Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения русскому языку младших школьников
статья по русскому языку на тему
В данном материале представлены нетрадиционные подходы к работе по русскому языку в начальных классах. Нестандартные приёмы, развивающие познавательные и творческие способности учащихся (проблемные вопросы, лингвистические задачи, игры, сказки, путешествия с героями книг, уроки-практикумы, уроки-семинары, уроки-праздники. В работе содержится практический материал; разнообразные задачи, конспект урока-семинара по русскому языку в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochetanie_traditsionnykh_i_netraditsionnykh_form_raboty_na_urokakh_russkogo_yazyka.docx | 34.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №60
городского округа Тольятти
Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения русскому языку
в начальной школе
Автор статьи: учитель начальных классов
Логунова Елена Александровна
г.о.Тольятти
2014
Организация учебно-воспитательного процесса в современных технологиях требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путём поиска новых ценностных приоритетов в определении целей и содержания форм и методов построения учебной деятельности учащихся.
Использование нестандартных форм и методов – одно из важных средств обучения, т. к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.
Младшие школьники любят и хотят играть. Это желание вытекает из потребности детей компенсировать ограниченность учебной деятельности в движениях, в положительных переживаниях, в свободе выбора интересной для себя роли и позиции, в возможности проявить свою активность. Считается, что именно в нетрадиционном уроке учитель имеет возможность применять вышеуказанные средства обучения: проблемное обучение, самостоятельную работу, соединив это все с игрой.
Практикой накоплен богатый опыт проведения нетрадиционных уроков, однако, в психолого-педагогической литературе нет достаточного теоретического обоснования этой проблемы.
Для развития речи учащихся необходима образцовая речь учителя и использование им художественных текстов на каждом уроке ( в учебнике «Русский язык» их недостаточно). Вот некоторые из них:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
И.Бунин
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
А.Майков
Голубенький, чистый
Подснежник – цветок!
И подле сквозистый,
Последний снежок…
Ф.Тютчев
Возможны следующие приёмы с текстом: вместе с детьми обсуждаем прочитанное, раскрываем авторский замысел, его воплощение в лексических, синтаксических, стилистических особенностях данного текста. Дети делятся своими впечатлениями, своими ощущениями и высказывают предположение, каким может быть человек, написавший такие строки.
Работа с текстом на уроках русского языка начинаю с анализа текста, с того, что чувствуют дети, что переживают. «Мысль ученика начальных классов неотделима от его чувств и переживаний. Эмоциональная насыщенность процесса обучения, особенно восприятия окружающего мира – это требование, выдвигаемое законами развития детского мышления» (В.А.Сухомлинский). Когда прочитанное осмыслено, занимаемся грамматикой.
Очень интересно проходит работа с пословицами, поговорками, загадками, фразеологизмами. Они учат младших школьников говорить ярко, образно и просто, помогают уяснить меткость русского слова, обогатить память детей жемчужинами родного языка, развивают мышление, сообразительность.
Пословицы, которые учат ценить слово, бережно относиться к нему: Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Слово не стрела, а пуще стрелы разит.
Не всякое слово в строку.
Доброе слово и кошке приятно.
Пословицы о дружбе:
Без друга в жизни туго.
Верному другу цены нет.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Какую дружбу заведёшь, такую и жизнь проведёшь.
Работая с загадкой, предполагаю объяснение лексического значения слов, чаще всего употребляемых в переносном значении.
Раскололся тесный дом
На две половинки,
И посыпались в ладони
Бусинки-дробинки.
Н.Силков
Длинноногие сестрицы
Вышли в поле на лужок,
Словно снег, у них ресницы
И, как солнышко, глазок.
В.Кремлёв
Прекрасные возможности для развития речи на уроке русского языка даёт работа с фразеологизмами.
Глеб у доски повесил нос,
Краснеет до корней волос.
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю провалиться.
О чём же думал он вчера,
Когда баклуши бил с утра?
Ю.Коринец
Всё приходится сому
С детства делать самому,
Даже крошечным сомишкам
Надо жить своим умишком.
Сам еду себе найди!
Сам в беду не попади!
Не пожалуешься маме!
Сам справляйся: сам с усами!
Б.Заходер
Дети находят фразеологизмы, объясняют их значение. Ученики убеждаются, что чем больше они будут знать фразеологизмов, тем точнее и красочнее они смогут выражать свои мысли. Предлагаю нарисовать, как дети понимают выражения «корова языком слизнула», «как снег на голову», «иметь общий язык», «Работать, спустя рукава». Такая работа вызывает интерес у учащихся, в значительной степени повышает культуру их речи.
Активизировать учебный процесс, сделать его интересным мне помогают разнообразные проблемные вопросы, поисковые задачи. Так, при изучении имени прилагательного предлагаю детям шутку, прошу догадаться, о чём пойдёт речь, и обосновать свой ответ.
Шли двое, остановились Один другого спрашивает:
- Это чёрная?
- Нет, красная.
_ А почему она белая?
- Потому что зелёная.
Выясняем значение слова зелёная. Дети говорят, что речь идёт о неспелой смородине 2-х сортов: красной и чёрной. Дети называют слова, с помощью которых они узнали эти предметы, и переходят к работе над прилагательным.
Одна из форм работы на уроке русского языка решение нестандартных лингвистических задач. В 3-4 классах дети уже могут подбирать и создавать тексты, решать и находить лингвистические задачи, загадки, шутки, составлять под моим руководством схемы-опоры, выводить алгоритмы.. Например, после изучения темы «Глагол», обобщая полученные знания, учащиеся выводят алгоритм правописания мягкого знака в разных частях речи. К этому времени они хорошо понимают, что написание мягкого знака после шипящих связано с умением определять часть речи, поэтому, впомнив последовательность рассуждения, составляют алгоритм:
В результате многократного повторения алгоритма у учащихся формируется способ мышления. Решая лингвистические задачи, учащиеся выполняют действия. От выполнения первого зависит и решение второго.
Почему, например, имена существительные имеют разные окончания в предложении: Машина шла по Владимирской площади, Загородному проспекту, по Разъезжей улице.
Учащиеся для написания окончания имени существительного должны вспомнить алгоритм: установить связь этого слова с тем словом, от которого оно зависит, поставить вопрос, определить падеж, склонение существительного, вспомнить окончание.Ученики убеждаются, что все имена существительные стоят в дательном падеже. Но эти существительные разного склонения, поэтому у них окончания разные.
Практика показывает, что совершенно необходимо как можно чаще учащихся младших классов ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность. Именно поэтому для активизации умственных способностей, развития их воображения стараюсь применять на уроке русского языка дидактические, ролевые игры. Их использую и как метод обучения, и как средство организации учащихся на всех этапах урока. Любимые животные, игрушки, герои сказок приходят в класс с разнообразными заданиями (в кармане, в конверте, в сумке). Младшие школьники в течение всего урока помогают Буратино достать золотой ключик, выручить Колобка при встрече с разными героями из сказки, помогают выполнить задания и остаться невредимым, поддерживают Винни-Пуха при встрече с Пятачком, Кроликом, Совой, вместе со всеми идут к Ослику поздравить его с днём рождения. Обучая литературных героев, дети учатся сами.
Игры-соревнования дают возможность закрепить ранее изученный грамматический и орфографический материал.
«Аукцион». Учащиеся должны подобрать как можно больше слов по схеме за 2 минуты.
«Конкурс» - кто больше подберёт слов на изученное правило, кто больше подберёт синонимов, антонимов.
«Эстафета». Работа проводится в малых группах. Предлагаю задание: в кратчайшие сроки предложенный корень «одеть», т.е. подобрать как можно больше однокоренных слов. Кто быстрее? Однокоренные слова учащиеся записывают на доске, передавая эстафетную палочку.
Грамматическая сказка – эффективный приём обобщения и систематизации знаний учащихся по теме и показатель уровня сформированности знаний учеников. Кроме того, фантазия, творческое воображение помогают лучше усвоить грамматический материал. В практике своей работы я использую грамматические сказки Ф.Кривина. Приведу несколько примеров данной работы:
1. «Захотелось Мягкому Знаку найти себе друга. Пошёл он по дороге и увидел под елью ежа. Мягкий Знак предложил ему дружбу. Он залез под ель и прижался к ежу. Ёж сильно уколол его своими иголками. Мягкий Знак обиделся и навсегда ушёл от ежа.
Идёт он и плачет. И вдруг видит: возле дороги колосится рожь. Рожь пожалела его и позвала серую мышь. Они решили Мягкий знак оставить у себя жить.
С тех пор Мягкий Знак пишется слитно в существительных женского рода, которые оканчиваются на шипящие».
2. «В некотором царстве, некотором государстве под названием «Грамматика» жил – был царь «Имя существительное». Ему принадлежали все живые и неживые предметы. Кто? – человек, девочка, мальчик, ёж. Что? – стол, звезда, земля, печать, окно. Царь любил своих подданных и ласково говорил: «Вот она, моя дочь, ласточка, учительница, фабрика, вода. А вот и мой сын: труд, карандаш, малыш, город».
Жили предметы в разных домах. В первом доме – предметы женского рода: иголка, собака, печь, книга. Во втором доме – мужского рода: камень, стол. А посередине стоял дом, в котором жили существительные среднего рода: солнышко, гнездо, платье, море.
Когда царь сердился на своих подданных, он сажал предмет в отдельную комнату и говорил:
«Будешь жить один – волк, стол,
одна – чашка, девочка,
одно – платье, море.
Побудь в единственном числе и подумай о своём поведении». А потом прощал, и снова жили вместе в великом множестве волки, столы, чашки, девочки, моря.
Сказка не кончается, продолжение следует.
Учитывая психологические и физиологические особенности учащихся младших классов, наиболее часто провожу уроки в занимательной форме, в виде путешествия в страну Глаголию, Прилагандию, Словотворск и др. Так, на уроке обучения грамоте по теме «Предложение и слово» сказочный персонаж кот Мурлыка приносит на урок детскую литовскую народную сказку «Почему кот моется после еды?» Учащихся заинтересовывает название сказки, они внимательно её слушают и очень доворльны тем, что мышка убегает от кота. С помощью вопросов учащиеся характеризуют кота. Кот сильный, самонадеянный, он не сомневается, что справится с мышкой. А мышка оказывается находчивой, умной и обманывает сильного кота. Учащиеся, выполняя задание учителя, с огромным интересом выделяют предложения, ставят логическое ударение, грамотно записывают их при помощи схемы.
На следующий урок к малышам приходит Петушок и поёт песенку: «Я, Петушок, золотой гребешок, умная головушка, шёлковые пёрышки, принёс вам сказку «Колосок». Детям очень нравятся сказочные герои, весёлые и забавные. При этом они закрепляют сложный грамматический материал о предложении и слове.
Учащимся нравятся уроки русского языка, проведённые в нестандартной форме: урок-путешествие в страну Грамматику, урок КВН в 3 классе, урок-заседание редакционного совета в 4 классе по теме «Глагол», уроки-экскурсии «Большая буква в именах собственных», урок-игра «Что? Где? Когда? По теме: «Повторение пройденного о составе слова», закрепление изученного о частях речи провожу в форме игры «Звёздный час».
Деловая игра позволяет знакомый материал преподнести по-новому. Она воспитывает у учащихся чувство ответственности каждого ученика за общее дело. Класс делю на микрогруппы по 4-5 человек. В помощь выбираю учеников-консультантов и ассистентов. Они контролируют качество выполнения работы. Какова последовательность работы? Ставлю перед учащимися задачу. Затем идёт работа в группах, обсуждаются результаты (одна из групп рассказывает, остальные дополняют ответ) и делается вывод. Работа заканчивается заключением эксперта – учителя.
С целью обощения и систематизации, и, главное, углубления знаний учащихся по теме, успешно в моём классе проходят уроки-семинары. К таким урокам дети готовятся заранее, получают вопросы, изучают литературу, стремятся найти новый дополнительный материал, что, несомненно, способствует развитию творческих и познавательных способностей учащихся. Такие уроки проходят живо, эмоционально.
Приведу пример такого урока-семинара. (Приложение 1)
Возможности нетрадиционных уроков велики: они являются средством формирования познавательной деятельности школьников, активизации учащихся в процессе учебной работы, а также одним из способов стимулирования и развития интереса к учению. Но в то же время они должны реализовывать обучающие, развивающие и воспитательные задачи, которые ставятся на каждом уроке.
Приложение 1
Конспект открытого урока по русскому языку.
ОС Школа 2100
Класс: 3-А
Тема урока: Обобщение знаний учащихся о глаголе.
Тип урока: урок обобщение знаний.
Вид урока: урок-семинар.
Цель урока: Развитие познавательной активности учащихся.
Задачи:
- Обобщить знания о признаках глагола как части речи.
- Закрепить навыки лексико-грамматического и орфографического анализа глаголов.
- Развивать умение рассуждать, убеждать, доказывать свою точку зрения, обобщать, делать выводы;
- Воспитывать интерес к предмету.
Ход урока.
1. Организационный момент. (слайд 1, 1 щелчок)
- Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. (слайд 1, 2 щелчок и щелчок-звук)
(Физминутка на регуляцию психического состояния)
Нам радостно, нам весело! Смеёмся мы с утра.
Но вот пришло мгновение, серьёзным быть пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили, головки опустили, ротики закрыли.
И затихли на минутку, чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого, а себя лишь одного!
Скорей за работу, готовьтесь к работе!
Сегодня нас ждет игра.
И задания уже распределены,
на уроке ждут нас они!
2. Сообщение цели урока.
На доске: «Глагол самая огнепышущая, самая живая часть речи». А.Югов Слайд 2
Учитель: Прочитайте слова с доски и объясните их смысл.
Учащиеся: Глагол обозначает действие, движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое.
3. Обобщение изученного материала.
А). Учитель: Ребята, за неделю до проведения этого урока вам были предложены вопросы по теме урока (Слайд 3)
- На первый вопрос отвечают учащиеся первой группы.
1-я группа:
«Глагол» - это перевод с латинского verbum, что значит «слово, речь».
В словаре Даля это слово означает:
1. слово, речь;
2. часть речи, разряд слов, выражающий действие, состояние.
Слово – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои, дар говорить.
2-я группа:
Ученик: Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она тем, что обозначает действие. Глагол может выражать бесчисленное количество действий, сопровождающих человека и его деятельность (трудовую, научную, общественную и др). По частоте употребления глагол занимает второе место после имени существительного. Самыми употребительными являются глаголы мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть.
- Поиграем в игру «Образуй новый глагол».
(Учащиеся в течение 2 минут в группах называют глаголы, объясняют их смысл.)
- Говорить – договорить, наговорить, переговорить, уговорить, договориться, наговориться. Сговориться, переговариваться.
- Как образованы новые глаголы? (с помощью разных приставок и суффиксов)
Учитель: Предлагаю к глаголу ГОВОРИТЬ подобрать синонимы.
Говорить – произносить, замечать, беседовать, болтать, трещать, доказывать.
Разыгрывается сценка – отрывок из стихотворения Г.Гюйко. Слайд 4
а столом сказала мать:
- Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
- А болтать ногами можно?
Учитель: Объясните значение выделенных словосочетаний.
- Подберите словосочетания с глаголом держать так, чтобы этот глагол имел разные значения, и ещё подобрать к глаголу синонимы.
(Все работают в группах, затем идёт обсуждение выполненной работы).
Учащиеся: Держать книгу, держать речь – выступать, так держать! – когда хотят подбодрить человека, держать в секрете – хранить тайну, держать в доме - иметь, держать путь – направляться.
Вывод: чем больше синонимов знает человек, тем точнее он выражает свои мысли.
Б). Учитель: Прочитайте стихотворение И.Токмаковой (записано без знаков) Слайд 4
Зябнет …синка
Др…жит (на) ветру
Стынет (на) солнышке
Мёрзнет (в) ж…ру
Задания:
1. Назови глаголы - синонимы (зябнет, дрожит, стынет, мёрзнет)
2. Какие орфограммы встретились в предложении?
3. Что вы можете сказать о предложении?
4. Расставь знаки.
5. Назови слова с безударными гласными, проверяемыми ударением, подбери проверочные слова (дрожит – дрожь)
Запись стихотворения по памяти.
Взаимопроверка.
В). Учитель: Нас всюду окружают звуки. Просыпаемся мы от заливистого звона будильника. В дождливый день крупные капли барабанят по крыше и по стёклам. А сколько новых звуков мы слышим в лесу! Слайд 5.
- Какие звуки мы слышим в лесу?
- Прочитайте стихотворение Ф.И.Тютчева «Море и утёс» Слайд 6.
Задания:
1. Какую картину вы представили, расскажите.
2. С помощью какой части речи удалось передать картину бушующего моря. Почему?
3. Найдите значение слов по толковому словарю (работа в группах)
1-я группа: клокочет
2-я группа: допрянуть (словарь Даля стр.472)
3-я группа: незыблемых
4. Спишите стихотворение, вставляя пропущенные орфограммы.
5. Подчеркните глаголы звучания.
Г). Сценка.
Два мальчика-спортсмена шли с тренировки и разговаривали.
- В этом году на соревнованиях области я обязательно победю.., нет побежу…- замялся Гена.
- Эх ты, ещё не знаешь, как сказать, а хочешь победить, - засмеялся Игорь.
- А как же сказать правильно? Подумайте!
Работа в группах. Выслушиваются ответы. Дети убеждаются, что глагол «победить» не употребляется в 1 лице.
Учитель: Действительно, есть в русском языке глаголы, которыне не могут употребляться в 1 лице. Слайд
Однако ситуация не безвыходная. Можно сказать: одержать победу, буду пылесосить, чищу пылесосом.
- Запиши предложение, раскрыв скобки:
Я (убедить) товарища.
4. Творческая работа.
На доске записаны глаголы: светит, греет, появляется, пригревает, пробуждается, зеленеет, распускается, щебечут, ходят, выползают, суетятся, благоустраивают.
- Прочитайте слова.. Определите тему будущего текста. Озаглавьте его. Устно составьте. Напишите текст, сочинение-миниатюру.
(самостоятельная работа)
Чтение сочинений 2-3 учеников.
- Какие глаголы вы использовали в тексте? В каком времени, числе? Есть ли в ваших сочинениях глаголы-синонимы? Назовите их. Назовите глаголы с безударной гласной в корне слова. Подберите проверочные слова (устно).
-О чём можно сказать, используя глагол светит? блестит? сияет? сверкает?
- Проведём звуко-буквенный анализ слова греет (один ученик у доски, остальные – в тетрадях).
5. Итог урока.
- Чем заинтересовал вас глагол? Какие бывают глаголы? Назовите постоянные признаки глагола.
- Вспомните глаголы звучания, которые встречались нам сегодня на уроке. - Назовите ещё несколько глаголов звучания, света и цвета (шумят, зеленеют, горит, синеют, заалела и др.)
6. Домашнее задание.
Разобрать глаголы зябнет, допрянуть как часть речи.
Используемая литература:
1. Умнова М.С. Нестандартные уроки в начальной школе.-М,: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008
2. Гилева А.А., Иванова Л.К. Дидактические игры и игровые занятия на уроках русского языка. – Тбилиси, 1987
3. Волина В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991
4. Шукейло В.А. Русский язык в начальной школе. – Санкт-Петербург, СМИО Пресс, 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектной методики при обучении иностранному языку младших школьников
Презентация работы на тему: "Использование проектной методики при обучении иностранному языку младших школьников"Подготовила учитель начальных классов МАОУ Барыбинскачя СОШ Драгункина Надежда Ге...
«Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения в начальной школе»
Из опыта работы учителя начальных классов Бондиной Елены Владимировны....
Нетрадиционные формы уроков русского языка как средство обобщения изученного материала в начальных классах
В настоящее время любой метод и любую организационную форму обучения следует рассматривать с точки зрения их эффективности, реализации возможностей познавательной деятельности учащихся. Иначе го...
Исследовательская работа "Использование нетрадиционных форм уроков русского языка,как средство формирования коммуникативных УУД"
Современное общество характеризуется быстрым развитием науки и техники, высокими темпами обновления знаний. На протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профес...
Нетрадиционные формы работы с родителями младших школьников.
Повысить уровень родительской компетентности;Гармонизировать семейные и родительско-детские отношения;Повысить ответственность родителей за судьбу ребенка....
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Применение нетрадиционных форм обучения английского языка в системе дополнительного образования способствует развитию внутренней мотивации к изучению данного языка и, в конечном итоге, повышению уровн...