Технологическая карта урока по курсу ОРКСЭ
учебно-методический материал (4 класс)

Гаврилова Марина Александровна

Технологическя карта к уроку ОРКСЭ в 4 классе по теме "Отношение христианина к природе". Главной целью которого является формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде, привлечение внимания учащихся к экологическим проблемам современности, сосредоточение внимания на возможности личного участия  в решении проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_kursu_orkse.docx45.38 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока с дидактической структурой урока

Ф.И.О. Гаврилова Марина Александровна
Предмет: Основы православной культуры
Класс:  4, урок № 26
Тип урока: открытие новых знаний

Тема

«Отношение христианина к природе»

Цель

формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде, привлечение внимания учащихся к экологическим проблемам современности, сосредоточение внимания на возможности личного участия  в решении проблемы.

Задачи

1.  Раскрыть суть отношения христианина к природе.

2.  Показать к чему привело потребительское отношение человека к природе.        

3.  Воспитывать стремление бережного, ответственного  отношения к природе, милосердное отношение к животным.

4.  Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся.

5.  Способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

УУД

ЛичностныеУУД:

формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку;

проявлять интерес к изучению темы;

формировать умение высказывать собственное мнение.

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу.

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

допускать возможность существования у людей разных точек зрения, не совпадающих с

собственной.

формулировать своё мнение, свою позицию.

Познавательные УУД:

осуществлять поиск необходимой учебной информации;

добывать новые знания;

находить ответы на вопросы, используя учебник.

Планируемые результаты

Предметные:

познакомить учащихся с основными понятиями «культура», «экология», «трудолюбие»;

объяснить, что  побуждает христианина проявлять милосердное отношение к природе и как это помогает решению «экологической проблемы»;

организовать познавательную, самостоятельную деятельность.

Личностные:

развивать личную ответственность за сохранение природы;

развивать этические чувства;

воспитывать  доброжелательное отношение к окружающей природе.

Метапредметные:

развивать умения слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

развивать коммуникативные навыки и  умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих по отношению к природе;

развивать интерес к предмету.

Познавательные умения:

осуществлять   анализ моральных норм и правил.

Регулятивные умения:

самостоятельная постановка проблемных вопросов и их разрешение.

Коммуникативные умения:

определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

умение выражать свою мысль и защищать этическую позицию.

Ожидаемые результаты

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

Воспитание ценностного отношения к прекрасному (эстетическое воспитание).

Воспитание гражданственности.

              Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Основные понятия

 милосердие, ответственность, грех.

Межпредметные связи

история, литературное чтение, окружающий мир, экология.

Ресурсы:

основные

 дополнительные

учебник А. В. Кураева «Основы православной культуры» 4 класс М., «Просвещение» 2011г. мультимедийная презентация, карточки с дифференцированными заданиями.

Формы урока

индивидуальная; коллективная; фронтальная; парная; групповая

Технология

технология оценивания учебных успехов, деятельностного обучения.

 Этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Результат

Мотивация

Проверяет готовность класса к уроку

Организуют рабочее место

Регулятивные УУД

Организационный момент.

Добрый день солнцу и птицам,
Добрый день улыбчивым лицам!

-Дети повернулись друг к другу, улыбнулись.

Личностные УУД

-Создание настроения.

Проверка домашнего задания.

- Кто такие монахи?

- Почему они считают себя воинами?

- С кем или с чем они ведут борьбу?

-Ответы детей.

Актуализация опорных знаний.

Создание проблемной ситуации.

-Внимательно посмотрите следующие кадры. (Просмотр видеоролика «Природа, человек и экологические катострофы»)

-Что происходит с нашей планетой?

- Кто виноват в гибели природы?

-Перед нами встаёт вопрос что делать? -Как сохранить нашу планету?

-Дети смотрят видеоролик

- Она погибает.

-  Человек.

-Формулируют проблему урока. С начало говорят о разумности человека. После просмотренного видеоролика испытывают проблему. Предполагают, что речь на уроке пойдет о проблемах человека по отношению к природе.

Личностные УУД: нравственно-эстетическая оценка, внутренняя позиция.

Познавательные УУД: извлечение информации из просмотренного видеоролика; постановка и решение проблем, подведение под тему урока

-Анализ иллюстративного материала.

-Осмысливание увиденного материала.

Целеполагание.

Постановка темы урока.

- Сегодня мы поговорим с вами, о том каким должен быть человек, как он должен поступать,  чтобы сохранить нашу землю первозданной и прекрасной.

- Кто же сможет сформулировать тему нашего урока?

Чем мы будем заниматься на уроке?

-Ставят цель и задачи урока, планируют деятельность на уроке (будем говорить об отношении человека к природе, его особой роли, ответственности человека за природу, о проблемах, связанных с природой; будем читать, отвечать на вопросы, рисовать и т. д.)

Познавательные УУД: определение цели и задач урока, направлений в деятельности.

Регулятивные УУД: целеполагание, прогнозирование.

Коммуникативные УУД: постановка вопросов.

-Использование в речи терминов и понятий (ответственность, забота, проблемы природы и т.д.)

-Принимают и

сохраняют учебную цель и задачу, ориентируются на моральные нормы и их выполнение

Изучение нового иатериала.

1.-  Христиане верят в то, что у мира есть Творец. Бог создал природу и человека. И создавая этот мир он вложил в него всю свою любовь и мудрость.

Ответьте на вопрос и докажите, почему вы так думаете.

Что могущественнее, выше природа или человек?

- Христианство считает, что человек выше природы: люди не ровня с животными. Потому что  у человека есть «образ Божий», т.е. разум и свобода. И именно поэтому на человеке лежит ответственность за мир.

Волк и заяц – это просто части лесной жизни. Никто из них не отвечает за сохранение всего леса.

А человек выше природы. Выше потому, что у океанов и вулканов нет разума, а у человека – есть. У человека есть совесть, а у звезд ее нет. У человека есть свобода и ответственность, а у облаков и водопадов – нет.

- Почему так говорят?

Поэтому перед Творцом, который создал и человека, и лес, и океаны, человек отвечает за то, убил ли он эту жизнь и эту красоту или сохранил и преумножил.

Человек выше природы, поэтому он за неё отвечает.

2.- Люди всегда стремились  изучать природу.

- Каких великих учёных вы знаете?

Одним из великих русских учёных является Михаил Васильевич  Ломоносов.

- Он говорил, что Бог дал людям две книги: книгу природы и Библию.

- Вспомните, что написано в Библии?  

- Как вы думаете, что написано в книге природы?  

Верно, в книгу природы Бог вложил природные законы, в Библию – заповеди.

Поэтому Ломоносов считал, что христианин, изучающий законы природы, исполняет великое и именно христианское служение.

Развитие науки и познание мира – это доброе дело для христианина.

3.-  Но мир надо не только познавать. В мире надо трудиться. К сожалению, в последние столетия человек слишком увлекся перестройкой окружающего его мира. Многие люди решили, что главная цель их труда состоит в том, чтобы получить побольше выгод и удобств. Они перестали видеть в природе самый прекрасный Божий храм.  Несколько поколений людей вели хозяйство столь жадно и бездумно, что по сути отравляли нашу планету. Воздух, вода, почва потеряли свою чистоту. Многие виды животных исчезли с лица Земли. Христианин полагает, что Бог вручил нам мир в надежде, что мы сохраним и преумножим его красоту.

РАЗМЫШЛЯЕМ САМИ

- Бываете ли вы сердиты, если кто-то разрушает то, что вы с заботой и любовью построили?

- Как вы полагаете, если у нашего мира есть Творец?

-Как он воспринимает такие действия людей?

Введение понятия «Экология». Работа с толковым словарём Ожегова,Ушакова

Экология – это наука, которая изучает отношения человека и природы для того, чтобы и в будущем природа радовала людей. Если вы пополните ряды ученых, вы сможете внести свой вклад в это святое дело

Библейская история

- За что Бог наказал человечество?

- Как он наказал людей?

- Почему он решил спасти Ноя?

- Почему люди не пришли на корабль – ковчег к Ною?

Кем заполнил свой ковчег Ной?

- Конечно, при этом погибло и множество животных. Причиной же этой катастрофы были именно бездумные человеческие поступки.

(С той поры слово ковчег имеет еще и смысл прибежища)

- Сегодня многие люди уже поняли свою ответственность.

- Что значит ответственность?

Поэтому современная наука не просто изучает природу, но и ищет способы защитить ее от нас.

Человек должен ответственно относиться к природе

4.- Христиане говорят: «Человек должен быть милосердным».

Вспомните, что означает  это слово?

- Христианское милосердие может распространяться не только на людей, но и на животных.

- Приведи примеры милосердного отношения к животным.

Для христианина вся природа – это его родной дом и Божий храм. Поэтому нельзя бездумно сорить и оставлять за собой грязь. Бесцельное обламывание живых веток кустов и деревьев – тоже грех.

 

- Что значит в вашем понятии грех?

Такое поведение вредит не только природе. Оно еще и в душе такого хулигана создает привычку к злобе и разрушению.

-Осмысливают услышанное и увиденное.

-Работа в парах:

( если природа – доказывают почему, если человек – доказывают почему)

-Кому больше дано – с того и больше спросится.

-Ответы детей.

-Заповеди – законы, по которым должен жить человек.

Законы природы.

-Дети отвечают на вопросы.

-Осмысливают понятие «Экология», записывают определение в тетрадь.

-Работа с текстом.

учебник с. 85,

дети читают библейскую историю и отвечают на вопросы учителя.

Рассматривают рисунки, дают словесную характеристику эмоциональному восприятию рисунков.

 

-Обязанность отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия.

-Сострадательное доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку.

- Человек заботится о домашних животных, не выбрасывает их на улицу как ненужную вещь, если они состарились или стали доставлять неудобства и хлопоты. Пресекает всякие издевательства над животными (как домашними, так и дикими) и жестокое отношение к ним.

-Моральное зло, нарушение воли  Бога.

Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что усвоено подлежит усвоению, способность к волевому усилию.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управление поведением партнера, умение точно и полно выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, планирование.

Личностные УУД: внутренняя позиция, моральный выбор исходя из социальных и личных ценностей, нравственно-эстетическая оценка.

Познавательные УУД: поиск и выделение информации, умение перерабатывать полученную информацию, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, умение оформлять свою мысль в устной и письменной  форме; слушать и понимать речь других.

Личностные УУД:  понимание и сопереживание чувствам других людей.

Регулятивные УУД: определять средства решения проблемы;

планировать свою учебную деятельность

Личностные УУД: нравственно-эстетическая оценка, внутренняя позиция

Познавательные УУД: извлечение информации из учебника, построение логическое цепи суждений

Коммуникативные УУД: умение вести беседу, точно выражать свои мысли.

Коммуникативные УУД: умение точно и полно выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: оценивание эмоциональных и этических чувств.

-Формирование терминологических знаний.

-Анализы и синтез текстов, знакомство и работа с историческим источником -Библией.

-Использование в речи терминов и понятий (Библия, ученые, законы природы и т.д),

-оформление записей в тетрадь.

-принимают и сохраняют учебную цель и задачу, приобретут умения адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в устной и письменной речи, планируют реализацию учебной задачи (в том числе во внутреннем плане),

Определеляют объект понимания, выделяют смысловые части, переводят смысловые части в тезис, озаглавливают тезис, приобретут умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

-Анализ иллюстративного материала

-Осмысливание текстового материала

-Установление причинно-следственных знаний, анализ текста.

Закрепление изученного на уроке.

- Подумай, что самое важное должно быть в людях по отношению к природе.

Выбери и вставь нужные слова и прочитай получившийся текст.

Люди должны ______________ относиться к природе, _____________ и ____________

её, быть _____________ к животным.

Разрушение, ответственность, любовь, злоба, беречь, милосердие, охранять.

-Работа в группах:

дети вставляют нужные слова и читают вслух получившееся высказывание, комментируют свой выбор.

Коммуникативные УУД:

Общение в группах, в классе, учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Личностные УУД:

Выдвижение собственных мыслей исходя из внутренней позиции, самооценка.

Регулятивные УУД: умение оформлять записи.

Познавательные УУД: синтез как составление целого из частей.

-Построение логической цепи рассуждений

Самостоятельная работа со взаимооценкой

Учитель предлагает учащимся в парах работать по карточкам (карточки дифференцированы, задания в карточках представлен ниже.).

После чего регулирует защиту ответов, оценку других групп.

-Самостоятельно работают в парах по карточкам.

-Защищают свой ответ, комментируют ответ других учащихся.

Коммуникативные УУД:

Общение в группах, в классе, учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные УУД: контроль, оценивание деятельности учащихся

Личностные УУД: личные высказывания, исходя из морального выбора.

Ставим  если прави-льно, то «+», если не прави-льно, то «-».

-Работа с понятиями, пословицами.

-Самостоятельное создание способов решения проблем, построение своих суждений.

-Осуществляют пошаговый контроль по резуль-

тату, вносят соответствующие коррективы в их выполнение.

Рефлексия.

(У детей на партах разложены синий  и красный кружки)

Поднимите красный кружок. Если вы считаете, что к природе надо относиться бережно, ответственно, быть милосердным.

Синий кружок, если считаете, что совсем не обязательно сохранять окружающую нас природу.

- Оценивают свою деятельность

Регулятивные УУД: контроль, и оценивание деятельности учащихся.

Личностные УУД: личные высказывания, исходя из морального выбора

-если береж-но, то

- если не сох-ранять приро-ду, то

- Формирование внутренней позиции школьника.

Домашнее задание

- Есть ли у тебя домашний питомец.

  Нарисуй его. Запиши какие обязанности есть у тебя перед ним.

Записывают домашнее задание в дневник.

Личностные УУД: самоопределение

-Планируют реализацию учебной задачи (в том числе во внутреннем плане).


Карточки для работы в парах:

1 уровень:

Продолжи правила поведения в природе:

  • Не шуметь
  • Не ломать ветки
  • Не мусорить
  • _____________
  • _____________
  • _____________
  • _____________
  • _____________
  • _____________
  • _____________

2 уровень

Соедини части пословиц по смыслу (укажи стрелочками правильный выбор).

Не беречь поросли,                                                           не видать и дерева

Был бы лес,                                                                        тому не лежать в тени.

Не все стриги,                                                                     что растет.

Кто не сажал дерева,                                                         соловьи прилетят.

Не все стриги,                                                                     что растет.

3 уровень

Христианское отношение к природе

  1. Разгадай кроссворд

1

2

3

2

6

4

1

5

3

6

7

8

9

4

10

5

По горизонтали: 3. Одна из важнейших христианских добродетелей. 4. Законы добра, которые Бог дал людям. 5. Святой, который часто изображается на иконе со львом. 6. Праведник, который взял с собой в ковчег «каждой твари по паре». 7. Дождь, который шел сорок дней. 9. Полезная деятельность человека.

По вертикали: 1. Он создал весь мир. 2. Святой, который кормил медведя хлебом. 4. Установленные обязательные правила. 6. Этот святой шутил: «отец Герасим велик, у него лев, мы же малы, у нас кот». 8. Наука, изучающая взаимоотношения между живой и неживой природой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ в 4 классе по теме: «Зачем творить добро?»

Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ в 4 классе по теме:  «Зачем творить добро?»...

Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ 4 класс

Цель : раскрыть роль дружбы в жизни человека....

Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ 4 класс

Цель: раскрыть особенности моральных норм...

Технологическая карта урока по курсу ОРКСЭ 4 класс "Честь и достоинство"

Технологическая карта урока отражает не только этапы урока, виды работы учащихся, но и формируемые УУД на каждом из этих этапов....

Технологическая карта урока по курсу "Окружающий мир" в 1 классе «Как живут животные?»

Урок направлен  на  расширение представления о жизни животных и условиях, необходимых для их жизни . Дети познакомятся с условиями жизни животных, будут учиться правильно называть дете...

Технологическая карта урока по курсу «Технология» в 4 классе. Тема: изготовление игрушки - Оригинальных кукол для настольного театра «Репка» из пластиковых стаканчиков.

На основе слайдового плана презентации, на основе технологической карты изготовления    игрушки -   Оригинальных кукол  для  настольного театра «Репка» и...