Технологическая карта урока по курсу ОРКСЭ
учебно-методический материал (4 класс)
Технологическя карта к уроку ОРКСЭ в 4 классе по теме "Отношение христианина к природе". Главной целью которого является формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде, привлечение внимания учащихся к экологическим проблемам современности, сосредоточение внимания на возможности личного участия в решении проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_kursu_orkse.docx | 45.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока с дидактической структурой урока
Ф.И.О. Гаврилова Марина Александровна
Предмет: Основы православной культуры
Класс: 4, урок № 26
Тип урока: открытие новых знаний
Тема | «Отношение христианина к природе» | ||
Цель | формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде, привлечение внимания учащихся к экологическим проблемам современности, сосредоточение внимания на возможности личного участия в решении проблемы. | ||
Задачи | 1. Раскрыть суть отношения христианина к природе. 2. Показать к чему привело потребительское отношение человека к природе. 3. Воспитывать стремление бережного, ответственного отношения к природе, милосердное отношение к животным. 4. Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся. 5. Способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения. | ||
УУД | ЛичностныеУУД: формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку; проявлять интерес к изучению темы; формировать умение высказывать собственное мнение. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей разных точек зрения, не совпадающих с собственной. формулировать своё мнение, свою позицию. Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой учебной информации; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник. | ||
Планируемые результаты | Предметные: познакомить учащихся с основными понятиями «культура», «экология», «трудолюбие»; объяснить, что побуждает христианина проявлять милосердное отношение к природе и как это помогает решению «экологической проблемы»; организовать познавательную, самостоятельную деятельность. Личностные: развивать личную ответственность за сохранение природы; развивать этические чувства; воспитывать доброжелательное отношение к окружающей природе. Метапредметные: развивать умения слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; развивать коммуникативные навыки и умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих по отношению к природе; развивать интерес к предмету. Познавательные умения: осуществлять анализ моральных норм и правил. Регулятивные умения: самостоятельная постановка проблемных вопросов и их разрешение. Коммуникативные умения: определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; умение выражать свою мысль и защищать этическую позицию. | ||
Ожидаемые результаты | Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); Воспитание ценностного отношения к прекрасному (эстетическое воспитание). Воспитание гражданственности. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. | ||
Основные понятия | милосердие, ответственность, грех. | ||
Межпредметные связи | история, литературное чтение, окружающий мир, экология. | ||
Ресурсы: основные дополнительные | учебник А. В. Кураева «Основы православной культуры» 4 класс М., «Просвещение» 2011г. мультимедийная презентация, карточки с дифференцированными заданиями. | ||
Формы урока | индивидуальная; коллективная; фронтальная; парная; групповая | ||
Технология | технология оценивания учебных успехов, деятельностного обучения. |
Этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции/ аспекты компетенции/УУД | Оценивание/формы контроля | Результат |
Мотивация | Проверяет готовность класса к уроку | Организуют рабочее место | Регулятивные УУД | ||
Организационный момент. | Добрый день солнцу и птицам, | -Дети повернулись друг к другу, улыбнулись. | Личностные УУД | -Создание настроения. | |
Проверка домашнего задания. | - Кто такие монахи? - Почему они считают себя воинами? - С кем или с чем они ведут борьбу? | -Ответы детей. | |||
Актуализация опорных знаний. Создание проблемной ситуации. | -Внимательно посмотрите следующие кадры. (Просмотр видеоролика «Природа, человек и экологические катострофы») -Что происходит с нашей планетой? - Кто виноват в гибели природы? -Перед нами встаёт вопрос что делать? -Как сохранить нашу планету? | -Дети смотрят видеоролик - Она погибает. - Человек. -Формулируют проблему урока. С начало говорят о разумности человека. После просмотренного видеоролика испытывают проблему. Предполагают, что речь на уроке пойдет о проблемах человека по отношению к природе. | Личностные УУД: нравственно-эстетическая оценка, внутренняя позиция. Познавательные УУД: извлечение информации из просмотренного видеоролика; постановка и решение проблем, подведение под тему урока | -Анализ иллюстративного материала. -Осмысливание увиденного материала. | |
Целеполагание. Постановка темы урока. | - Сегодня мы поговорим с вами, о том каким должен быть человек, как он должен поступать, чтобы сохранить нашу землю первозданной и прекрасной. - Кто же сможет сформулировать тему нашего урока? Чем мы будем заниматься на уроке? | -Ставят цель и задачи урока, планируют деятельность на уроке (будем говорить об отношении человека к природе, его особой роли, ответственности человека за природу, о проблемах, связанных с природой; будем читать, отвечать на вопросы, рисовать и т. д.) | Познавательные УУД: определение цели и задач урока, направлений в деятельности. Регулятивные УУД: целеполагание, прогнозирование. Коммуникативные УУД: постановка вопросов. | -Использование в речи терминов и понятий (ответственность, забота, проблемы природы и т.д.) -Принимают и сохраняют учебную цель и задачу, ориентируются на моральные нормы и их выполнение | |
Изучение нового иатериала. | 1.- Христиане верят в то, что у мира есть Творец. Бог создал природу и человека. И создавая этот мир он вложил в него всю свою любовь и мудрость. Ответьте на вопрос и докажите, почему вы так думаете. Что могущественнее, выше природа или человек? - Христианство считает, что человек выше природы: люди не ровня с животными. Потому что у человека есть «образ Божий», т.е. разум и свобода. И именно поэтому на человеке лежит ответственность за мир. Волк и заяц – это просто части лесной жизни. Никто из них не отвечает за сохранение всего леса. А человек выше природы. Выше потому, что у океанов и вулканов нет разума, а у человека – есть. У человека есть совесть, а у звезд ее нет. У человека есть свобода и ответственность, а у облаков и водопадов – нет. - Почему так говорят? Поэтому перед Творцом, который создал и человека, и лес, и океаны, человек отвечает за то, убил ли он эту жизнь и эту красоту или сохранил и преумножил. Человек выше природы, поэтому он за неё отвечает. 2.- Люди всегда стремились изучать природу. - Каких великих учёных вы знаете? Одним из великих русских учёных является Михаил Васильевич Ломоносов. - Он говорил, что Бог дал людям две книги: книгу природы и Библию. - Вспомните, что написано в Библии? - Как вы думаете, что написано в книге природы? Верно, в книгу природы Бог вложил природные законы, в Библию – заповеди. Поэтому Ломоносов считал, что христианин, изучающий законы природы, исполняет великое и именно христианское служение. Развитие науки и познание мира – это доброе дело для христианина. 3.- Но мир надо не только познавать. В мире надо трудиться. К сожалению, в последние столетия человек слишком увлекся перестройкой окружающего его мира. Многие люди решили, что главная цель их труда состоит в том, чтобы получить побольше выгод и удобств. Они перестали видеть в природе самый прекрасный Божий храм. Несколько поколений людей вели хозяйство столь жадно и бездумно, что по сути отравляли нашу планету. Воздух, вода, почва потеряли свою чистоту. Многие виды животных исчезли с лица Земли. Христианин полагает, что Бог вручил нам мир в надежде, что мы сохраним и преумножим его красоту. РАЗМЫШЛЯЕМ САМИ - Бываете ли вы сердиты, если кто-то разрушает то, что вы с заботой и любовью построили? - Как вы полагаете, если у нашего мира есть Творец? -Как он воспринимает такие действия людей? Введение понятия «Экология». Работа с толковым словарём Ожегова,Ушакова Экология – это наука, которая изучает отношения человека и природы для того, чтобы и в будущем природа радовала людей. Если вы пополните ряды ученых, вы сможете внести свой вклад в это святое дело Библейская история - За что Бог наказал человечество? - Как он наказал людей? - Почему он решил спасти Ноя? - Почему люди не пришли на корабль – ковчег к Ною? Кем заполнил свой ковчег Ной? - Конечно, при этом погибло и множество животных. Причиной же этой катастрофы были именно бездумные человеческие поступки. (С той поры слово ковчег имеет еще и смысл прибежища) - Сегодня многие люди уже поняли свою ответственность. - Что значит ответственность? Поэтому современная наука не просто изучает природу, но и ищет способы защитить ее от нас. Человек должен ответственно относиться к природе 4.- Христиане говорят: «Человек должен быть милосердным». Вспомните, что означает это слово? - Христианское милосердие может распространяться не только на людей, но и на животных. - Приведи примеры милосердного отношения к животным. Для христианина вся природа – это его родной дом и Божий храм. Поэтому нельзя бездумно сорить и оставлять за собой грязь. Бесцельное обламывание живых веток кустов и деревьев – тоже грех.
- Что значит в вашем понятии грех? Такое поведение вредит не только природе. Оно еще и в душе такого хулигана создает привычку к злобе и разрушению. | -Осмысливают услышанное и увиденное. -Работа в парах: ( если природа – доказывают почему, если человек – доказывают почему) -Кому больше дано – с того и больше спросится. -Ответы детей. -Заповеди – законы, по которым должен жить человек. Законы природы. -Дети отвечают на вопросы. -Осмысливают понятие «Экология», записывают определение в тетрадь. -Работа с текстом. учебник с. 85, дети читают библейскую историю и отвечают на вопросы учителя. Рассматривают рисунки, дают словесную характеристику эмоциональному восприятию рисунков.
-Обязанность отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия. -Сострадательное доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. - Человек заботится о домашних животных, не выбрасывает их на улицу как ненужную вещь, если они состарились или стали доставлять неудобства и хлопоты. Пресекает всякие издевательства над животными (как домашними, так и дикими) и жестокое отношение к ним. -Моральное зло, нарушение воли Бога. | Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что усвоено подлежит усвоению, способность к волевому усилию. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управление поведением партнера, умение точно и полно выражать свои мысли. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, планирование. Личностные УУД: внутренняя позиция, моральный выбор исходя из социальных и личных ценностей, нравственно-эстетическая оценка. Познавательные УУД: поиск и выделение информации, умение перерабатывать полученную информацию, установление причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, умение оформлять свою мысль в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. Личностные УУД: понимание и сопереживание чувствам других людей. Регулятивные УУД: определять средства решения проблемы; планировать свою учебную деятельность Личностные УУД: нравственно-эстетическая оценка, внутренняя позиция Познавательные УУД: извлечение информации из учебника, построение логическое цепи суждений Коммуникативные УУД: умение вести беседу, точно выражать свои мысли. Коммуникативные УУД: умение точно и полно выражать свои мысли. Регулятивные УУД: оценивание эмоциональных и этических чувств. | -Формирование терминологических знаний. -Анализы и синтез текстов, знакомство и работа с историческим источником -Библией. -Использование в речи терминов и понятий (Библия, ученые, законы природы и т.д), -оформление записей в тетрадь. -принимают и сохраняют учебную цель и задачу, приобретут умения адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в устной и письменной речи, планируют реализацию учебной задачи (в том числе во внутреннем плане), Определеляют объект понимания, выделяют смысловые части, переводят смысловые части в тезис, озаглавливают тезис, приобретут умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками. -Анализ иллюстративного материала -Осмысливание текстового материала -Установление причинно-следственных знаний, анализ текста. | |
Закрепление изученного на уроке. | - Подумай, что самое важное должно быть в людях по отношению к природе. Выбери и вставь нужные слова и прочитай получившийся текст. Люди должны ______________ относиться к природе, _____________ и ____________ её, быть _____________ к животным. Разрушение, ответственность, любовь, злоба, беречь, милосердие, охранять. | -Работа в группах: дети вставляют нужные слова и читают вслух получившееся высказывание, комментируют свой выбор. | Коммуникативные УУД: Общение в группах, в классе, учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Личностные УУД: Выдвижение собственных мыслей исходя из внутренней позиции, самооценка. Регулятивные УУД: умение оформлять записи. Познавательные УУД: синтез как составление целого из частей. | -Построение логической цепи рассуждений | |
Самостоятельная работа со взаимооценкой | Учитель предлагает учащимся в парах работать по карточкам (карточки дифференцированы, задания в карточках представлен ниже.). После чего регулирует защиту ответов, оценку других групп. | -Самостоятельно работают в парах по карточкам. -Защищают свой ответ, комментируют ответ других учащихся. | Коммуникативные УУД: Общение в группах, в классе, учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные УУД: контроль, оценивание деятельности учащихся Личностные УУД: личные высказывания, исходя из морального выбора. | Ставим если прави-льно, то «+», если не прави-льно, то «-». | -Работа с понятиями, пословицами. -Самостоятельное создание способов решения проблем, построение своих суждений. -Осуществляют пошаговый контроль по резуль- тату, вносят соответствующие коррективы в их выполнение. |
Рефлексия. | (У детей на партах разложены синий и красный кружки) Поднимите красный кружок. Если вы считаете, что к природе надо относиться бережно, ответственно, быть милосердным. Синий кружок, если считаете, что совсем не обязательно сохранять окружающую нас природу. | - Оценивают свою деятельность | Регулятивные УУД: контроль, и оценивание деятельности учащихся. Личностные УУД: личные высказывания, исходя из морального выбора | -если береж-но, то - если не сох-ранять приро-ду, то | - Формирование внутренней позиции школьника. |
Домашнее задание | - Есть ли у тебя домашний питомец. Нарисуй его. Запиши какие обязанности есть у тебя перед ним. | Записывают домашнее задание в дневник. | Личностные УУД: самоопределение | -Планируют реализацию учебной задачи (в том числе во внутреннем плане). |
Карточки для работы в парах:
1 уровень:
Продолжи правила поведения в природе:
- Не шуметь
- Не ломать ветки
- Не мусорить
- _____________
- _____________
- _____________
- _____________
- _____________
- _____________
- _____________
2 уровень
Соедини части пословиц по смыслу (укажи стрелочками правильный выбор).
Не беречь поросли, не видать и дерева
Был бы лес, тому не лежать в тени.
Не все стриги, что растет.
Кто не сажал дерева, соловьи прилетят.
Не все стриги, что растет.
3 уровень
Христианское отношение к природе
- Разгадай кроссворд
1 | ||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||
3 | 2 | 6 | ||||||||||||||||
4 | 1 | 5 | 3 | |||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||
По горизонтали: 3. Одна из важнейших христианских добродетелей. 4. Законы добра, которые Бог дал людям. 5. Святой, который часто изображается на иконе со львом. 6. Праведник, который взял с собой в ковчег «каждой твари по паре». 7. Дождь, который шел сорок дней. 9. Полезная деятельность человека.
По вертикали: 1. Он создал весь мир. 2. Святой, который кормил медведя хлебом. 4. Установленные обязательные правила. 6. Этот святой шутил: «отец Герасим велик, у него лев, мы же малы, у нас кот». 8. Наука, изучающая взаимоотношения между живой и неживой природой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по учебному модулю «Основы светской этики» по курсу «ОРКСЭ. Основы светской этики»
Урок по курсу «Основы светской этики» -"Стыд, вина. извинение" ...
Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ в 4 классе по теме: «Зачем творить добро?»
Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ в 4 классе по теме: «Зачем творить добро?»...
Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ 4 класс
Цель : раскрыть роль дружбы в жизни человека....
Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ 4 класс
Цель: раскрыть особенности моральных норм...
Технологическая карта урока по курсу ОРКСЭ 4 класс "Честь и достоинство"
Технологическая карта урока отражает не только этапы урока, виды работы учащихся, но и формируемые УУД на каждом из этих этапов....
Технологическая карта урока по курсу "Окружающий мир" в 1 классе «Как живут животные?»
Урок направлен на расширение представления о жизни животных и условиях, необходимых для их жизни . Дети познакомятся с условиями жизни животных, будут учиться правильно называть дете...
Технологическая карта урока по курсу «Технология» в 4 классе. Тема: изготовление игрушки - Оригинальных кукол для настольного театра «Репка» из пластиковых стаканчиков.
На основе слайдового плана презентации, на основе технологической карты изготовления игрушки - Оригинальных кукол для настольного театра «Репка» и...