Игровая мотивация как одно из средств повышения эффективности при обучении иностранному языку
статья по иностранному языку (1 класс) на тему
Данная работа содержит материал по использованию различных игровых методик при обучении иностранному языку. Материал предназначен учителям английского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_motivatsiya.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровая мотивация как одно из средств повышения эффективности при обучении иностранному языку
Известно, что интерес - важнейший залог успешного обучения иностранному языку. Помимо решения учебных задач, игра помогает развивать внимание, наблюдательность, тренировать память. Использование игровых моментов на уроках иностранного языка позволяет комплексно реализовать методические и педагогические задачи. Вместе с этим учитель создает благоприятную обстановку для сохранения и укрепления детского организма и здоровья школьников за счет введения динамических компонентов в урок, следовательно, игру можно отнести к здоровьесберегающим технологиям.
Игра в наше время считается одним из эффективных приемов обучения иностранному языку. Она способствует созданию на уроке обстановки естественного речевого общения, снимает напряжение, побуждает учащихся к активному участию в учебном процессе, вызывает интерес к изучению иностранного языка. Игра – это хороший способ создания естественных ситуаций для активизации лексических и грамматических структур. При решении игровых задач речевая активность сочетается с мыслительной и эмоциональной. Во время игры дети находятся в постоянной речевой готовности, внимательно слушают учителя, друг друга, многократное повторение образцов речи, мотивированное игровым действием, не вызывает у них утомления и скуки.
На раннем этапе обучения детей иностранному языку одна из основных задач учителя – сделать этот предмет интересным и любимым. В младшем школьном возрасте дети очень эмоциональны и подвижны, их внимание отличается непроизвольностью и неустойчивостью. Важно учитывать в процессе обучения психологические особенности детей этого возраста. Как правило, младшие школьники обращают внимание в первую очередь на то, что вызывает их непосредственный интерес. Учитывая это, я использую на своих уроках разнообразные игры с опорой на наглядный материал.
Проблема поддержания интереса к изучению иностранного языка на старшем этапе волнует многих учителей. Интерес к обучению имеет большое значение для успешной реализации задач образования, воспитания и развития учащихся. Как известно, ведущим мотивом деятельности учеников 9-11 классов является мотив общения. Наиболее полно он может проявляться в играх, соревнованиях, дискуссиях поэтому в своей работе я использую такие нетрадиционные формы уроков, как «Урок-КВН», «Викторина», «Путешествие», «Пресс-конференция» и т.д. На таких уроках учащиеся решают кроссворды, ребусы, загадки, читают стихи, поют песни, готовят небольшие инсценировки.
Говоря об использовании игрового метода обучения, можно выделить следующие виды игр: дидактические, ролевые, подвижные и компьютерные.
1. Дидактические игры.
Дидактические игры – современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитательной функциями, которые действуют в органическом единстве. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняя запас представлений, понятий, развивают фантазию.
Дидактические игры очень хорошо сочетаются с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
Основными структурами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.
Игровой замысел выражается, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, загадки, придает игре познавательный характер.
Правила определяют порядок действий и поведения учащихся в процессе игры. Правила разрабатываются с учетом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся.
Игровые действия регламентируются правилами игры, дают возможность учащимся проявить свои способности и применить знания.
Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяют при решении учебной проблемы, поставленной игрой.
Оборудование в значительной мере включает в себя оборудование урока, но дополняется необходимыми предметами и техническими средствами.
Результат является финалом игры, придает ей законченность, дает школьникам моральное и умственное удовлетворение.
Игра проходит особенно оживленно, если придать ей характер соревнования. Для этого класс необходимо разделить на две или более команды. При этом команды могут быть одинаковыми по уровню знаний и количеству участников. Но могут быть и разноуровневые команды, тогда и задания тоже должны быть разноуровневыми, но дети об этом не должны знать.
Примеров языковых дидактических игр, используемых мною, можно привести много. Разнообразные игры на отработку лексики – «Укрась елку», «Подбери пару», «Снежный ком», «Собери портфель» и т.д. Для отработки грамматических структур применяю такие игры, как «Жадный Незнайка»(I have got …) , «Любопытный Буратино»(Have you got…? Can you…?), «Капризный Том»(I don’t…) , «Вежливая Алиса» и др. Для отработки орфографии провожу «Поле чудес».
Обучающая дидактическая игра доступна даже для самых слабых учащихся, т.к.
В этой игре ученик работает, как правило, с одним речевым образцом, повторяющимся многократно в игровой ситуации, которая обеспечивает максимальную мотивацию речевой иноязычной деятельности, особенно для младших школьников.
Как организовать игру, чтобы все следили за ней, не отвлекаясь?
- Чаще менять ведущего, чтобы дети понимали, что в любой момент они могут оказаться на его месте.
- Просить детей оказать помощь ведущему или учителю.
- Просить детей оценивать игроков.
- Максимально «театрализовать» ситуацию, чтобы дети следили, чем она закончится.
Кроме игр я использую на уроке игровые фрагменты и отдельные игровые приемы, такие, как, например, применение считалок и рифмовок при изучении лексико-грамматического материала. Например, при изучении неправильных глаголов, которые занимают важное место в изучении грамматики английского языка. Практика показывает, что дети сталкиваются с большими трудностями при их изучении. Механическая зубрежка отбивает всякий интерес и желание заниматься языком, поэтому задача учителя – помочь детям запомнить неправильные глаголы быстро и правильно. В этом помогают игровые приемы, которые подключают к работе непроизвольное внимание и память. Например, рифмовки с неправильными глаголами.
Кенгуренку кенгуру
Говорила поутру:
«Надо быстренько вставать
И глаголы повторять.
Write-wrote-written
Eat-ate-eaten
Speak-spoke-spoken
Break-broke-broken».
Я кирпичик throw-threw-thrown
Он в окошко fly-flew-flown
Меня дядя catch-caught-caught
К папе с мамой bring-brought-brought
Применение дидактических игр на уроке повышает интерес к предмету, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание. Систематическое использование дидактических игр на разных этапах обучения является эффективным средством активизации познавательной деятельности.
2. Ролевая игра.
Ролевые игры наиболее привлекательны для детей, т.к. играя, они могут проявить полностью свою фантазию. Применяя на себя различные роли, они сопереживают, начинают ориентироваться в отношениях между людьми, проявляют заложенные в них творческие способности. Такие игры вырабатывают навыки аудирования и говорения, приучают контролировать свою речь.
За свой многолетний опыт работы я убедилась, что проведение ролевой игры невозможно без тщательной подготовки, которая должна включать различные виды работы. В первую очередь это знакомство с определенным набором лексических единиц и отработка речевых образцов. Необходимо также научить умению вести диалог, анализировать речевое поведение. В процессе такой подготовки знания, умения и навыки учащихся ведут к новому единству – коллективным согласованным речемыслительным действиям, которые создают условия для творческого общения и импровизации.
Ролевая игра позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы; расширяет контекст деятельности; выступает как эффективное средство мотивации к иноязычному диалогическому общению; способствует реализации деятельностного подхода в обучении иностранному языку, когда в центре внимания находится ученик со своими интересами и потребностями. Ситуации общения, моделируемые в ролевой игре, позволяют приблизить речевую деятельность на уроке к реальной коммуникации, дают возможность использовать язык как средство общения, актуализируя как вербальные, так и невербальные средства общения. Тем самым ролевая игра способствует реализации общего методического принципа коммуникативной направленности обучения иностранному языку.
В структуре ролевой игры мы выделяем такие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия.
Первый компонент – роли. Роли, которые исполняют учащиеся на уроке, могут быть социальными ( профессии, родственники) и межличностными ( друг, лидер, соперник). Подбор ролей для обучения диалогической речи должен осуществляться таким образом, чтобы формировать у школьников активную жизненную позицию, лучшие человеческие качества личности: чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки.
Второй компонент ролевой игры – исходная ситуация- выступает как способ ее организации. При создании ситуации необходимо учитывать и обстоятельства реальной действительности, и взаимоотношения коммуникантов. В обучении иностранному языку используются речевые ситуации, т.е. такие, которые вызывают речевую реакцию учащихся. При этом следует учитывать, что существуют естественные речевые ситуации и учебно-речевые, которые создаются искусственно.
Третий компонент – ролевые действия, которые выполняют учащиеся, играя определенную роль. Ролевые действия как разновидность игровых действий органически связаны с ролью, главным компонентом ролевой игры, и составляют основную единицу развитой формы игры.
Овладение диалогической речью учениками осуществляется в три этапа: I- овладение диалогическими единствами (ДЕ), II- овладение микродиалогами (МД), III-создание диалогов (Д) в соответствии с требованиями программы. Представим в таблице, как распределяются три группы упражнений в цикле уроков по одной какой-либо подтеме.
Номер урока | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Виды упражнений | ДЕ | ДЕ | ДЕ | ДЕ/МД | МД | МД | МД/Д | Д | Д | Д |
Как видно из таблицы, на первых трех уроках проводится работа по овладению ДЕ. На четвертом уроке учащиеся начинают овладевать микродиалогами, одновременно усваивая ДЕ. Эта работа продолжается на 5 и 6 уроках. Последующий урок является переходным к составлению собственных диалогов. Эта задача выступает в качестве основной на 9-10 уроках.
Использование игровой ситуации, ролевой игры на уроке усиливает эмоциональное восприятие материала, в процессе игры учащиеся приобретают опыт речевого общения. Возможность говорить не от своего имени, а от имени персонажа, роль которого играет ученик, позволяет освободиться от страха, стеснительности. А ведь именно страх, как известно, формирует психологический барьер, создающий эмоциональную напряженность.
Как показывает опыт работы, использование ролевых игр на всех этапах обучения иностранному языку способствует положительным изменениям в речи учащихся как в качественном (правильность и логичность), так и в количественном (количество лексических единиц, объем высказывания) отношении, что свидетельствует об эффективности данной методики.
Ролевая игра, которая обычно основывается на решении проблемы, обеспечивает оптимальную активизацию коммуникативной деятельности обучающихся на занятии. Необходимость найти решение поставленной проблемы обуславливает естественность общения, так как любая коммуникация вызывает потребность в ней. Постановка проблемы и необходимость ее решения служат также развитию критического мышления у обучающихся. И, наконец, необходимость тщательного продумывания ситуации, поиска единственно правильного с точки зрения участника игры выхода развивает логическое мышление, умение аргументировано высказываться, убеждать собеседников, учитывая при этом их аргументы и доводы.
Основные правила ролевой игры
- Обучающемуся предлагается поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть в реальной жизни. Это может быть все, что угодно: от встречи знакомого на улице до гораздо более сложной ситуации, например, деловых переговоров, конференций и т.д.
- Обучающемуся необходимо адаптироваться к определенной роли в подобной ситуации. В одних случаях он может играть самого себя, а в других ему придется взять на себя воображаемую роль.
- Участникам ролевой игры необходимо вести себя так, как если бы все происходило в реальной жизни; их поведение должно соответствовать исполняемой ими роли.
- Участники игры должны сконцентрировать свое внимание на коммуникативном использовании единиц языка, а не на обычной практике закрепления их в речи.
5 основных категорий ролей
- Врожденные- определяющие пол и возраст участника игры.
- Приписанные- определяющие национальность или принадлежность к социальной группе.
- Приобретенные- определяющие профессию.
- Действенные- определяющие круг действий в жизненной ситуации, например, во время визита к врачу или посещения театра, т.е. в ситуации, в которой может оказаться каждый.
- Функциональные- определяющие функциональное общение, например предложение своей помощи, выражение сожаления и т.д.
Наиболее важными при обучении иностранному языку являются последние две категории ролей.
Методисты отмечают, что дети обычно с легкостью погружаются в игру, в то время как взрослые и многие подростки не выражают большого желания принять в ней участие, поскольку боятся показаться смешными товарищам по группе. Важно, поэтому, подготовить обучающихся к ролевой игре. Прежде всего следует продумать, как разместить их в классе. Если они сидят по рядам друг за другом, и их столы обращены к учителю, ни о какой естественности не может идти и речи. Наиболее рациональным признается размещение кругом, место в центре круга также можно использовать для проведения ролевых игр.
В ролевой игре я выделяю три основных этапа: подготовительный, собственно игра и заключительный. На заключительном этапе проводится обсуждение игры, дается оценка ее участников. В зависимости от цели занятия и уровня подготовленности обучающихся ролевые игры я провожу в парах, подгруппах и целых группах.
Также часто я использую ролевые игры с куклами-масками, особенно в младших классах. Помимо учебных, такие игры позволяют решать и воспитательные задачи. На конкретных примерах положительных и отрицательных персонажей дети учатся оценивать поступки как сверстников так и свои собственные, при этом очень важно психологически, что они выступают не только в роли воспитуемых, но и в роли воспитателей.
3. Подвижные игры.
Как известно, в школьной практике бытует мнение, что здоровье детей является объектом заботы только медицинских работников. Однако, по мнению социологов и гигиенистов, здоровье человека зависит от медицины лишь на 20%, в большей мере оно зависит от факторов, определяющих здоровье и здоровый образ жизни.
Одним из главных требований к современному уроку, по мнению медиков, является требование рационального соотношения статических и динамических компонентов урока. Специфика урока иностранного языка позволяет осуществлять это требование. Такие приемы, как физкультпауза, элементы инсценирования песен, разного рода игры, сопровождаемые движениями, позволяют предупреждать развитие физической утомляемости на уроке. Так, например, на уроке я провожу такую подвижную игру: ученики идут по кругу- одни по внешнему, другие по внутреннему. По моему сигналу они останавливаются и начинают вести диалог парами, кто с кем остановился.
Как известно, легко вводятся в учебный процесс на уроке рифмовки, считалки и детские песенки, на основе которых можно проводить физкультурные и музыкальные паузы. Смена видов учебной деятельности, применение песенок, считалок на начальном этапе, когда дети очень подвижны и одновременно легко утомляются от однообразия выполняемых учебных действий, является необходимым условием повышения эффективности обучения и гигиенического воспитания школьников. Каждый учитель иностранного языка, без сомнения, располагает большим количеством языкового материала такого рода. В качестве примера приведу следующие рифмовки, которые я использую на уроках иностранного языка в младших классах.
1) Hands up, hands down, 2) Clap, clap, clap your hands
Hands on heaps, sit down. Clap your hands together.-2times
Hands up, to the side, Step, step, step your feet
Bend left, bend right. Step your feet together.- 2 times
One, two, three – hop, Spin, spin, spin around
One, two, three – stop, Spin around together.-2 times
Stand still. Dance, dance, dance about
Dance about together.-2 times
Такие рифмовки исполняются под музыку и сопровождаются движениями, дети выполняют такие упражнения с удовольствием. Как показывает опыт работы в школе, использование песен на уроках иностранного языка снижает психологическую нагрузку, повышает эмоциональный тонус учащихся, что положительно сказывается на их речевой деятельности, и, главное, улучшает самочувствие. Песня может использоваться как своего рода прием релаксации, когда у детей появляются признаки усталости и снижения работоспособности.
4. Компьютерные игры.
Развитие современных технических средств обучения привело к появлению нового вида обучающих игр – компьютерных. Это новое слово в игровой методике, и, если умело применять такие игры на уроках, то можно получить хорошие результаты. Компьютер заставляет ученика думать, решать поставленную задачу, радоваться успеху, развивает его творческие способности. Образная игровая форма значительно усиливает мотивацию. Одной из проблем современной системы образования является организация самостоятельной работы учащихся. Компьютер помогает решить и эту проблему.
Сейчас существует множество готовых игровых и учебных программ, которые можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
Игры, игровые ситуации, занимательные задания позволяют реализовать коммуникативно-когнитивный метод обучения иностранному языку, обеспечивают личностно-ориентированный образовательный процесс, развивают индивидуальные способности каждого ученика.
В любом человеке присутствует потребность в игре, но для ребенка она- хлеб насущный. Игра всегда добровольна, свободна, неопределенна, иначе это будет спектакль, а не игра. Именно эти ее признаки в совокупности создают личность развивающуюся и подлинно творческую.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Средства повышения эффективности процесса обучения английскому языку
Дети младшего школьного возраста требуют подчас кардинально различного подхода к методической организации процесса обучения английскому языку....
Игровые технологии на уроках окружающего мира как одно из средств повышения мотивации обучения учащихся в начальной школе.
Урок - сказка по предмету "Окружающий мир" по теме: "Почему идет дождь и дует ветер?"...
План самообразования "Применение активных методов обучения на уроках английского языка как средство повышения качества обучения иностранному языку"
Содержание 1. Перспективный план самообразовательной деятельности ...
Дидактическая игра как одно из средств повышения эффективности учебно- воспитательного процесса
Работа представляет собой анализ психолого-педагогического материала по проблеме игровых методов обучения.Объектом исследования выступает процесс обучения младших школьников.Предмет исследования - воз...
Игра как средство повышения интереса к изучению иностранного языка в начальной школе
Виды игр, применяемых на уроках английского языка...
Игровые технологии, как одно из средств повышения мотивации и стимуляции учебного процесса (в условиях дифференциации)
Представление собственного инновационного педагогического опыта...
ИКТ как средство повышения эффективности процесса обучения в начальных классах в условиях внедрения и реализации ФГОС НОО.
Эффективность процесса обучения....