности им предлагается. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и потому возбуждение сил ученика и желание работать над другими проектами. Дети младшего школьного возраста уже по природе своей исследователи. Они с большим интересом участвуют в исследовательской деятельности, проявляют желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.
Литература:
Матяш Н.В., Симоненко В.Д «Проектная деятельность младших школьников» – М.: Вентана – Граф, 2012 г.
Иванова Н.В. «Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе» - Начальная школа - №2 2014 г.
Воскобойникова Е.А. «Проектные работы первоклассников в период обучения грамоте» - Начальная школа - №12 2007 г.
Дубова М. В. «Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов» - М: Баласс, 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в 1-2 классе по программе "Планета знаний"
В статье дается описание организации проектной деятельности в 1-2 классах по программе "планета знаний". описаны этапы работы над проектной деятельностью....
Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира как средство изучения краеведческого материала.
Квалификационная работа...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/20/picture-534246-1416500260.jpg)
Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе как условие развития положительной мотивации учащихся.
Организация проектной деятельностина уроках окружающего мира в начальной школе как условие развития положительной мотивации учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/07/picture-704356-1446909440.jpg)
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Проектная деятельность в четвертом калассе в разделе учебника «Родной край - часть большой страны»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/17/picture-816895-1474088944.jpg)
Статья. «Метод учебного проекта в образовательном процессе: традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя начальных классов)»
Личностные качества закладываются в начальной школе. И не только базовые навыки, такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в эт...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/23/picture-50830.jpg)
Методический семинар «Система действий учителя при организации проектной деятельности на уроке в начальной школе»
Важность формирования у молодежи технологической культуры в настоящее время признается, во всем мире: ЮНЕСКО разработана программа «2000+» (Международный проект по научной и технологическо...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/18/picture-1322926-1616095005.jpg)
Метод учебного проекта в образовательном процессе: традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя начальных классов)
Задачи, стоящие перед любым педагогом, адекватно осознающим реалии времени, научить каждого ребенка мыслить, самостоятельно добывать новые знания, формировать у него потребность в саморазвитии....