«Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения в начальной школе»
учебно-методический материал на тему

Бондина Елена Владимировна

Из опыта работы учителя начальных классов Бондиной Елены Владимировны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл из опыта работы16.09 КБ

Предварительный просмотр:

                  муниципальное  общеобразовательное учреждение

               основная  общеобразовательная школа №18 г.Коврова.

Из опыта работы учителя начальных классов

Бондиной Елены Владимировны.

«Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения в начальной школе»

Март  2011г.

Г.Ковров

В настоящее время цель обучения состоит не только в накоплении суммы знаний умений и навыков, а и в подготовке школьников как субъекта своей образовательной деятельности.

Одним из первых ученых, обратившихся к пересмотру традиционных основ Обычного обучения, направленного к чувственной сфере и разработавшим основы смыслового обучения, был К.Роджерс (1902- 1987 г.г. США).

 Он выделил два типа обучения: традиционное, обеспечивающее простое знание фактов, и значимое учение, которое дает обучающимся знания, необходимые им для самоизменения и саморазвития.

Благодаря такому разделению в гуманистической педагогике образное понятие – деятельность ученика, т.е. особым образом организованная работа ученика. Она представляет привычный процесс обучения с непривычной стороны: как организацию взаимодействия между учителем и учениками. Но при этом важным становится не отражение знаний учителя, а размышления над ними.

Результаты взаимодействия в значимом учении – это не только качество усвоенных знаний, а те изменения, которые происходят в личности ребенка, в ее развитии и росте. К ним относятся изменения следующего рода:

  • - человек начинает воспринимать себя по-иному;
  • - он более полно принимает и свои чувства;
  • - становится более уверен в себе и самостоятелен (автономен);
  • - ставит перед собой реальные цели, ведет себя более зрело;
  • - начинает принимать и понимать других людей.

Тем самым за основу в гуманистическом обучении принимаются внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного развития ребенка, его жизненный опыт.

Работая по УМК  «Начальная школоа 21 века» сочетаю традиционные и нетрадиционные формы обучения младших школьников.

Урок - игра «Восхождение».

Уроки в такой форме приемлемы по любому предмету, проходят в форме состязания и восхождения на вершину. Дети делятся на 5-6 команд, урок разбивается на несколько этапов с привалами. На каждом привале команда получает следующий конверт с заданиями. Внутри команды готовится ответ и команда решает, кто будет отвечать. За правильный ответ команда поднимается на гору. И получает жетон, в команде ребята сами решают, кто получит жетон. Выигрывает та команда, которая первой приходит на вершину.В конце урока подводят итоги каждой команды и ребята сами выставляют оценки. Такие уроки я проводила по математике по темам: «Простые уравнения», «Площади фигур», «Решение задач на движение».

Урок «Блиц-турнир»

В такой форме обычно провожу уроки повторения и обобщающие уроки. На подготовительном этапе вывешивается план и тематика по которой будет проходить урок. Ребята готовят план ответа по теме. На уроке класс делится на ряды. Проводится жеребьевка и каждый ряд узнает, какую тему ему придется раскрывать.

Например, такой урок по разделу: «Имя существительное».

Получает задание:

1 ряд Существительное, как часть речи, неизменяемые и изменяемые грамматические категории существительного.

2 ряд Склонение имен существительных, безударные окончания существительных.

3 ряд Роль существительного в предложениях, связь существительного в других частях речи.

При подведении итогов ребята делают самооценку и обсуждают ее в группах.

Урок взаимообучения

На подготовительном этапе такого урока формируются экипажи из 4-5 человек, в каждом экипаже выбирается штурман. Затем учитель дает список литературы по теме, ставит цель: изучить новый материал, подобрать наглядность, придумать задание для других экипажей. Командир распределяет задания между членами экипажа, а затем принимает у них зачет. На уроке определяют того, кто будет защищать честь экипажа, объясняя новый материал. На втором этапе урока принимаются зачеты у других экипажей. На заключительном этапе урока подводятся итоги, штурманы выставляют оценки членам экипажа, учитель оценивает работу штурманов. При оценке учитывается качество усвоения материала, активность при подготовке и на уроке, оригинальность задания.

Такие уроки я проводила по окружающему миру  по темам: «Природные зоны»», «Наши помощники – органы чувств»

Уроки экскурсии

Важным на этих уроках является подготовительный и заключительный этапы. Перед проведением урока экскурсии проводится инструктаж: сообщается маршрут, цель экскурсии, ребята индивидуально или по группам получают конкретные задания, связанные с изучением объекта.

По окончании экскурсии обобщается изученный материал и знания полученные на экскурсии. Обобщение может проходить в виде викторин, составления и разгадывания кроссвордов, ребусов, можно провести конкурс рисунков и т.д. Уроки экскурсии проводятся по окружающему миру по теме: «История родного края», «Мой любимый город»;  по изобразительному искусству и технологии. Провожу экскурсии в музей города в отделы: «Прикладное творчество», «История родного края», «Художники Коврова».

Урок – путешествие 

Учитель вывешивает на доске схемы городов, в которых детям предстоит побывать. Под ними записаны числовые выражения, вычислив которые они узнают номер города. Ученики должны определить путь движения самолёта (от меньшего к большему ) и показать путь стрелкой. Все ученики самостоятельно находят значения выражений, а потом поочерёдно показывают путь стрелочками на доске. Затем дети объединяются в группы по числу городов и выполняют разноуровневые задания по теме. К концу урока капитаны готовят отчёт о выполнении задания.

Урок – сказка.

Учитель выбирает хорошо известную детям сказку ( например: «Гуси – лебеди»).

На каждом этапе урока дети выполняют задания, помогая Иванушке и Алёнушке добраться до дома. Такой урок я проводила в 1 классе по теме : «Нумерация чисел от 1 до 10»

Для проведения не совсем обычных уроков необходимо овладеть технологиями проведения каждого из этих уроков. Примеры таких технологий приводят в своих пособиях С.В.Кульневич и Т.П. Лакоценен, обобщив опыт многих учителей России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности проектной деятельности как одной из форм обучения в начальной школе

В статье рассматриваются особенности проектной деятельность в начальной школе, виды проектов, правила выбора темы и этапы работы....

Доклад по теме: «Современные образовательные технологии. Их роль в повышении качества образования» Игровые формы обучения в начальной школе.

  В течение последних лет казахстанская школа готовится к переходу на 12-летнее обучение, и этот шаг является важным для вхождения в мировое образовательное пространство. Согласно Концепци...

Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения русскому языку младших школьников

В данном материале представлены нетрадиционные подходы к работе по русскому языку в начальных классах. Нестандартные приёмы, развивающие познавательные и творческие способности учащихся (проблемные во...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Школа существует для детей. А так ли это? И да, и нет. Если ребенка рассматривать как объект обучения, то нет. А если ученик - творец, т.е. субъект, в процессе обучения активен, то тогда - да! И я при...

Статья "Нетрадиционные формы урока в начальной школе как способ повышения эффективной познавательной деятельности в условиях ФГОС"

В статье идет речь об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов, активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям,обеспечивающих быстроту запомин...

Предметное обучение как одна из форм обучения учащихся начальной школы

В данной статье представлен опыт работы Гимназии по созданию условий для успешности обучения через предметное преподавание в начальной школе....