Развитие исследовательской деятельности на уроках русского языка в начальной школе
методическая разработка

Пазавина Елена Евгеньевна

Развитие исследовательской деятельности на уроках русского языка в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие исследовательской деятельности на уроках русского языка в начальной школе.

Единственный путь, ведущий к знанию, – деятельность.

Бернард Шоу 

   Исследовательская деятельность – одно из перспективных направлений в методике преподавания любого предмета. Это работа, связанная с поиском ответа  на исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.  

   Исследовательскую деятельность школьников можно осуществлять как в учебном процессе, так и во внеурочное время. 

 Структура  исследовательской деятельности в учебном процессе: 

1.  Отдельный этап урока (объяснение нового материала, повторение пройденного, обобщение и систематизация знаний).

2. Урок –исследование.

3. Исследование может охватывать определенную тему (проводится ряд уроков).

4. Исследование творчества отдельного писателя или поэта, произведения которого изучаются на протяжении нескольких лет.

5. Исследование может быть самостоятельной творческой деятельностью учащегося. 

Три уровня реализации  исследовательского обучения:

1.Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения. Само решение предстоит найти учащемуся самостоятельно.

2.Педагог ставит проблему, но сам метод её решения ученик ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск).

3.Постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляется  учащимися самостоятельно.

(Дж.Шваб, П.Брандвейн, А.Леви. Педагогика нового времени. «Современный урок». Ч.5.Инновационные уроки. Тамара Петровна Лакоценина, к/дпеднаук, доцент и др. Издательство "Учитель", 2007 г.).

 Основные этапы исследования:

I.Выбор темы.
II. Постановка проблемы.
III. Пути решения поставленной проблемы:
1) поиск информации ;
2) классификация;
3) наблюдение;
4) сравнение;
5) анализ;
6) синтез.
IV.Реализация
(формы работы).
V. Рефлексия.  

 Навыки, необходимые для решения исследовательских задач:

Видеть проблемы

Выдвигать гипотезы

Задавать вопросы

Давать определения понятиям

Классифицировать

Наблюдать

Проводить эксперименты

Высказывать суждения

Делать выводы и умозаключения 

  Цель исследовательской деятельности:

Сформировать у учащихся навык исследования как способ получения нужной информации

Развивать способности к исследовательскому типу мышления

Развивать умение учеников аргументировать свою  точку зрения по заданному вопросу

Стимулировать творчество учащихся, исследовательскую деятельность 

 Ожидаемые результаты: 

Стремление учащихся активно заниматься исследовательской  работой

•  Их сформированная методологическая    компетентность

•  Положительная мотивация   к учебе 

ВЫВОД: 

Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным.

      

 РЕЗУЛЬТАТ:

1.  Получение новой информации.

2. Полноценные, осознанные, оперативные и гибко используемые знания.

3. Опыт творческой деятельности.  

 

     Чтобы сделать что-нибудь, требуется не так уж много сил, но решить,что именно надо сделать, - вот что требует огромной затраты сил.

Ф. Хаббард


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по теме самообразования Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе»

Если учитель постоянно будет создавать условия для формирования познавательного интереса и целенаправленно его развивать - это будет способствовать достижению более высокого уровня познавательного инт...

Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе.

Позновательная деятельность развивает такие процессы как: мышление,внимание,память,речь,воображение,поддерживает интерес к обучению....

Исследовательская деятельность на уроках русского языка в начальной школе

Исследовательская деятельность младших школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний....

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка в начальной школе (из опыта работы)

Хочу поделиться своим опытом работы с привлечением справочной литературы и Интернет-ресурсов на уроках русского языка....

Тема по самообразованию: Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе» Выполнила: Алексеева Г.В., учитель начальных классов, высшей категории

Цель: выявить и изучить наиболее эффективные технологии развития познавательного интереса школьников к учению на уроках русского языкаЗадачи: - изучить психолого-педагогические и методически...

«Использование элементов исследовательской деятельности на уроках русского языка в начальной школе».

Одной из таких педтехнологий является технология проведения учебных исследований учащихся.Эта технология использовалась только во внеурочной деятельности. Теперь ФГОС заявляет об использовании учебных...