Статья: Нетрадиционные формы обучения
методическая разработка по теме
Работа на уроке в группах и парах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netradicionnye_formy_obucheniya.doc | 137.05 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ. РАБОТА В ПАРАХ И ГРУППАХ.
Учитель нач. кл.
Любимова Вера Владимировна
Высшая категория.
Основной единицей организации учебной деятельности является учебная тема. Учитель при выборе формы должен определить её место в дидактической структуре темы. Каждый учебный предмет кроме общих дидактических и воспитательных задач имеет свои методические функции: передача знаний, отработка практических умений, формирование отношений к окружающему миру.
Психолого-педагогические условия выражены в реализации развивающих задач обучения: формирование интеллекта, эмоциональной и нравственно-волевой сфер личности.
Социальные- это активизация и систематизация информативного потока окружающей среды, реализация имеющегося опыта, подготовка личности к жизнедеятельности.
Среда разнообразных форм обучения , особый интерес представляют способы организации учебной деятельности, получившие название- активные методы обучения, которые направлены на развитие самостоятельной мысли, познавательных интересов каждого ученика, активизацию его творческих возможностей. Поэтому задача учителя начальных классов, учитывая сложность работы с малышами, правильно организовать учебный процесс для достижения прочных знаний учащихся, развития каждого ребёнка.
Следует отметить, что введение в учебный процесс приёмов активизации учебной деятельности приведёт к эффективному результату только в том случае, если и сам учитель будет психологически готов к такому обучению.
Работа учителя начальных классов необычайно сложна, требует высокого педагогического мастерства, терпения и огромной любви к детям. Для оптимального развития каждого ребёнка учитель также должен знать психологические и физиологические особенности детей младшего возраста. Перестройка современной системы образования вызвала интенсивный поиск путей конструирования учебного процесса- поиск содержания обучения и его обучения и его организационных форм.
При использовании новых технологий обучения необходимо учитывать условия организации учебной деятельности.
Технология- это осознанная практически освоенная система целенаправленных действий, объективно дающая в рамках, заданных условий проектируемый результат независимо от индивидуальности объекта, который её использует.
Эффективно используются формы коллективной работы, которые позволяют наилучшим образом учитывать индивидуальные особенности учащихся, создать условия для их развития и помогают учителю на вопросы данные в учебнике, на карточках все задают друг другу вопросы участвуют в диалоге. Такие уроки проходят живо и интересно. Наиболее приемлемо в начальных классах общение в паре, которое проходит в виде диалога, а также общение в малой группе- групповое общение. Идеальной формой для сотрудничества является пара. В паре ученики проверяют друг у друга задание, выясняют, почему его нужно выполнить так, а не иначе, могут изложить новый материал, закрепить его, повторить ранее изученное. При коллективном обучении коллектив обучает каждого своего члена, и каждый член коллектива участвует в обучении своих товарищей по совместной учёбе, когда половина учащихся говорит, а вторая половина слушает.
Все учат каждого и каждый учит всех по очереди до полного овладения материалом. Повышается роль учителя, который наблюдает и координирует работу каждой пары. Дети должны овладеть умением общаться в паре, научиться внимательно слушать соседа, считаться с его мнением, быть терпимыми друг к другу, объяснять так, чтобы тебя поняли и услышали, уметь задавать вопросы по прочитанному, записывать под диктовку в парах, учиться выделять главное.
Для выявления интеллектуальных организаторских и творческих способностей, для отработки умений работать в группе можно провести игру «Лидер».
Класс произвольно разбивают на команды по 5-7 человек в каждой. В каждой команде работает наблюдатель, в задачи которого входит распределение цветовых жетонов лидерам различного характера после выполнения каждого задания. Например:
красный- жетон лидера-организатора;
синий- жетон лидера-мыслителя;
зелёный- жетон эмоционального лидера;
жёлтый- активного участника игры.
Оценочное значение жетонов сообщается участникам только в конце игры. Ведущий игры после выполнения каждого задания переводит участников из группы в группу с целью создания равноценных групп.
Группы с наилучшим психологическим климатом в деятельности – это группы, в которые представлены все типы лидеров. Такие группы выполняют задания творчески, быстро, с хорошим эмоциональным настроением.
Задания должны быть разнообразными: художественными, конструктивными, организаторскими. По характеру деятельности их можно условно разделить на информативные ( на эрудицию), эвристические (на сообразительность), творческие (на воображение). Таким образом будут сформированы группы.
Не менее важна и сложна для учителей начальных классов следующая задача, которую они решают при коллективной работе: научить детей самостоятельно работать с карточками. Карточки составляются по вариантам, их может быть две, а может и более (8-10) в зависимости от учебного материала. В карточке предусматриваются теоретические и практические вопросы. Задания на карточках могут быть одинаковые, чтобы можно было проверить работу каждого ученика по плану, записанному на доске.
Пример алгоритма работы ученика:
1. Прочитай и подумай, что дано в первой части карточки.
2. Ответь на вопросы.
3. Поверь по учебнику.
4. Расскажи товарищу о том, что дано в 1 части карточки и выслушай его.
5. Прочитай 2 часть карточки.
6. Выполни это задание в тетради.
7. Проверь себя.
8. Обменяйся карточками и тетрадями с товарищем.
9. Повтори всё с 1 пункта по 7.
10. Проверьте 2 задание друг у друга.
Допущенные ошибки дети карандашом зачёркивают и доказывают написание той или иной буквы (либо решение примера). Если в классе есть ученики, быстро справившиеся с работой и выполнившие всё верно, они помогают учителю в работе с учащимися или выполняют дополнительные задания повышенной трудности. После работы в парах подводятся итоги. Одна из пар вслух может проговорить всё, что нужно по карточкам, остальные ученики проверяют себя. В случае необходимости, если работа в парах не получается, учитель может вызвать одну из пар, чтобы показать образец, или проводит работу сам с одним из учеников класса.
Например, изучая родовые окончания имён прилагательных( при объяснении нового материала) можно предложить работу в парах по двум вариантам карточек. Возможно изучение этой темы по карточкам шести вариантов. В группе 6 человек, каждый получает свою карточку:
- стол (какой?) большой, красивый
- карандаш (какой?) красный, маленький
- небо (какое?) голубое, хмурое
- окно (какое?) чистое, большое
- лента (какая?) голубая, синяя
- парта(какая?) чистая, удобная
Задание у всех одинаковое: сделайте вывод об ударных и безударных окончаний мужского, женского, среднего рода. Заполните таблицу.
Дети задание выполняют каждый по своей карточке, и все вместе заполняют таблицу, т. е. делают вывод об окончаниях прилагательных. Ценность такой работы заключается в том, что карточки разные. Таким образом, создаётся целостное представление о теме, которую изучают дети. После вывода, который дети сделают, они выполняют практическую работу, т. е. вторую часть карточки. Задание может быть таким, пользуясь таблицей, вставить окончания имён прилагательных.
При закреплении материала предлагаются карточки другого типа. В 1 части дети вспоминают правила и доказательства написания определённых орфограмм и задания.
Алгоритм работы с такими карточками следующий;
1-Внимательно прочитай 1 часть карточки, вспомни правила написания окончаний имен прилагательных ( либо других орфограмм)
2-Посмотри на образец, вспомни, как нужно письменно обосновать написание окончаний прилагательных.
3-Выполни задание.
4-Проверь себя.
5- Обменяйся с товарищем карточками и тетрадями.
6- Расскажи товарищу задание и выслушай его.
7- Проверьте задание друг у друга, обменяйтесь впечатлениями.
Для учителя такая организация работы учащихся представляет определённую сложность, т. к. необходимо каждый раз составлять карточки, тщательно продумав их содержание. Но карточки для товарищей могут готовить и дети, например, получив домашнее задание: подобрать 5 слов с безударными гласными в корне, 5 примеров на умножение на двузначное число и т. д. При этом учитель поощряет подбор слов из книг для внеклассного чтения. В классе идёт активная работа в паре, в малой группе, дети учат друг друга, получая от этого огромное удовольствие.
Когда ученики научатся работать в постоянной паре, учитель может перейти к работе в парах сменного состава. Пара получает одинаковое задание, объясняет его выполнение, а затем переходит к разным партнёрам, продолжая работать дальше. Напарники помогают друг другу, объясняют, проверяют, выслушивают, уточняют, т. е. идёт активное общение с разными партнёрами. Эта работа получается не сразу, но постепенно дети осознают результат и темп увеличивается.
Работа по карточкам в парах постоянного и сменного состава, дети учатся самостоятельно делать выводы и обобщения, задавать вопросы по прочитанному, активнее подбирать дополнительный интересный материал. Ребятам нравится работать в паре, они больше узнают, лучше запоминают, им так интереснее работать.
Организуя работу в парах сменного состава, учитель готовит карточки с одинаковыми заданиями по числу учащихся в ряду. В мл. кл., как правило, эта работа проходит в игровой форме.
Очень интересны и полезны взаимные диктанты. Работа проходит так: сначала один ученик, выступающий в роли учителя, диктует текст своему товарищу, выполняется задание, затем другой ученик выполняет роль учителя. Дети меняются тетрадями, проверяют работу соседа, карандашом исправляют ошибки. После самостоятельной работы идёт взаимная проверка по контрольной карточке. Каждый ученик исправляет ошибки в своей тетради. Работа в парах сменного состава по взаимному обмену заданиями предполагает работу и в малых группах. Общение в малых группах наиболее эффективно при повторении и закреплении изучаемого материала. Работа учащихся в группах, сформированных с учётом их пожеланий, повышает интерес к учебным занятиям, способствует овладению умениями трудиться в коллективе, делить задания на части, выбирать каждому ту часть, которая отвечает его возможностям и способностям.
Например, урок можно начать с работы в малых группах. У каждого ученика карточка с заданием. Выполнив своё задание, дети передают карточки от соседа к соседу, пока вся четвёрка не выполнит задание четырёх карточек. После обсуждения в малой группе проводится проверка задания по контрольной карточке. После подведения итогов выполненной работы, учитель предлагает каждому ученику выполнить ещё некоторые задания, подводящие учащихся к изучению нового материала.
Обобщая, систематизируя и, главное, углубляя знания учащихся по какой-либо теме, учителя могут провести урок-семинар. К таким урокам дети готовятся заранее, получают вопросы, изучают литературу, стремятся найти новый дополнительный материал, что, несомненно, способствует развитию творческих и познавательных возможностей учащихся. Учитель руководит подготовкой учащихся к уроку в группах, оказывает необходимую помощь в творческом решении той или иной задачи, предлагает нужную им литературу. На уроке группа после обсуждения выделяет выступающего по теме, учащиеся остальных групп задают вопросы, анализируют услышанное, дополняют. Такие уроки способствуют развитию монологической речи, вызывают интерес к изучаемому материалу. Дети с удовольствием рассказывают и показывают книги, которые им удалось прочитать к уроку, ставят сценки, связанные с темой и вопросом, которые они раскрывают. Уроки проходят живо и эмоционально. Конечно, роль учителя в проведении таких уроков, а особенно в подготовке к ним огромна.
Во 2 классе, обобщая и систематизируя материал по теме «Состав слова», учитель может предложить следующие упражнения для работы в группах.
1) Продолжить запись.
Я знаю части слова (дети пишут названия частей слова), проверяют в группе, правильно ли записали термины, затем сверяют с образцом.
2) Дети выписывают из текста однокоренные слова, разбирают их по составу. С помощью этого задания учитель проверяет умение детей различать однокоренные слова и форму слова, а также разбирать слова по составу. После проверки выполненной работы класс слушает сообщение групп, заранее готовившиеся, о приставках и их роли в нашей речи, другой- о суффиксах. Эти учащиеся подбирают нужный материал по теме сообщения, готовят рисунки. Класс слушает, дополняет их ответы.
3) После вывода можно предложить упражнение, в котором пишут подходящие по смыслу приставки и суффиксы. Дети работают в группах, затем следует коллективная проверка обоснование написания выбранных приставок и суффиксов. Восстанавливается таблица приставок и известных детям суффиксов. Учащиеся называют орфограммы и в корне.
4) Учитель диктует текст. Дети пишут под диктовку и графически обосновывают написание всех частей слова.
Идёт работа в группах, взаимная проверка написания всех частей слова, затем проверяют по контрольной карточке или по записи на доске.
5) Учитель называет корень слова, Задание: Оденьте корень. Кто назовёт больше слов? Соревнование в группах. Дети подбирают слова с разными приставками, суффиксами, записывают их, затем идёт обсуждение, обоснование написания каждой части слова, понимания смысла слов. Дети подбирают в группах много однокоренных слов, учатся писать корень слова, а также все другие части слова. Одновременно обогащается словарный запас учащихся.
Проводятся и уроки-зачёты в конце изучения темы. Учитель заранее планирует вопросы, продумывает их последовательность и определяет задачи каждого вида работы. Класс делится на группы. Задания заранее помещаются в уголке. Дети готовятся в группе отвечать по опоре, которая составляется в период изучения темы. Положительным в этой работе является то, что каждый ученик проговаривает теоретический материал и при этом получает отметку. Затем учащиеся списывают текст, вставляют пропущенные буквы или выписывают словосочетания и т. д. Каждое задание проверяется в группе. Консультанты помогают учителю и оценивают практическую работу учащихся по контрольной карточке. После проверки практической работы общая отметка выставляется в журнал.
Эффективность учительского труда во многом определяется тем, как воспринимают и усваивают материал учащихся: активно или пассивно. Задача учителя состоит в том, чтобы добиться активной познавательной деятельности учащихся, развить у них самостоятельное творческое мышление, научить необходимым приёмам и методам. Для развития личностных качеств учащихся в процессе обучения используют моделирование конкретных ситуаций, требующих совместной деятельности и общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА"
Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные и глубокие знания. Такие уроки обычно завершают изучение темы, либо начинают н...
Статья "Нетрадиционные формы работы с родителями".(из опыта)
Я с удовольствием предлагает вашему вниманию статью, в которой познакомит вас с нетрадиционными формами работы с родителями. Данный материал будет полезен и педагогам, и родителям....
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Школа существует для детей. А так ли это? И да, и нет. Если ребенка рассматривать как объект обучения, то нет. А если ученик - творец, т.е. субъект, в процессе обучения активен, то тогда - да! И я при...
Статья: "Нетрадиционные формы уроков математики для обучающихся с ОВЗ"
Статья: "Нетрадиционные формы уроков математики для обучающихся с ОВЗ". Возраст детей: от 8- до 12 лет....
Статья "Нетрадиционные методы обучения. Дифференцированный подход в обучении"
Использование нетрадиционных методов обучения и дифференцированного подхода....
Статья "Нетрадиционные формы урока в начальной школе как способ повышения эффективной познавательной деятельности в условиях ФГОС"
В статье идет речь об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов, активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям,обеспечивающих быстроту запомин...
Использование нетрадиционных форм обучения на уроках ознакомления с окружающим миром в адаптационный период обучения
Нестандартные формы проведения уроков лучше всего способствуют развитию познавательной самостоятельной деятельности и творческого мышления учащегося, обеспечивают сознательное и прочное усвоение приро...