«Использование элементов исследовательской деятельности на уроках русского языка в начальной школе».
методическая разработка

Одной из таких педтехнологий является технология проведения учебных исследований учащихся.

Эта технология использовалась только во внеурочной деятельности. Теперь ФГОС заявляет об использовании учебных исследований и в урочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belash_viktorya_olegovna.docx575.3 КБ

Предварительный просмотр:

Белаш Викторя Олеговна

МБОУ СОШ № 38(многопрофильная) ми.В.М.Дегоева

Выступление на конференции

Тема: «Использование элементов исследовательской деятельности на уроках русского языка в начальной школе».

Введение.

  1. Актуальность работы.

ФГОС второго поколения требует такой организации образовательного процесса, при которой учитель использует современные образовательные технологии, позволяющие формировать все виды УУД и достигнуть все три вида планируемых результатов освоения образовательных программ: личностные, предметные и метапредметные.

Почему такое возможно?

Потому что современные педагогические технологии позволяют:

- аккумулировать все имеющиеся у учащихся знания, умения, компетенции и включать в учебную деятельность новые по мере их приобретения;

- формировать высокую учебную мотивацию благодаря высокому интересу к изучаемому материалу, практическому применению полученных знаний;

- получению нового учебного знания в процессе деятельности по реализации педтехнологии в сотрудничестве с одноклассниками и учителем.

Одной из таких педтехнологий является технология проведения учебных исследований учащихся.

Эта технология использовалась только во внеурочной деятельности. Теперь ФГОС заявляет об использовании учебных исследований и в урочной деятельности.

Многие педагоги понимают, что необходимо обучаться исследовательской технологии, но не знают как. Хотят использовать её в образовательном процессе урока и во внеурочной деятельности, но не знают каким образом.

«Научная методика также нужна учёному,

Как техника пианисту или скрипачу».

А.А. Абрамзон

1.2  Цели и задачи работы:

Цель: обобщение опыта работы по организации исследовательской деятельности  учащихся на уроках русского языка.

Задачи:

  1. Познакомиться с понятиями «исследование», «исследовательская  деятельность обучающихся».
  2. Сформировать представление  о  роли  учебных исследований, видах и формах организации исследовательской работы на уроке.
  3. Раскрыть  условия успешного осуществления исследовательской  деятельности  и роли  преподавателя в ее организации.
  4. Обобщить собственный опыт по применению приемов исследовательской деятельности на уроках русского языка  в начальной школе.

2.1 Исследовательская деятельность учащихся.

Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность, связанная с решением учащимися творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере и специалиста – руководителя исследовательской работы.

Любое исследование, неважно в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет следующую структуру:

- постановка проблемы,

- изучение теории, посвященной данной проблематике,

- выдвижение гипотезы исследования,

- подбор методик исследования и практическое овладение ими,

- сбор собственного материала,

- его анализ и обобщение,

- научный комментарий,

- собственные выводы.

В этих этапах исследования воплотилась система мышления человека, последовательность мыслительных действий по «поиску истины», созданию нового знания как интеллектуального продукта.

2.2.С какой целью используется исследовательская деятельность в образовательном процессе?

Исследования в образовательном процессе является инструментом в руках учителя, они способствуют развитию творческих способностей, приобретению школьником новых знаний, умений, активизации познавательной активности и т. д.

Это характеризует учебное исследование как педагогическую технологию, один из способов организации образовательного процесса, который даёт высокий педагогический результат.

Учебное исследование

Научное исследование

(для учителя)

(для детей)

Происходит обучение ребёнка исследовательской деятельности, формирование исследовательского мышления и поведения учащихся.

Дети проходят по путям истины научного знания.

Учатся самостоятельно исследовать окружающую действительность, уметь её адаптировать для себя.

Творчески использовать с пользой для себя полученные знания.

Прочность таковых знаний гораздо выше и ценнее для детей и самого процесса обучения.

Доводы, до которых человек додумался САМ,

убеждают больше, чем те, которые пришли в голову ДРУГИМ.

                      Луи Паскаль

        Как подойти к организации учебных исследований, например в лингвистике? На мой взгляд, смысл преподавания русского языка не только в формировании навыка грамотного письма, но и представлении о нём, как живом развивающемся организме, меняющемся в современном мире.

В основе исследования – проблема. Что значит проблема? Это какой-то парадокс для ребёнка, то явление или процесс, который не подчиняется общим правилам, которые ребёнок знает. А в русском языке, как мы знаем, много парадоксов. (Например: мягкий знак после шипящих у существительных 3 скл.)

Условия успешности реализации исследовательской деятельности в образовательном процессе:

  1. Объём необходимых мероприятий, которые ребёнку надо провести, чтобы докопаться до самой сути, найти решение проблемы.
  2. Наличие определённых предметных знаний. Дети должны быть готовы работать с учебной литературой в объёме, превышающем обычный. Для этого они должны реально хорошо и осмысленно читать.
  3. Обучение детей навыкам рациональной работы с текстами научного стиля – приёмам скоростного чтения, конспектирования, тезирования.
  4. Учитель должен сам отбирать источники для ребёнка и ориентировать на страницы, главы для рационального поиска необходимых сведений и знаний.(Например, при работе со словарями.)
  5. На уроках использовать различные исследовательские методы для изучения предмета с помощью различных упражнений.

        Процесс обучения исследовательской деятельности учащихся требует большой подготовительной работы учителя, а кроме этого ещё и постоянную рефлексию, самоанализ профессиональной деятельности в данном направлении и коррекцию.

         Необходимо систематически кропотливо работать над тем, чтобы учащиеся ясно и чётко могли формулировать понятия, задавать вопросы, ставить цель, планировать, выдвигать гипотезы и т.д.

        2.3. Приёмы, способствующие развитию исследовательских способностей.

Исследовательские способности

Приемы

Умение видеть проблемы

Посмотрите на мир чужими глазами

Продолжи рассказ

Составить рассказ от имени другого персонажа

Составить рассказ, используя данную концовку

Сколько значений у предмета?

Назовите как можно больше признаков предмета

Увидеть в другом свете и др.

Умение выдвигать гипотезы

Упражнения на обстоятельства

«Если бы …»

Найдите возможную причину события

«Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?» (Дж. Фримен) и др.

Умение задавать вопросы

Угадай, о чем спросили

Найди причину события с помощью вопросов

Задай вопрос герою произведения

Вопросы машине времени и др.

Умение давать определения понятиям

Что это? Загадки

«Объясни инопланетянину»

Описание объектов

Характеристика

Разъяснение посредством примера

Сравнение.  Различение и др.

Умение классифицировать

Четвертый лишний

«Чем отличаются (похожи) эти предметы»

Дихотомическое деление (деление пополам)

Задания на классификацию с явными ошибками и др.

Умение наблюдать

Упражнения на развитие внимания и наблюдательности

«Кто пропал?», «Найди отличия»

Умение экспериментировать

Мысленный эксперимент

Эксперименты с реальными объектами

Умение высказывать суждения, делать умозаключения и выводы

Проверка правильности утверждений

Индуктивные и дедуктивные умозаключения

Умозаключения по аналогии

«Что на что похоже?»,  «Как люди смотрят на мир».

Умение создавать тексты

Методика работы с текстом        Дом с колоннами

Кластеры и др.

Простейшие методы исследования не только доступны всем учащимся, но и крайне важны для развития личности ребёнка.

                                        3.1. Из опыта работы.

На уроках русского языка можно использовать различные методы научного познания:

Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними.

Упражнение «Сколько значений у предмета?»

Цель: Учить детей видеть проблему, выполнять деятельность по заданному алгоритму, анализировать.

Русский язык 3-4 классы.

Работа в группах. Каждая группа получает картинку на заданную тему: «Ручка» и составляет синквейн с опорой на алгоритм (слайд 5).

http://ademotivatory.ru/pics_max/images_441.jpg   рис. 1        http://pan-yasen.com.ua/uploads/9b7d9d94ee207cbf86c857efcddef677.jpg рис. 2

http://www.4-see.ru/netcat_files/1595_61.jpg рис. 3                     http://ydoma.info/photos/remont-svoimi-rukami/remont-chemodanov/chemodan-remont-ruchka-vydvizhnaya-remont-zakonchen.jpg  рис. 4

https://ppt4web.ru/images/73/9265/640/img3.jpg слайд 5

- Каждая группа озвучьте тему своего синквейна? (Ручка)

- Что вы заметили? (Тема у всех одинаковая.)

- Заслушаем синквейны каждой группы и посмотрим на картинки.

1 группа:  1. Ручка

                  2. Маленькая, нежная.

                 3. Растёт, лежит, обнимает.

                 4. Самая любимая для родителей.

                 5. Ладошка.

2 группа:   1. Ручка.

                   2. Дверная, золотистая, красивая.

                   3. Крепится, открывает, помогает.

                   4. Помогает нам открыть дверь.

                   5. Часть двери.

3 группа:   1. Ручка.

                   2. Шариковая, синяя, кнопочная.

                   3. Пишет, рисует, подчёркивает.

                   4. Ручкой мы пишем в тетради.

                   5. Школьная принадлежность.

4 группа:   1. Ручка.

                   2. Чемоданная, коричневая, крепкая.

                   3. Выдвигается, тянет, блестит.

                   4. За ручку удобно везти чемодан.

                   5. Часть чемодана.

- Сделайте вывод. (Тема одинаковая, а изображения на картинках разные. Поэтому и синквейны  получились разные.)

- Почему так получилось? (Слово ручка – многозначное.)  

- Предположите, что общего у всех предметов на рисунках. ( Все предметы – наши помощники. А ещё, шариковую ручку, ручку чемодана и дверную ручку берём рукой.)

Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств.

Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.

Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания. Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции.

Упражнение «Умение задавать вопросы»

Цель: Учить детей ставить цель, задавать вопросы, определять существенные признаки объекта и по ним узнавать объект.

Форма работы:  фронтальная или групповая.

Окружающий мир 2-4 классы.

Учитель:      Всех приглашаю поиграть.

                     Я на вопросы ваши

                     Буду отвечать

                     Только «Да» или «Нет».

                    А вам нужно угадать объект.

У учителя на столе лежит карточка со словарным словом «берёза». Дети должны его угадать. Они задают учитель вопросы.

Образец работы по вопросам:

- Это имя существительное?            Нет                                                            

      Да.                                                                                                      

- Собственное?             нет                                 

             Да.                                                                                              

-  Одушевлённое?         нет                                                                                                      

    Да                                                              

- Женского рода (мужского, среднего)?                                                            

    Да.                                              

 - Первый звук (буква) согласный?                                

   Да.                                                    

- Называет животное?                                  

   Да.                                                           

- 3 слога?                                

   Да.

Есть сочетание –оро-?          

             Да

- Это корова?                                                    

http://snitsya-son.ru/wp-content/uploads/2015/12/%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA.jpg       

Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных. Абстракция лежит в основе обобщения.

Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Процессам абстрагирования и обобщения противоположен процесс конкретизации.

Конкретизация – мыслительный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. В учебной деятельности конкретизировать – значит привести пример.

Упражнение «Шесть шляп мышления»

Цель: Учить моделировать ситуации, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Литературное чтение 2-4 классы.

Форма работы: групповая.

Проводится на уроке систематизации знаний, когда ребята хорошо знакомы с произведением. Рассмотрим игру на примере сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Класс делится на 6 групп. У каждой группы шляпа одного цвета (белая, чёрная, зелёная, жёлтая, синяя или красная) и памятка (табл.1). На подготовку даётся 5-7 минут.

Первой выступает группа «Белая шляпа». Ребята кратко передают содержание сказки. Жили старик со старухой вместе 33 года. Старик ловил рыбу. А старуха занималась по хозяйству. Однажды старик в море поймал золотую рыбку и т. д. Ребята сообщают дополнительную информацию, которую самостоятельно узнали из разных источников. «Сказка о рыбаке и рыбке – один из самых сложных и загадочных текстов Пушкина. У сказки мифологические истоки. Эту сказку Пушкин написал в Болдино. Поэт переделал сказку Братьев Гримм «О рыбаке и его жене». Сюжет пришёл к нам из прошлого, когда люди поклонялись богам в образе рыб, птиц, животных и искали с ними родство.

Группа «Синяя шляпа» проговаривает цель работы и следит за регламентом выступления (каждой группе даётся не более 5 минут).

Вторыми выступают ребята группы «Чёрная шляпа».  Они рассказывают об угрозах, которые подстерегают старика и старуху после их поступков. Обращают внимание на то, как меняется море от просьб старухи. И говорят о ещё худших изменениях с жизни старика и старухи.

Третье выступление группы «Жёлтая шляпа». Ребята отвечают за оптимистичный настрой. Они рассказывают только о положительных сторонах каждого поступка. Старик так любил свою старуху, что, не задумываясь, выполнял её желания. И всё у них в жизни будет замечательно. Приедут их внуки, заберут жить к себе.

Выступление группы «Красная шляпа». Это группа должна вызвать эмоциональный отклик и вовлечь всех в дискуссию. Одни восхищаются рыбкой: правильно она наказала жадную и злую старуху. А другие осуждают её за то, что она не помогла старику, и он тоже наказан вместе со старухой.  Дети высказывают своё отношение к старику и старухе, их поступкам.

Группа «Зелёная шляпа» фантазирует. Представим себе, что старик не стал бы выполнять капризы старухи, то она бы ушла от него? Нет, конечно. Так бы и жили дальше. А рыбка могла сказать старику: твои желания выполню, а старухины выполнять не буду. И старик повёл себя глупо. Надо было сказать старухе: «Я тебя люблю, но кроме избы ничего просить у рыбки не буду». Не стала бы она его бить, ну, поругалась бы немного и успокоилась.

Группа «Синяя шляпа» делает вывод. В сказке показан корыстный человек, завистливый, злой и скупой. Такой человек будет желать и добиваться чего-то большего, чем он имеет. А.С. Пушкин показал, как за жадность люди наказывают себя сами и какими смешными они выглядят в погоне за богатством. Старухе надоело жить в нищете, и она потеряла голову от богатства, которое у неё появилось. Старик безвольный, со слабым характером не сумел воспользоваться чудом, которое ему было дано, сколько добра он мог сделать людям.  В этой сказке добро учит и наказывает зло.

Эксперимент.

Одним из важнейших словесно – наглядных и словесно – наглядно – практических методов обучения является  эксперимент. Он играет особую роль в обучении. Эксперимент  помогает вызвать интерес к предмету, научить наблюдать процессы, освоить приемы работы, сформировать практические навыки и умения.

1. Научить  распознавать гласные и согласные звуки можно экспериментальным  путем. Учащимся 1 класса предлагается  следующий вид работы.

Когда образуются гласные, воздух проходит свободно, без препятствий. Проверить это легко. Н тупой конец карандаша положить маленькую бумажку, согнутую в виде буквы г; поднести карандаш ко рту на расстояние 7 – 10 см и произнесите гласный звук, например [а] или  [о]. Бумажка не шелохнется. Иначе будет при произнесении согласных, например [б] или [ф]. Воздух встречает препятствие и  силой выходит. Бумажка упадёт.

2. Научить распознавать звонкие и глухие согласные звуки.

Положить руку на горло. При произнесении звонкого звука чувствуем вибрацию, «включился моторчик». При произнесении глухого согласного «моторчик не включается».

Учащимся 3 класса эксперимент  поможет  сделать вывод, почему в русском языке шесть падежей. В немецком языке, к примеру, их четыре.

- Какие у вас гипотезы? Почему шесть падежей в русском языке? (Ответы детей.)

Количество падежей в русском языке тесно связано с тем, как выражается падеж. А падеж выражается окончанием. Просклоняем имена существительные 1, 2 и 3-го склонения по группам у доски. (Имена существительные дает учитель).

Падеж

1-е склонение

2-е склонение

3-е склонение

Именительный

вода

дядя

друг

окно

ночь

Родительный

воды

дяди

друга

окна

ночи

Дательный

воде

дяде

другу

окну

ночи

Винительный

воду

дядю

друга

окно

ночь

Творительный

водой

дядей

другом

окном

ночью

Предложный

о воде

о дяде

о друге

об окне

о ночи

Анализируем таблицу.

- Сколько разных окончаний у существительных 1-го склонения? (Пять.)

Оказывается, пять, а падежей – шесть.

Сколько разных окончаний у существительных 2-го склонения? (Во 2-м склонении тоже пять разных окончаний.)

Сколько разных окончаний у существительных 3-го склонения? (В 3-м склонении только три.)

Если следовать точно количеству разных окончаний, то в 1-м и 2-м склонении было по пять разных падежей (именно разных, сравните падежи с одинаковыми окончаниями), а  в 3-м – всего три. Это было бы неудобно: запоминать для каждого склонения свои падежи. Так ученые и нашли оптимальный  вариант: шесть падежей были «вычислены» из сопоставления 1-го и 2-го склонения (так как в них наибольшее количество разных окончаний). Только шестипадежная система прекрасно помогает нам передавать самые разнообразные значения слов.

4.Вывод.

Внедрение в учебную  деятельность исследовательских приемов развивает у учащихся умение работать с имеющейся информацией.  Дети учатся добывать необходимый научный материал,  грамотно систематизировать, логически распределять имеющиеся данные, свертывать информацию путем исключения избыточной, либо путем обобщения целого ряда известных фактов, переформулировать мысль. От класса к классу у школьников развивается вербальное мышление, совершенствуются навыки аудирования, рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности, приобретаются навыки работы с первоисточниками.

Список использованных ресурсов:

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: «Учебная литература», 2005г.
  2. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. – М., 2002
  3. Жоголева Е.Е. Исследовательская работа на уроках русского языка и не только…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов этимологического анализа на уроках русского языка в начальной школе

Этимологический анализ делает урок более интересным, необычным, вносит в него элементы игры, занимательности, чем прививает интерес к предмету, расширяет кругозор школьника, обогащает словарный запас,...

Исследовательская деятельность на уроках русского языка в начальной школе

Исследовательская деятельность младших школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний....

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка в начальной школе (из опыта работы)

Хочу поделиться своим опытом работы с привлечением справочной литературы и Интернет-ресурсов на уроках русского языка....

Использование приёмов исследовательской деятельности на уроках русского языка

Использование приёмов исследовательской деятельностина уроках русского языка...

Развитие исследовательской деятельности на уроках русского языка в начальной школе

Развитие исследовательской деятельности на уроках русского языка в начальной школе...