Методические приемы работы с фотографией на уроке окружающего мира
методическая разработка (3, 4 класс) по теме
Использование фотографии на уроке, отработка навыков анализа и снтеза.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 209.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Слукина Наталья Константиновна,
учитель начальных классов
МБОУ школы № 34,
Ююкина Елена Алексеевна,
учитель начальных классов
МБОУ школы № 34
Как часто, работая в школе, замечаешь: объяснил все максимально просто и доходчиво, вроде и дети поняли, на вопросы ответили… Проходит несколько дней, возвращаемся к изученному материалу, и… тишина. В чем дело? Что мешает усвоению материала, приобретению новых знаний? Причина, на мой взгляд, кроется в том, что ребенок большинство тем школьной программы изучает не для того, чтобы применять полученные знания и претворять их в жизнь, а потому что это кому-то надо (маме, учителю), а он послушно «отсиживает» положенные часы за партой.
Как заинтересовать ребенка, заставить применять полученные знания в жизни? Уметь не только видеть, но и замечать изменения, анализировать увиденное и находить объяснения, используя полученные знания и личный опыт? Чтобы каждый день приносил радость новых открытий, а не огорчения от бесцельно потраченного времени?
Взгляните на простую и лаконичную схему (идея ее принадлежит Дендебер И.А.):
Объект | Причина | Воздействие на объект Взгляд на объект со стороны | Следствие | Измененный объект Новое видение объекта |
Обратимся к примеру:
Урок окружающего мира. Учитель предлагает детям посмотреть серию фотографий:
Далее ученикам предлагается ответить на ряд вопросов:
Вопросы учителя | Предполагаемые ответы учеников | Комментарии |
Что привлекло ваше внимание в этих снимках? | Конечно, дети скажут о красках, красоте природы. Некоторые заметят, что действие происходит ранним утром (это восход солнца), летом. Непременно найдутся и такие, кто заметит, что снимки делались практически с одной позиции. Это особенно хорошо заметно, если присмотреться к дереву на переднем плане. | Это первый просмотр. Здесь включается зрительное восприятие и эмоции от увиденного. По ответам видно, как постепенно дети начинают анализировать увиденное. |
Действительно, на снимках видно, как зарождается новый день. Как вы думаете, в котором часу пришлось встать фотографу, чтобы заснять эту картину. | Рано… Очень рано! Спозаранку! Часа в 4. | Чтобы максимально точно ответить на вопрос надо хотя бы приблизительно знать когда восходит солнце! |
Вы правы, что фотограф практически не двигается, только слегка меняет разворот камеры. Съемка происходила в течение 5 минут. Какие изменения в природе показал фотограф, и заметили ли их вы? | Меняется цвет неба | Далее необходимо развить эту тему, давая объяснение происходящих событий с научной точки зрения. |
Почему изменяется цвет? | Солнце окрашивает облака розово-оранжевым цветом. | |
Почему этого не было видно минуту назад? | Солнце встает над горизонтом и площадь освещения становится больше. | Можно попросить детей наглядно, с помощью рисунка, показать как это происходит |
Что еще замечаете? | Облака, закрывающие небо слегка расходятся, образуя просвет, похожий на окно, и он становится все шире. | Теперь дети понимают, что от них требуется и начинают давать научное объяснение происходящему. Но этого мало! Вот тот момент, когда можно поработать над развитием речи учащихся, а может и вспомнить строчки русских поэтов, названия произведений, где встречаются картины описания природы. |
Верно. Почему это происходит? | Наверное, ветер разгоняет облака. | |
Можно ли увидеть ветер на снимке? | Нет… Но ведь облака сами не движутся. Их гонит ветер. | Если кто-то из детей вспомнит почему возникает ветер – это будет просто прекрасно. |
Ветер сильный или слабый? | Слабый. Ветки деревьев не колышутся. | |
Какие облака? | Слоистые. | Вот тут можно поговорить о классификации облаков. |
Будет ли дождь по вашим прогнозам? | Нет. Эти облака не приносят дождя. К тому же ветер скоро унесет их и небо буде чистым. | |
Откуда вам это известно? | Съемка длилась 5 минут, а просвет между облаками сильно увеличился. |
После подобной беседы, можно предложить детям снять дома фото загадки: сделать один или серию снимков, придумать «каверзный» вопрос, на который сможет ответить только внимательный и наблюдательный человек, который не только ответит, но и объяснит всем как он нашел отгадку.
Хочется вернуться к схеме, с которой мы начали. Она работает на любом уроке. Главная прелесть в ней – педагог с легкостью продумывает серию вопросов по предмету, подводя детей к главному, а ребенок находится в постоянном поиске, и теперь уже не возникает вопрос для кого я учусь: для мамы или для учителя, ответ на поверхности – для себя.
Думаю, что подобный подход к ведению урока будет не только интересным, но и полезным. В результате повысится мотивация учеников к учению, а у педагога удовлетворение от собственной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методы и приемы работы с текстом на уроках окружающего мира"
В статье показаны методы и приемы работы на уроках окружающего мира, направленные на осознанное, внимательное восптиятие текстового материала научной статьи учебника....

Методическая разработка "Методика формирования умений работать с литературой на уроках «Окружающего мира»"
Методика формирования умений работать с литературой на уроках «Окружающего мира» ...

Методические рекомендации по формированию умения работать с текстом на уроках окружающего мира
Методические рекомендации по формированию умения работать с текстом на уроках окружающего мира...

Доклад на тему "Работа с текстом. Приемы работы с текстом на уроках окружающего мира."
В докладе рассказывается о приёмах работы с текстом на уроках окружающего мира....

К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ Урок окружающего мира по теме "Что общего у разных растений?"
Тема: Что общего у разных растений? Раздел: Что и кто?Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с общими для всех растений частями.Задачи:Образовательные:Формирование первоначальн...

«Формирование умения младших школьников работать с информацией на уроках окружающего мира через приемы технологии развития критического мышления
В современном обществе информация играет значительную роль. Это требует от личности информационной компетенции. Ее формирование начинается в начальных классах. Сре...

Приемы и методы мнемотехники на уроках окружающего мира в начальной школе
Использование мнемотехники, принципы, модели, алгоритмы работы...
- Мне нравится (2)