Развитие навыков 21 века на уроках русского языка
статья
Навыки ХХI века направлены на то, чтобы школьники в процессе обучения и воспитания смогли приобрести такие способности и компетенции, которые помогут им успешно развиваться, легко адаптироваться в различных условиях. В данной статье представлен опыт работы по развитию навыков ХХI века на уроках русского языка в начальной школе. Подробно описано использование в практике проектной деятельности и организация работы на минутке чистописания. Обращается внимание на развитие навыков сотрудничества и коммуникативных качеств личности. Статья будет полезна учителям начальной школы, преподавателям русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Радочина Галина Васильевна
Методы и приемы развития навыков ХХI века
на уроках русского языка в начальной школе.
Аннотация. Навыки ХХI века направлены на то, чтобы школьники в процессе обучения и воспитания смогли приобрести такие способности и компетенции, которые помогут им успешно развиваться, легко адаптироваться в различных условиях. В данной статье представлен опыт работы по развитию навыков ХХI века на уроках русского языка в начальной школе. Подробно описано использование в практике проектной деятельности и организация работы на минутке чистописания. Обращается внимание на развитие навыков сотрудничества и коммуникативных качеств личности. Статья будет полезна учителям начальной школы, преподавателям русского языка.
Ключевые слова: навыки, проектная деятельность, информационная компетентность, технология деятельностного обучения, коммуникативность и сотрудничество.
Сегодня, в век информатизации, когда современный мир быстро изменяется и создается множество чудо - машин, облегчающих жизнь человека, мы столкнулись с рядом проблем.
Во-первых, информация, которую получает человек, многообразна, и не всегда правдива. Во-вторых, те знания, умения, навыки, которые мы освоили, быстро устаревают и не всегда позволяют получить результат, отвечающий современным требованиям.
Современное образование способно решить эти проблемы. Так, Федеральный государственный образовательный стандарт, основан на компетентностном подходе, который определяет развитие следующих навыков: социальных, личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Агентство стратегических инициатив (АСИ) в рамках стратегической инициативы «Навыки будущего» опубликовало требования к обучению «навыкам будущего». Это:
- критическое и логическое мышление,
- изобретательский и креативный подход в решении задач,
- умение выстраивать коммуникации и сотрудничать,
- работать в команде [6].
По мнению руководителя международного научного проекта по оценке и преподаванию навыков и компетенций XXI века Патрика Гриффина, профессора Мельбурнского университета, в ближайшем будущем следует ожидать кардинальных изменений всей системы образования, которые приведут к тому, что учебные программы будут сначала вмещать в себя преподавание этих навыков в рамках традиционных дисциплин, а затем постепенно переходить от содержания того или иного предмета к развитию навыков и личностных качеств учащихся. Он подчеркивает, что творческий подход, коммуникативность, критическое мышление или любознательность, конечно же, появились вовсе не в постиндустриальную эпоху, но именно с её приходом эти качества стали жизненно необходимы, примерно в той же степени, что и чтение, письмо и арифметика [5].
Таким образом, навыки ХХI века направлены на то, чтобы школьники в процессе обучения и воспитания смогли приобрести такие способности и компетенции, которые помогут им успешно развиваться, легко адаптироваться в различных условиях, свободно работать в команде, сотрудничать и выстраивать коммуникации, уметь логически мыслить и при этом находить нестандартные подходы в решении учебно-практических и учебно-познавательных задач.
Основными способами работы становятся коммуникация и сотрудничество, а инструментами работы - общая осведомленность и умение пользоваться информационно-коммуникационными технологиями [4].
Какие приемы, методы и технологии наиболее продуктивно позволяют развивать навыки ХХI в начальной школе на уроках русского языка.
В последнее время, метод проектной деятельности зарекомендовал себя с хорошей стороны. Считаю, что данный метод учит детей находить, выбирать информацию из различных источников, оформлять её, сотрудничать в процессе работы с учителем и родителями, презентовать свою работу одноклассникам.
Уже в 1 классе на уроках русского языка дети выполняют первые проекты по темам « Моя любимая буква». Вместе с детьми в устной форме составляем план проекта. Фиксирую его на доске, далее оформляю памятку для каждого ребенка, с которой знакомлю родителей на собрании.
Проект простой: детям предлагается нарисовать любимую букву; найти и написать загадки, где отгадками будут слова на эту букву; сочинить небольшую сказку о букве; приклеить картинки с предметами или нарисовать свои рисунки предметов, которые начинаются на эту букву. Заранее обговариваем, как оформляем проект, при этом дается выбор сделать проект от руки или в печатном варианте. После подготовки проектов дети готовят их защиту в классе для одноклассников и родителей.
Далее с каждым классом темы проекты усложняются. «Тайна имени», «Тайна словарных слов», «Семья слов», «Откуда пришло слово» , вот небольшой перечень детских проектов, которые мы выполнили на уроках русского и родного языка.
Небольшие индивидуальные проекты перерастают в научно-исследовательскую работу. Так, после написания проекта «Тайна словарных слов» родилась одноименная работа. Два мальчика подготовили научно-исследовательскую работу, в которой на практике провели анализ эффективности способов запоминания словарных слов. В ходе работы у детей появилась идея, нарисовать картинный диктант для игры «Найди словарное слово». Для этого они отобрали по 30 словарных слов из словарей «Пиши правильно» учебников «Русский язык» 2 и 3 классов. Затем сами нарисовали картинки к этим словам и придумали ребусы.
В начале 2020-2021 учебного года данную работу учащиеся представляли на 52-й Межрегиональной научно-практической конференции школьников и региональной НПК школьников «Эврика», где стали лауреатами и победителями. Таким образом, работа над проектом может являться средством развития навыков 21 века.
В 3 классе начинаю детей учить делать презентации к проектам. Для этого разработала курс внеурочной деятельности «В мире презентаций», цель которого познакомить детей с правилами создания презентаций. На занятиях, в кабинете информатики, изучаем простейшие технологические приемы создания презентаций: вставка рисунка, таблиц, диаграмм, настройка анимации и дизайна в презентации. Думаю, такая работа будет полезной для всех детей, так как овладение информационными технологиями, необходимое качество любого современного специалиста.
Несмотря на все изменения, урок остается ведущей формой обучения. В начальной школе современный урок - место взаимодействия учителя и ученика, где дети активные участники образовательного процесса.
Всем известна истина «нельзя научить, можно научиться», а научиться можно, только самостоятельно осуществив свои деятельностные пробы.
В своей практике на уроках русского языка применяю деятельностный метод обучения. Так при организации минутки чистописания предлагаю задания, в которых дети должны сами определить букву, написание которой будут отрабатывать на уроке.
Например: урок русского языка во 2 классе.
На слайде или доске записаны слова: корова, собака, лисица. Детям предлагается задание: «Определите, какую букву мы будем сегодня писать на уроке, она находится в одном из этих слов и обозначает мягкий, непарный, согласный звук». Дети определяют, что это буква «Л». Затем им предлагается записать цепочку, состоящую из строчных поочередно идущих букв «л» и букв, которые обозначают разные гласные звуки, встречающиеся в этих словах. Получается цепочка строчных письменных букв: лолали.
На этом работа со словами не заканчивается. Предлагаю, ребятам еще раз прочитать эти слова и рассказать всё, что они о них знают (все, что относится к уроку русского языка). Дети вспоминают, что это словарные слова, имена существительные, одушевленные, женского рода, единственного числа, в них 3 слога, второй слог ударный, обозначают животных и т.д.
Продумывая урок, включаю новые словарные слова, или слова в которых есть орфограмма, которую еще не изучали, дети легко это находят, определяют тему и цели урока, что является формированием регулятивных универсальных действий. Такая работа развивает мышление, тренирует память.
На данном этапе урока включаю каждого ребенка в активную работу, каждый из детей вспоминает что-то своё, поэтому каждый - успешен. А если кто-то что-то забыл, то одноклассники напомнят.
Для того чтобы научить детей сотрудничать с учителем и одноклассниками на каждом уроке использую парную и групповую работу. Ребята не только вместе выполняют задания, но и учатся давать оценку друг другу, оценивать свою работу, приводя аргументы, доказывают свою точку зрения. При этом учу их оказывать взаимопомощь, видеть в каждой работе что-то хорошее, замечать малейший успех: «Сегодня у Славы хорошо получилась буква «Р», «Вика допустила всего одну ошибку, молодец!», «Какие красивые прилагательные к слову осень нашел Юра!» и т.п.
Таким образом, на уроках русского языка у детей развивается мышление, формируются начальные навыки сотрудничества и коммуникации, отрабатывается умение работать с информацией, преобразовывать и представлять ее другим участникам образовательного процесса. Все это необходимо для формирования личности, которая будет востребованной и успешной в условиях XXI века.
Список литературы:
- Воробьева, О. Я. Коммуникативные технологии в школе / О. Я. Воробьева. – М. : Учитель, 2008. – 144 с.
- Карпов, А. В. Психология менеджмента: учебное пособие / А. В. Карпов. – М. : Гардарика, 1999. – 584 с.
- Коммуникативные технологии двадцатого века: Г. Г. Почепцов. – М. : Рефл-бук, Ваклер, 2000 г. – 352 с.
- https://infourok.ru/zachem-uchaschimsya-nuzhni-naviki-i-veka-1112079.html
- http://erazvitie.org/article/navyki_xxi_veka_novaja_realnost
- https://asi.ru/
Сведения об авторе: Радочина Галина Васильевна, учитель начальных классов бюджетного общеобразовательного учреждения «Междуреченская средняя общеобразовательная школа Тарского муниципального района Омской области, 1 квалификационная категория, педагогический стаж -30 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/04/picture-215271-1362397370.jpg)
Русский язык. Сообщение.Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка
Приёмы и методы работы для правильного и безошибочного письма....
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/26/picture-345310-1711473818.jpg)
Развитие познавательных действий на уроках русского языка в процессе работы по формированию орфографических навыков.
Современные образовательные стандарты предусматривают определённые задачи в развитии общекультурных, личностных и познавательных действия, которые обеспечивают ключевую компетенцию — умение учиться. Р...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/07/picture-433534-1396893684.jpg)
Обобщение опыта по теме:"Формирование навыков самоконтроля на уроках русского языка"
В настоящее время на первый план выдвигается развивающая функция обучения. Наивысшие возможности образовательные результаты вохник5ают только тогда,когда любые воздействия учителей, школы совпад...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/22/picture-450589-1400765115.jpg)
Методические рекомендации по развитию навыков чтения на уроках английского языка в начальной школе
Данный материал освещает проблемы овладения техникой чтения на английском языке в начальной школе и пути их решения....
Выступление на МО " Формирование навыков самоконтроля на уроках русского языка как средство развития учащихся"
В сообщении рассказывается,как выработать навык самоконтроля у учеников на уроках русского языка с помощью метода взаимопроверки, самопроверки и проверки по словарю....
Формирование навыков самоконтроля на уроках русского языка
Значительное место в процессе формирования навыков самоконтроля отводится дидактической игре, различным видам диктантов. В ходе игры дети незаметно для себя выполняют упражнения, где им необходимо сра...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/29/picture-1283590-1603988373.jpg)
доклад на тему Развитие навыков аудирования на уроках английского языка
описывает навыки и методы развития аудирования в начальной школе...