Методическая разработка открытого урока окружающего мира в технологии деятельностного метода
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему
Методическая разработка открытого урока окружающего мира по теме «В лаборатории «Органа слуха» авторская. Тема урока: «В лаборатории «Органа слуха» соответствует программе «Начальная школа 21 века» и дидактическим требованиям. Урок построен на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта участников обучения, вовлечении в процесс познания всех органов чувств. Проведенный открытый урок в рамках районного совещания руководителей образовательных организаций Кондинского района по проблемам создания развивающей предметной образовательной среды является примером эффективного использования цифрового оборудования для реализации системно-деятельностного подхода в обучении, который направлен на развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. В содержании урока четко прописаны планируемые результаты: предметные, метапредметные, личностные. Учебное занятие рассчитано на учащихся 4 класса, учитывает психологические и физиологические особенности детей младшего школьного возраста, требования СанПина. Выбранная форма проведения – лаборатория позволяет вовлечь в увлекательную исследовательскую деятельность каждого ребенка. Использованы современные педагогические технологии, активные формы проведения. Урок позволяет ярко, доступно, интересно ознакомить учащихся со строением и функциями органов слуха через создание модели органов слуха в лаборатории «НАУРАША в стране НАУРАНДИИ», в виртуальной лаборатории и практического исследования внешнего уха. Самостоятельная практическая работа в группах обеспечивает создание проекта памятки «Правила гигиены органов слуха».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка открытого урока окружающего мира
в технологии деятельностного метода
Учитель высшей квалификационной квалификационной категории:
Ворошилова Валентина Владимировна
Человек – это всё-таки, гордо
И торжественно, громко звучит.
Человек должен прочно и твёрдо
На земле ходить и творить.
(Л.Нагаева «О жизни,
о Конде моей любимой» -[10])
АННОТАЦИЯ
Методическая разработка открытого урока окружающего мира по теме «В лаборатории «Органа слуха» авторская. Тема урока: «В лаборатории «Органа слуха» соответствует программе «Начальная школа 21 века» и дидактическим требованиям. Урок построен на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта участников обучения, вовлечении в процесс познания всех органов чувств. Проведенный открытый урок в рамках районного совещания руководителей образовательных организаций Кондинского района по проблемам создания развивающей предметной образовательной среды является примером эффективного использования цифрового оборудования для реализации системно-деятельностного подхода в обучении, который направлен на развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. В содержании урока четко прописаны планируемые результаты: предметные, метапредметные, личностные. Учебное занятие рассчитано на учащихся 4 класса, учитывает психологические и физиологические особенности детей младшего школьного возраста, требования СанПина. Выбранная форма проведения – лаборатория позволяет вовлечь в увлекательную исследовательскую деятельность каждого ребенка. Использованы современные педагогические технологии, активные формы проведения. Урок позволяет ярко, доступно, интересно ознакомить учащихся со строением и функциями органов слуха через создание модели органов слуха в лаборатории «НАУРАША в стране НАУРАНДИИ», в виртуальной лаборатории и практического исследования внешнего уха. Самостоятельная практическая работа в группах обеспечивает создание проекта памятки «Правила гигиены органов слуха».
Конспект представленного урока прошел экспертизу и опубликован в региональном электронном журнале «РОСОБР» (Выпуск №5, 2017г. Приложение 3). Разработка урока получила высокую оценку на Всероссийском конкурсе «Моя профессия – моя душа» в номинации «Человек познает мир», отмечен дипломом 2 степени (Приложение 4), опубликована в международном глянцевом журнале «Вестник педагога искусств» (Выпуск №3, 2017г.), имеет практическую значимость для всего педагогического сообщества в качестве методических рекомендаций по вопросам реализации содержания и технологий формирования предметных, метапредметных и личностных результатов.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………. | 3 |
2. | ОСНОВНАЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………….. | 3 |
2.1. | ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ……………………………….... | 3 |
2.2. | ПЛАНИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ…………………………………… | 6 |
3. | ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………... | 15 |
3.1. | ВЫВОД………………………………………………………………………………………… | 15 |
3.2. | РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ………………………………………………................ | 15 |
4. | ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….............................. | 16 |
ВВЕДЕНИЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит перед педагогом задачу формирования у выпускников практико-ориентированных знаний, необходимых для успешной социализации и обеспечения непрерывного образования, поэтому в настоящее время актуально проведение учебных занятий в системно-деятельностном подходе. Свои уроки конструирую и реализую в технологии деятельностного метода (Л.Г.Петерсон - [1], [11]), поскольку это позволяет успешно решать вопросы реализации содержания и технологий формирования предметных, метапредметных и личностных результатов в рамках предметной дисциплины «Биология». Новизна представленной методической разработки заключается в том, что в 2016-2017 учебном году в рамках реализации проекта «Создание развивающей предметно-пространственной среды» педагоги нашей школы успешно используют возможности цифровой лаборатории «НАУРАША В СТРАНЕ НАУРАНДИИ», созданной отечественными разработчиками из г. Москва. (Автор оригинальной идеи – О.А. Поваляев, руководитель проекта – Т.А. Дюдина -[16]). Главный герой модульной цифровой лаборатории – мальчик Наураша, маленький ученый, исследователь, помощник педагогов и друг детей. Наураша приглашает детей в лабораторию для проведения ряда научных опытов по определенной теме с помощью датчиков, спроектированных в форме Божьей коровки, обладающими способностью чувствовать окружающую среду. Цифровая лаборатория создает благоприятные условия для реализации ФГОС НОО:
-формирование всех групп УУД, т.к. проведение исследований носят метапредметный характер, обеспечивают преемственность всех ступеней образования, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности;
-развитие коммуникативных навыков;
-овладение ИКТ-технологиями.
Данная лаборатория решает следующие задачи: развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира; подготовка к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе. Лаборатория состоит из 8 модулей: «Температура», «Свет», «Звук», «Сила», «Электричество», «Кислотность», «Пульс», «Магнитное поле». Кратко расскажу о возможностях использования Модуля «Звук» на уроках и во внеурочной деятельности. Модуль «Звук» позволяет углубить изучение следующих тем по окружающему миру: «Орган слуха», «Как сохранить здоровье» через проведение исследований по теме «Звуки», «Влияние громкости звука на здоровье живых организмов»; «Звуки» - на уроках обучения грамоте; «Динамика и ритм музыки» - на уроках музыки.
Использование возможностей цифровой лаборатории «НАУРАША В СТРАНЕ НАУРАНДИИ» успешно демонстрировала не только на открытых уроках, но и при проведении мастер-класса в рамках районных семинаров работников образования.
Цель методической разработки: раскрытие опыта проведения открытого учебного занятия окружающего мира по теме «В лаборатории «Органа слуха» по вопросам реализации содержания и технологий формирования предметных, метапредметных и личностных результатов через создание модели органов слуха в лаборатории «НАУРАША В СТРАНЕ НАУРАНДИИ». ВАРИАНТ проведения исследования звука с применением музыкальных инструментов манси и ханты (бубен, тумран, томра, погремушка-[9], [12]), в виртуальной лаборатории и практического исследования внешнего уха.
Продемонстрирую на примере собственной методической разработки, что проведение уроков в форме лабораторий с использованием интерактивного оборудования, объектов живой и неживой природы позволяет эффективно решать задачу формирования у обучающихся предметных, метапредметных и личностных результатов.
ОСНОВНАЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1.Характеристика методической разработки
Тема урока: «В лаборатории «Органа слуха»
Класс: 4а
Характеристика класса: в 4а классе обучается 26 учащихся, большинство детей умеют общаться с другими людьми, умеют взаимодействовать и договариваться; в то же время 1 ученик малообщителен, предпочитает индивидуальные формы работы; с ним проводится систематическая работа по развитию коммуникативных навыков по индивидуальной программе развития. В классе 3 гиперактивных ребенка, которые нуждаются в особом внимании педагога, в умелом использовании их энергии через вовлечение в разнообразные виды деятельности как в урочное, так и во внеурочное время. В коллективе обучаются дети с низким темпом работы, медлительные, требующие большего времени на самостоятельную работу. У большинства обучающихся развита зрительная память, поэтому на уроках обязательно применяю задания для развития слуховой памяти (слушание текста). Для формирования учебной мотивации применяю в практике классификацию «Виды способностей человека, повышающих учебную мотивацию» по теории К.Юнга. Согласно данной теории и результатам диагностики подавляющее большинство моих четвероклассников относятся к группам «Импульсивные способности» и «Деятельностные способности». Поэтому неслучайно они лучше осваивают программу через участие в активных формах работы (ролевые и деловые игры, лаборатории и т.д.) Для успешной реализации этой цели применяю технологию деятельностного метода, заложенного в УМК «Начальная школа 21 века». 3 ученика посещают занятия в школьном логопедическом пункте с целью коррекции проблем общего недоразвития речи и фонематического слуха. В классе 7 учащихся продвинутого уровня, 8 детей с хорошим уровнем развития, 7 учащихся среднего уровня развития, 2 ребенка со сниженными учебными способностями, поэтому организую самостоятельную работу в смешанных группах с целью снятия стрессообразующих факторов и создания ситуации успеха.
Образовательная программа: общеобразовательная программа «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой -[6].
Предмет: окружающий мир
Межпредметные связи и внутрипредметные связи: данный урок связан с предыдущими и последующими в теме; прослеживаются межпредметные связи окружающего мира с музыкой и русским языком (изучение звуков), с информатикой (овладение ИК-технологиями через работу с цифровой лабораторией и виртуальной лабораторией)
Количество часов в неделю: 2ч.
Количество часов в год: 68ч.
Учебник: Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.:Вентана-Граф, 2013г. -[5]
Раздел учебника: «Человек – живое существо (организм)» (35часов).
Тема в разделе: «Как человек воспринимает окружающий мир» (4 часа).
Цели урока: - создание условий для формирования у учащихся знаний об органе слуха через исследование строения и «открытие» секретов его работы, функциях (познание мира, равновесие) и гигиене. - развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать; - развитие устной монологической и диалогической речи учащихся; - воспитание чувства сотоварищества, дружбы, сплочённости через работу в парах и группах; Задачи урока: - через исследование строения и работы органов слуха подвести учащихся к выводу: благодаря органам слуха человек познает мир, может избежать опасных для жизни и здоровья ситуаций; - формировать представление о строении органов слуха и взаимосвязи работы всех органов человека; - развивать устную монологическую и диалогическую речь учащихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать; - воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью других людей через создание проекта памятки «Правила гигиены органов слуха». | Цели для учащихся: Деятельностная цель: формирование у учащихся новых способов действий к восприятию и использованию новых знаний и умений при исследовании особенностей строения органа слуха и его функциях посредством детской цифровой лаборатории «НАУРАША В СТРАНЕ НАУРАНДИИ». Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых знаний о строении органа слуха через создание модели «Орган слуха». |
Тип урока: урок открытия нового знания (классификация уроков по целеполаганию). Вид урока: ролевая игра. | Форма проведения: урок |
Опорные понятия, термины: Органы слуха, внешнее ухо, среднее ухо, внутреннее ухо, ушная раковина, улитка, молоточек, наковальня, стремечко, слуховые косточки, равновесие, функция органа слуха (работа), гигиена органа слуха, высокие и низкие звуки. | Средства обучения: 1.Предметы для формулирования и проверки гипотез в процессе исследовательской работы в группах: ракушки, игрушка улитка, молоточек, муляж кости, барабан, картинка с изображением лягушки, шапка детская, шапочка для плавания, булавка, спичка, ватная палочка, ватный фитилек, мыло, наушники;
в парах и группах для создания проекта памятки «Правила гигиены органа слуха»; |
Педагогические технологии: технология деятельностного метода, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие технологии, ИК-технологии; | Дидактические методы и приёмы: учебный диалог; наглядный, наблюдение, опыт, эксперимент, исследовательский метод; дидактические игры («Роботы», «Эхо»); активные методы и приёмы обучения («Ульи», «Плюс/минус», «Антиципация», «Кластер»); драматизация. |
Формы контроля: Коллективная, самоконтроль, взаимоконтроль в парах и в группах | Домашнее задание по выбору: 1.Рассказ с опорой на модель и рисунок «Орган слуха». 2.Нарисовать плакат – памятку «Берегите уши!» |
Предметные результаты изучения материала Базовый уровень К концу изучения темы учащиеся научатся: -выявлять признаки живого организма, характерные для человека; -описывать строение органа слуха человека; -моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания. Повышенный уровень Получат возможность научиться: -применять в житейской практике правила здорового образа жизни; -соблюдать правила гигиены органа слуха. Метапредметные результаты Познавательные: -развитие умений сравнивать, анализировать, классифицировать; -использование знаково-символических средств представления информации для создания модели органов слуха, решения учебных и практических задач; -постановка и решение проблем – самостоятельное создание способов решения проблем учебной задачи; Регулятивные: - умение планировать свою деятельность и работать по плану; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; - умение принимать и сохранять учебную задачу; - умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; -умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; Коммуникативные: -способность в связной логически целесообразной форме речи; -умение передать результаты изучения объектов окружающего мира; -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; -умение договариваться с собеседниками; - умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные результаты -готовность и способность к саморазвитию и самообучению; -достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки; |
В целях измерения эффективности использования на уроках цифровой лаборатории, активных методов и приёмов нами проведен «Сравнительный анализ качества обучения по разделу «Человек – живое существо (организм)» и сформированности УУД до внедрения современного цифрового оборудования и активных методов обучения(2013г.) и после апробации (2017г.)». Данные занесены в диаграммы (Приложение 5).
Итак, сравнительный анализ апробации цифрового оборудования «НАУРАША В СТРАНЕ НАУРАНДИИ» показал, что метапредметные умения формируются успешнее у учащихся 4а класса (2017г.)
2.2. ПЛАНИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
Считаю, что планирование методической разработки – самая важная часть работы по её реализации, поскольку тщательно продуманная организация деятельности обучающихся – залог качественного проведения урока. Предлагаю апробированную мною схему проектирования.
1 этап. Изучение методических рекомендаций разработчиков программы по окружающему миру Н.Ф.Виноградовой - [ 4].
2 этап. Анализ программных требований, предъявляемых к обучающимся к концу изучения темы (предметные, метапредметные и личностные результаты)- [6].
3 этап. Изучение и анализ методического аппарата (учебника, рабочей тетради).
4 этап. Изучение и анализ аналогов разработок урока по выбранной теме в методических пособиях и интернет-ресурсах - [1], http://festival.1september.ru/.
5 этап. Учёт результатов диагностики универсальных учебных действий, индивидуальных учебных способностей, психологических и физиологических особенностей учащихся четвёртого года обучения при проектировании разработки урока окружающего мира.
6 этап. Формулирование дидактической цели для учителя и учащихся.
7 этап. Выбор оборудования и дидактического материала.
1 вариант проведения. Задолго до проведения урока педагогу необходимо апробировать цифровую лабораторию «НАУРАША В СТРАНЕ НАУРАНДИИ» (модуль «Звук»).
2 вариант проведения. Если таковая отсутствует в образовательной организации, то для исследования звуков можно использовать детские музыкальные инструменты: ксилофон, барабан, дудочку; музыкальные инструменты манси и ханты (бубен, тумран, томра, погремушка).
Для эффективности проведения урока были выбраны технология деятельностного метода;
работа в группах сменного состава; методические приемы:
«Антиципация» (Цель приема: создание условий для формирования познавательных, коммуникативных и регулятивных навыков. Учащиеся высказывают предположения по теме);
«Ульи» (Цель приема: создание условий для формирования коммуникативных, познавательных и регулятивных навыков. Учащиеся в парах( группах) высказывают предположения или предлагают решение проблемы);
«Плюс/минус» (Цель приема: создание условий для формирования регулятивных и личностных навыков. Ученики, сверяя задание с эталоном, показывают жестами «+» или «-»;
-дидактические игры:
«Эхо» (Цель: создание условий для формирования слуха и чувства ритма; представлений о звуковых колебаниях. Педагог выполняет хлопок в ладоши или постукивание карандашом по столу, а обучающиеся повторяют движение).
«Роботы» (Цель: создание условий для формирования регулятивных и личностных УУД. Ученики выполняют команду педагога в виде ролевой игры: закрывают глаза и, слушая задание, выполняют то или иное движение. Затем рассказывают о своих впечатлениях от выполненного);
8 этап. Составление плана урока с хронометражем каждого этапа.
План урока окружающего мира по теме «В лаборатории «Органа слуха».
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности – 2 мин.
2.Актуализация знаний, пробное учебное действие (коллективное) фиксация затруднений в пробном действии – 3 мин.
3. Выявление места и причины затруднения – 2 мин.
4. Построение проекта выхода из затруднения. Формулирование темы и цели урока – 3 мин.
5. Валеологическая пауза – 2 мин.
6. Реализация построенного проекта выхода из затруднения – 16 мин.
7. Первичное закрепление знаний с проговариванием во внешней речи в парах с проверкой по эталону – 4 мин.
8.Включение в систему знаний и повторение – 5 мин.
10.Аналитический этап урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке – 3 мин.
9 этап. Проектирование технологической карты урока с учетом темы, цели, планируемых результатов, физиологических и психологических особенностей учащихся; наиболее эффективных педагогических технологий, дидактических методов и приемов, средств обучения; деятельности учителя и учащихся. Обращаю внимание коллег на то, что необходимо тщательнее продумывать разработку урока, поэтому предлагаю разработку урока окружающего мира в виде технологической карты.
Технологическая карта урока
Содержание взаимодействия с учащимися | Методы | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности - 2 мин. Цель: создание мотивационного мобилизующего начала урока и через игровую ситуацию введение учеников в мир познания; | ||||
Всем добрый день! – Громко произносит приветствие. - Поднимите руки девочки, мальчики. Все готовы. – Использует среднюю силу голоса. Садитесь. – Произносит шепотом. -Что вы заметили, когда я приветствовала вас? -Запомните это. Нам это пригодится позже. Прочитайте запись на слайде. Как вы понимаете смысл этого высказывания? «То, что мы знаем, - ограничено, а то, чего не знаем, - бесконечно». (Пьер Симон Лаплас) - [4]. -Можно ли остановиться в познании мира? -Думаю, вам не терпится поскорее начать наш урок. А посвящен он будет… Вы хотите узнать? Тогда приглашаю вас в лабораторию. | Психологический настрой на хорошую, дружную работу. | Коллектив ные | Внимательно слушает высказывания детей. Вовлекает учащихся в активную творческую деятельность, создавая хорошее настроение. | Поднимают руки. Садятся. Фразы произносили громко – тише – шепотом. Читают и объясняют смысл высказывания. -Получение новых знаний – это интересный, творческий и бесконечный процесс. |
2. Актуализация знаний, пробное учебное действие (коллективное) фиксация затруднений в пробном действии. - 3 мин Цель: организация коммуникативного взаимодействия, направленного на приобретение недостающих знаний и умений по определению видов звуков, строению организма человека; создание условий для развития аналитического мышления, речи, внимания, актуализации опорных знаний; для организации пробных действий и фиксации затруднений; | ||||
-Подойдите, пожалуйста, каждый ряд к 1 парте. Исследуйте предложенные предметы. Подумайте, как они связаны с нашим уроком. Хорошо, но это ещё не все предположения. Продолжим работу. -Какие трудности вы испытали? (Трудно определить, как предметы связаны с нашим уроком). | Приём «Антиципация». Работа с предметами и иллюстрациями. АМО «Кластер» Исследование высказываний. Решение учебной задачи с проговариванием алгоритма. | Коллектив ные, работа в группах | Организует исследование высказываний. Учитель фиксирует на доске предположения детей, как предметы связаны с уроком: муляж кости – будем изучать строение организма; барабан – с помощью него можно извлекать звуки; у лягушки на лапках есть тонкие перепонки – будем изучать строение организма; с помощью молоточка можно извлекать звуки; у улитки есть раковина, которая похожа на ракушки, а если приложить ракушку к уху, то можно услышать шум. | Исследуют в группах предложенные предметы: ракушки, игрушка улитка, молоточек, муляж кости, барабан, картинка с изображением лягушки, рассуждают, делают выводы. Дети рассматривают предметы и иллюстрации на партах. Высказывают предположения. Вспоминают, что звуки мы слышим и произносим. Выполняют задания, следуя алгоритму. Высказывают предположения. Делают вывод: возможно, что на уроке мы будем изучать различные звуки, которые слышат живые организмы, или издают живые организмы. |
3. Выявление места и причины затруднения. – 2 мин Цель: создание мотивационной ситуации для формулирования темы и цели урока, определение содержательных рамок урока; | ||||
-Можно ли сказать, кто из ребят прав? Почему? -Какое возникло затруднение? -Можем ли мы назвать одним словом все предположения ребят? -У всех разные мнения. Почему так получилось? (Мы не знаем, как живые организмы улавливают и распознают звуки). | Подводящий диалог. АМО «Кластер» Исследование высказываний. | Коллектив ная, индивиду альная | Организует подводящий диалог. Уточняет высказывания детей. | Высказывают и объясняют свою точку зрения. Проводят рефлексию выполненной работы. Работают с кластером. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. Формулирование темы и цели урока – 3 минуты Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор средств её реализации; | ||||
-Как будем преодолевать затруднение в распознавании звуков? -Поделитесь вашими предположениями. - Представители от групп выскажите предположения. -О ком идёт речь? Поверье народа манси гласит, что это животное – их прародительница, поэтому у них существует запрет на то, чтобы убивать и мучать это животное. У неё на лапках есть перепонки. Подберите картинку – отгадку -[7]. -Вспомните, какой раздел мы изучаем. -С помощью какого органа мы распознаем звуки? -Так какой орган человека мы сегодня будем исследовать? -Какова тема урока? -Сформулируйте цель урока. -Я приглашаю вас в лабораторию «Органа слуха». А поможет нам Наураша, юный исследователь. | Целеполагание, планирование способов действий АМО «Кластер» Исследование высказываний. | Коллектив ная | Организует подводящий диалог, помогает ученикам вывести тему урока, наметить пути её решения, нацеливает на дружную работу. Показывает цифровую лабораторию «НАУРАША». | Дети создают модель и комментируют: ракушка – раковина, слышен шум моря; улитка – живой организм, молоточек – стучит, издает звуки; муляж кости – скелет, барабан – издает звуки, перепонки на лапках у лягушки. - Раздел «Человек – живое существо (организм)». -С помощью органа слуха. -Будем исследовать орган слуха. -Тема: «Орган слуха». -Познакомимся со строением органа слуха, «откроем» секреты их работы и правила бережного отношения к органу слуха. |
5. Реализация построенного проекта выхода из затруднения – 16 минут + 2 минуты (валеологическая пауза) Цель: построение и фиксация нового знания о способах распознавания слова через учебное исследование; снятие стрессообразующих факторов | ||||
1.Учебное исследование с целью распознавания различных звуков. -Ребята, какой модуль цифровой лаборатории мы выберем для проведения опытов? -Ребята, сегодня мы проводим исследование по плану: 1.Изучение строения; 2. Исследование работы отделов органа слуха; 3.Гигиена органа слуха. -Результаты исследований пары научных сотрудников лаборатории предлагаю заносить в таблицу. Опыт 1. Закройте глаза, послушайте и выполните задание: помашите правой рукой, повернитесь налево, покивайте головой. -Откройте глаза. Легко ли было выполнить задание? Почему? -Что вам помогло? Опыт 2. Работа с цифровой лабораторией «Наураша», модуль «Звук». Сила звука в зависимости от использования голоса человека, флейты, детского музыкального инструмента. -Какой вывод можно сделать? -Куда именно в организм человека попадают звуки? Наблюдение в парах. Наружное ухо. Рассмотрите в парах ухо соседа. Какой формы? Что напоминает? -Верно. Человек взял у природы название этой части органа слуха – ушная раковина. -Где она находится? Значит, какой это отдел? -Как она работает? - Какие еще части вы наблюдаете? -Посмотрите в учебнике, стр.38. - [5] и на слайде, что еще находится после слухового прохода. -Как работает барабанная перепонка? -Соотнесем с нашей моделью. Проверим наше предположение. -Приклеим результаты наших исследований в таблицу. Игра «Эхо». -Послушайте и повторите ритм. -Учитель хлопает в ладоши. -Что произошло? -Так и в ухе происходит усиление колебаний. Посмотрите видео и определите, какие части органа слуха участвуют в этом. Наблюдение. Просмотр мультфильма. Соотнесем с нашим предположением. Есть слуховая труба, которая выравнивает давление воздуха. Заполните таблицу. -Куда далее попадают колебания? Посмотрите на слайд или на рисунок в учебнике, стр.38 - [5]. -Как работает улитка? -Проверим наши предположения в начале урока. Модель органа слуха. -Заполните таблицу. -Кто может рассказать о работе органа слуха по таблице исследований? Физкультминутка «Роботы» -Предлагаю отдохнуть всем сотрудникам нашей лаборатории. Представьте, что вы – роботы, которые выполняют звуковые команды. Закройте глаза. Сделайте шаг вперед – поворот налево - еще поворот налево – 2 шага вперед – поворот налево – поворот налево - 1 шаг вперед. -Что чувствовали? Почему? Что помогло вам вернуться на место? Инсценировка. -Послушайте диалог. Подумайте, почему так произошло? -Здравствуй, тетя Катерина! -У меня яиц корзина. -Как поживают домашние? -Яйца свежие, домашние. -Ничего себе вышла беседа. -Авось распродам до обеда. Проектирование правил гигиены. -Обратимся к нашему плану исследований: 1.Изучение строения; 2. Исследование работы отделов органа слуха; 3.Гигиена органа слуха. -Что нам осталось исследовать? -Предлагаю провести исследование в малых группах. Повернитесь к своим товарищам. Исследуйте предмет в корзинке. Составьте правило гигиены органа слуха. -Представители от групп сформулируйте правило гигиены. Все сотрудники лаборатории слушают и анализируют: «верно» или «нет». Свои наработки сдайте, пожалуйста, для проекта правил гигиены органов слуха. | Фронтальная работа с целью исследования. Вывод, сличение с эталоном в учебнике, рефлексия, контроль. Игровое упражнение «ЭХО». Виртуальная лаборатория Работа в группах Прием «Плюс/минус» Рефлексия выполненного (согласен/не согласен- +/-. | Коллектив ная, работа в парах Коллектив ная В парах Коллектив ная, в парах | Организует проведение опытов и наблюдений по плану, помогает сделать вывод. Обеспечение настроя на взаимодействие в парах. Организация психофизической тренировки. Исследуйте по плану работу органа слуха. Сделайте вывод. Организует проверку предположений по эталону. Заполняют таблицу. Один ученик рассказывает с опорой на таблицу. Внимательно слушает объяснения детей. Предлагает учащимся выполнить упражнения с закрытыми глазами. Организация психофизической тренировки. Когда это может помочь в жизни? (В случае, если человек не видит, если на дворе ночь.) -Гигиену органа слуха.(Профилактику заболеваний).Исследуют предложенный предмет, формулируют правило гигиены, записывая на листочке. Представитель от группы отчитывается о работе группы. | Выбирают модуль «Звук». Дети показывают таблицу для работы в паре, карточки, клей. Проводят исследование по плану. -Легко, потому что хорошо слышали задание. - Орган слуха. -Звуки бывают разные по громкости. -Звуки попадают в уши - орган слуха. Овальной формы с выпуклостями, с впадинами, походит на раковину. -Снаружи. -Наружное ухо. -Улавливает звуковые колебания. -Отверстие – слуховой проход. -Барабанная перепонка. -Она превращает звуковые колебания в механические. Приклеивают результаты исследований в таблицу. Хлопают в ладоши в заданном ритме. -Мы усилили звук. Открывают «Тайны органа слуха». -В среднем ухе слуховые косточки усиливают колебания и передают их другим перепонкам. -Молоточек, наковальня и стремечко. Косточки. Улитка улавливает механические колебания от перепонок и передает информацию в мозг. Так мы слышим звуки. Заполняют таблицу. -В улитку. Выполняют упражнение для релаксации. Выполняют движения с закрытыми глазами. Строят высказывания в устной форме, формулируя правила гигиены. -Не поняли друг друга, потому что не слышали речь. Исследуют в группах предметы: шапка детская; шапочка для плавания; булавка, спичка, ватная палочка, ватный фитилек; мыло; наушники. Работают над проектом Памятки «Правила гигиены органов слуха». 1 гр. Не включай громко музыку в наушниках. Слушай в наушниках редко. 2 гр. Береги уши от попадания воды. 3 гр. В холодную и ветреную погоду надевай головной убор. 4 гр. Чисти уши ватными фитильками. Не чисти уши спичками, булавками. 5 гр. Не включай громко фильмы, музыку. 6 гр. Регулярно мой уши. |
6.Первичное закрепление знаний с проговариванием во внешней речи. Самостоятельная работа в парах.- 4 минуты. Цель: осуществление проверки на основе сопоставления с образцом умения применять знания по теме урока, организация рефлексии усвоения данной темы по результатам выполнения самостоятельной работы | ||||
-Продолжим работу в нашей лаборатории. Предлагаю всем научным сотрудникам выполнить работу в парах. Откройте учебник, выполните задания на стр.39 - [5]. | Формулирование ответов, выводов, сличение с эталоном в учебнике, рефлексия, контроль. | Работа в парах | Организует самостоятельную работу в парах по применению знаний. | Строят высказывания, используя модель органа слуха и проект памятки «Гигиена органа слуха». |
7. Включение в систему знаний и повторение – 5 мин Цель: создание условий для включения в систему знаний, повторения и закрепления изученного | ||||
-Предлагаю продолжить исследование, выполняя задание в группах. Давайте проверим наши исследования. Предлагаю решить задачи: 1 группа. Сколько у человека ушей? 2 группа. Зачем артиллеристам при стрельбе, взрывникам при взрыве рекомендуют открывать рот. 3. группа. Создать модель «Органы слуха». 2.Проверка творческой работы в группах. -Ребята, послушайте руководителей групп, которые донесут до нас результаты исследований. -Какой вывод можно сделать? -Все ли предположения мы проверили? (Да.) | Дифференциро ванная самостоятельная работа в группах творческого характера АМО «Ульи» | Работа в группах | Организует самостоятельную работу в группах по применению знаний в новой ситуации | Работают самостоятельно, представляют продукт своей творческой работы. Строят высказывания: -6 ушей (2 наружных, 2 средних и 2 внутренних). -При выстреле или при взрыве образуется мощная звуковая волна, которая может порвать барабанную перепонку. А если открыть рот, то давление воздуха внутри слуховой трубы выровняется. Проверяют предположения. Приложение 2. Модель «Орган слуха» |
8.Аналитический этап урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке – 3 мин Цель: рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований урока; развитие адекватной самооценки учащихся при достижении цели урока, воспитание добра и положительных эмоций в ситуации успеха | ||||
-Что мы исследовали в нашей лаборатории? -Зачем человеку нужен слух? -Все ли наши предположения в начале урока были правильными? Домашнее задание по выбору: 1.Рассказ об органе слуха с опорой на таблицу и модель. 2.Нарисовать плакат – памятку «Берегите уши!» Я благодарю всех сотрудников лаборатории за интересное исследование органа слуха. | Рефлексия, контроль. АМО «Кластер» | Коллектив ная, индиви дуальная | Задает вопросы Поясняет домашнее задание. Выясняет, каким был урок в целом и каждый ученик в отдельности. Обеспечивает положительную реакцию учащихся на уроки окружающего мира. | Выясняют, уровень усвоения новых способов действий. Получают позитивный настрой от урока. Выбирают домашнее задание. |
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
3.1. Выводы
Целенаправленная систематическая работа по конструированию и апробации методических разработок в форме лабораторий, аналогичных представленной, позволяет успешно решать главные задачи современного образования – формировать предметные, метапредметные и личностные результаты в рамках предметной области «Биология» через реализацию содержания и применение современных педагогических технологий (технологии деятельностного метода, ИК-технологий, здоровьесберегающих технологий); наличие региональной составляющей посредством вкрапления поэзии, литературных произведений, использования музыкальных инструментов народов ханты и манси; проведение исследований с помощью детской модульной цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии», что подтверждается:
- сравнительными диагностическими исследованиями сформированности у учащихся 4е класса и 4а предметных, метапредметных и личностных результатов класса;
- повышается качество знаний обучающихся по предметам начальной школы;
- растёт активность учащихся в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах различных уровней.
3.2 Рекомендации по использованию методической разработки в образовательном
процессе.
Методические рекомендации по планированию методической разработки, представленная структура учебного занятия в форме технологической карты может быть использована для конструирования любого урока или внеурочного занятия развивающего характера. Для достижения высоких результатов в учебном процессе педагогам следует придерживаться девиза работы в лаборатории «Наураша в стране Наурандии» по организации исследования на уроках и во внеурочное время в рамках реализации ФГОС:
Если хочешь меня научить чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках,
Послушать…
Понюхать…
И, может быть, попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!
(Анна Роговин, «Хочу сделать сам» - [16].)
Считаю, что результаты моего опыта имеют практическую направленность для педагогов, воспитателей группы продленного дня, методистов начальной школы.
4. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.Источники.
Список использованной литературы
- Гайнуллина Э.Б. Технология деятельностного метода. Научно-методический журнал «Образование Югории». – Ханты-Мансийск - выпуск №1, стр.32, 2013
- Баранов Н.Н. Очерки истории Югры. - Екатеринбург: НПМП «Волот», 2000, с.45.
- Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе// Начальная школа №15, 2006г.
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3-4 классы: методика обучения – М.: Вентана-Граф, 2014.
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 4 классы: учебник – М.: Вентана-Граф, 2013.
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: программа 1-4 классы / Н.Ф.Виноградова – М.: Вентана-Граф, 2013.
- Интегрированный курс краеведения «Мы – дети природы»: Книга для учителя начальных классов/Авт. – сост.: Т.К.Орлова, Л.Г.Демус, Н.Г.Богордаева, Л.Н.Нечаева; /Под ред. Т.К.Орловой. - Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2003.
- Кизьякова С.А. Органы слуха. Гигиена и предупреждение заболеваний./http://nsportal.ru/
- Михеева Л. «Музыкальный словарь в рассказах». – М.: 1988г. 176с.: ил.
- Нагаева Л.С. О жизни, о Конде моей любимой. Стихи. – Шадринск: Издательство ПО «Исеть», 2002г. – 224 с.
- Реализация деятельностного метода обучения на уроках по разным предметам (ДОУ – щкола – педагогический колледж)/ Под. ред. Л.Г.Петерсон. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2010
- Ромбандеева Е.И. История народа манси и его духовная культура. -Сургут; Северный дом, 1993
- Сазонов Г., Конькова А. И лун медлительных поток…: Роман-сказание. Мост: Повесть. – М., 1994. – 282 с.
- Слинкина Г.И. Как Мышата и Лягушата внучатами стали: хантыйские сказки. -Екатеринбург, 1992. -144 с.
- Цукерман Г.А. Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной деятельности//Начальная школа: плюс-минус. – 2001г.,№1, стр.23-26.
- Шутяева Е.А. Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов. – М.: издательство «Ювента», 2015г.
Интернет-ресурсы
- http://festival.1september.ru/
- www.rosobr.info. Электронный журнал «РОСОБР», выпуск №5, 2017г.
Приложение 2. Дидактический материал
Результаты исследований по теме: «Орган слуха – уши»
Отдел уха | Строение | Как «работает» |
Наружное ухо | ||
Среднее ухо | ||
Внутреннее ухо | ||
Эталон. Результаты исследований по теме: «Орган слуха – уши»
Отдел уха | Строение | Как «работает» |
Наружное ухо | Ушная раковина слуховой проход | Улавливает звуковые колебания |
Барабанная перепонка | Превращает звуковые колебания в механические | |
Среднее ухо | Слуховые косточки: молоточек, наковальня стремечко | Усиление механических колебаний, передача их перепонкам |
Внутреннее ухо | Перепонки | Передача колебаний жидкости |
Улитка | Улавливает колебания и передает их в мозг |
Модель «Орган слуха»
Кластер по теме «Орган слуха»
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 5.
Мониторинг «Качество обучения по разделу «Человек – живое существо (организм)» и сформированности УУД до внедрения современного цифрового оборудования и активных методов обучения(2013г.) и после апробации (2017г.)»
Диаграмма 1. «Уровень сформированности познавательных УУД учащихся 4е класса (2013г.) и учащихся 4а класса (2017г.)»
Вывод: в результате использования цифрового оборудования, активных методов обучения при проведении учебных занятий по теме прослеживается положительная динамика: уменьшилось количество учащихся низкого уровня на 4; повысилось количество обучающихся с высоким и средним уровнем сформированности познавательных УУД.
Диаграмма 2. «Уровень сформированности регулятивных УУД учащихся 4е класса (2013г.) и учащихся 4а класса (2017г.)»
Вывод: проанализировав параметры: управление своей деятельностью, контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность, выяснили, что прослеживается положительная динамика: уменьшилось количество учащихся низкого уровня на 1; повысилось количество обучающихся с высоким и средним уровнем сформированности познавательных УУД.
Диаграмма 3. Уровень сформированности коммуникативных УУД учащихся 4е класса (2013г.) и учащихся 4а класса (2017г.)»
Вывод: в результате апробации активных методов обучения, использования цифрового оборудования, активных методов обучения, позволяющих формировать умения планировать свою деятельность, умение договариваться с собеседником, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, при проведении уроков в разделе «Человек – живое существо (организм)» прослеживается положительная динамика: уменьшилось количество учащихся низкого уровня на 2; повысилось количество обучающихся с высоким и средним уровнем сформированности познавательных УУД.
Диаграмма 4. Уровень сформированности личностных УУД учащихся 4е класса (2013г.) и учащихся 4а класса (2017г.)»
Вывод: из данной диаграммы видно, что рефлексивные способности, которые являются высшими интеллектуальными общими способностями, обусловливающими успешность человека в самых различных областях деятельности, наиболее развиты у 8 учащихся 4е класса (2013г.), у 12 обучающихся 4а класса (2017г.) Наблюдается положительная динамика в развитии рефлексивных способностей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
?
? Косточки Молоточек Раковина; улитка Барабан Перепонки Живые организмы
Орган слуха Косточки Молоточек Раковина; улитка Барабан Перепонки Живые организмы
Цель: формирование знаний об органах слуха через исследование строения и «открытие» секретов их работы.
План 1. Исследование звуков; 2.Изучение строения органов слуха; 3. Исследование работы отделов органа слуха; 4.Гигиена органа слуха;
Отдел уха Строение Как «работает» Наружное ухо Среднее ухо Внутреннее ухо Результаты исследований по теме: « Орган слуха – уши »
Отдел уха Строение Как «работает» Наружное ухо Ушная раковина слуховой проход Улавливает звуковые колебания Барабанная перепонка Превращает звуковые колебания в механические Среднее ухо Слуховые косточки: молоточек наковальня стремечко Усиление механических колебаний, передача их перепонкам Внутреннее ухо Перепонки Передача колебаний жидкости Улитка Улавливает колебания и передает их в мозг Результаты исследований по теме: « Орган слуха – уши »
Модель «Орган слуха» Наружное ухо Среднее ухо Внутреннее ухо Ушная раковина; слуховой проход; барабанная перепонка; Слуховые косточки: молоточек; наковальня; стремечко; Перепонки; улитка;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Методическая разработка урока окружающего мира с использованием технологии критического мышления по теме: «Как управляют движением?»
« Методическая разработка урока окружающего мира с использованием технологии критического мышления по теме: ...
Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе на тему «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит» с использованием здоровьесберегающих технологий и применением мультимедийной презентации
Тема: «Откуда в наш дом приходит вода, и куда она уходит». Цели : Образовательные:-познакомить детей с природными источниками воды, используемой в быту;- сформировать у детей представления о том, как...
Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»
Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...
Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения
Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения...
Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения
Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения...
Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения
Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения...
Методическая разработка урока математики в технологии деятельностного метода по теме "Объём, литр" 1 класс
Данный урок разработан к УМК«Перспектива», автор Г.В. Дорофеев. Педагогические технологии (педагогические техники): технология деятельностного метода, использование ИКТ....