Развитие навыков 21 века на уроках русского языка
статья

Радочина Галина Васильевна

Навыки ХХI века направлены на то, чтобы школьники в процессе обучения и воспитания смогли приобрести такие способности и компетенции, которые помогут им успешно развиваться, легко адаптироваться в  различных условиях. В данной статье представлен опыт работы по развитию навыков ХХI века на уроках русского языка в начальной школе. Подробно описано использование в практике проектной деятельности и организация работы на минутке чистописания. Обращается внимание на развитие навыков сотрудничества и коммуникативных качеств личности. Статья будет полезна учителям начальной школы, преподавателям русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_navyki_xxi_veka.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Радочина Галина Васильевна

Методы и приемы развития навыков ХХI века

на уроках русского языка в начальной школе.

Аннотация. Навыки ХХI века направлены на то, чтобы школьники в процессе обучения и воспитания смогли приобрести такие способности и компетенции, которые помогут им успешно развиваться, легко адаптироваться в  различных условиях. В данной статье представлен опыт работы по развитию навыков ХХI века на уроках русского языка в начальной школе. Подробно описано использование в практике проектной деятельности и организация работы на минутке чистописания. Обращается внимание на развитие навыков сотрудничества и коммуникативных качеств личности. Статья будет полезна учителям начальной школы, преподавателям русского языка.

Ключевые слова: навыки, проектная деятельность, информационная компетентность, технология деятельностного обучения, коммуникативность и сотрудничество.

Сегодня, в век информатизации,  когда современный мир быстро изменяется и создается множество чудо - машин, облегчающих жизнь человека,  мы столкнулись с рядом проблем.

        Во-первых, информация,  которую получает  человек, многообразна, и не всегда правдива. Во-вторых, те знания, умения, навыки, которые мы освоили, быстро устаревают и не всегда позволяют получить результат, отвечающий современным требованиям.

        Современное образование способно решить эти проблемы.  Так,   Федеральный  государственный образовательный стандарт, основан на компетентностном подходе, который определяет развитие следующих навыков: социальных, личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.

        Агентство стратегических инициатив (АСИ) в рамках стратегической инициативы «Навыки  будущего» опубликовало требования к обучению «навыкам будущего». Это:

-  критическое и логическое мышление,  

-  изобретательский и креативный подход в решении задач,

- умение выстраивать коммуникации и сотрудничать,  

- работать в команде [6].

        По мнению руководителя международного научного проекта по оценке и преподаванию навыков и компетенций XXI века Патрика Гриффина, профессора Мельбурнского университета, в ближайшем будущем следует ожидать кардинальных изменений всей системы образования, которые приведут к тому, что учебные программы будут сначала вмещать в себя преподавание этих навыков в рамках традиционных дисциплин, а затем постепенно переходить от содержания того или иного предмета к развитию навыков и личностных качеств учащихся. Он подчеркивает, что творческий подход, коммуникативность, критическое мышление или любознательность, конечно же, появились вовсе не в постиндустриальную эпоху, но именно с её приходом эти качества стали жизненно необходимы, примерно в той же степени, что и чтение, письмо и арифметика [5].

        Таким образом,  навыки ХХI века направлены на то, чтобы школьники в процессе обучения и воспитания смогли приобрести такие способности и компетенции, которые помогут им успешно развиваться, легко адаптироваться в  различных условиях, свободно работать в команде, сотрудничать и выстраивать  коммуникации, уметь логически мыслить и при этом находить нестандартные подходы в решении учебно-практических и учебно-познавательных задач.

        Основными способами работы становятся коммуникация и сотрудничество, а инструментами работы  - общая осведомленность и умение пользоваться информационно-коммуникационными технологиями [4].

        Какие приемы, методы и технологии наиболее продуктивно позволяют  развивать навыки ХХI в начальной школе на уроках русского языка.

        В последнее время, метод проектной деятельности зарекомендовал себя с хорошей стороны. Считаю, что данный метод учит детей находить, выбирать информацию из различных источников, оформлять её, сотрудничать в процессе работы с учителем и родителями, презентовать свою работу одноклассникам.  

        Уже в 1 классе на уроках русского языка дети выполняют первые проекты  по темам « Моя любимая буква». Вместе с детьми в устной форме составляем план проекта. Фиксирую его на доске, далее оформляю памятку для каждого ребенка, с которой знакомлю родителей на собрании.

        Проект простой: детям предлагается нарисовать  любимую букву; найти и написать загадки, где отгадками будут слова на эту букву; сочинить небольшую сказку о букве; приклеить картинки с предметами или нарисовать свои рисунки предметов, которые начинаются на эту букву. Заранее обговариваем, как оформляем проект, при этом дается выбор сделать проект от руки или в печатном варианте.  После подготовки проектов дети готовят их защиту в классе для одноклассников и родителей.

        Далее с каждым классом темы проекты усложняются. «Тайна имени», «Тайна словарных слов», «Семья слов», «Откуда пришло слово» , вот небольшой перечень детских проектов, которые мы выполнили на уроках русского и родного языка.  

        Небольшие индивидуальные проекты перерастают в научно-исследовательскую работу.  Так,  после написания проекта «Тайна словарных слов» родилась одноименная работа. Два мальчика подготовили научно-исследовательскую работу, в которой на практике провели анализ  эффективности способов запоминания словарных слов. В ходе работы у  детей появилась идея, нарисовать картинный диктант для игры «Найди словарное слово».  Для этого они отобрали по 30 словарных слов из словарей «Пиши правильно» учебников «Русский язык» 2 и 3 классов. Затем сами нарисовали картинки к этим словам и придумали ребусы.

        В начале 2020-2021 учебного года  данную работу учащиеся представляли на 52-й Межрегиональной научно-практической конференции школьников и региональной НПК школьников «Эврика», где  стали лауреатами и победителями. Таким образом, работа над проектом может являться средством развития навыков 21 века.

        В 3 классе начинаю детей учить делать презентации к проектам. Для этого разработала курс внеурочной деятельности «В мире презентаций»,  цель которого познакомить детей с правилами создания презентаций. На занятиях, в кабинете информатики, изучаем простейшие технологические приемы создания презентаций: вставка рисунка, таблиц, диаграмм, настройка анимации и дизайна в презентации. Думаю, такая работа будет полезной для всех детей, так как овладение информационными технологиями, необходимое качество любого современного специалиста.

        Несмотря на все изменения, урок остается ведущей формой обучения. В начальной школе современный урок - место взаимодействия учителя и ученика, где дети активные участники образовательного процесса.

        Всем известна истина «нельзя научить, можно научиться», а научиться можно, только самостоятельно осуществив  свои деятельностные пробы.

        В своей практике на уроках русского языка применяю деятельностный метод обучения. Так при организации минутки чистописания  предлагаю задания, в которых дети должны сами определить букву, написание которой будут отрабатывать на уроке.

        Например: урок русского языка во 2 классе.

        На слайде или доске записаны слова: корова, собака, лисица. Детям предлагается задание: «Определите, какую букву мы будем сегодня писать на уроке, она находится в одном из этих слов и обозначает мягкий, непарный, согласный звук». Дети определяют, что это буква «Л». Затем им предлагается записать цепочку, состоящую из строчных поочередно идущих   букв «л» и  букв, которые обозначают разные гласные звуки, встречающиеся в этих словах. Получается цепочка  строчных письменных букв: лолали.

        На этом работа со словами не заканчивается. Предлагаю, ребятам еще раз прочитать эти слова и рассказать всё, что они о них знают (все, что относится к уроку русского языка). Дети вспоминают, что это словарные слова, имена существительные, одушевленные, женского рода, единственного числа, в них 3 слога, второй слог ударный, обозначают животных и т.д.

        Продумывая урок, включаю новые словарные слова, или слова в которых есть орфограмма, которую еще не изучали, дети легко это находят,  определяют тему и цели  урока, что является формированием регулятивных универсальных действий. Такая работа развивает мышление, тренирует память.

        На данном этапе урока  включаю каждого ребенка в активную работу, каждый из детей вспоминает что-то своё, поэтому каждый - успешен. А если  кто-то что-то забыл, то одноклассники напомнят.

        Для того чтобы научить детей сотрудничать с учителем и одноклассниками на каждом уроке использую парную и групповую работу. Ребята не только вместе выполняют задания, но и учатся давать оценку друг другу, оценивать свою работу, приводя аргументы, доказывают свою точку зрения. При этом учу их оказывать взаимопомощь, видеть в каждой работе что-то хорошее, замечать малейший успех: «Сегодня у Славы хорошо получилась буква «Р», «Вика допустила всего одну ошибку, молодец!», «Какие красивые прилагательные к слову осень нашел Юра!»  и т.п.

        Таким образом, на уроках русского языка у детей развивается мышление, формируются начальные навыки сотрудничества и коммуникации,  отрабатывается умение работать с информацией, преобразовывать и представлять ее другим участникам образовательного процесса. Все это необходимо для формирования личности, которая будет востребованной и успешной в условиях XXI века.

Список литературы:

  1. Воробьева, О. Я. Коммуникативные технологии в школе / О. Я. Воробьева. – М. : Учитель, 2008. – 144 с.
  2. Карпов, А. В. Психология менеджмента: учебное пособие / А. В. Карпов. – М. : Гардарика, 1999. – 584 с.
  3. Коммуникативные технологии двадцатого века: Г. Г. Почепцов. – М. : Рефл-бук, Ваклер, 2000 г. – 352 с.
  4. https://infourok.ru/zachem-uchaschimsya-nuzhni-naviki-i-veka-1112079.html
  5.  http://erazvitie.org/article/navyki_xxi_veka_novaja_realnost
  6. https://asi.ru/

Сведения об авторе: Радочина Галина Васильевна, учитель начальных классов бюджетного общеобразовательного учреждения «Междуреченская средняя общеобразовательная школа Тарского муниципального района Омской области, 1 квалификационная категория, педагогический стаж -30 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Сообщение.Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка

Приёмы и методы работы для правильного и безошибочного письма....

Развитие познавательных действий на уроках русского языка в процессе работы по формированию орфографических навыков.

Современные образовательные стандарты предусматривают определённые задачи в развитии общекультурных, личностных и познавательных действия, которые обеспечивают ключевую компетенцию — умение учиться. Р...

Обобщение опыта по теме:"Формирование навыков самоконтроля на уроках русского языка"

В настоящее время на первый план выдвигается развивающая функция обучения. Наивысшие возможности  образовательные результаты вохник5ают только тогда,когда любые воздействия учителей, школы совпад...

Методические рекомендации по развитию навыков чтения на уроках английского языка в начальной школе

Данный материал освещает проблемы овладения техникой чтения на английском языке в начальной школе и пути их решения....

Выступление на МО " Формирование навыков самоконтроля на уроках русского языка как средство развития учащихся"

В сообщении рассказывается,как выработать навык самоконтроля у учеников на уроках русского языка с помощью метода взаимопроверки, самопроверки и проверки по словарю....

Формирование навыков самоконтроля на уроках русского языка

Значительное место в процессе формирования навыков самоконтроля отводится дидактической игре, различным видам диктантов. В ходе игры дети незаметно для себя выполняют упражнения, где им необходимо сра...

доклад на тему Развитие навыков аудирования на уроках английского языка

описывает навыки и методы развития аудирования в начальной школе...