Эссе -Мои педагогические находки
статья (1 класс)
Предварительный просмотр:
Эссе «Мои педагогические находки»
Мещерякова Людмила Витальевна
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 14
Московская область, г. Балашиха
Я, Мещерякова Людмила Витальевна, работаю в школе учителем начальных классов 32 год. Заметила, что на уроках русского языка одной из трудных тем в начальных классах является написание непроверяемых орфограмм. Хочу поделиться своей статьей и опытом работы на тему: « Развитие орфографической зоркости в процессе изучения слов с непроверяемыми орфограммами на уроках русского языка в 1-4 классах».
Цель: формирование осознанного навыка написания и правильного употребления слов с непроверяемыми орфограммами.
Задачи:
1) Проанализировать особенности обучения написанию слов с непроверяемыми орфограммами на уроках русского языка в 1-4 классах.
2) Познакомить (поделиться опытом) с основными приёмами обучения младших школьников при работе со словами из словаря на уроках русского языка.
УМ комплект «Школа России» в начальной школе предоставляет обязательный список слов с непроверяемыми орфограммами. Учебники всех комплектов по годам обучения имеют орфографические словари. Ребенок всегда может обратиться к существующим справочным страницам, на которых толковый словарь, словарь трудностей, ударений и т.д. Раздел «Орфография» является одним из основных разделов общеобразовательной программы. В 1-4 классах этот раздел занимает наибольшее количество часов. На протяжении всего года учащиеся обращаются к словам с непроверяемыми орфограммами, практически на каждом уроке.
Специальные упражнения со словарем, направленные на:
- развитие навыка пользования словарем;
- изучение основных программных тем;
- на предупреждение ошибок при самостоятельной работе.
В своей работе использую памятку «Как пользоваться орфографическим словарем
Этапы изучения слов из словаря:
- Знакомство с новым словом
- Работа над слуховым образом
- Запись схемы слова
- Работа над лексическим образом
- Запись в детский словарик
Виды упражнений:
1.Словообразовательные
Запишите слова из словаря к данным схемам (указаны приставка, корень; корень, суффикс; и т.д.).
2. Фонетические
Запишите слово по звукам:
[сабака],
[клас],
[машына],
[карова] и т.д
3.Морфологические
Выпишите из словаря пять названий предметов, пять названий действий, пять названий признаков.
Подбери к названиям предметов названия признака:
В…р…бей какой? К…ртина какая? Р…кета какая? и т.д.
4.Синтаксические
- К словам первой группы подбери слова из второй группы. Составь и запиши короткие предложения. Отметь орфограммы.
Уплыл..., выглянул…, посветлел…, раскинул…сь.
Со…нце, небо, радуга, обл…ко.
- Предложения рассыпались. Чтобы их собрать, подумай: о чем скажешь, что об этом скажешь. Запиши их, не забывай отмечать все орфограммы.
Ств…лы, б…рез, играли, зайчики, солнеч(?)ные, на.
Тр…ва, бл…стят, на, роса, капельки.
5.Лексические
Найди лишнее слово, подчеркни его.
К…пуста, п…мидор, ...гурец, ябл...ко
Ч...тверг, вторн…к, н…ябрь, суб?ота
П…нал, т…традь, к...р…ндаш, уч…тель
К…р...ва, с...р…ка, м...л…ко, в...р...бей
6.Упражнения-наблюдения над синонимами, антонимами
Подбери к каждому из слов близкое по значению слово из словаря:
Холод –
Прощай –
Койка –
Детвора –
Школьник –
Друг –
7. Упражнения-наблюдения над пословицами, поговорками
«Пословицы шутят»
Пословица, тебя мы знаем,
Но не такою ты была:
Неужели буква озорная
Вновь чье-то место заняла?
Два с…п…га – тара.
Ус х...р…шо, а два – лучше.
Жди у горя – п…г…ды.
Крутится как булка в к…лесе.
- Занимательные формы (вместе с родителями)
Составление, разгадывание кроссвордов, загадок, стихотворений.
Создание проектов по различным темам.
Использую в своей практике словарные диктанты:
- Зрительный
- Картинный
- Выборочный
- С использованием загадок
- По памяти
- Творческий
- Контрольный
В работе со словарными словами рекомендую:
- Четкое планирование слов, подлежащих изучению.
- Сочетание словарно-орфографической работы с изучением основных программных тем.
- Тренировочные упражнения, опирающиеся на зрительные восприятия.
- Систематичность и разносторонний характер работы с орфографическим словарем.
- Постоянный контроль за усвоением правописания слов.
- В процессе изучения словарных слов, мною в классе систематически проводятся контрольные диктанты (один раз в четверть). Дети успешно справляются, показывают хорошие результаты.
Применяя методы и приёмы фонетических, синтаксических, морфологических, словообразовательных упражнений учащиеся:
- обогащают словарный запас;
- знакомятся со словами из словаря, входящие в программы 1-4 классов;
- приобретают навык правильного использования орфографического словаря;
- выделяют слова с непроверяемыми орфограммами из потока устной, письменной речи.
На протяжении всей начальной школы на уроках русского языка
- формируется осознанный навык написания и правильного употребления слов с непроверяемыми орфограммами;
- совершенствуются знания о слове, его лексическом и грамматическом значении;
- обогащается словарный запас;
- формируется правильное использование различных словарей.
Надеюсь, что моя статья поможет разнообразить уроки русского языка при изучении словарных слов и станет на много больше грамотных маленьких граждан России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "Мои педагогические находки"
Эссе "Мои педагогические находки"...
Эссе "Мои педагогические находки"
Каждый ребенок уникален, неповторим. У каждого свои задатки, индивидуальные и интеллектуальные способности. Сюда можно отнести и темы усвоения нового материала. Учителя, думаю, согласятся со мно...
Эссе "Мои педагогические находки"
В данной работе я раскрыла свою точку зрения на вопросы образования и воспитания детей, поделилась с опытом работы обучения родному языку в начальной школе....
Эссе "Мои педагогические находки"
Эссе "Мои педагогические находки"...
Эссе "Мои педагогические находки"
Профессия учителя была и остается самой почетной, но в то же время одной из самых тяжелых.Каким образом можно научить детей грамотно писать, свободно говорить и красиво выразить свои мысли?В первом кл...
Эссе "Мои педагогические находки"
МБОУ СОШ с. Бояровка . Эссе "Мои педагогические находки"...