«Использование элементов исследовательской деятельности на уроках русского языка в начальной школе».
методическая разработка
Одной из таких педтехнологий является технология проведения учебных исследований учащихся.
Эта технология использовалась только во внеурочной деятельности. Теперь ФГОС заявляет об использовании учебных исследований и в урочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
belash_viktorya_olegovna.docx | 575.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Белаш Викторя Олеговна
МБОУ СОШ № 38(многопрофильная) ми.В.М.Дегоева
Выступление на конференции
Тема: «Использование элементов исследовательской деятельности на уроках русского языка в начальной школе».
Введение.
- Актуальность работы.
ФГОС второго поколения требует такой организации образовательного процесса, при которой учитель использует современные образовательные технологии, позволяющие формировать все виды УУД и достигнуть все три вида планируемых результатов освоения образовательных программ: личностные, предметные и метапредметные.
Почему такое возможно?
Потому что современные педагогические технологии позволяют:
- аккумулировать все имеющиеся у учащихся знания, умения, компетенции и включать в учебную деятельность новые по мере их приобретения;
- формировать высокую учебную мотивацию благодаря высокому интересу к изучаемому материалу, практическому применению полученных знаний;
- получению нового учебного знания в процессе деятельности по реализации педтехнологии в сотрудничестве с одноклассниками и учителем.
Одной из таких педтехнологий является технология проведения учебных исследований учащихся.
Эта технология использовалась только во внеурочной деятельности. Теперь ФГОС заявляет об использовании учебных исследований и в урочной деятельности.
Многие педагоги понимают, что необходимо обучаться исследовательской технологии, но не знают как. Хотят использовать её в образовательном процессе урока и во внеурочной деятельности, но не знают каким образом.
«Научная методика также нужна учёному,
Как техника пианисту или скрипачу».
А.А. Абрамзон
1.2 Цели и задачи работы:
Цель: обобщение опыта работы по организации исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка.
Задачи:
- Познакомиться с понятиями «исследование», «исследовательская деятельность обучающихся».
- Сформировать представление о роли учебных исследований, видах и формах организации исследовательской работы на уроке.
- Раскрыть условия успешного осуществления исследовательской деятельности и роли преподавателя в ее организации.
- Обобщить собственный опыт по применению приемов исследовательской деятельности на уроках русского языка в начальной школе.
2.1 Исследовательская деятельность учащихся.
Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность, связанная с решением учащимися творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере и специалиста – руководителя исследовательской работы.
Любое исследование, неважно в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет следующую структуру:
- постановка проблемы,
- изучение теории, посвященной данной проблематике,
- выдвижение гипотезы исследования,
- подбор методик исследования и практическое овладение ими,
- сбор собственного материала,
- его анализ и обобщение,
- научный комментарий,
- собственные выводы.
В этих этапах исследования воплотилась система мышления человека, последовательность мыслительных действий по «поиску истины», созданию нового знания как интеллектуального продукта.
2.2.С какой целью используется исследовательская деятельность в образовательном процессе?
Исследования в образовательном процессе является инструментом в руках учителя, они способствуют развитию творческих способностей, приобретению школьником новых знаний, умений, активизации познавательной активности и т. д.
Это характеризует учебное исследование как педагогическую технологию, один из способов организации образовательного процесса, который даёт высокий педагогический результат.
Учебное исследование | Научное исследование |
(для учителя) | (для детей) |
Происходит обучение ребёнка исследовательской деятельности, формирование исследовательского мышления и поведения учащихся. | Дети проходят по путям истины научного знания. Учатся самостоятельно исследовать окружающую действительность, уметь её адаптировать для себя. Творчески использовать с пользой для себя полученные знания. Прочность таковых знаний гораздо выше и ценнее для детей и самого процесса обучения. |
Доводы, до которых человек додумался САМ,
убеждают больше, чем те, которые пришли в голову ДРУГИМ.
Луи Паскаль
Как подойти к организации учебных исследований, например в лингвистике? На мой взгляд, смысл преподавания русского языка не только в формировании навыка грамотного письма, но и представлении о нём, как живом развивающемся организме, меняющемся в современном мире.
В основе исследования – проблема. Что значит проблема? Это какой-то парадокс для ребёнка, то явление или процесс, который не подчиняется общим правилам, которые ребёнок знает. А в русском языке, как мы знаем, много парадоксов. (Например: мягкий знак после шипящих у существительных 3 скл.)
Условия успешности реализации исследовательской деятельности в образовательном процессе:
- Объём необходимых мероприятий, которые ребёнку надо провести, чтобы докопаться до самой сути, найти решение проблемы.
- Наличие определённых предметных знаний. Дети должны быть готовы работать с учебной литературой в объёме, превышающем обычный. Для этого они должны реально хорошо и осмысленно читать.
- Обучение детей навыкам рациональной работы с текстами научного стиля – приёмам скоростного чтения, конспектирования, тезирования.
- Учитель должен сам отбирать источники для ребёнка и ориентировать на страницы, главы для рационального поиска необходимых сведений и знаний.(Например, при работе со словарями.)
- На уроках использовать различные исследовательские методы для изучения предмета с помощью различных упражнений.
Процесс обучения исследовательской деятельности учащихся требует большой подготовительной работы учителя, а кроме этого ещё и постоянную рефлексию, самоанализ профессиональной деятельности в данном направлении и коррекцию.
Необходимо систематически кропотливо работать над тем, чтобы учащиеся ясно и чётко могли формулировать понятия, задавать вопросы, ставить цель, планировать, выдвигать гипотезы и т.д.
2.3. Приёмы, способствующие развитию исследовательских способностей.
Исследовательские способности | Приемы |
Умение видеть проблемы | Посмотрите на мир чужими глазами Продолжи рассказ Составить рассказ от имени другого персонажа Составить рассказ, используя данную концовку Сколько значений у предмета? Назовите как можно больше признаков предмета Увидеть в другом свете и др. |
Умение выдвигать гипотезы | Упражнения на обстоятельства «Если бы …» Найдите возможную причину события «Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?» (Дж. Фримен) и др. |
Умение задавать вопросы | Угадай, о чем спросили Найди причину события с помощью вопросов Задай вопрос герою произведения Вопросы машине времени и др. |
Умение давать определения понятиям | Что это? Загадки «Объясни инопланетянину» Описание объектов Характеристика Разъяснение посредством примера Сравнение. Различение и др. |
Умение классифицировать | Четвертый лишний «Чем отличаются (похожи) эти предметы» Дихотомическое деление (деление пополам) Задания на классификацию с явными ошибками и др. |
Умение наблюдать | Упражнения на развитие внимания и наблюдательности «Кто пропал?», «Найди отличия» |
Умение экспериментировать | Мысленный эксперимент Эксперименты с реальными объектами |
Умение высказывать суждения, делать умозаключения и выводы | Проверка правильности утверждений Индуктивные и дедуктивные умозаключения Умозаключения по аналогии «Что на что похоже?», «Как люди смотрят на мир». |
Умение создавать тексты | Методика работы с текстом Дом с колоннами Кластеры и др. |
Простейшие методы исследования не только доступны всем учащимся, но и крайне важны для развития личности ребёнка.
3.1. Из опыта работы.
На уроках русского языка можно использовать различные методы научного познания:
Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними.
Упражнение «Сколько значений у предмета?»
Цель: Учить детей видеть проблему, выполнять деятельность по заданному алгоритму, анализировать.
Русский язык 3-4 классы.
Работа в группах. Каждая группа получает картинку на заданную тему: «Ручка» и составляет синквейн с опорой на алгоритм (слайд 5).
рис. 1 рис. 2
рис. 3 рис. 4
слайд 5
- Каждая группа озвучьте тему своего синквейна? (Ручка)
- Что вы заметили? (Тема у всех одинаковая.)
- Заслушаем синквейны каждой группы и посмотрим на картинки.
1 группа: 1. Ручка
2. Маленькая, нежная.
3. Растёт, лежит, обнимает.
4. Самая любимая для родителей.
5. Ладошка.
2 группа: 1. Ручка.
2. Дверная, золотистая, красивая.
3. Крепится, открывает, помогает.
4. Помогает нам открыть дверь.
5. Часть двери.
3 группа: 1. Ручка.
2. Шариковая, синяя, кнопочная.
3. Пишет, рисует, подчёркивает.
4. Ручкой мы пишем в тетради.
5. Школьная принадлежность.
4 группа: 1. Ручка.
2. Чемоданная, коричневая, крепкая.
3. Выдвигается, тянет, блестит.
4. За ручку удобно везти чемодан.
5. Часть чемодана.
- Сделайте вывод. (Тема одинаковая, а изображения на картинках разные. Поэтому и синквейны получились разные.)
- Почему так получилось? (Слово ручка – многозначное.)
- Предположите, что общего у всех предметов на рисунках. ( Все предметы – наши помощники. А ещё, шариковую ручку, ручку чемодана и дверную ручку берём рукой.)
Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств.
Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.
Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания. Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции.
Упражнение «Умение задавать вопросы»
Цель: Учить детей ставить цель, задавать вопросы, определять существенные признаки объекта и по ним узнавать объект.
Форма работы: фронтальная или групповая.
Окружающий мир 2-4 классы.
Учитель: Всех приглашаю поиграть.
Я на вопросы ваши
Буду отвечать
Только «Да» или «Нет».
А вам нужно угадать объект.
У учителя на столе лежит карточка со словарным словом «берёза». Дети должны его угадать. Они задают учитель вопросы.
Образец работы по вопросам:
- Это имя существительное? Нет
Да.
- Собственное? нет
Да.
- Одушевлённое? нет
Да
- Женского рода (мужского, среднего)?
Да.
- Первый звук (буква) согласный?
Да.
- Называет животное?
Да.
- 3 слога?
Да.
Есть сочетание –оро-?
Да
- Это корова?
Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных. Абстракция лежит в основе обобщения.
Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Процессам абстрагирования и обобщения противоположен процесс конкретизации.
Конкретизация – мыслительный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. В учебной деятельности конкретизировать – значит привести пример.
Упражнение «Шесть шляп мышления»
Цель: Учить моделировать ситуации, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Литературное чтение 2-4 классы.
Форма работы: групповая.
Проводится на уроке систематизации знаний, когда ребята хорошо знакомы с произведением. Рассмотрим игру на примере сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Класс делится на 6 групп. У каждой группы шляпа одного цвета (белая, чёрная, зелёная, жёлтая, синяя или красная) и памятка (табл.1). На подготовку даётся 5-7 минут.
Первой выступает группа «Белая шляпа». Ребята кратко передают содержание сказки. Жили старик со старухой вместе 33 года. Старик ловил рыбу. А старуха занималась по хозяйству. Однажды старик в море поймал золотую рыбку и т. д. Ребята сообщают дополнительную информацию, которую самостоятельно узнали из разных источников. «Сказка о рыбаке и рыбке – один из самых сложных и загадочных текстов Пушкина. У сказки мифологические истоки. Эту сказку Пушкин написал в Болдино. Поэт переделал сказку Братьев Гримм «О рыбаке и его жене». Сюжет пришёл к нам из прошлого, когда люди поклонялись богам в образе рыб, птиц, животных и искали с ними родство.
Группа «Синяя шляпа» проговаривает цель работы и следит за регламентом выступления (каждой группе даётся не более 5 минут).
Вторыми выступают ребята группы «Чёрная шляпа». Они рассказывают об угрозах, которые подстерегают старика и старуху после их поступков. Обращают внимание на то, как меняется море от просьб старухи. И говорят о ещё худших изменениях с жизни старика и старухи.
Третье выступление группы «Жёлтая шляпа». Ребята отвечают за оптимистичный настрой. Они рассказывают только о положительных сторонах каждого поступка. Старик так любил свою старуху, что, не задумываясь, выполнял её желания. И всё у них в жизни будет замечательно. Приедут их внуки, заберут жить к себе.
Выступление группы «Красная шляпа». Это группа должна вызвать эмоциональный отклик и вовлечь всех в дискуссию. Одни восхищаются рыбкой: правильно она наказала жадную и злую старуху. А другие осуждают её за то, что она не помогла старику, и он тоже наказан вместе со старухой. Дети высказывают своё отношение к старику и старухе, их поступкам.
Группа «Зелёная шляпа» фантазирует. Представим себе, что старик не стал бы выполнять капризы старухи, то она бы ушла от него? Нет, конечно. Так бы и жили дальше. А рыбка могла сказать старику: твои желания выполню, а старухины выполнять не буду. И старик повёл себя глупо. Надо было сказать старухе: «Я тебя люблю, но кроме избы ничего просить у рыбки не буду». Не стала бы она его бить, ну, поругалась бы немного и успокоилась.
Группа «Синяя шляпа» делает вывод. В сказке показан корыстный человек, завистливый, злой и скупой. Такой человек будет желать и добиваться чего-то большего, чем он имеет. А.С. Пушкин показал, как за жадность люди наказывают себя сами и какими смешными они выглядят в погоне за богатством. Старухе надоело жить в нищете, и она потеряла голову от богатства, которое у неё появилось. Старик безвольный, со слабым характером не сумел воспользоваться чудом, которое ему было дано, сколько добра он мог сделать людям. В этой сказке добро учит и наказывает зло.
Эксперимент.
Одним из важнейших словесно – наглядных и словесно – наглядно – практических методов обучения является эксперимент. Он играет особую роль в обучении. Эксперимент помогает вызвать интерес к предмету, научить наблюдать процессы, освоить приемы работы, сформировать практические навыки и умения.
1. Научить распознавать гласные и согласные звуки можно экспериментальным путем. Учащимся 1 класса предлагается следующий вид работы.
Когда образуются гласные, воздух проходит свободно, без препятствий. Проверить это легко. Н тупой конец карандаша положить маленькую бумажку, согнутую в виде буквы г; поднести карандаш ко рту на расстояние 7 – 10 см и произнесите гласный звук, например [а] или [о]. Бумажка не шелохнется. Иначе будет при произнесении согласных, например [б] или [ф]. Воздух встречает препятствие и силой выходит. Бумажка упадёт.
2. Научить распознавать звонкие и глухие согласные звуки.
Положить руку на горло. При произнесении звонкого звука чувствуем вибрацию, «включился моторчик». При произнесении глухого согласного «моторчик не включается».
Учащимся 3 класса эксперимент поможет сделать вывод, почему в русском языке шесть падежей. В немецком языке, к примеру, их четыре.
- Какие у вас гипотезы? Почему шесть падежей в русском языке? (Ответы детей.)
Количество падежей в русском языке тесно связано с тем, как выражается падеж. А падеж выражается окончанием. Просклоняем имена существительные 1, 2 и 3-го склонения по группам у доски. (Имена существительные дает учитель).
Падеж | 1-е склонение | 2-е склонение | 3-е склонение | ||
Именительный | вода | дядя | друг | окно | ночь |
Родительный | воды | дяди | друга | окна | ночи |
Дательный | воде | дяде | другу | окну | ночи |
Винительный | воду | дядю | друга | окно | ночь |
Творительный | водой | дядей | другом | окном | ночью |
Предложный | о воде | о дяде | о друге | об окне | о ночи |
Анализируем таблицу.
- Сколько разных окончаний у существительных 1-го склонения? (Пять.)
Оказывается, пять, а падежей – шесть.
Сколько разных окончаний у существительных 2-го склонения? (Во 2-м склонении тоже пять разных окончаний.)
Сколько разных окончаний у существительных 3-го склонения? (В 3-м склонении только три.)
Если следовать точно количеству разных окончаний, то в 1-м и 2-м склонении было по пять разных падежей (именно разных, сравните падежи с одинаковыми окончаниями), а в 3-м – всего три. Это было бы неудобно: запоминать для каждого склонения свои падежи. Так ученые и нашли оптимальный вариант: шесть падежей были «вычислены» из сопоставления 1-го и 2-го склонения (так как в них наибольшее количество разных окончаний). Только шестипадежная система прекрасно помогает нам передавать самые разнообразные значения слов.
4.Вывод.
Внедрение в учебную деятельность исследовательских приемов развивает у учащихся умение работать с имеющейся информацией. Дети учатся добывать необходимый научный материал, грамотно систематизировать, логически распределять имеющиеся данные, свертывать информацию путем исключения избыточной, либо путем обобщения целого ряда известных фактов, переформулировать мысль. От класса к классу у школьников развивается вербальное мышление, совершенствуются навыки аудирования, рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности, приобретаются навыки работы с первоисточниками.
Список использованных ресурсов:
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: «Учебная литература», 2005г.
- Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. – М., 2002
- Жоголева Е.Е. Исследовательская работа на уроках русского языка и не только…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов этимологического анализа на уроках русского языка в начальной школе
Этимологический анализ делает урок более интересным, необычным, вносит в него элементы игры, занимательности, чем прививает интерес к предмету, расширяет кругозор школьника, обогащает словарный запас,...
Использование элементов проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе.
Из опыта работы....
Исследовательская деятельность на уроках русского языка в начальной школе
Исследовательская деятельность младших школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний....
Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка в начальной школе (из опыта работы)
Хочу поделиться своим опытом работы с привлечением справочной литературы и Интернет-ресурсов на уроках русского языка....
Использование приёмов исследовательской деятельности на уроках русского языка
Использование приёмов исследовательской деятельностина уроках русского языка...
«Использование элементов исследовательской деятельности на уроках русского языка в начальной школе».
Презентация к методической разработке....
Развитие исследовательской деятельности на уроках русского языка в начальной школе
Развитие исследовательской деятельности на уроках русского языка в начальной школе...