Технологическая карта урока по курсу ОРКСЭ
учебно-методический материал (4 класс)

Гаврилова Марина Александровна

Технологическя карта к уроку ОРКСЭ в 4 классе по теме "Отношение христианина к природе". Главной целью которого является формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде, привлечение внимания учащихся к экологическим проблемам современности, сосредоточение внимания на возможности личного участия  в решении проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_kursu_orkse.docx45.38 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока с дидактической структурой урока

Ф.И.О. Гаврилова Марина Александровна
Предмет: Основы православной культуры
Класс:  4, урок № 26
Тип урока: открытие новых знаний

Тема

«Отношение христианина к природе»

Цель

формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде, привлечение внимания учащихся к экологическим проблемам современности, сосредоточение внимания на возможности личного участия  в решении проблемы.

Задачи

1.  Раскрыть суть отношения христианина к природе.

2.  Показать к чему привело потребительское отношение человека к природе.        

3.  Воспитывать стремление бережного, ответственного  отношения к природе, милосердное отношение к животным.

4.  Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся.

5.  Способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

УУД

ЛичностныеУУД:

формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку;

проявлять интерес к изучению темы;

формировать умение высказывать собственное мнение.

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу.

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

допускать возможность существования у людей разных точек зрения, не совпадающих с

собственной.

формулировать своё мнение, свою позицию.

Познавательные УУД:

осуществлять поиск необходимой учебной информации;

добывать новые знания;

находить ответы на вопросы, используя учебник.

Планируемые результаты

Предметные:

познакомить учащихся с основными понятиями «культура», «экология», «трудолюбие»;

объяснить, что  побуждает христианина проявлять милосердное отношение к природе и как это помогает решению «экологической проблемы»;

организовать познавательную, самостоятельную деятельность.

Личностные:

развивать личную ответственность за сохранение природы;

развивать этические чувства;

воспитывать  доброжелательное отношение к окружающей природе.

Метапредметные:

развивать умения слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

развивать коммуникативные навыки и  умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих по отношению к природе;

развивать интерес к предмету.

Познавательные умения:

осуществлять   анализ моральных норм и правил.

Регулятивные умения:

самостоятельная постановка проблемных вопросов и их разрешение.

Коммуникативные умения:

определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

умение выражать свою мысль и защищать этическую позицию.

Ожидаемые результаты

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

Воспитание ценностного отношения к прекрасному (эстетическое воспитание).

Воспитание гражданственности.

              Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Основные понятия

 милосердие, ответственность, грех.

Межпредметные связи

история, литературное чтение, окружающий мир, экология.

Ресурсы:

основные

 дополнительные

учебник А. В. Кураева «Основы православной культуры» 4 класс М., «Просвещение» 2011г. мультимедийная презентация, карточки с дифференцированными заданиями.

Формы урока

индивидуальная; коллективная; фронтальная; парная; групповая

Технология

технология оценивания учебных успехов, деятельностного обучения.

 Этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Результат

Мотивация

Проверяет готовность класса к уроку

Организуют рабочее место

Регулятивные УУД

Организационный момент.

Добрый день солнцу и птицам,
Добрый день улыбчивым лицам!

-Дети повернулись друг к другу, улыбнулись.

Личностные УУД

-Создание настроения.

Проверка домашнего задания.

- Кто такие монахи?

- Почему они считают себя воинами?

- С кем или с чем они ведут борьбу?

-Ответы детей.

Актуализация опорных знаний.

Создание проблемной ситуации.

-Внимательно посмотрите следующие кадры. (Просмотр видеоролика «Природа, человек и экологические катострофы»)

-Что происходит с нашей планетой?

- Кто виноват в гибели природы?

-Перед нами встаёт вопрос что делать? -Как сохранить нашу планету?

-Дети смотрят видеоролик

- Она погибает.

-  Человек.

-Формулируют проблему урока. С начало говорят о разумности человека. После просмотренного видеоролика испытывают проблему. Предполагают, что речь на уроке пойдет о проблемах человека по отношению к природе.

Личностные УУД: нравственно-эстетическая оценка, внутренняя позиция.

Познавательные УУД: извлечение информации из просмотренного видеоролика; постановка и решение проблем, подведение под тему урока

-Анализ иллюстративного материала.

-Осмысливание увиденного материала.

Целеполагание.

Постановка темы урока.

- Сегодня мы поговорим с вами, о том каким должен быть человек, как он должен поступать,  чтобы сохранить нашу землю первозданной и прекрасной.

- Кто же сможет сформулировать тему нашего урока?

Чем мы будем заниматься на уроке?

-Ставят цель и задачи урока, планируют деятельность на уроке (будем говорить об отношении человека к природе, его особой роли, ответственности человека за природу, о проблемах, связанных с природой; будем читать, отвечать на вопросы, рисовать и т. д.)

Познавательные УУД: определение цели и задач урока, направлений в деятельности.

Регулятивные УУД: целеполагание, прогнозирование.

Коммуникативные УУД: постановка вопросов.

-Использование в речи терминов и понятий (ответственность, забота, проблемы природы и т.д.)

-Принимают и

сохраняют учебную цель и задачу, ориентируются на моральные нормы и их выполнение

Изучение нового иатериала.

1.-  Христиане верят в то, что у мира есть Творец. Бог создал природу и человека. И создавая этот мир он вложил в него всю свою любовь и мудрость.

Ответьте на вопрос и докажите, почему вы так думаете.

Что могущественнее, выше природа или человек?

- Христианство считает, что человек выше природы: люди не ровня с животными. Потому что  у человека есть «образ Божий», т.е. разум и свобода. И именно поэтому на человеке лежит ответственность за мир.

Волк и заяц – это просто части лесной жизни. Никто из них не отвечает за сохранение всего леса.

А человек выше природы. Выше потому, что у океанов и вулканов нет разума, а у человека – есть. У человека есть совесть, а у звезд ее нет. У человека есть свобода и ответственность, а у облаков и водопадов – нет.

- Почему так говорят?

Поэтому перед Творцом, который создал и человека, и лес, и океаны, человек отвечает за то, убил ли он эту жизнь и эту красоту или сохранил и преумножил.

Человек выше природы, поэтому он за неё отвечает.

2.- Люди всегда стремились  изучать природу.

- Каких великих учёных вы знаете?

Одним из великих русских учёных является Михаил Васильевич  Ломоносов.

- Он говорил, что Бог дал людям две книги: книгу природы и Библию.

- Вспомните, что написано в Библии?  

- Как вы думаете, что написано в книге природы?  

Верно, в книгу природы Бог вложил природные законы, в Библию – заповеди.

Поэтому Ломоносов считал, что христианин, изучающий законы природы, исполняет великое и именно христианское служение.

Развитие науки и познание мира – это доброе дело для христианина.

3.-  Но мир надо не только познавать. В мире надо трудиться. К сожалению, в последние столетия человек слишком увлекся перестройкой окружающего его мира. Многие люди решили, что главная цель их труда состоит в том, чтобы получить побольше выгод и удобств. Они перестали видеть в природе самый прекрасный Божий храм.  Несколько поколений людей вели хозяйство столь жадно и бездумно, что по сути отравляли нашу планету. Воздух, вода, почва потеряли свою чистоту. Многие виды животных исчезли с лица Земли. Христианин полагает, что Бог вручил нам мир в надежде, что мы сохраним и преумножим его красоту.

РАЗМЫШЛЯЕМ САМИ

- Бываете ли вы сердиты, если кто-то разрушает то, что вы с заботой и любовью построили?

- Как вы полагаете, если у нашего мира есть Творец?

-Как он воспринимает такие действия людей?

Введение понятия «Экология». Работа с толковым словарём Ожегова,Ушакова

Экология – это наука, которая изучает отношения человека и природы для того, чтобы и в будущем природа радовала людей. Если вы пополните ряды ученых, вы сможете внести свой вклад в это святое дело

Библейская история

- За что Бог наказал человечество?

- Как он наказал людей?

- Почему он решил спасти Ноя?

- Почему люди не пришли на корабль – ковчег к Ною?

Кем заполнил свой ковчег Ной?

- Конечно, при этом погибло и множество животных. Причиной же этой катастрофы были именно бездумные человеческие поступки.

(С той поры слово ковчег имеет еще и смысл прибежища)

- Сегодня многие люди уже поняли свою ответственность.

- Что значит ответственность?

Поэтому современная наука не просто изучает природу, но и ищет способы защитить ее от нас.

Человек должен ответственно относиться к природе

4.- Христиане говорят: «Человек должен быть милосердным».

Вспомните, что означает  это слово?

- Христианское милосердие может распространяться не только на людей, но и на животных.

- Приведи примеры милосердного отношения к животным.

Для христианина вся природа – это его родной дом и Божий храм. Поэтому нельзя бездумно сорить и оставлять за собой грязь. Бесцельное обламывание живых веток кустов и деревьев – тоже грех.

 

- Что значит в вашем понятии грех?

Такое поведение вредит не только природе. Оно еще и в душе такого хулигана создает привычку к злобе и разрушению.

-Осмысливают услышанное и увиденное.

-Работа в парах:

( если природа – доказывают почему, если человек – доказывают почему)

-Кому больше дано – с того и больше спросится.

-Ответы детей.

-Заповеди – законы, по которым должен жить человек.

Законы природы.

-Дети отвечают на вопросы.

-Осмысливают понятие «Экология», записывают определение в тетрадь.

-Работа с текстом.

учебник с. 85,

дети читают библейскую историю и отвечают на вопросы учителя.

Рассматривают рисунки, дают словесную характеристику эмоциональному восприятию рисунков.

 

-Обязанность отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия.

-Сострадательное доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку.

- Человек заботится о домашних животных, не выбрасывает их на улицу как ненужную вещь, если они состарились или стали доставлять неудобства и хлопоты. Пресекает всякие издевательства над животными (как домашними, так и дикими) и жестокое отношение к ним.

-Моральное зло, нарушение воли  Бога.

Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что усвоено подлежит усвоению, способность к волевому усилию.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управление поведением партнера, умение точно и полно выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, планирование.

Личностные УУД: внутренняя позиция, моральный выбор исходя из социальных и личных ценностей, нравственно-эстетическая оценка.

Познавательные УУД: поиск и выделение информации, умение перерабатывать полученную информацию, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, умение оформлять свою мысль в устной и письменной  форме; слушать и понимать речь других.

Личностные УУД:  понимание и сопереживание чувствам других людей.

Регулятивные УУД: определять средства решения проблемы;

планировать свою учебную деятельность

Личностные УУД: нравственно-эстетическая оценка, внутренняя позиция

Познавательные УУД: извлечение информации из учебника, построение логическое цепи суждений

Коммуникативные УУД: умение вести беседу, точно выражать свои мысли.

Коммуникативные УУД: умение точно и полно выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: оценивание эмоциональных и этических чувств.

-Формирование терминологических знаний.

-Анализы и синтез текстов, знакомство и работа с историческим источником -Библией.

-Использование в речи терминов и понятий (Библия, ученые, законы природы и т.д),

-оформление записей в тетрадь.

-принимают и сохраняют учебную цель и задачу, приобретут умения адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в устной и письменной речи, планируют реализацию учебной задачи (в том числе во внутреннем плане),

Определеляют объект понимания, выделяют смысловые части, переводят смысловые части в тезис, озаглавливают тезис, приобретут умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

-Анализ иллюстративного материала

-Осмысливание текстового материала

-Установление причинно-следственных знаний, анализ текста.

Закрепление изученного на уроке.

- Подумай, что самое важное должно быть в людях по отношению к природе.

Выбери и вставь нужные слова и прочитай получившийся текст.

Люди должны ______________ относиться к природе, _____________ и ____________

её, быть _____________ к животным.

Разрушение, ответственность, любовь, злоба, беречь, милосердие, охранять.

-Работа в группах:

дети вставляют нужные слова и читают вслух получившееся высказывание, комментируют свой выбор.

Коммуникативные УУД:

Общение в группах, в классе, учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Личностные УУД:

Выдвижение собственных мыслей исходя из внутренней позиции, самооценка.

Регулятивные УУД: умение оформлять записи.

Познавательные УУД: синтез как составление целого из частей.

-Построение логической цепи рассуждений

Самостоятельная работа со взаимооценкой

Учитель предлагает учащимся в парах работать по карточкам (карточки дифференцированы, задания в карточках представлен ниже.).

После чего регулирует защиту ответов, оценку других групп.

-Самостоятельно работают в парах по карточкам.

-Защищают свой ответ, комментируют ответ других учащихся.

Коммуникативные УУД:

Общение в группах, в классе, учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные УУД: контроль, оценивание деятельности учащихся

Личностные УУД: личные высказывания, исходя из морального выбора.

Ставим  если прави-льно, то «+», если не прави-льно, то «-».

-Работа с понятиями, пословицами.

-Самостоятельное создание способов решения проблем, построение своих суждений.

-Осуществляют пошаговый контроль по резуль-

тату, вносят соответствующие коррективы в их выполнение.

Рефлексия.

(У детей на партах разложены синий  и красный кружки)

Поднимите красный кружок. Если вы считаете, что к природе надо относиться бережно, ответственно, быть милосердным.

Синий кружок, если считаете, что совсем не обязательно сохранять окружающую нас природу.

- Оценивают свою деятельность

Регулятивные УУД: контроль, и оценивание деятельности учащихся.

Личностные УУД: личные высказывания, исходя из морального выбора

-если береж-но, то

- если не сох-ранять приро-ду, то

- Формирование внутренней позиции школьника.

Домашнее задание

- Есть ли у тебя домашний питомец.

  Нарисуй его. Запиши какие обязанности есть у тебя перед ним.

Записывают домашнее задание в дневник.

Личностные УУД: самоопределение

-Планируют реализацию учебной задачи (в том числе во внутреннем плане).


Карточки для работы в парах:

1 уровень:

Продолжи правила поведения в природе:

  • Не шуметь
  • Не ломать ветки
  • Не мусорить
  • _____________
  • _____________
  • _____________
  • _____________
  • _____________
  • _____________
  • _____________

2 уровень

Соедини части пословиц по смыслу (укажи стрелочками правильный выбор).

Не беречь поросли,                                                           не видать и дерева

Был бы лес,                                                                        тому не лежать в тени.

Не все стриги,                                                                     что растет.

Кто не сажал дерева,                                                         соловьи прилетят.

Не все стриги,                                                                     что растет.

3 уровень

Христианское отношение к природе

  1. Разгадай кроссворд

1

2

3

2

6

4

1

5

3

6

7

8

9

4

10

5

По горизонтали: 3. Одна из важнейших христианских добродетелей. 4. Законы добра, которые Бог дал людям. 5. Святой, который часто изображается на иконе со львом. 6. Праведник, который взял с собой в ковчег «каждой твари по паре». 7. Дождь, который шел сорок дней. 9. Полезная деятельность человека.

По вертикали: 1. Он создал весь мир. 2. Святой, который кормил медведя хлебом. 4. Установленные обязательные правила. 6. Этот святой шутил: «отец Герасим велик, у него лев, мы же малы, у нас кот». 8. Наука, изучающая взаимоотношения между живой и неживой природой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ в 4 классе по теме: «Зачем творить добро?»

Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ в 4 классе по теме:  «Зачем творить добро?»...

Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ 4 класс

Цель : раскрыть роль дружбы в жизни человека....

Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ 4 класс

Цель: раскрыть особенности моральных норм...

Технологическая карта урока по курсу ОРКСЭ 4 класс "Честь и достоинство"

Технологическая карта урока отражает не только этапы урока, виды работы учащихся, но и формируемые УУД на каждом из этих этапов....

Технологическая карта урока по курсу "Окружающий мир" в 1 классе «Как живут животные?»

Урок направлен  на  расширение представления о жизни животных и условиях, необходимых для их жизни . Дети познакомятся с условиями жизни животных, будут учиться правильно называть дете...

Технологическая карта урока по курсу «Технология» в 4 классе. Тема: изготовление игрушки - Оригинальных кукол для настольного театра «Репка» из пластиковых стаканчиков.

На основе слайдового плана презентации, на основе технологической карты изготовления    игрушки -   Оригинальных кукол  для  настольного театра «Репка» и...

Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ "Икона. Виды икон"

Технологическая карта поможет учителю по предмету ОРКСЭ по теме "Икона.Виды икон" провести интересный полный урок. Данная разработка направлена на полное усвоение данной темы, поможет научит...