доклад на тему Развитие навыков аудирования на уроках английского языка
статья по иностранному языку (3 класс)

Кирчиогло Марианна Ивановна

описывает навыки и методы развития аудирования в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_i_kontrol_navykov_audirovaniya.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие и контроль навыков аудирования на уроках английского языка в средней школе»

Ключевые слова: аудирование, языковые особенности, сложности аудирования, механизмы аудирования, речевой слух, напрвавленное аудирование, вероятностное прогнозирование.

 Аудирование – один из видов речевой деятельно

сти – означает «слушание с пониманием» или понимание речи на слух.

Этот термин был введён в отечественную методику не так давно и означает процесс восприятия и понимания речи со слуха. Однако в английском языке этот термин не употребляется. Listening comprehension (восприятие и понимание со слуха), по мнению зарубежных лингвистов, наиболее точно передаёт сущность этого самостоятельного вида речевой деятельности.

Роль аудирования как средства общения между людьми, в том числе и иностранном языке, все больше возрастает в связи с развитием технических источников информации, таких как телевидение, радио, кино, аудио-видео материалы, интернет и другие. Если принять во внимание тот факт, что большинство обучающихся не обладают умением правильно слушать, то становится ясным, что развитию умения аудировать мы должны уделять больше внимания. Я полностью согласна с мнением большинства авторов (Елухиной Н.В., Новиковой И.Н., Верещагиной И.Н. и многих других), что в понимании на слух надо практиковаться постоянно на протяжении всего курса обучения.

Научить понимать звучащую речь — одна из важнейших целей обучения. Как правило, для того чтобы адекватно действовать в конкретной ситуации, необходимо понимать то, что слышишь. На уроке, работая с аудиотекстами, мы параллельно отрабатываем лексические, грамматические, фонетические навыки. Аудиотексты дают информацию для обсуждения, что, в свою очередь, предполагает дальнейшее развитие навыков говорения или письма.

Практический опыт обучения иностранному языку показывает, что существует целый ряд объективных сложностей, препятствующих пониманию речи с первого раза. Рассмотрим их подробнее.

  1. Трудности, обусловленные условиями аудирования.

К ним можно отнести:

  • внешние шумы,
  • помехи,
  • плохую акустику,
  • качество звукозаписи,
  • качество используемой на занятиях техники,
  • видимое наличие или отсутствие источника речи.

2. Трудности, обусловленные индивидуальными особенностями источника речи.

  • Отсутствие практики восприятия на слух речи людей противоположного пола, разного возраста;
  • особенности дикции, тембра, темпа, паузации, а также возможные нарушения артикуляции;
  • различные диалекты иностранного языка.

 3. Трудности, обусловленные языковыми особенностями воспринимаемого материала.

     К ним можно отнести использование:

  • большого количества незнакомой лексики,
  • идиоматических выражений,
  • разговорных формул,
  • специальных терминов,
  • аббревиатур,
  • эллиптических конструкций,
  • прецизионных слов.

Знание вышеперечисленных групп сложностей позволяет правильно оценить уровень трудности аудирования как такового, учесть их при организации учебного аудирования, снять их, а возможно и создать искусственно, максимально приближая учебное задание к ситуациям реального общения. Чтобы развивать навыки аудирования, учителю необходимо знать его механизмы.

В отечественной методике выделяются 4 основных механизма аудирования.

  1. Речевой слух — это один из важнейших механизмов.

2. Память (долговременная, кратковременная, оперативная).

3. Вероятностное прогнозирование (смысловое и лингвистическое)

4. Артикулирование.

 

Система упражнений на развитие навыков аудирования

Базовым упражнением можно считать повторение иноязычной речи за диктором:

а) в паузу,

б) синхронно на том же языке.

Это упражнение развивает все 4 механизма аудирования. Ведь, чтобы справиться с ним, надо услышать текст, разбить его на синтагмы, узнать знакомые слова и структуры, а это и есть развитие речевого слуха. Чтобы повторить, их предварительно надо запомнить, а это — память. Если же "по дороге" часть услышанного растеряли, то это можно восполнить благодаря догадке, исходя из знания лексической и грамматической сочетаемости, контекста, здравого смысла как такового, а это и есть вероятностное прогнозирование. И, наконец, собственно проговаривание, а значит, и артикулирование.

Упражнения на развитие речевого слуха

Развивая речевой слух, можно использовать аудирование со зрительной опорой, где в качестве таковой можно применять как печатный текст, так и иллюстрации к нему. Прекрасным источником подобного аудирования являются учебные видеофильмы, где картинка почти полностью отражает содержание текста.

Широко используется в практике обучения иностранным языкам и направленное аудирование. Оно направлено на узнавание конкретных слов, структур, извлечение конкретной информации и может сопровождаться действием. Это же задание может выполняться и с заполнением пропусков: пропущенных слов, артиклей, предлогов, начала или конца предложения и т.д.

Упражнения на тренировку памяти

1. Согласиться с утверждениями или опровергнуть их после прослушивания текста. Вместо утверждений можно использовать вопросы. Такое аудирование называют подготовленным аудированием.

2. Прослушать текст / сообщение, а затем сравнить его с печатным и найти расхождения.

3. Запомнить все даты, имена, географические названия и т.д., употреблённые в тексте, и повторить их в той же последовательности.

4.  Прослушать слова и сгруппировать их по какому-либо принципу или признаку, стараясь не пропустить ни одного слова при последующей группировке.

5.  Прослушать слова и повторить лишь те из них, которые относятся к какой-либо одной теме.

Упражнения на тренировку вероятностного прогнозирования

  1. Подобрать как можно больше определений к словам.
  2. Составить возможные словосочетания с существительными/ глаголами/ наречиями/ прилагательными.
  3. В рамках конкретных ситуаций составить наиболее типичные словосочетания (клише) и переводить их. Задание будет более сложным, если устойчивые сочетания и клише переводить вразброс — с родного языка на иностранный и наоборот.
  4. Упражнения на логическое развитие замысла, которые предполагают умение закончить фразу, текст и т.д.
  5. Определить содержание по заголовку, иллюстрациям, ключевым словам, вопросам и т.д.

Как видно из приведённых упражнений, формирование необходимых навыков аудирования возможно не только при работе с собственно аудиотекстами, но и на этапе формирования грамматических, лексических навыков, а также навыков чтения, устной речи и письма. Это абсолютно закономерно, так как одним из основных принципов обучения иностранным языкам является принцип интеграции и дифференциации.

Система работы с аудиотекстами

Как в отечественной, так и в зарубежной методике, традиционно предлагают разбить работу над текстом на 3 этапа:

1)    до прослушивания,

2)    во время прослушивания,

3)   после прослушивания.

Поговорим подробнее о каждом из них.

I. Дотекстовый этап (Before listening)

1. Обсуждение вопросов/ утверждений до прослушивания.

2. Догадка по заголовку /новым словам / возможным иллюстрация.

3. Краткое изложение основной темы учителем, введение в проблематику текста.

II. Этап собственно слушания текста (While listening)

III. Послетекстовый этап (Follow-up activities)

Прослушав текст и выполнив ряд упражнений, можно дальше использовать его для развития навыков устной и письменной речи.

Как и в чтении,  в аудировании объектом проверки должно выступать то, что является целью обучения этим видам речевой деятельности. А конечной целью является извлечение информации в определённом объёме и определённой ситуации. Следовательно, при составлении контрольного задания необходимо определить, в первую очередь, для себя, какой вид чтения или аудирования будет являться объектом контроля: будет ли это задание на общее понимание текстовой информации, запрашиваемой/ нужной информации, полное понимание услышанного/ прочитанного. Экзаменующий учитель должен понимать, что нельзя проверять одновременно несколько видов чтения/ аудирования на материале одного текста. Объектом контроля может выступать что-то одно, а не комплекс умений.

  • Важным фактором успешности выполнения контрольного задания является и то, насколько близка, знакома для ученика проблематика в рамках изученной темы или же проблемы, затрагиваемые в аудио/тексте отличны от изученных и являются для ученика новыми.
  • Одна из аксиом, лежащих в основе контроля обучения рецептивной деятельности, состоит в том, что не существует универсальных форм и способов контроля: каждый конкретный текст обладает в этом отношении своими возможностями. Разные аспекты содержания текста выступают на первый план в зависимости от его жанра, содержания, его познавательных, коммуникативных, эстетических задач. Поэтому в качестве объектов контроля для научных текстов будут выступать понятия, идеи, факты, параметры; для художественных — события, образы, отношения; для публицистических - идеи, отношения, факты и т. п. Соответственно и задания должны составляться с учётом этих стилистических и функциональных особенностей.
  • Нельзя забывать и о языковой стороне текста — уровень сложности должен быть соответствующим, а количество незнакомого материала не должно превышать 3-5%. Так в контрольных измерительных материалах контрольные задания представляют разные уровни сложности - базовый, повышенный и высокий. Кроме языкового параметра текстового материала, важным является и его длина, и время звучания текста, и насколько он воспринимаем учащимися.
  • Сложность действий учащихся при выполнении задания. Что именно необходимо сделать ученику - заполнить пропуски, записать слова/ словосочетания/ предложения; соотнести название с текстом, найти логические связи и т.д.
  • Частотность контроля. Здесь имеется в виду, насколько часто необходимо заполнять пропуски в аудио/тексте, успеют ли учащиеся за отведенное время заполнить пропуски словами/ словосочетаниями, если пропуски повторяются через 2—3 слова в предложении?

 Остро стоит проблема отбора текстового материала с позиции воспитательного, эмоционального воздействия на учащихся. Известно, что в состоянии стресса быстро и легко запоминается материал, который ученики слышали или читали. Поэтому для контроля следует подбирать такие тексты, которые представляли бы собой и воспитательную, и нравственную, и социокультурную ценность.

Список используемой литературы

  1. Бужинский В.В. Учимся понимать английскую речь на слух. 10-11 классы. Пособие по аудированию.-М., Дрофа, 2004.
  2. Гальскова Н.Д.,«Современная методика обучения иностранным языкам», пособие для учителя АРКТИ Москва. 2004.
  3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И., «Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика», учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  4. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. «Методика обучения иностранным языкам в средней школе»: учебник. – М.: Высш. шк., 1982.
  5. Елухина Н.В «Основные трудности аудирования и пути их преодоления»: Ж. «Иностранные языки в школе». – 1977 - №1 - с. 18.
  6. Кадыров Г.М. Методы аудирования и пути преодоления фонетических трудностей [Текст] // Молодой ученый. — 2014. — №1.2. — С. 75-77.
  7. Филатов В.М., «Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. Часть 1»: учебное пособие для студентов педагогических колледжей.- Ростов н/Д: Феникс, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы "Использование ЭОР на уроках английского языка"

Тема моего выступления «Использование электронных образовательных ресурсов на уроке английского языка» достаточно актуальна,  так как  в последние  годы всё чаще поднимается вопрос о пр...

Доклад на тему: "Развитие навыков выразительного чтения учащихся начальных классов"

Доклад на тему "Развитие навыков выразительного чтения учащихся". Задачи: формировать речевую и читательскую деятельность учащихся....

Методическая разработка по теме: «Аудирование на уроках английского языка».

психологические особенности аудирования , трудности аудирования  и подготовка аудиотекста...

доклад по теме «Использование грамматических сказок на уроках английского языка в начальных классах»

статья, посвященная актуальному вопросу в преподавании иностранного языка в начальных классах...

Методические рекомендации по развитию навыков чтения на уроках английского языка в начальной школе

Данный материал освещает проблемы овладения техникой чтения на английском языке в начальной школе и пути их решения....

Научная статья. Тема: "Обучение аудированию на уроке английского языка в начальной школе"

Данная работа содержит в себе цель, задачи и продукт исследования, которые могут помочь в написании научной статьи по указанной теме....

Обучение аудированию на уроках английского языка в начальной школе.

Статья посвящена обучению аудированию на уроках английского языка в начальной школе....