Нетрадиционные формы обучения как средство активизации учащихся на уроках (метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»).
учебно-методический материал на тему
Содержание.
1. Актуальность вопроса.
2. Методика Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»
3. Групповая работа на уроках русского языка и литературы по методике Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления».
4. Результативность реализации опыта через позитивное влияние работы на развитие обучаемых.
5. Список литературы, Интернет-ресурсов.
6. Адреса Интернет-ресурсов, на которых размещены авторские материалы опыта.
.
Проблема (противоречие), на решение которой направлен опыт работы:
· между традиционной системой обучения, (репродуктивные, объяснительно-иллюстративные) и подходом по методике Эдварда де Боно;
· между устойчивой тенденцией снижения заинтересованности в изучении русского языка и литературы основного числа школьников и требованиями ФГОСов второго поколения.
Тема. Нетрадиционные формы обучения как средство активизации учащихся на уроках русского языка и литературы (метод Эдварда де Боно).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_shest_shlyap.docx | 38.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные формы обучения как средство активизации учащихся на уроках (метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»).
Содержание.
- Актуальность вопроса.
- Методика Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»
- Групповая работа на уроках русского языка и литературы по методике Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления».
- Результативность реализации опыта через позитивное влияние работы на развитие обучаемых.
5. Список литературы, Интернет-ресурсов.
6. Адреса Интернет-ресурсов, на которых размещены авторские материалы опыта.
.
Проблема (противоречие), на решение которой направлен опыт работы:
- между традиционной системой обучения, (репродуктивные, объяснительно-иллюстративные) и подходом по методике Эдварда де Боно;
- между устойчивой тенденцией снижения заинтересованности в изучении русского языка и литературы основного числа школьников и требованиями ФГОСов второго поколения.
Тема. Нетрадиционные формы обучения как средство активизации учащихся на уроках русского языка и литературы (метод Эдварда де Боно).
Цель опыта работы:
создание условий средствами предмета для развития учебно-познавательных, творческих способностей каждого ученика через
- формирование субъект-субъектных отношений Ученик-Учитель.
- применение групповой работы на уроках, принципа дифференциации и индивидуализации;
- развитие умений учащихся при работе с учебным заданием, основанном на применении знаний и умений в неизвестной ситуации.
Актуальность этого метода в том, что:
а) ребенок не получает готовое знание, а добывает его в результате собственной деятельности (является не объектом, а субъектом деятельности);
б) создание в школе и на уроке спокойной, доброжелательной атмосферы, психологической комфортности, снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
в) развитие у учащихся вариативного мышления, то есть способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта;
г) максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности;
д) способ помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми;
е) цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять.
Методика Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»
Методика «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно вышла на основе теории CoRT
(это базовый курс де Боно по обучению навыкам мышления, возникший в 1970 год,
а на русском языке вышла в 1997г.)
Причины возникновения метода.
1.Найти такой способ обсуждения проблемы, при котором все предложения
будут услышаны, т.к. у детей обычно прав тот, кто сильнее, а у взрослых тот, кто выше рангом.
2. Помочь развить уважение к себе, веру в свою способность думать и самостоятельно решать проблемы, не поддаваясь эмоциям, предрассудкам.
Новизна и эффективность методики де Боно в подходе мыслительного процесса.
Мыслительный процесс:
1 стадия-восприятие;
2 стадия- «обработка информации».
Эдвард де Боно работает с восприятием. Восприятие расширяет возможности
нашего мышления, поскольку можем сознательно расширить точки зрения и
выбирать перспективы.
Эдвард де Боно родился на Мальте. Он рос скромным мальчиком, не отличался крепким здоровьем и силой, и товарищи по играм обычно игнорировали его предложения. Эдвард очень расстраивался и хотел, чтобы все его идеи выслушивались, и дело никогда не доходило бы до споров и драки. Но когда мнений много, а спорящие находятся в разных весовых категориях, сложно найти такой способ обсуждения, при котором все предложения будут услышаны, а принятое решение всех удовлетворит. Эдвард де Боно занялся поиском такого универсального алгоритма. Когда он повзрослел, то придумал оригинальный метод, позволяющий повысить эффективность мыслительного процесса.
Чтобы методика лучше запоминалась, нужен был яркий образ. И тогда Эдвард де Боно решил связать типы мышления с цветными шляпами. Дело в том, что в английском языке шляпа обычно ассоциируется с видом деятельности – шляпа кондуктора, полисмена и т. д. Словосочетание "надеть чью-либо шляпу" означает заниматься конкретной деятельностью. Человек, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в данный момент тип мышления, который с ней ассоциируется
В методе шести шляп мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.
• Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
• Желтая Шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?
• Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?
• Зеленая Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
• Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?
• Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
Естественно, никаких шляп в реальности иметь не нужно — человек лишь виртуально надевает головной убор того цвета, который лучше всего подходит на данной стадии решения задачи.
Четыре типа использования « шляп».
1. Надеть шляпу. В ходе обсуждения мы можем попросить коллегу или члена коллектива надеть шляпу конкретного цвета. Или мы можем попросить всю группу использовать шляпу конкретного цвета в течение нескольких минут.
“Каковы ваши мысли в черной шляпе об этой идее? Что может не получиться, если мы попытаемся ее воплотить?”
“Какие об этом известны факты? Что мы об этом знаем? Давайте наденем белые шляпы”.
2. Снять шляпу. Мы можем попросить человека снять шляпу определенного цвета. Здесь мы подразумеваем, что в настоящий момент мышление принадлежит к некоторому типу. Мы просим человека уйти от этого типа мышления. Система шести шляп дает удобный способ это сделать. Человек, возможно, и не надевал шляпу сознательно, но, судя по всему, использует ее.
“Кажется, мы сфокусировались на мышлении в красной шляпе. Давайте снимем ее на момент”.
“Хорошо, это неплохие мысли в черной шляпе. Давайте пока отложим черную шляпу”.
“Вы нашли много новых идей и возможностей - теперь у нас их достаточно. Давайте теперь снимем зеленые шляпы”.
3. Сменить шляпу. Как только правила введены, мы можем попросить мгновенно переключить мышление. Мы достигаем этого, предложив коллеге снять одну шляпу и надеть другую. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.
“Мы выслушали положительные стороны. Теперь давайте переключимся с желтой шляпы на черную. В чем мы можем нарваться на неприятности, если поступим таким образом?”
“Находясь в черной шляпе, вы объяснили, почему идея может не сработать. Теперь давайте перейдем к зеленой шляпе и посмотрим, нельзя ли разрешить проблемы”.
- Обозначить свое мышление. Мы можем назвать шляпу, чтобы показать, какой тип мышления мы собираемся использовать. Например, иногда нужно что-то сказать, но это трудно сделать, не обидев кого-то. Просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею, не нападая на человека, предложившего ее. Используйте шляпы сами - и указывайте на то, что их используйте, обучая шляпам других.
Шляпы можно использовать по отдельности на любой стадии мышления. В целом, это их основное использование. Шляпы используются как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Для определенной цели может также использоваться простая последовательность из двух-трех шляп. Например, желтая шляпа, сопровождаемая черной, может использоваться для оценки идеи. Черная шляпа, сопровождаемая зеленой, может использоваться для улучшения замысла (указать на недостатки и устранить их). Полная последовательность шляп может использоваться как структура для обдумывания темы. Эта структура определяется заранее как программа мышления - его повестка дня. После этого мыслители следуют этой программе шаг за шагом.
Содержание опыта.
При самостоятельном решении определенных проблем у ребенка закладываются основы ответственного отношения к принятию решения, собственной личности.
Чтобы реализовать эту задачу использую групповую работу учащихся на уроке.
Обычно, когда учащиеся пытаются думать над решением практической задачи, они сталкиваются с несколькими трудностями. Во-первых, учащиеся часто вообще не склонны думать над решением, вместо этого ограничиваясь эмоциональной реакцией, которая предопределяет их дальнейшее поведение. Во-вторых, ребята испытывают неуверенность, не зная, с чего начать и что делать. В-третьих, они пытаются одновременно удерживать в уме всю информацию, относящуюся к задаче, быть логичными, следить, чтобы наши собеседники были логичными, быть креативными, быть конструктивными и так далее, и всё это обычно не вызывает ничего, кроме путаницы и смятения.
Эту задачу (подход к личности каждого учащегося) помогает решить методика Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления».
Ребята делятся на группы, выбирая лидера (командира).
Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.
Каждой группе дается шляпа определенного цвета.
Белая шляпа. Надевая белую шляпу, внимание учащихся ориентировано на получение информации. В этом режиме мышления учащихся интересуют только факты.
Красная шляпа. В режиме красной шляпы учащиеся высказывают свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.
Черная шляпа. Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она исключает безрассудные и непродуманные действия, указывает на возможные риски и подводные камни.
Желтая шляпа. Желтая шляпа переключает внимание учащихся на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.
Зеленая шляпа. Находясь под зеленой шляпой, учащиеся придумывают новые идеи, модифицируют уже существующие, ищут альтернативы.
Синяя шляпа: управление процессом. Эту шляпу примеряет учитель.
Обладатель синей шляпы ставит проблему, на которую каждая группа должна посмотреть с разных точек зрения: критической, позитивной, креативной и тд. Например, на уроке литературы Пришвин «Кладовая солнца» даются задания группам(см. приложение 1).
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
1)Подготовка к выполнению группового задания:
а) постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
б) инструктаж о последовательности работы;
в) раздача дидактического материала по группам(инструктивные карточки).
2) Групповая работа:
а) знакомство с материалом, планирование работы в группе;
б) распределение заданий внутри группы;
в) индивидуальное выполнение задания;
г) обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
д) обсуждение общего задания группы(замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
е) подведение итогов группового задания.
3) Заключительная часть:
а) сообщение о результатах работы;
б) анализ познавательной задачи, рефлексия;
в) общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя на группу.
Последовательность ответов определяется исходя из решаемой задачи. Синяя шляпа следит за процессом.
Использование шляп.
- Надеть шляпу. Группа использует шляпу конкретного цвета в течение определенного времени.
- Сменить шляпу. Класс не делится на группы. Ставится проблема. Предлагается классу снять одну шляпу и надеть другую, т.е. переключить мышление. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая обучаемых. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.
Опыт показал, что такая деятельность включает взаимную работу учащихся на уроке и взаимные действия. Учащиеся должны постоянно обсуждать некоторые проблемы друг с другом, включаться в диалоги, чтобы уметь понять позиции других и в то же время научиться смотреть на себя глазами других, т.е. выработать в себе качество саморефлексивности (см. приложение 2). В процессе занятий постоянно поддерживается «ситуация успеха», и из мимолетного интереса вырастают и совершенствуются способности, о которых никто и не подозревал(см.приложени 3).
Данная методика успешно применяется во внеклассной работе( см.приложение 4) и в дистанционном обучении. Например, разработан дистанционный курс «Подсказки на каждый день» ( см. приложение 5).
Актуальность предлагаемой методики на уроке заключается в том, что:
- обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением;
- цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять;
- метод шести шляп можно использовать на любом уровне сложности, от школ до советов директоров;
- шляпы является своего рода ролевым языком, на котором легко обсуждать и переключать мышление, отвлекаясь от личных предпочтений и никого не обижая;
- метод позволяет избежать путаницы, поскольку только один тип мышления используется всей группой в определенный промежуток времени;
- этот метод предполагает личностный подход: проблема одна, но путей решения несколько, а каждый учащийся понимает, что есть несколько возможностей выбора; это учит учащегося в жизни гибкости, осознанию того, что любая проблема решаема.
Результативность реализации опыта через позитивное влияние работы на развитие обучаемых.
Анализ урока по методике Эдварда де Боно и традиционного
№ | Урок по методике л/п Эдварда де Боно | Критерии традиционного урока |
1. | Цели урока задаются совместно с тенденцией передачи функции от учителя к ученику | Цели урока задаются только учителем без формирования функции от учителя к ученику |
2. | На уроке используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе и формирующие субъектную позицию учеников | Формы и методы урока однообразные, не вызывающие субъектную позицию ученика («Я - исполнитель») |
3. | Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы | Учитель не использует специальных приемов |
4. | Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную стороны обучения, учит детей работать по правилу и творчески | Учитель реализует преимущественно репродуктивную сторону, не владеет умением сочетать ее с проблемной или не владеет методикой постановки и решения проблемы |
5. | На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у учащихся) | Контроль и оценку осуществляет преимущественно сам учитель |
6. | Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений) | Учитель не обучает детей рефлексии, сам не осуществляет рефлексивную функцию в обучении |
7. | Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока, владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и задавать вопросы | Коммуникативные ситуации специально не планируются, диалоговые формы на уроке не используются |
8. | Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, мнение, выработанное в группах. | Учитель не склонен принимать другое мнение, не поддерживает стремление учеников к спору, дискуссии |
9. | Стиль, тон отношений, задаваемые учителем на уроке, создают атмосферу учебного сотрудничества, сотворчества | Система отношений, атмосфера урока подавляют возможности совместной продуктивной деятельности |
10. | На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель-ученик» через отношения, совместную деятельность | Личностное воздействие на уроке не реализуется или реализуется слабо |
Список литературы.
- Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ сост. Е.С. Савинов.- М.: Просвещение, 2011.-342с.-Стандарты второго поколения.
- Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. – 2-е изд.-М.: Просвещение, 2010.-112с.- Стандарты второго поколения.
- Буленкова Т.В. сайт- chain.nkolschool.edu.tomsk.ru
- www.koob.ru/edwdebono
- Шесть шляп мышления - де Боно Эдвард
www.e-reading.org.ua/book.php?book=144926
- ru.wikipedia.org/wiki/Боно,_Эдвард_де
- www.5port.ru/edwdebono
- Использование методики "Шесть шляп мышления"
nsportal.ru/.../ispolzovanie-metodiki-6-shlyap-pri-provedenii
- nsportal.ru/shest-shlyap-myshleniya
- http://www.syntone.ru/library/books/content/4117.html
- festival.1september.ru/articles/577559/
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 1998.-256с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИЁМЫ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛЕРЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»
Метод «Шести Шляп мышления», разработанный британским психологом Эдвардом де Боно может быть использован на уроке любой области. Он развивает у обучающихся способность анализировать информацию и...
Презентация "Игра для проведения рефлексии "Шесть шляп мышления". Метод Эдварда де Боно"
Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» легко может быть использован на уроке любой предметной области. Использование данного метода уроке развивает у обучающихся способность структурировать инфор...
Доклад. Активные формы обучения как средство активизации самостоятельной деятельности учащихся.
Выступление на ШМО, педсовете....
Теорема Виета(по методу Эдварда де Боно6 шляп мышления)
Основная задача российского образования – повышение качества обучения. Обучение должно быть не простой передачей знаний, а творческим процессом, позволяющим ученику раскрыть свои познавательные ...
Мастер-класс по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»
Цель:• Познакомить с методом развития творческого мышления – методом «Шести Шляп Мышления» Эдварда де БоноЗадачи:• Показать участникам возможности использования...
Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» на уроках литературного чтения 1-4 классы.
Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» на уроках литературного чтения 1-4 классы....
- Мне нравится (1)