Нетрадиционные формы обучения
статья

статья   "Нетрадиционные формы обучения"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon netraditsionnye_formy_obucheniya.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные формы обучения

Возможности нетрадиционных форм занятий 

Во все времена педагога волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного. Девиз нестандартного занятия – “Где детвора, там игра!”, а основная задача – возбуждать, поддерживать живой интерес к обучению, воспитывать и развивать играя. Игра – это школа познания, творчества, интеллектуального развития ребенка.

Толковая игра является действенным орудием воспитания и обучения в руках хорошего педагога. Применение познавательных игровых технологий на занятиях дает возможность обучающимся получить дополнительные знания, заявить о себе, раскрыть свои таланты, позволяет увидеть изучаемый материал по — новому. Положительные эмоции хочется переживать снова и снова не только взрослому, но и ребенку, а на положительном эмоциональном поле очень хорошо работает процесс запоминания. Все это, несомненно, повышает воспитательный и качественный аспекты обучения.

Нетрадиционная форма проведения занятия – это возможность для детей развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Нетрадиционные формы дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний. 

Сама организация такого занятия подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, событий, особенно результатов деятельности человека, т. е. способствует выработке определенного позитивного отношения к природе, обществу, себе и т. д. В процессе проведения этих занятий складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов. Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения занятия, чем снимается традиционность урока, оживляется мысль. Такие занятия позволяют шире вводить элементы занимательности, что повышает интерес к предмету. 

Формы проведения занятий 

       Формы проведения учебных занятий подбираются педагогом с учетом возрастных психологических особенностей детей, целей и задач образовательной программы дополнительного образования, специфики предмета и других факторов. Наиболее общими могут быть следующие формы: 

Для учащихся дошкольного и младшего школьного возраста: 

  • беседа с игровыми элементами; 
  • сказка; 
  • сюжетно-ролевая игра; 
  • игра-путешествие; 
  • игра-имитация; 
  • викторины, соревнования, конкурсы, состязания и др. 

Для учащихся среднего школьного возраста:

  • лекция; 
  • учебная игра, ролевая игра; 
  • защита творческого проекта; 
  • творческие конкурсы; 
  • КВН; 
  • заочная экскурсия, поход, поиск;
  • коллективное творческое дело (КТД); 
  • тематические задания по подгруппам. 

Для учащихся старшего школьного возраста:

  • проблемная лекция; 
  • пресс-конференция; 
  • практические занятия; 
  • семинар; 
  • тематическая дискуссия; 
  • групповая консультация; 
  • защита творческой работы; 
  • деловая игра, ролевая игра; 
  • презентация (вида деятельности, выставки, проекта и т.п.). 

Виды нетрадиционных занятий 

  • Занятия в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т. д. 
  • Занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т. д. 
  • Занятия, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, занятие – «дублер начинает действовать» и т. д. 
  • Занятия, напоминающие публичные формы общения: пресс – конференция, брифинг, аукцион, бенефис, телемост, регламентированная дискуссия, панорама, репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал и т. д. 
  • Занятия, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро, ученый совет и т. д. 
  • Занятия, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, игра-путешествие, прогулки и т. д. 
  • Занятия, опирающиеся на фантазию детей: занятие – сказка, занятие – сюрприз и т. д. 

Подготовка и проведение занятия в нетрадиционной форме

Подготовка и проведение занятия в любой нетрадиционной форме состоит из четырех этапов: 

  1. Замысел. 
  2. Организация. 
  3. Проведение. 
  4. Анализ. 

Замысел

Самый сложный и ответственный этап. Он включает следующие составляющие:

  • определение временных рамок; 
  • определение темы; 
  • определение типа занятия; 
  • выбор нетрадиционной формы; 
  • выбор форм учебной и воспитательной работы. 

Выбор формы занятия. Выбор нетрадиционной формы занятия зависит от нескольких факторов, основными из которых являются: 

  • специфика изучаемого курса и группы, 
  • характеристика темы (материала), 
  • возрастные особенности учащихся. 

На практике целесообразно поступать следующим образом: сначала определить тему и тип занятия, опираясь на перечисленные факторы, выбрать конкретную нетрадиционную форму. 

Выбор форм учебной работы. При выборе форм учебной работы следует учитывать два главных фактора: 

  • особенности и возможности выбранной формы; 
  • характеристики группы (в том числе, какие формы учебной работы – индивидуальная, коллективная, фронтальная – и как часто применялись в данном коллективе). 

Организация

Этот этап в подготовке нетрадиционного занятия состоит из подэтапов:      

  • распределение обязанностей (между педагогом и учащимися); 
  • написание сценария занятия (с указанием конкретных целей); 
  • подбор заданий и критериев их оценки, методов урока и средств обучения; 
  • разработка критериев оценки деятельности учащихся. 

Проведение  

Анализ

Заключительным этапом проведения нетрадиционного занятия является его анализ. Анализ – это оценка прошедшего занятия, ответы на вопросы: что получилось, а что нет; в чем причины неудач, оценка всей проделанной работы; взгляд «назад», помогающий делать выводы на будущее необходимо обратить внимание на следующие важные моменты. 

Требования к проведению занятия

Несмотря на многообразие типов занятий, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения. 

  • Педагог должен сформулировать тему и цель занятия. 
  • Каждое занятие должно быть обучающим, развивающим и воспитывающим. 
  • На занятии должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы воспитанников. 
  • Педагог должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности детей. 
  • Педагог должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на занятии. 
  • Соблюдать санитарно-гигиенические нормы и использовать здоровьесберегающие технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Нетрадиционные формы обучения

Работа на уроке в группах и парах...

«Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения в начальной школе»

Из опыта работы учителя начальных классов Бондиной Елены Владимировны....

Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения русскому языку младших школьников

В данном материале представлены нетрадиционные подходы к работе по русскому языку в начальных классах. Нестандартные приёмы, развивающие познавательные и творческие способности учащихся (проблемные во...

Нетрадиционные формы обучения младших школьников на примере образовательной программы «Школа России»

Тема статьи: «Нетрадиционные формы обучения младших школьников». Не  смотря на введение различных инноваций в образовательный процесс современной школы, я считаю, что эта тема актуальна и требует...

Опыт работы: «Нетрадиционные формы обучения на уроках русского языка в начальной школе как средство повышения эффективности учебного процесса».

По мнению известного лингвиста и психолога А.А. Леонтьева, для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланиро...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Школа существует для детей. А так ли это? И да, и нет. Если ребенка рассматривать как объект обучения, то нет. А если ученик - творец, т.е. субъект, в процессе обучения активен, то тогда - да! И я при...

Нетрадиционные формы обучения как средство активизации учащихся на уроках (метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»).

Содержание.1.      Актуальность вопроса.2.      Методика Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»3.      Групповая р...