Опыт работы: «Нетрадиционные формы обучения на уроках русского языка в начальной школе как средство повышения эффективности учебного процесса».
статья по русскому языку на тему
По мнению известного лингвиста и психолога А.А. Леонтьева, для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь. Не секрет, что изучение русского языка не вызывает у большинства учащихся интереса. Некоторые считают его скучным предметом. Множество правил, большое количество исключений, словарные слова, написание которых нужно запомнить – все это негативно сказывается на изучении предмета ухудшение грамотности. В свое время Л. Н. Толстой в своей Яснополянской школе вообще отказался от преподавания грамматики, причина известна: он не смог заинтересовать ею детей. И в наше время проблема заинтересованности предметом является актуальной, злободневной, она активно изучается и еще остро нуждается в исследованиях. Задумываясь над тем, как пробудить у детей интерес к знаниям, как повысить грамотность письма, прочитала много методической литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что это можно сделать через использование нетрадиционных форм обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 49.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Трёхозёрская средняя общеобразовательная школа»
Спасского муниципального района Республики Татарстан
Опыт работы:
«Нетрадиционные формы обучения на уроках русского языка в начальной школе
как средство повышения эффективности учебного процесса».
Сидорова Евгения Анатольевна
учитель начальных классов
МБОУ «Трёхозёрская СОШ»
Три Озера, 2015 г.
Содержание.
- Актуальность опыта----------------------------------------------------------------3
- Цель. Задачи деятельности--------------------------------------------------------3
- Ведущая идея.------------------------------------------------------------------------3
- Нетрадиционные формы обучения ---------------------------------------------4
4.1. Творческая мастерская письма как технология в процессе
обучения младших школьников--------------------------------------------4
4.2. Мнемотехника — один из вспомогательных приемов обучения
русскому языку----------------------------------------------------------------7
4.3. Проектная деятельность на уроках русского языка-----------------10
- Результативность опыта----------------------------------------------------------13
- Литература--------------------------------------------------------------------------14
- Приложение 1. Разработка урока русского языка во 2 классе «Наши проекты «Пишем письма»
- Приложение 2. Дидактический материал к уроку русского языка во 2 классе «Наши проекты «Пишем письма»
Актуальность опыта
По мнению известного лингвиста и психолога А.А. Леонтьева, для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь. Не секрет, что изучение русского языка не вызывает у большинства учащихся интереса. Некоторые считают его скучным предметом. Множество правил, большое количество исключений, словарные слова, написание которых нужно запомнить – все это негативно сказывается на изучении предмета ухудшение грамотности. В свое время Л. Н. Толстой в своей Яснополянской школе вообще отказался от преподавания грамматики, причина известна: он не смог заинтересовать ею детей. И в наше время проблема заинтересованности предметом является актуальной, злободневной, она активно изучается и еще остро нуждается в исследованиях. Задумываясь над тем, как пробудить у детей интерес к знаниям, как повысить грамотность письма, прочитала много методической литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что это можно сделать через использование нетрадиционных форм обучения.
Цель: повысить эффективность учебного процесса через использование нетрадиционных форм обучения на уроках русского языка
Задачи: 1) переосмысление традиционных приемов организации учебной деятельности с целью оптимизации использования их в учебном процессе, 2) поиск инновационных методов активизации речевой деятельности, повышения мотивации,
3) внедрение полученных теоретических сведений в практику преподавания, 4) анализ практической ценности новых методов и приемов работы, 5)систематизация новых приемов работы и включение их в систему работы.
Ведущая идея.
Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес.
Познавательный интерес – важнейшее качество личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения.
Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника.
Нетрадиционные формы обучения, которые я использую на уроках русского языка - творческая мастерская письма, мнемотехника, проектная деятельность.
Творческая мастерская письма
как технология в процессе обучения младших школьников
Выполняя обязанности ответственного организатора на ГИА по русскому языку, я отметила, что основная трудность выпускника на экзамене - написание сочинения-эссе. Обучение данному виду работы начинается уже в начальной школе на уроках русского языка. Чтобы такие занятия были не только плодотворными, но и увлекательными, традиционных уроков недостаточно. Поэтому я стала разрабатывать и проводить уроки в технологии «Мастерская творческого письма».
Технология педагогических мастерских достаточно широко распространилась за последние двадцать лет, поскольку доказала свою эффективность. Учителя, ее освоившие, хорошо осознают преимущества этой технологии. Мастерская творческого письма - одна из наиболее эффективных технологий, поскольку в ее структуре отражены закономерности творческого процесса. Младший школьник сначала погружается в мир образов и лишь затем переходит к словесно-логическому коду, - именно такая последовательность позволяет ему создать целостное художественное высказывание. Художественная речь, основанная на умении создавать художественные образы, безусловно, творческий процесс. Учить творчеству весьма сложно, гораздо продуктивнее создавать условия для творческой деятельности, и мастерская творческого письма прекрасно для этого подходит.
Мастерская – как нетрадиционная форма обучения – иная форма организации учебного процесса. От урока мастерская отличается и по конструкции и по расстановке образовательных и воспитательных акцентов. Мастерская – это новый способ организации деятельности учеников и учителя. Она состоит из ряда заданий, которые направляют работу ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны. Они каждый раз вынуждены осуществлять выбор, выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы. В отличие от урока на мастерской выстраиваются знания, а не даются, не передаются. Учитель выступает равным в работе. Он – мастер, расстается со многими методами принуждения, с жестким надзором за каждым шагом ребенка. Он не стремится исправлять сделанную учеником ошибку. Это дело ребенка, он имеет право на поиск, ошибки, неточности. Ученик – творец. Данная работа строится на следующих принципах:
-раскрытие эмоциональной сферы ученика;
-учитель вместе с детьми участвует в творчестве;
-мы не торопимся отвечать на вопросы.
Алгоритм данной технологии достаточно освещен в методической литературе. Но к каждому занятию учитель должен готовиться в соответствии с особенностями своего класса, учитывая подготовленность учеников, уровень их развития. Предмет, которым начинается урок – индуктор - подобрать не сложно. Это должен быть знакомый, ничем не примечательный предмет. А вот подбор материала и работа с ним – сама сложная часть урока. В то же время, удачно подобранное произведение помогает ученику двигаться от осознания личного опыта к произведениям национальной и общечеловеческой культуры в свободной деятельности. Если ребенка просто заставить прочесть стихотворение, он сделает это, не задумываясь о теме, идее произведения. В данной технологии ученик не только работает со словом, но и развивает ассоциативное мышление, при котором соединяются идеи, восприятия, образы, фантазии. Мои ученики очень любят такие уроки. В них есть элемент игры, интрига.
Алгоритм построения: 1 этап - индукция - первое задание, мотивирующее дальнейшую деятельность учащихся. Задание должно учитывать уровень знаний и умений каждого ученика, степень их готовности к работе. Детям предлагается записать свои ассоциации (вопросы, рисунки) к данному по определенной теме слову (понятию, ситуации, событию, явлению); 2 этап - самоконструкция - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка. Детям предлагается записать все, что они знают о познаваемом объекте либо определить признаки того или иного понятия, проблемы; 3 этап - социоконструкция - работая в паре, ученики обсуждают выполнение задания, сравнивают возникшие у них ассоциации, оценивают работу и, может, даже что-то заимствуют друг у друга. «В результате что-то начинает раскручиваться в уме, выстраиваются тонкие мостки, соединяющие «Я» каждого участника мастерской, его сознание, рабочий материал» ;
4 этап - социализация предполагает выступление каждого ученика в группе. Каждый представляет свое понимание проблемы, формулирует свои пути ее решения, оценивает результаты своего труда, проводит самокоррекцию. В процессе выступления появляется возможность поддержать или опровергнуть высказывания товарищей. Учитель просит
Подготовить выступление от группы; при необходимости предлагает дополнительные задания; 5 этап - афиширование: предъявление полученных результатов, коллективных работ учащихся в классе; ознакомление с результатами групповой работы, их обсуждение;
6 этап - разрыв: это новое видение предмета, осознание новизны того знания, которое участник мастерской построил здесь сам и которое он сравнивает с тем, что имел. А учитель предлагает новое задание, которое дети не могут выполнить в силу неполноты своего знания на данном этапе. И тогда появляется необходимость в получении новой информации для дополнения знаний. Ученик начинает поиск такой информации самостоятельно для того, чтобы найти ответ на вопрос, решить возникшую проблему, опираясь на источники поиска, предложенные учителем. После индивидуальной проработки вопроса, обсуждения с товарищами выдвигается новая версия решения проблемы, что приводит к окончательному ее разрешению;
7 этап - рефлексия. С помощью учителя дети оценивают свою индивидуальную и совместную деятельность на интеллектуальном, эмоциональном, коммуникативном уровнях. Этот этап важен для приобретения способности к самопознанию, самокоррекции, саморегуляции.
Приведу разработку одного из уроков в данной технологии.
Тема : Дом.
Материал для работы: Стихотворение Б.Серикбаева «Дом».
Технология «Мастерская творческого письма».
Ход урока.
1.Рисуем дом на заранее заготовленных листах в клеточку.
2.Рядом с рисунком пишем слова – описания нарисованного дома.
3.Чтение написанных слов несколькими учащимися по желанию.
4.Работа в парах- проверка написания слов, заимствование слов друг у друга.
5.Чтение учителем стихотворения Б.Серикбаева «Дом».
Дом.
Я дом нарисую
Многоэтажный.
Конечно, он будет
Немного бумажный,
Конечно, он будет
Не очень кирпичный,
Зато белостенный,
Зато симпатичный.
Из этого дома наверняка
Никто никогда не прогонит щенка.
6.Запись запомнившихся слов из стихотворения.
7.Чтение несколькими учащимися записанных по памяти слов.
8.Закончи предложение: Мой дом старый, но………..
Мой дом новый, но…………
Холодный дом – это……….
Идеальный дом – это………
9.Написать о доме, в котором вы хотели бы жить.
10.Самостоятельная работа учащихся.
11.Чтение работ вслух по желанию(социализация).
Итоги урока. Рефлексия .Отметки на этом уроке не ставятся.
Так от простого описания привычного для детей предмета – дома - ученики пришли к раскрытию нравственного понятия «дом».
Главное отличие «детского» творчества от «взрослого» заключается в том, что результатом творческой деятельности ребенка является не объективно новый и общественно признаваемый продукт, а сам опыт успешного творческого процесса, внутренний опыт переживания, который затем может быть перенесен на другие сферы деятельности (обучение, общение и т.д.). Кроме того, на творческом запроисходит со-творчество, совместная деятельность педагога и ребенка. Понятно,почему провести мастерскую творческого письма намного сложнее,чем обычный урок, ведь задействуются не только аналитические способности личности, но весь потенциал и ребенка, и учителя: впечатления, эмоции, чувства, опыт, и т.д. И результат часто бывает непредсказуем, все тексты разные, оценить их по параметрам «правильно-неправильно», соответствует типу речи или нет, – практически невозможно.
Более семидесяти лет назад талантливый педагог М.А. Рыбникова писала: «Большой читатель, о встрече с которым мечтает каждый писатель, это и есть человек способный к сотворчеству, человек с развитым вкусом, воображением, чувством слова». Я считаю, что мастерская творческого письма – не единственный, но очень эффективный путь от «маленького писателя к большому читателю».
Мнемотехника — один из вспомогательных приемов
обучения русскому языку
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.
Передовой опыт учителей и специальные эксперименты убедительно свидетельствуют, что работу над непроверяемыми написаниями можно рационализировать. Следовательно, чтобы «рационализировать» словарно – орфографическую работу в школе, необходимо применение на уроках русского языка таких приёмов запоминания слов с непроверяемыми орфограммами, которые активизировали бы мыслительную деятельность и память учащихся.
К группе приёмов запоминания правописания слов с непроверяемыми орфограммами педагоги и методисты относят мнемонические приёмы.
Приведу несколько широко известных мнемонических фраз. Конечно, всем с детства хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра: "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан". Или аналогичная ей "Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь". Начальные буквы слов в этих предложениях дают названия цветов: красный, оранжевый, желтый и так далее.
Тот же принцип лежит в использовании фразы "Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку" в качестве средства для запоминания очередности падежей в русском языке: именительный, родительный, дательный, винительный... . «Цыган на цыпочках к цыплёночку подходит и цыкнул: «Цыц» - для запоминания слов с буквой ы после ц.
Традиционно слова с непроверяемым написанием, или так называемые словарные слова, усваиваются младшими школьниками путем механического запоминания иx графического облика. Это объясняется прежде всего тем, что правописание таких слов основано на историческом принципе орфографии, в соответствии с которым морфемы родственных слов пишутся единообразно, но проверить их посредством современного литературного произношения нельзя, и потому их написание рекомендуется запомнить. С этой целью новое слово обычно записывается на доске или карточке, прочитывается, анализируется, несколько раз проговаривается орфографически, записывается в тетради, затем многократно повторяется на следующих уроках. Такая методика, ориентируя учащихся на формальное заучивание этих слов, не обеспечивает достаточно быстрого и прочного их запоминания. Повышение эффективности усвоения слов с традиционными написаниями психологи, передовые учителя связывают с изменением харaктeрa их запоминания: запоминание графического облика слов должно быть осмысленным, а не механическим. Осмысленность запоминания может быть достигнута на основе понимания учеником значения изучаемого слова, сущности и характера содержащейся в нем трудности, установления связи данного слова с ранее изученными словами.
Как показывает практика, проблема формирования навыка правописания непроверяемых орфограмм может эффективно решаться при использовании мнемонических приемов.
Мнемоника, мнемотехника - системы различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Психологами И. Митюхиным, и. Рыбниковой выделены наиболее эффективные методы организации мнемонической деятельности детей младшего школьного возраста при усвоении слов с непроверяемыми орфограммами: метод гpафических ассоциаций, метод звуковых (фонетических) ассоциаций, комбинированный метод.
При применении метода графических ассоциаций составляется рисунок, обозначающий само слово, и обыгрывается в нем запоминаемая буква. В нём должна быть чётко выражена запоминаемая буква. Самостоятельнoe придумывание детьми таких рисунков способствует развитию у них фантазии и образного мышления.
Метод звуковых ассоциаций предпочтителен в тех случаях, когда фраза из созвучия и слова из орфографического словаря особенно удачны:
Трудные учить слова
Помогает нам игра!
Приеду завтра,
Привезу завтрак,
На завтрак - рак,
Кричи: «Уpa!»
Придуманная фраза и хорошо звучит, и лeгкo представляется.
Комбинированный метод - это использованиe при запоминании слова из орфографического словаря и графических, и звуковых ассоциаций одновременно.
Приведу пример работы над конкретным словом (петух)
1. Предлагается загадка: «Ha заборе сидит утром рано голосит, просыпаться всем велит». Ученики называют отгадку.
2. Учащиеся проговаривают слово петух орфоэпически, определяют ударный и безударный слоги.
З. Перед учащимися ставится задача: «B тетрадь самостоятельно записать слово, пропустив орфограмму (опасное место)».
4. Далее предлагается прослушать этимологическую справку как дополнительное средство к мнемоническим приемам: «Bce знают петуха, непременного персонажа многих сказок и басен, поговорок и загадок. Славится петух важностью походки и задиристостью характера.
Петух – своеобразные поющие часы. За способность громко и звонко петь и прозвали петуха петухом…».
Этимологическая справка как дополнительное средство к мнемоническим приемам способствует эффективному запоминанию орфографического облика слова.
5. Правильность ответа предлагается проверить по орфографическому словарю.
6. Проговаривание слова петух орфографически.
7.Вставка в «окошко» нужной буквы: е.
8. Повторное орфографическое чтение слова и самостоятельная запись нового слова учениками.
9. Для закрепления написания слова используется мнемонический приём:
Петуха спросили дети:
«Отчего зовут вас Петей?»
Петушок ответил детям:
«Хорошо умею петь я!»
В процессе работы рождается детское творчество, ученики сами придумывают «подсказки – запоминалки» и записывают их в индивидуальные словарики.
Итак, если использовать в обучении детей младшего школьного возраста мнемонические приемы, способствующие формированию навыка правописания непроверяемых орфограмм, то результативность pаботы значительно повысится.
Зерно успеха заключено в том, что мнемонический прием не оставляет школьников безучастными, равнодушными, другими словами, делает заинтересованными. Ведь хорошо известно, знания, усвоенные без интереса, не становятся активным достоянием человека, а ложатся мертвым, застывшим грузом, не пригодным к применению. Использование мнемотехники ни в коем случае не призвано заменить самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти — традиционное заучивание текстов наизусть. Однако с задачей помочь сделать процесс запоминания более простым, интересным и "вкусным" мнемоника справляется просто великолепно.
Если ребенок привыкнет при приготовлении уроков пользоваться приемами активной умственной обработки учебного материала, специальные усилия по запоминанию просто не понадобятся. У меня есть твердая уверенность в том, что мнемотехника способна не только вызвать у ребят интерес, но и своими «ненаучными», упрощенными способами подачи нового материала, непроизвольно, исподволь заставляет школьников понимать суть правила и, как следствие, облегчает применение его на практике.
Проектная деятельность на уроках русского языка
Основной тезис современного понимания метода проектов: «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, где и как я могу эти знания применить».
Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.
Проектная деятельность обучающихся включает не только работу исследовательского характера, но и поиск, обработку данных по теоретической или практической проблеме, связанной с существующей реальностью.
Проектная задача - это задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата, и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей.
В ходе решения системы проектных задач у моих учеников формируются способности:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цель);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
В целом в проектной деятельности младших школьников выделятся следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:
- мотивационный (я заявляю общий замысел, создаю положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
- планирующий — (определяем тему и цели проекта, формулируем задачи, вырабатываем план действий информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; а я наблюдаю, координирую, поддерживаю, сама являюсь информационным источником);
- рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, я выступаю участником коллективной оценочной деятельности).
Темы детских проектных по русскому языку даны в учебнике. («И в шутку и в серьёз», «Пишем письмо», «Рифма» и др.) В процессе работы над проектом провожу с младшими школьниками экскурсии, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учениками отдельных лиц, для которых предназначен детский проект.
Особое внимание уделяю завершающему этапу проектной деятельности — презентации (защите) проекта.
Помогаю ученикам произвести самооценку проекта, оценить процесс проектирования, подготовить проект к презентации.
Небольшие учебные проекты, предлагаемые детям уже со 2-ого класса, хорошо подходят для формирования алгоритма проектной работы, дают возможность ребенку младшего школьного возраста приобрести необходимый опыт для дальнейшей исследовательской работы.
Я убеждена, что проектная деятельность действительно может уже в начальной школе научить детей умению:
- увидеть проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности,
- спланировать свою деятельность,
- выполнить работу и получить ее результат, оформить конечный продукт,
- сравнить оформленный результат с заявленной целью работы.
Использование технологии проектного обучения помогает мне развивать такие качества личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
Результативность опыта.
Я всегда нахожусь в постоянном поиске самых оптимальных путей обучения и воспитания учащихся, использую передовые педагогические технологии для того, чтобы учебно-воспитательный процесс был радостным, доступным для всех.
При использовании данных технологий можно отметить следующие положительные моменты:
- Повышение уровня мотивации учения;
- отработка и совершенствование знаний, умений и навыков на новом технологическом уровне;
- создание условий для реализации творческого потенциала ученика при экспериментировании, проектировании;
- экономное использование времени на этапах закрепления изучаемой темы и проверки самостоятельной работы;
- утверждение новых форм метапредметных связей, развитие интегрированных навыков учащихся;
- организация учебного сотрудничества детей, совместно-распределительной деятельности при решении учебных задач.
Применение нетрадиционных форм обучения на уроках русского языка в начальной школе позволило добиться хороших результатов:
- Стабильно высокое качество знаний по предмету (86%),
- 100%-ный уровень обученности учащихся в классе,
- Повысилось качество творческих работ учащихся,
- Учащиеся моего класса систематически участвуют в олимпиадах разного уровня и занимают призовые места,
- Эффективная подготовка к республиканскому тестированию в 4-х классах: мои учащиеся сдали на «4» и «5».
Древние римляне считали, что корень учения горек.
Но когда учитель призывает в союзники интерес,
корень учения меняет вкус и вызывает вполне здоровый аппетит.
(Г.Е. Окулова)
Литература.
1. Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество. – М.: Лабиринт. 1998.
2. Кошкаров В.Л. Обучение коммуникативно-речевым стратегиям в школе. – Петрозаводск: ГОУВПО «КГПУ». 2005.
3. Педагогические мастерские: Франция – Россия/под ред. Э.С.Соколовой. – М.: Новая школа. 1997.
4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. М.; «Народное образование» 1998.
5. Скоробогатова Г. Г. «Технология педагогической мастерской» - образовательная технология саморазвития личности / Г. Г. Скоробогатова. // Педагогические технологии. - 2007. - № 1.
6. Целоусова Е. В. «Мнемотехника — один из вспомогательных приемов обучения русскому языку, поддерживающих интерес к предмету» - сайт «Фестиваль педагогических идей»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Линейка: «Открытие недели русского языка в начальной школе» (2014 -2015 учебный год)
Линейка: «Открытие недели русского языка в начальной школе»(2014 -2015 учебный год)...
Нетрадиционные формы проведения уроков русского языка в начальной школе.
Применение нетрадиционных форм обучения русскому языку в начальной школе....
Предметная неделя по русскому языку в начальной школе (2018-2019 учебный год)
В соответствии с планом работы ШМО учителей начальных классов на 2018-2019 учебный год, в целях привития интереса к предмету, повышение методического мастерства учител...
Контроль и оценка результатов обучения по русскому языку в начальной школе
В методической разработке содержатся нормативы оценивания основных видов контрольных и проверочных работ по русскому языку в начальной школе. Разработка составлена на основании письма...
Нетрадиционная форма контроля по русскому языку учителя начальных классов Нестеровой Веры Андреевны
Данный материал является нетрадиционной формой контроля для урока русского языка. Интерактивная презентация представляет собой небольшую игру, в которой происходит обобщение и закрепление таких тем, к...
Нетрадиционная форма контроля по русскому языку учителя начальных классов Межевикиной Елизаветы Вячеславовны.
Данный материал является нетрадиционной формой контроля для урока русского языка в 4 классе. Интерактивная презентация представляет собой игру, в которой происходит обощение и закрепление раздела &quo...
Обучение фразеологии русского языка в начальной школе.
Материал предназначен для работы над обогащением речи детей начальной школы фразеологизмами, усвоением их значения и особенностей употребления, развитием речи и формированием образной речи ...