Система работы учителя по повышению качества образования
статья
Чтобы добиться качественного усвоения знаний, сделать учебный процесс максимально эффективным, на помощь в данном случае приходят дидактические и методические приёмы и методы, и, конечно же, находки и идеи новых технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povyshenie_kachestva_obrazovaniya.docx | 123.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы учителя по повышению качества образования
«Образование – величайшее из земных благ,
если оно наивысшего качества.
В противном случае оно совершенно бесполезно».
Киплинг
- Здравствуйте те, у кого в этом месяце день рождения!
- Здравствуйте те, кто не хотел утром вставать с постели!
- Здравствуйте те, кто ждёт повышение зарплаты!
- Здравствуйте те, кто тоскует по морю и песку!
- Здравствуйте те, кто готов общаться! Я рада вас приветствовать на нашем педагогическом совете.
- Что означает слово «Здравствуйте»? (приветствие, уважение, пожелание здоровья человеку).
Жизнь по-разному можно прожить:
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя спать,
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
На рассвете вставать и,
Помышляя о чуде,
Рукой обнаженной солнце достать
И подарить его людям!
А как подарить его людям, если его нет в тебе? Солнце – это добро, свет, любовь, стремление отдавать себя людям, распахнуть навстречу им свою душу, это радость общения, это сама жизнь… А радоваться жизни может только здоровый человек.
…Однажды ученики греческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: «Учитель! Ты, обладающий знаниями во много раз большими, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которые нам кажутся очевидными, ясными. Почему?» Начертив посохом на песке два круга, большой и малый, старец молвил: «Площадь большого круга – это познанное мною, а площадь малого круга - это познанное вами. Как видите, знаний у меня действительно больше, чем у вас. Но все, что вне кругов, - это не познанное ни мной, ни вами. Согласитесь, что длина большой окружности больше длины малой, а следовательно, и граница моих знаний с непознанным большая, чем у вас. Вот почему у меня больше сомнений».
Задумываемся ли мы над тем, какой он, путь совершенствования знаний, мышления, путь обогащения духовного мира? Как помочь ученику интересно и плодотворно пройти по этому пути? А для этого я предлагаю вам по-иному посмотреть на современный урок.
Тема моего выступления «Система работы учителя по повышению качества образования»
- Если Вы уверены, что для учителя хорошее качество образования связано с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать – поднимите правую руку!
- Если вы считаете, что хорошее качество образования связано со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей – кивните головой.
- Если вы согласны с тем, что для повышения профессиональной компетентности педагогов необходимо использовать наряду с традиционными, активные методы обучения, хлопните в ладоши.
Одной из форм повышения педагогического мастерства учителя является урок.
Внимание на экран. Вам предлагается набор слов: транспорт, техника, бояться, логика, применить, изобилие, знания. Из предложенных слов выберите те, которые имеют отношение к понятию: «Качество образования». Выбирают слова: техника, логика, применить, знания.
Для того, чтобы определить главное слово нашей беседы, возьмите корни из слов техника и логика, объедините их гласной О; добавьте к ним суффикс из слова применить и присоедините окончание из слова знания. Какое слово получилось? (ТЕХНОЛОГИЯ).
В последнее время обучение детей в начальной школе претерпело множество изменений. Уже спокойно воспринимаются четыре буквы ФГОС, которые всего несколько лет назад наводили ужас не только на родителей, но и на учителей. Пришло понимания необходимости перемен. И сложно уже ответить какой вопрос является приоритетным ЧЕМУ учить, ЗАЧЕМ учить, КАК учить, Как учить результативно.
Чтобы добиться качественного усвоения знаний, стараюсь делать учебный процесс максимально эффективным, на помощь в данном случае приходят дидактические и методические приёмы и методы, и, конечно же, находки и идеи новых технологий. Своё выступление я начала с приёмов технологии ТРИЗ, которые использую в своей работе.
Что такое ТРИЗ?
Это теория развития изобретательских задач. Она была придумана изобретателем, учёным, педагогом, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году. Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики.
Остановлюсь лишь на некоторых приёмах ТРИЗ технологии, которые часто использую на разных этапах урока.
Приём «Да-нетка»
Это самый распространенный приём, который можно применять с первых уроков 1 класса. Педагог загадывает нечто (число, объект, понятие). Школьники пытаются найти ответ, задавая вопросы. В результате происходит сужение поля поиска и постепенно самостоятельно «раскрывают» секрет задумки.
Например, ведущим (сначала это может быть учитель, а потом и ученики) задумано число 5.
Чтобы угадать, какое число задумано, ребята начинают завать вопросы:
- Это число больше 6? (Нет)
- Это число меньше 6? (Да)
- Это число больше 3? (Да)
-Это число больше 3 на 1? (Нет)
- Это число меньше числа 6 на 1? (Да) Это число 5? (Да)
Загадано природное явление (Радуга)
- Это бывает зимой? (Нет)
- Это бывает в тёплое время года? (Да)
- Это бывает летом? (Да)
- Это связано с осадками? (Да)
- Это дождь? (Нет)
- Это бывает после дождя? (Да) Это радуга? (Да)
Приём «Создай паспорт» целесообразно использовать для систематизации, обобщения полученных знаний; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнивая его с другими сходными понятиями. Этот универсальный приём составления обобщённой характеристики изучаемого явления по определённому плану.
Паспорт сказочного существа
Имя героя: Чиполлино
Создатель (автор)? Д.Родари
«Прописка»: сказка «Чиполлино»
На кого (на что) похож? На луковицу
Где живёт? На грядке в Италии
Волшебные особенности? Он – луковица, а живёт как человек.
Особые приметы: защищает слабых, хорошо решает изобретательские задачи.
Уроки с использованием приёмов ТРИЗ являются средством формирования успешности учения школьников.
Обучение не может быть качественным, если оно не личностно ориентировано, если не созданы условия для развития каждого ребенка, даже не очень способного к обучению. Мониторинг дает нам возможность проследить динамику у каждого ребенка и затем подобрать материал для работы с каждым учеником индивидуально. Знание качества достигаемых результатов обучения – непременное условие успешной работы учителя, иначе его деятельность теряет смысл.
Оценка достижения предметных результатов ведется в ходе текущего и промежуточного оценивания, так же в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
Результаты оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания фиксируются в листе оценки по каждому учебному предмету.
Лист оценки предметных результатов представлен в виде таблицы, где внесены все учебные умения, которые ученик научится выполнять в результате изучения учебного предмета в начальной школе. Все умения представлены на базовом уровне и повышенном (предусмотрено ФГОС НОО).
Другие колонки заполняются фамилией и именем ученика определенного класса.
По мере проведения текущего контроля (наблюдение, проверочные работы, практические задания, контрольные работы, проблемные ситуации и т.д.) заполняется определенная ячейка знаком, представленным в виде баллов:
0 б. – не научился (не проявил данное умение)
1 б. – частично научился (допускаются ошибки при демонстрации умений)
2 б. – в полной мере научился (ярко демонстрирует в работе данное умение)
Это даст возможность учителю своевременно устранить пробел в знаниях и видеть уровень усвоения учеником учебного материала.
В результате, по каждому учебному предмету (в том числе и отдельно по разделу этого предмета) можно судить о наличии у обучающихся предметных знаний и действий с предметным содержанием.
Педагогическая диагностика позволяет:
– определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков;
− выявить характер трудностей ученика и установить их причины;
− установить уровень овладения учебной деятельностью;
− оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.
Педагогическая диагностика позволяет установить уровень овладения учебной деятельностью, это общий способ получения информации о протекании и результатах учебно - воспитательного процесса.
Карта успехов по чтению.
Как растёт читатель.
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | темп чтения | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
120-150 | ||||||||||||||||
110-119 | ||||||||||||||||
100-109 | ||||||||||||||||
90-99 | ||||||||||||||||
80-89 | ||||||||||||||||
70-79 | ||||||||||||||||
60-69 | ||||||||||||||||
50-59 | ||||||||||||||||
40-49 | ||||||||||||||||
30-39 | ||||||||||||||||
20-29 | ||||||||||||||||
0-19 |
Математика
З Н А Ю | № |
| ||||||||||
1 | - названия и последовательность чисел от 0 до 20 | |||||||||||
2 | - состав однозначных чисел | |||||||||||
3 | - названия и обозначения действий сложения и вычитания | |||||||||||
4 | - названия двузначных чисел в пределах 20 | |||||||||||
5 | - таблицу сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания | |||||||||||
У М Е Ю
| 6 | - различать предметы по цвету, форме, размеру | ||||||||||
7 | - пользоваться понятиями: меньше, больше, столько же | |||||||||||
8 | - пользоваться понятиями: вправо, влево, вниз, вверх | |||||||||||
9 | - считать предметы в пределах 10, 20 | |||||||||||
10 | - читать, записывать и сравнивать числа в пределах 10, 20 | |||||||||||
11 | - выполнять задания «Увеличить на…», «Уменьшить на…» | |||||||||||
12 | - пользоваться терминами: слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, выражение, значение выражения | |||||||||||
13 | - складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через десяток | |||||||||||
14 | - складывать и вычитать числа в пределах 20 с переходом через десяток | |||||||||||
15 | - решать задачи на нахождение целого и остатка | |||||||||||
16 | - решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц | |||||||||||
17 | - решать задачи на разностное сравнение чисел | |||||||||||
18 | - решать задачи в два действия | |||||||||||
19 | - пользоваться единицами длины: сантиметр, дециметр. | |||||||||||
20 | - пользоваться единицами: массы: килограмм | |||||||||||
21 | - пользоваться единицами: объёма литр | |||||||||||
22 | - находить длину отрезка, чертить отрезок заданной длины. |
Чтобы ребята с первых дней в школе стали полноправными участниками процесса обучения, необходимо их вовлекать в образовательный процесс, в период адаптации создавать положительный эмоциональный настрой. Для этого можно использовать “Листы достижений планируемых результатов по темам”,
В течение 2 лет (1-2 класс) т.к. полтора года безотметочное обучение, заполняются таблицы по формированию у обучающихся положительного эмоционального отношения к оценке учебных достижений с использованием знаков-символов в начале изучения темы и в конце учебного года по критериям:
- усвоил, не испытываю трудностей;
- иногда испытываю трудности;
- надо поработать.
Систематический учёт знаний, умений и навыков является неотъемлемой частью учебного процесса в начальной школе и проводится в целях проверки уровня достигнутых обязательных результатов обучения, основательности усвоения знаний и прочности формирования навыков.
В течение года проводим административные входные и итоговые контрольные работы во всех классах. Результаты анализируются учителями и кураторами творческих групп. На основании данных анализов подбираются срезовые работы для дополнительного контроля за отработкой наиболее часто допускаемых ошибок. Результаты рассматриваются на заседании методического объединения и делаются соответствующие выводы, даются рекомендации.
Динамика качества обученности контрольных и срезовых работ отслеживается как по всей начальной школе, так и по параллелям, и по каждому классу относительно своих предыдущих результатов.
Также отслеживается соответствие качества обученности по результатам контрольных работ и итоговых четвертных и годовых отметок.
Информация о качестве знаний, успешности учащихся разных классов в нашей школе даёт возможность сделать вывод о том, что динамика показателей успеваемости нестабильна.
Учитель должен владеть постоянной и системной информацией о том, как идёт продвижение каждого ученика по пути усвоения знаний и развитие его личности. Такую информацию можно получить, организуя систематическое отслеживание процесса обучения и фиксирование динамики его результатов. Нужен кропотливый учет, который возможен при проведении мониторинга и анализе его результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа учителя по повышению качества знаний, эффективности обучения и воспитания учащихся.
"Важен не сам опыт, а мысль, выведенная из него" К.Д.Ушинский.Хочу поделиться со своим мнением: что является, на мой взгляд, слагаемыми успеха в обучении и что даст в итоге качественную сумму....
Выступление на заседании педсовета "Система работы МО по повышению качества образования"
Какая же работа ведётся в МО по повышению качества знаний?Повышение качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих: образовательных результатов; организац...
«Формирование системы работы ОУ по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ на уровне начального, основного и среднего общего образования».
Педагогический совет в школе...
доклад на педсовете «Формирование системы работы ОУ по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ на уровне начального, основного и среднего общего образования».
формироваеие работы оу...
Система работы учителя по повышению качества образования.
Цель мастер - класса: представление наиболее результативных элементов собственной системы работы, методических приёмов, педагогических действий, обеспечивающих повышение качества преподаваемых предмет...
Презентация "Организация работы учителя по повышению качества образования"
Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования. Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения эффективности ус...
Методический материал по теме "Организация работы учителя по повышению качества образования"
Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования. Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения эффективности ус...