Игровые технологии, как одно из средств повышения мотивации и стимуляции учебного процесса (в условиях дифференциации)
статья

Дергунова Марина Васильевна

Представление собственного инновационного педагогического опыта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление собственного инновационного педагогического опыта

Игровые технологии, как одно из средств повышения мотивации и стимуляции учебного процесса (в условиях дифференциации)

В школе я работаю уже более тридцати двух лет. В системе образования  за это время произошло  много изменений.  В свое время использовались различные педагогические технологии, а вот игровые  всегда присутствовали, в начальной школе в особенности. Поэтому я работаю над педагогической проблемой «Игровые технологии, как одно из средств повышения мотивации и стимуляции учебного процесса (в условиях дифференциации)».

1.Актуальность и перспективность опыта.

Одной из актуальных тенденций современного развития образования является противоречие между фактическим, «знаниевым» характером учебного материала, его огромным объемом и нежеланием, невозможностью учащихся усваивать этот материал. «Учение ради учения» уже не актуально. Время предъявляет школе другие требования. Учебные предметы должны решать современные задачи образования: сохранение здоровья детей, развитие их способностей, что должно обеспечить адаптацию в постоянно меняющихся условиях, успех в жизни. Научить всему невозможно, вложить в головы детей важнейшие достижения различных наук - не в силах преподавателей. Куда важнее дать детям «не рыбу, а удочку», научить их добывать эти знания, развивать средствами обучения их интеллектуальные, коммуникативные, творческие умения, формировать научное мировоззрение.

 Особую актуальность проблема активизации познавательной деятельности  приобрела в условиях реализации ФГОС нового поколения. Перед учителями ставится задача подготовить человека способного активно познавать природу и общество, имеющего потребность в самообразовании и саморазвитии. Для формирования нового человека необходимо «развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий познания и освоения мира» (Нечаева, 2011, 4). Это составляет цель и основной результат образования.

С изменением задач изменяется и характер преподавания дисциплин. Важнейшим становится вопрос «Как учить?», а уже затем - «Чем учить?». Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенции.

Поиск новых методов и форм организации обучения породили новый термин в методике обучения - «современный урок», который противопоставляется традиционному уроку. В современной школе возникает насущная потребность в применении активных форм обучения, к которым относятся игровые технологии.

Как известно, эффективное обучение может происходить только тогда, когда у обучающихся сформирована высокая мотивация к обучению. Невозможно предположить, что у ребенка младшего школьного возраста стихийно сложилась мотивация к овладению знаниями. Есть несколько путей к формированию такой мотивации в учебном процессе. И одним их способов формирования мотивации к обучению является использование игровых технологий. Такой подход является естественным для данного возраста.

Еще В. А. Сухомлинский ратовал за то, чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, который окружал ребенка до школы, не закрыли перед ним дверью класса. Ребенок только тогда искренне полюбит школу, класс, когда учитель сохранит для него те радости, которые он имел раньше. Младший школьный возраст специфичен тем, что его можно рассматривать как переходной, когда ведущей деятельностью является игровая деятельность, к периоду, когда ведущей деятельностью становится учебная. В связи с этим игровые методы обучения могут обладать хорошей эффективностью. Присущая детям жажда деятельности часто находит свое выражение в игре, заменяющей ребенку необходимый для него труд.

Хорошая игра требует от играющих различного рода усилий, направленных на достижение цели, то есть на преодоление возникающих в ходе игры препятствий. Игра приучает детей к согласованным действиям, к точности выполнения задания, к сознательной дисциплине. Воспитываются многие волевые качества: самостоятельность, настойчивость, самообладание, воля к победе – все то, без чего немыслим успех. А ведь наличие всех этих условий составляет основу всякого плодотворного труда.

2.Своеобразие и новизна педагогического опыта.

Своеобразие и новизна моего педагогического опыта по данной проблеме заключается в использовании игровых технологий для повышения мотивации учебного процесса в условиях дифференциации. Игровые технологии преследуют цели интенсификации процесса обучения, то есть учебная информация предъявляется в течение одного урока в таких больших объемах, которые превышают субъективные психологические «барьеры» усвоения. При традиционном обучении предъявление учебной информации в объеме, превышающем барьер, влечет много неприятностей и вызывает почти стрессовую реакцию. Преодоление этих барьеров без стресса возможно, если учебная информация предъявляется в необычном виде: на высоком уровне эмоций, в развлекательной игровой форме, с использованием неосознаваемых видов психической деятельности. Все это обеспечивается в игровых формах обучения, когда на сознательном уровне задаются условия игры, а на втором плане - условия непроизвольного запоминания больших массивов учебной информации.

Игровые технологии расширяют кругозор учащихся, способствуют накоплению и закреплению знаний, развивают находчивость, смекалку, помогают применять накопленный жизненный опыт. Побуждают интерес к различным областям науки, техники, искусства и т. д.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Игра - это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал,   а как детям удобно и естественно его взять.

3.Наличие теоретической базы.

Приступая к работе над этой проблемой, я исходила из следующих принципов:

1. Игра - это прерогатива и территория детства, один из основных видов деятельности ребенка, который в школе активно и не всегда оправданно вытесняется трудом и учением.

2. Игра как педагогический феномен характеризуется тем, что, оставаясь отдыхом и развлечением, она всегда перерастает в обучение, творчество, в модель типа человеческих отношений. Развивающие и воспитывающие ресурсы настолько огромны, что на фоне этих возможностей игру можно отнести к малоиспользуемым в современной воспитательной практике средствам.

3. Особенность игровой деятельности состоит в том, что личность играющего одновременно находится в двух планах: реальном и условном (игровом). Связь игры с жизнью очевидна, а граница между ними довольно размыта и неопределенна. Это позволяет активно реализовывать в игре принцип яркого проживания жизни, потребность детей в самоутверждении и самореализации, а это в свою очередь обеспечивает педагогический эффект самообновления и самоусовершенствования личности.

4. Игра позволяет создать обособленное пространство для «внутренней социализации», каждого ребенка (Л. С. Выгодский), стать школой приобретения опыта общественной жизни, социальной активности. Игровая модель жизнедеятельности не ощущается как тренажер социальной и личной активности, это и есть сама жизнь, в которой всегда есть место творчеству и импровизации.

Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и философия. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм дошкольников (Н.А.Короткова, Н. Я. Михайленко, А. И. Сорокина, Н. Р. Эйгес             и др.) и младших школьников (Ф. К. Блехер, А. С. Ибрагимова, Н. М. Конышева, М. Т. Салихова и др.). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно дошкольного и младшего школьного возраста. Ряд специальных исследований по игровой деятельности дошкольников осуществили выдающиеся педагоги П. П. Блонский, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др. Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С. В. Арутюняном, О. С. Газманом, В. М. Григорьевым, О. А. Дьячковой, Ф. И. Фрадкиной, Г. П. Щедровицким и др.

Опубликовано несколько пособий по игровым технологиям. Хочется отметить работу А. Б. Плешаковой «Игровые технологии в учебном процессе», А. В. Финогенова «Игровые технологии в школе» и О. А. Степановой «Профилактика школьных трудностей у детей».

Анализ литературы и практики преподавания подвели меня к необходимости разработки комплекса игр, направленных на активизацию познавательной деятельности школьников.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота учителя начальной школы.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы более обширной технологии;

-  в качестве урока (занятия) и его части ;

- как технология внеклассной работы.

Форма проведения игры может быть различной: ребус, кроссворд, викторина, загадки, КВН и т. д.. Большой интерес на уроках вызывает прослушивание и разбор «разговоров» между растениями, птицами, зверями, вещами, которые нас  окружают. Этот материал не только помогает в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и побуждает желание помогать природе, учит бережно обращаться с вещами.

Сознавая пользу игры, я вовсе не отказываюсь от применения на уроке других видов технологий. Игра - одна из форм учебной деятельности. Поэтому на игру отвожу 10 - 15 минут. Причем игровой прием может быть включен в середине урока, в конце или даже в начале урока в зависимости от темы, цели и характера игры.

Ценность игры я определяю не только по тому, какую реакцию она вызывает со стороны детей, а учитываю, насколько эффективно она помогает решать учебную задачу применительно к каждому ученику.

Подбирая какую-либо игру для урока, содержательную часть (учебную информацию), беру из обычных учебников или из дополнительного материала по данному предмету, доступного для усвоения младшими школьниками. Эти материалы преобразую в форму, пригодную для использования в игре.

Продумываю следующие вопросы:

1. Цель игры. Какие умения и навыки будут формироваться в процессе ее проведения?

2. Какие воспитательные цели преследуются в процессе игры?

3. Посильна ли она для учащихся моего класса?

4. Все ли учащиеся будут в одинаковой степени участвовать в игре?

5. Подведение итогов. Оценивая результаты игры, заранее продумываю призы и награды победителю. Лучше всего, если призы будут смешными, тогда проигрывать будет не так обидно - смех компенсирует разочарование от проигрыша. Я приняла за правило, что должна быть готова поощрить каждого участника и поднять мотивацию даже самых «малоуспевающих». При оценке можно стимулировать детей разными способами, например, «кто лучше», «кто остроумнее», «кто ярче», «кто увлекательнее» и т. д.. Главное, создать у школьника мотивацию к работе, заставить его действовать активно, вызвать у него чувство удовлетворения.

А как сделать, чтобы весь урок запомнился детям, чтобы он был ярким и интересным? Я решаю эту проблему, осуществляя построение урока на основе единого игрового сюжета, назвав урок односюжетным.

Создание нестандартных ситуаций на уроках способствует развитию познавательного интереса и внимания к учебному материалу, активности учащихся и снятию усталости. Мы с детьми часто отправляемся в уроки-путешествия. Некая история служит сюжетом, который проходит через весь урок, а по ходу сюжета дети находят ответы на поставленные вопросы, открывая для себя новые знания, закрепляя пройденный материал. Сюжетные уроки требуют большой подготовки, специальной подборки материала, логической увязи с идеями урока.

4.Ведущая педагогическая идея.

       Использование  мной  игровых технологий на уроках позволяют моим ученикам  испытать  чувство восторга при изучении нового материала, им свойственно восторженное восприятие новых идей. У моих учащихся есть возможность на уроках осознать свою социальную значимость, духовную красоту и благородство поступков, и школьная «обязаловка», как в сказке, превращается в процесс коллективного поиска, коллективного творчества и, что не менее важно, становления физически и психически здоровой личности.

Оптимальность и эффективность средств.

    Практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения игровых технологий.

Эффективными средствами активизации познавательной деятельности младшего школьника на уроке являются:

-игровая деятельность;    

-создание положительных эмоциональных ситуаций;    

-работа в парах и группах    

-проблемное обучение;    

- применение ИКТ

Игровые технологи могут использоваться для:

а) объяснения новой темы;
        б) контроля знаний;
       в) как средство подачи информации;
        г) создания проблемной ситуации.
 

6.Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых).

      Результатами развития познавательной деятельности является потребность ребёнка активно мыслить, искать наиболее рациональные пути решения поставленных задач. Активные формы работы дают возможность ученику реализовать себя, стать подлинным субъектом деятельности, желающим и умеющим познавать новое.

     Внешними результатами является успешное участие учащихся в творческих                               конкурсах, олимпиадах:

  •  2015 г. - Михеева Дарья - победитель, Городской конкурс «Новогодняя фантазия»
  • 2015 г. -  Михеева Дарья - призер, Конкурс сочинений «Письмо маме от чистого сердца»
  • 2015 г. - Бусыгин Артем - призер, за оригинальность оформления сочинения «Письмо маме от чистого сердца»
  • 2016 г. - Беликов Кирилл - призер, Городской конкурс «Дары земли мордовской»
  • 2016 г. - Михеева Дарья - призер, Конкурс рисунков «Россия-Русь, храни тебя, храни!»
  • 2016 г. - Сапунов Максим - призер, Ученик года-2016 в номинации «Лучший знаток родного языка»
  • 2016 г. - Шкилев Данила - призер, Городской конкурс «Новогодняя фантазия»
  • 2016 г. - Шкилев Данила - призер, Ученик года-2017 в номинации «Наши таланты"
  • Заочные / дистанционные олимпиады в сети «Интернет»- 38 победителей и призеров
  • 2019г. - Гарин Никита - участник, Муниципальная многопредметная олимпиада младших школьников (, Киселева Светлана)
  • 2019г. - Киселева Светлана - участник, Муниципальная многопредметная олимпиада младших школьников

Высокое качество знаний учащихся 4 А по предметам в МОУ «СОШ с углубленным изучение отдельных предметов №18» составило от 50% и выше.

Год

Класс

Название предмета

Качество знаний

2015-2016

Русский язык

57%

Математика

57%

Литературное чтение

67%

Окружающий мир

75%

2016-2017

1 А

Не оценивается

2017-2018

2 А

Русский язык

83%

Математика

72%

Литературное чтение

89%

Окружающий мир

94%

2018-2019

3 А

Русский язык

61%

Математика

64%

Литературное чтение

86%

Окружающий мир

86%

2019-2020

4 А

Русский язык

48%

Математика

66%

Литературное чтение

76%

Окружающий мир

83%

В классе обучаются учащиеся с ОВЗ. Специально для них разработала адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с ОВЗ для 1-4 классов, которые они освоили.

В течение последних пяти лет:

 -были разработаны рабочие программы  по предметам начальной школы для 1-4 классов с учетом ФГОС;

-были разработаны адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с ОВЗ для 1-4 классов с учетом ФГОС;

-проведены открытые уроки с использованием ИКТ и игровых технологий для учителей школы ;

-проведены открытые мероприятия с использованием ИКТ и игровых технологий;

-состоялись выступления на  методическом совете школы

 По результаты внешнего мониторинга уровня и качества подготовки обучающихся в сентябре 2020-2021  учебного года процент успеваемости составил 92%, процент качества 67 %.

7. Возможность тиражирования

Основные положения опыта выставлены на сайтах:         http://nsportal.ru/dergunova-marina-vasilevna

http://sc18sar.schoolrm.ru/sveden/employees/10768/184557/

8. Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приёмы работы с учащимися

Список литературы:

  1.  Анкиева Н.П. «Воспитание игрой»/ Н.П. Анкиева // М.: Просвещение

1987– 334 с.

  1.  Баев И.М.   «Играем   на   уроках   русского     языка»     / И.М. Баев //

М.: Просвещение – 1989  113 с.

  1.  Барташникова  И.А.    «Учись,   играя»      / И.А. Барташникова //

Харьков – 1997– 45 с.

  1.  Бесова М.А.   «Познавательные   игры  от  А   до   Я»  / М.А. Бесова //

Ярославль: Академия развития – 2004 – 272 с.

  1.  Букатов В.М.  «Педагогические  таинства  дидактических  игр»

/ В.М. Букатов // Учебное пособие – Московский психолого-социальный институт – 1997– 96 с.

  1.  Винокурова Н. К.  «Интеллектуальные игры»  / Н.К. Винокурова  //

Начальная школа. Развиваем таланты – 2017– 128 с.

  1.  Выготский Л.С. «Психология познания»  / Л.С. Выготский  // М.:

Просвещение – 1977– 127 с.

  1. Занько С.Ф. «Игра и учение»/ С.Ф. Занько // М.: Просвещение – 1992

– 226 с.

  1.  Кулюткин  Ю.Н.  «Мотивация  познавательной  деятельности»

/ Ю.Н. Кулюткин // М.: Просвещение – 1972 – 55с.

  1.  Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. «Психологическая готовность к школе»

/ Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова // М.: Знание – 1987– 80 с.

  1.  Линго Т.И. «Игры,  ребусы,  загадки»  / Т.И. Линго // Академия

развития – 2004 – 180 с.

  1.  Макаренко А.С. «Игра» / А.С. Макаренко // Педагогические

сочинения – 1984 – 120 с.

  1.  Морозова  Н.Г. «Учителю  о  познавательном  интересе»

/ Н.Г. Морозова //Психология и педагогика – 1979 – 5 с.

  1.  Мухина В.С. «Возрастная  психология:  феноменология  развития,

детство, отрочество»/ В.С. Мухина // Учебник для студентов – 2004 –  48 с.

  1.  Немов Р.С. «Психология» / Р.С. Немов // М.: Просвещение – 2003 –

337 с.

  1.  Пидкадистый И.П., Хайдаров Ж.С. «Технология игры в обучении и

развитии» / И.П. Пидкадистый, Ж.С. Хайдаров // Учебное пособие – 1996 – 289 с.

  1.  Селевко  Г.К.  «Современные  образовательные  технологии»

 / Г.К. Селевко // Народное образование – 1998 – 256 с.

  1.  Степанова О.А., Рыдзе О.А. «Дидактические  игры  на  уроках  в

начальной школе» / О.А. Степанова, О.А. Рыдзе // М.: Сфера – 2003 –  93 с.

  1.  Ушаков Н.Н. «Занимательные материалы к урокам русского языка в

начальных классах» / Н.Н. Ушаков // М.: Просвещение – 1986 –  83 с.

  1. Щукина Г.И. «Проблема познавательного интереса в педагогике»

/Г.И. Щукина// М.: Просвещение – 1971 – 175 с.

  1.  Щукина Г.И. «Актуальные вопросы формирования интереса в

обучении»/ Г.И. Щукина // М.: Просвещение – 1984 – 34 с.

  1.  Эльконин Д.Б. «Психология игры» /Д.Б. Эльконин // М.: Владос –

1999– 360 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игра-средство познавательной мотивации учащихся в учебном процессе". Презентация.

В презентации содержится методика проведения игр на различных  уроках в начальной школе....

Игровые технологии на уроках окружающего мира как одно из средств повышения мотивации обучения учащихся в начальной школе.

Урок - сказка по предмету "Окружающий мир" по теме: "Почему идет дождь и дует ветер?"...

Игровая мотивация как одно из средств повышения эффективности при обучении иностранному языку

Данная работа содержит материал по использованию различных игровых методик при обучении иностранному языку. Материал предназначен учителям английского языка....

Использование игровых технологий, как средство повышения мотивации младших школьников на логопедических занятиях.

Данное пособие предназначено для закрепления изученного материала на лоопедических занятиях. Занятия проводятся в конце каждой четверти со второго по четвертый класс в форме игры. Дети выполняют задан...

Использование ИКТ на уроках ОРКСЭ, как средство повышения мотивации учебно-воспитательного процесса.

Курс ОРКСЭ в отличие от традиционных школьных предметов принципиально новый. Учитывая уровень развития младших школьников, которым адресован курс, важно организовать обучение в доступной и интерес...

Дидактическая игра как одно из средств повышения эффективности учебно- воспитательного процесса

Работа представляет собой анализ психолого-педагогического материала по проблеме игровых методов обучения.Объектом исследования выступает процесс обучения младших школьников.Предмет исследования - воз...

«Использование игровых технологий на уроках, как средство повышения качества образования младших школьников»

Моё выступление «Использование игровых технологий на уроках, как средство повышения качества образования младших школьников", оно направлено на то,что игра  и игровые технологии з...