Использование элементов этимологического анализа на уроках русского языка в начальной школе
статья по русскому языку (3 класс) по теме
Этимологический анализ делает урок более интересным, необычным, вносит в него элементы игры, занимательности, чем прививает интерес к предмету, расширяет кругозор школьника, обогащает словарный запас, развивает речь, знакомит детей с историей и культурой русского языка и многих других
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31 КБ |
![]() | 19.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ
СЛОВАРИК
Автомобиль – греческ. «авто» - сам, латинск. «мобил» -подвижный.
Автобус – греческ. «авто» - сам + латинск. «омнибус» - для всех
Агроном – греческ. «агрос» - земля, «номес» - закон
Альбом – греческое «альбус» - белый
Аромат – греческ. «арома» - приятный запах
Апрель – латинск. «априкус» - согретый солнцем
Апельсин – латинск. «априкус» - согретый солнцем
Астроном – греческ. «астрон» - звезда, «номес» - закон (человек, знающий законы звезд)
Багаж – франц. «баг» - пакет
Баскетбол – англ. «баскет» - корзина, «бол» - мяч
Береза – древнерусск. «бер» - светлый, белый
Библиотека – греческ.«библио» - книга; «текос» - хранилище
Бинокль – от лат. «бини» -два, «окулюс» - глаз
Велосипед – от латинск. «велокс» - быстрый. «педис» - нога
Ветеран, ветчина – латинск. «ветус» - старый
Волейбол – англ. «волей» - полет, «бол» - мяч
Газета – итал. «газа» - сорока – изображение птицы на монете, которую отдавали за лист бумаги с напечатанной информацией
Голубой – цвет назван по оперенью шейки голубя
Дорога – общеславянск. «дор» - расчищенное место
Каникулы – латинск. «канус» - собака (Звезда Сириус из созвездия Псов появлялась в середине июля и у учеников начинался отдых)
Карандаш – тюркс. «кара» -черный», «даш» - камень
Капуста, капитан, капюшон – латинск. «капут» - голова
Картина, картон – греческ. «харта» - лист, бумага
Кенгуру – на языке австралийцев «кенг» – прыгать, «роу» - четвероногое
Колесо, кольчуга, коляска– древнерусск. «коло» - круг
Корова – древнерусск. «кор» - рог (рогатая)
Корзина – общеславянск. «корзать» - плести ветки
Лопата, лопух – древнерусск. «лоп» - плоское расширение, лист
Лягушка – общеславянск. «ляга» - нога
Малина – ягода, состоящая из маленьких зернышек.
Медведь – древнерусск. «мед», «ведать»
Мелодия – греческ. «мело»- песня, «оде» песня
Мемориал – латинск. «мемор» - память
Милиция - латинск. «милис» - воин
Москва – древнерусск. название реки «Моцка» - небольшой водоем
Пенал – немецк. «пена» - ящичек для перьев
Пейзаж – франц. «пейжус» - село
Перчатка, перстень – общеславянск. «перст» - палец
Печаль, печать - древнерусск. «пека» - жар, зной
Пирог – образовано от существительного «пир», пирог – «праздничный хлеб»
Портфель, портмоне, паспорт – франц. «порте» - носить
Портной, портянка– древнерусск. «порто» - полотно
Подушка – под ушко или по душе
Рябина – от древнерусск. «рябь» - разноцветный, пестрый
Салют – франц. «салюс» - пожелание здоровья
Солдат – итальянск. «сольдо» - деньги (раньше поступали в войско за деньги)
Тетрадь – греческ. «тетрос» - четвертая часть листа. Раньше тетради имели 4 листа
Телевизор – греческ. «теле» - вдаль, «визор» - вижу
Телескоп – греч. «теле» - далеко, «скопео» - смотрю
Телефон – греческ. «теле» - далеко, «фон» - звук
Топор – общеслав. «топати» - рубить, тяпать
Фестиваль – латинск. «феста» - праздник
Фотоаппарат – греческ. «фотос» - свет
Хороший - исконно русск. «хорс» - чистый, убранный
Человек – индоевроп. «кел»(чел) – род, «век» - жизненная сила
Январь – римск. «Янус» - двуликий бог солнца
Предварительный просмотр:
Использование элементов этимологического анализа на уроках русского языка в начальной школе
В последнее десятилетие возрос интерес к родной истории, в том числе и к истории родного языка.
Начальная школа – это, казалось бы область наиболее далекая от такой сложной науки , как история языка и тем не менее отдельные элементы исторического комментирования, ознакомления школьников с историей слов проникают и сюда.
Детям младшего школьного возраста свойственна склонность к этимологизированию, ведь они часто слышат слова, смысл которых им непонятен. Обилие и частота самостоятельных «толкований» слов детьми свидетельствуют о постоянной тяге ребенка выяснить происхождение слова.
Этимология – это раздел языкознания, который занимается происхождением слова, а также исторических изменений в структуре слова и его значениях.
На уроках русского языка я стала применять элементы этимологического анализа в работе со словами с непроверяемыми написаниями, которые даются в программе на каждом году обучения. За четыре года обучения младший школьник должен усвоить правописание от 200 до 250 слов:
- с непроверяемыми безударными гласными;
- с удвоенными согласными;
- сложные слова с соединительной гласной;
- слова с непроизносимыми согласными.
Дети допускают большое количество ошибок именно в словах с непроверяемыми написаниями. Все методы и приемы, существующие в методике работы со словарными словами, я использовала, но результат чаще всего остаётся тем же.
Использование элементов этимологического анализа на уроках русского языка помогают мне существенно улучшить орфографическую грамотность детей, т.к. в такой работе задействована не только механическая память, но и логическое мышление самих детей. Этимологический анализ делает урок более интересным, необычным, вносит в него элементы игры, занимательности, чем прививает интерес к предмету, расширяет кругозор школьника, обогащает словарный запас, развивает речь, знакомит детей с историей и культурой русского языка и многих других. Для того чтобы начать работу с этимологическим анализом в начальной школе необходимы два условия:
- желание самого учителя
- систематически и целеноправленно обращаться к истории слов на уроках русского языка, чтения и др.;
- наличие справочной литературы.
Используя в работе над словами с непроверяемыми написаниями «Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М.Шанского, книгу Л.Успенского «Почему не иначе» и др., я собрала свой «Этимологический словарик» для учеников начальной школы
Правила работы с этимологическим словариком
1. Дается толкование современного лексического значения слова. У многозначного слова объясняется одно из значений, в котором оно чаще всего употребляется.
2. Этимологическая справка, сообщающая язык-источник происхождения слова, толкуется первоначальное значение слова, выделяется слово иди морфема с опорным написанием.
3. Образец краткой записи этимологической справки в тетради учеников.
4. Представление этимологии с помощью рисунка.
АЛЬБОМ – книга или тетрадь с чистыми листами для рисования, наклеивания марок, хранения фотоснимков.
Слово заимствовано в начале ХIХ века из французского языка; восходит к лат. – альбум – “белая доска для объявлений, распоряжений ко всеобщему сведению”, альбус – “белый”.
Альбом – альбус = “белый”.
И с тех пор порядок в доме,
А грибы растут в альбоме.
/Э. Успенский./
БЕРЕЗА – лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями.
Это слово общеславянское. Дерево названо по белому цвету коры: бер – “светлый, ясный, белый”.
Береза – бер = “светлый, ясный, белый.”
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
/С. Есенин./
САЛЮТ – приветствие в торжественных случаях, отдание почестей ружейными залпами, разноцветными ракетами, флагами.
Салют – заимствовано в Петровскую эпоху из франц. языка. Посредством латин. салюс – “пожелание здоровья”.
Салют – салюс = “пожелание здоровья”.
Грянул гром, веселый гром,
Засверкало все кругом!
Рвутся в небо неустанно
Разноцветные фонтаны,
Брызги света всюду льют!
Это праздничный .../салют/.
КАРАНДАШ – графитная палочка, обычно оправленная в дерево, для письма, рисования, черчения.
Карандаш – заимствовано в ХVIII веке из тюркского языка. Тюркское “карандаш” образовано путем сращения двух слов кара – “черный” и даш – “камень”.
Карандаш – кара, даш = “черный камень”.
Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом проведет,
Там заметку кладет. (загадка)
Практика показала, что дети охотно занимаются такой работой, она вызывает у них самый живой отклик. А в конечном итоге повышается и интерес к урокам русского языка, и уровень орфографической грамотности, появляется внимательное отношение ко многим языковым фактам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/19/picture-452716-1521470066.jpg)
«Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе»
практические приемы использования технологии проблемного обучения...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/24/picture-670527-1443094685.jpg)
Использование элементов проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе.
Из опыта работы....
Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях реализации фгос
В статье "Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС" рассказывается о техниках учения технологии развития критического м...
"Использование технологий развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе"
"Использование технологий развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе"...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
Текст выступления на фестивале педагогических идей по теме: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО"...
«Использование элементов исследовательской деятельности на уроках русского языка в начальной школе».
Одной из таких педтехнологий является технология проведения учебных исследований учащихся.Эта технология использовалась только во внеурочной деятельности. Теперь ФГОС заявляет об использовании учебных...
«Использование элементов исследовательской деятельности на уроках русского языка в начальной школе».
Презентация к методической разработке....